Перейти к содержанию
Авторизация  
Kirilius83

Линейки/круговые датчики - работа станка

Рекомендуемые сообщения

На станке установлены электронные линейки, при работе по линейкам при перемещении узлов наблюдаются рывки/дергание. Если перейти на круговые датчики, встроенные в двигатели подач дергание исчезает. В чем моежт быть причина и как от этого уйти? Электронщики говорят дескать там люфты, приработе от линеек их нельзя компенсировать а при работе от датчиков можно. Как так, ведь 100% люфты нельзя убрать, как минимум упругие останутся. Тогда должно быть требование к максимальному люфту?

Конктерно ЧПУ Siemens 840Dsl с их же приводами/двигателями, линейки Heidenhain, но подобное возможно и на других комплектациях.

 

Кто сталкивался с подобным? От чего вообще зависит плавность перемещения узла, с точки зрения электронщиков?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

На станке установлены электронные линейки, при работе по линейкам при перемещении узлов наблюдаются рывки/дергание. Если перейти на круговые датчики, встроенные в двигатели подач дергание исчезает.

Это реакция на люфты, трение, деформации элементов привода.

Такое поведение можно победить настройкой параметров привода.

 

Электронщики говорят дескать там люфты, приработе от линеек их нельзя компенсировать а при работе от датчиков можно.

Это они ерунду говорят, не надо слушать

Как так, ведь 100% люфты нельзя убрать, как минимум упругие останутся. Тогда должно быть требование к максимальному люфту?

Надо проверить механику, с точки зрения явных косяков (износ,например, или ошибки монтажа). Если всё нормально, то нужно просто заняться настройкой привода. Для этого нужен доступ к машинным данным. Если у вас есть уже есть в этом навыки, попробуйте настроить "Jerk" - это плавное изменение ускорения при разгоне/торможении.

 

Ну и собственно саму компенсацию люфта тоже надо попробовать, если дело в нём.

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ага, значит все же настроить можно. Я вот и хочу сторонее мнение узнать - у наших электронщиков стимула нет разбиратся, кивнул на механиков и все((((

Насчет плавности пуска - я тоже в размышлениях к этому пришел. Слишком точно ЧПУ пытается задание выдерживать, а тут еще рывок при страгивании узла, данные датчика и линейки рассогласовываются за счет упругих деформаций ШВП и остального....

 

А какое вообще ускорение нормальное? Вроде как в самом приводе есть ограничения на время разгона. Считал потребный момент при разгоне - но там от ускорения все зависит, брать 0,5 с или 1 с до скорости 8 м/мин - при массе узла 10т большая разница.

А саму точность отработки позиции настраивать можно? Ведь линейка выдает координату в 0,01 мкм, а в реальности так точно узел не переместишь (механика просто не расчитана на такие точности), будет рассогласование дазанной позиции и реальной, и ЧПУ будет пытатся поймать её, прыгая туда-сюда.

 

ЗЫ Большое спасибо за ответы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А какое вообще ускорение нормальное? Вроде как в самом приводе есть ограничения на время разгона.

В машинных данных задаётся максимально допустимое ускорение. Есть также разные дополнительные ограничения, которые могут использоваться в разных случаях (тот же jerk).

А саму точность отработки позиции настраивать можно? Ведь линейка выдает координату в 0,01 мкм, а в реальности так точно узел не переместишь (механика просто не расчитана на такие точности), будет рассогласование дазанной позиции и реальной, и ЧПУ будет пытатся поймать её, прыгая туда-сюда.

Задаётся допуск для грубого позиционирования (команды быстрых перемещений) и допуск точного позиционирования. При достижении этого допуска происходит смена кадра.

 

будет рассогласование дазанной позиции и реальной, и ЧПУ будет пытатся поймать её, прыгая туда-сюда.

Это зависит не от допуска, а насколько большое усиление в контурах управления двигателем, и насколько хорошая динамика привода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На станке установлены электронные линейки, при работе по линейкам при перемещении узлов наблюдаются рывки/дергание. Если перейти на круговые датчики, встроенные в двигатели подач дергание исчезает. В чем моежт быть причина и как от этого уйти?

Kirilius83!

Я так полагаю, что перемещение стола на один дискрет линейки не равно перемещению стола при провороте мотора на один дискрет энкодера.

Если это так, то при прочих равных условиях при работе с обратной связью от линейки и при работе с обратной связью от энкодера будут разные коэффициенты усиления в цепи обратной связи. Поэтому привод и ведет себя по разному.

 

Электронщики говорят дескать там люфты, приработе от линеек их нельзя компенсировать а при работе от датчиков можно.

При работе с обратной связью от линейки обратная связь охватыает люфт в ШВП. При работе с обратной связью от энкодера обратная связь НЕ охватывает люфт в ШВП. Люфт, охваченный обратной связью, и люфт НЕохваченный обратной связью, по разному влияют на динамику привода.

 

Если механика в порядке, надо настраивать электронную часть.

 

линейка выдает координату в 0,01 мкм

Kirilius83!

Действительно, одна сотая микрона? Что-то не верится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я бы все же в механике разбирался. Любое шаманство над настройками приводов спасет на какое-то время, но не на долго. По мере увеличения люфта симптомы будут повторяться, а "гайки заворачивать" будет уже некуда. Хотя конечно настройка привода тоже не исключена. Возможно у двигателя произошло небольшое размагничивание, как результат некоторое смещение фаз, отсюда может быть рывок.. Но, думается, скорее всего все же механика . Кстати, 840й Сименс по идее должен поддерживать двойную обратную связь, как вариант установка дополнительного энкодера на двигатель (если есть в запасе дополнительная программная неактивная ось, так вообще не проблема). Ну и еще может есть смысл обновить таблицы коррекций осей, если они там активны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ЧПУ (любое) может учесть только люфты, которые находятся вне контура позиционирования. Поэтому при использовании линейки забивать люфты в параметры не имееет смысла, Их физически учесть не возможно. Но, как уже сказано, настройкой параметров и привода можно сгладить рывки перемещения.

Реальную величину люфта почему не называете? Если несколько соток, то дерганья не бедет, а если будет, то можно убрать настройкой. Реально пляска начинается при люфтах около десятки. Их нужно убирать механически. Нечего невозможного в этом нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

ЧПУ (любое) может учесть только люфты, которые находятся вне контура позиционирования. Поэтому при использовании линейки забивать люфты в параметры не имееет смысла, Их физически учесть не возможно.

Почему же, в 840 можно и с линейкой забить компенсацию люфта. И с линейкой-то он и будет давать более явный эффект, так как линейка видит мёртвый ход и контур позиционирования пытается его отработать. Датчик в моторе видит всё это через передаточное отношение.

Реальную величину люфта почему не называете? Если несколько соток,

Да, тут вообще надо бы разобраться откуда он. Вряд ли швп предполагались с зазором. Бывает ещё, что зазор в подшипнике опоры ШВП не выбран.

Возможно у двигателя произошло небольшое размагничивание, как результат некоторое смещение фаз, отсюда может быть рывок.. Но, думается, скорее всего все же механика . Кстати, 840й Сименс по идее должен поддерживать двойную обратную связь, как вариант установка дополнительного энкодера на двигатель (если есть в запасе дополнительная программная неактивная ось, так вообще не проблема). Ну и еще может есть смысл обновить таблицы коррекций осей, если они там активны.

Не пугайте так . :) Проблема пока чисто наладочная.

Действительно, одна сотая микрона? Что-то не верится.

Это шаг измерения линейки, скорее всего имеется в виду. Не надо по нему оценивать точность позиционирования всей системы.

Сигнал с линейки можно программно поделить и снимать хоть ангстремы, точность станка от этого не повысится.

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Такое всегда бывает, когда параметр "количество импульсов на мм" неверный. Может у вас настроено на круговые, а на линейные менять надо?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Действительно, одна сотая микрона? Что-то не верится.

указано как "разрешение", могут вообще до 0,005 мкм. Хотя посмотерл внимательно - "рекомендованный шаг измерение положения до 0,1 мкм". LC183, абсолютная, класс точности 5 мкм.

 

Станок 2В623ПМФ4. На перемещении стойки вроде намеряли люфт около 9 соток (откуда пока не понятно, слесаря естественно не признаются). Эта ось и дергается. На столе люфт около 3 соток, дергания нет. Но! Нагрузили стол 10 т (масса стойки, папортная деталь до 4т) - задергался...

Вообще я сам механик, в электронике мало шарю - чисто логические умозаключения. Лично при всех этих экспериментах не присутсвую, и никто в механике доконца не уверен. Но поскольку при отключении линейки дергание чудесным образом исчезает - значит дергание идет именно от привода. Другое дело, можно ли его побороть чисто приводом, или нет. При этом краем уха слышал, что на других станках тоже подобные проблемы есть, вплоть до того что линейки просто отключают и работают от датчика двигателя, а линейка для виду остается, электронщики это побороть не могут.

Изменено пользователем Kirilius83

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Станок 2В623ПМФ4. На перемещении стойки вроде намеряли люфт около 9 соток (откуда пока не понятно, слесаря естественно не признаются). Эта ось и дергается.

Надо разбираться, для ШВП это много.

Сравните показания с датчика мотора и линейки в "диагностике", при реверсивном движении.

 

На столе люфт около 3 соток, дергания нет. Но! Нагрузили стол 10 т (масса стойки, папортная деталь до 4т) - задергался...

Масса увеличилась - увеличился момент инерции приведённый к валу двигателя. Это напрямую влияет на динамику привода, соответственно требуется настройка.

 

электронщики это побороть не могут.

И не надо требовать, вам, как механику проще будет это освоить.

 

Всё что вы рассказываете говорит о том, что пусконаладка (настройка приводов) станка сделана халтурно.

 

Почитайте эту тему:

http://www.chipmaker.ru/topic/86538/page__view__findpost__p__977424

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О, спасибо за статейку!

Кстати, вот еще случай: тяжелый токарный станок (заготовка до д2,5м*14м). Продольная подача суппорта - шестерня по рейке через фартук, остался еще от бытности станка универсалом (60 года выпуска). реальный люфт от двигателя до рейки - порядка 2 мм. Реально ли тут настроить привод? Имеются дополнительные продольные салазки с ШВП (на суппорте). Подробностей не знаю - но сначала так запускали и даже работали вроде, но потом линейку (14 метров) вообще отсоединили от ЧПУ, поставив отдельно экранчик для координат.

И еще вопрос: сталкивался ли кто с погрешностями линеек, обусловленными перкосами головки в результате перекоса узла? Т.е. перемещаем узел, за счет зазора в клиньях (натяг-то не сделаешь, в сотку зазор всеравно будет) под нагрузкой узел чуть поворачивается, в результате головка тоже смещается по шкале + меняется ориентация головки относительно шкалы (параллельность, расстояние). В исключительных случаях при неудачной остановке перемещение голвки может достигать нескольких соток, хотя даже при удачном расположении всеравно могут оставатся перемещения в микроны - но по идее даже микроны вызовут изменения сигнала. Кто-то сталкивался с подобным, или проблема надуманная (ну при грамотной установке линейки)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Кстати, вот еще случай: тяжелый токарный станок (заготовка до д2,5м*14м). Продольная подача суппорта - шестерня по рейке через фартук, остался еще от бытности станка универсалом (60 года выпуска). реальный люфт от двигателя до рейки - порядка 2 мм. Реально ли тут настроить привод?

Почитайте описание функций ЧПУ, глава "Компенсации". Поймёте возможности чпу.

По-хорошему, надо выбирать ненужные люфты, это не помешает в любом случае.

 

Кто-то сталкивался с подобным, или проблема надуманная (ну при грамотной установке линейки)?

Если тип линейки известен, то ищите на сайте хайденхайна каталог - там есть монтажные картинки с допусками.

http://www.heidenhai...ja-informacija/

 

Допуска, как правило, достаточно большие, сотка туда-сюда погоды не сделает.

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
В исключительных случаях при неудачной остановке перемещение голвки может достигать нескольких соток, хотя даже при удачном расположении всеравно могут оставатся перемещения в микроны - но по идее даже микроны вызовут изменения сигнала. Кто-то сталкивался с подобным, или проблема надуманная (ну при грамотной установке линейки)?

На изношенном станке или при неточной установке линеек это естественно должно и имеет место.

Это очень просто видно при чтении линейки уци, если при фрезеровании/перемещении циферки бегают (и чем больше тем хуже) значит с линейки выходит "сигнал" вперед/назад постоянно на сотки, ЧПУ его старается отработать и дрожат приводы. Это можно попытаться решить настройкой механики если станок не изношен или добавлять плавность разгона в электронике (не будет реагировать так быстро на дрожание сигналла с линейки). Дрожание сигналла - взаимноисключающие команды направления от люфтов в мехпнике при нагрузке.

Еще имеет значение линейки с цифровым или аналоговым выходом.

А да, компенсация люфтов при работе с линеек должна быть нулевая в системе управления, а ставят ее при работе от угловых датчиков, чтобы попытаться электронно скомпенсировать люфты системы, но на подрывы инструмента при фрезеровании это повлиять не может.

Изменено пользователем ALEX123

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо, почитал. Хоть и на английском, но теперь хоть представление появилось)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.