Перейти к содержанию
Авторизация  
Rionet

Что проще, изготовить точную шестерню или найти, где купить готовую?

Рекомендуемые сообщения

Хочу попробовать сделать цилиндрический одноступенчатый редуктор с претензией на малый люфт на выходе.

Для этого хочу использовать схему с двумя силовыми каналами - суть два редуктора на общих валах с возможностью натяга шестерен друг на друга.

Входной момент порядка 15-20 кг*см. Передаточное отношение 5:1.

Хотелось бы использовать шестерни 6-го класса точности с допуском по форме зубов не более сотки.

 

Опыта в данном вопросе не много, подскажите в каком направлении лучше проводить поиск - поиска возможности покупки готовых шестерней либо поиска тех кто может нарезать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

6-го класса точности

Это шлифовка скорее всего.

с претензией на малый люфт на выходе.

надо с цифрами определиться

цилиндрический одноступенчатый редуктор

определитесь с оборотами - возможно червячный будет лучше.

Попробуйте для начала поискать стандартный редуктор с нужными характеристиками. Это может оказаться гораздо проще и дешевле

Для самостоятельного изготовления нужен сначала чертёж, и некоторое понимание допусков на зубчатые колёса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Собственно есть желание немного поэкспериментировать на эту тему, так сказать лично узнать какие проблемы можно получить.

В планах быстрая поворотная ось для ЧПУ фрезера (для обеспечения возможности токарной обработки, если получится). Обороты на входе до 6тыс (сервопривод), на выходе соответственно до 1200. Но скорость это не главная цель, главное точность и жесткость.

 

Из готовых редукторов ближе всего планетарный (по всем характеристикам подходит), то что предлагается имеет люфт порядка 5-10 угловых минут, что в пересчете на 110мм заготовку дает 8-15 соток люфта на детали, довольно много. Червячные редукторы из того что можно купить я находил с такими же цифрами люфта (может плохо искал? подскажите).

 

Соответственно идея банальна, если взять два зубчатых колеса, то натягивать их друг на друга можно до тех пор пока не упрешься в точность их изготовления. Для шестерней 6 класса как я понимаю этот допуск равен 1 сотке. Соответственно примерно такой же должен получиться люфт на радиусе шестерни.

 

Конструкция на выходном валу примерно как на рисунке, только шестерни будут фиксироваться друг на друга болтом после натяга для получения жесткости. На входном валу эксцентриковая втулка для осевого натяга. На валах радиально-упорные подшипники с гайкой для натяга. Как-то так.

 

Чертеж разработаю как только разберусь какие зубчатые колеса использовать - искать где купить готовые и проектировать вал под них, либо заказывать шестерни.

Собственно, шестерни такого класса точности - их насколько сложно изготовить? Или купить?

post-31951-057509700 1303802111_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

главное точность и жесткость.

Тогда червячный редуктор - первый претендент. Для поворотной оси это лучшее решение

Если же хочется что-то универсальное,то посмотрите как устроены фрезерно-токарные центра.

 

Соответственно идея банальна, если взять два зубчатых колеса, то натягивать их друг на друга можно до тех пор пока не упрешься в точность их изготовления. Для шестерней 6 класса как я понимаю этот допуск равен 1 сотке. Соответственно примерно такой же должен получиться люфт на радиусе шестерни.

Нет, не совсем.

Допуска зависят от габаритов и дело не только в профиле зуба. Надо сначала определиться с размерами, модулем и термичкой. Далее уже можно говорить о технологии изготовленя и цене.

Из готовых редукторов ближе всего планетарный (по всем характеристикам подходит), то что предлагается имеет люфт порядка 5-10

Есть и получше - до 3 угл мин. но кроме люфта есть ещё и скручивание. Надо обращать внимание - учтено ли оно в этой цифре.

 

Собственно, шестерни такого класса точности - их насколько сложно изготовить? Или купить?

Настолько насколько вы готовы заплатить. Единичную работу с высокой точностью мало кто захочет делать. Поэтому я и предлагаю поискать готовые редукторы или хотя бы червячные пары. Это может быть и не дешевле, но времени и сил сэкономит много.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тогда червячный редуктор - первый претендент. Для поворотной оси это лучшее решение

Изучу подробнее. Пока где купить точные не нашел..

 

Если же хочется что-то универсальное,то посмотрите как устроены фрезерно-токарные центра.

Там как я понимаю все идет к прямому мощному сервоприводу с точным энкодером без заморочек с редукторами, передачами и прочими деталями вносящими дополнительную погрешность )

 

Надо сначала определиться с размерами, модулем и термичкой

Патрон 80мм, соответственно зубчатое колесо 100-120мм диаметр, модуль 1.5 или 2. Шестерня наименьшая из возможных (15 зубьев). Термичка - не знаю, от зуботехнологий далек.

 

Есть и получше - до 3 угл мин. но кроме люфта есть ещё и скручивание. Надо обращать внимание - учтено ли оно в этой цифре.

Нет, не учтено. Планетарный это сомнительная жесткость, надо посчитать..

 

Настолько насколько вы готовы заплатить.

Заплатить готов примерно столько сколько стоит готовый планетарный (10-20тыщ деревянных).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

и некоторое понимание допусков на зубчатые колёса

Не могу найти стандарты допусков на зубчатые колеса. Гост нашел, DIN 3965 нашел, не нашел JIS B 1702, не нашел AGMA.

В этой таблице правильно указано соответствие классов этих стандартов? - http://www.stanko-lid.ru/catalogue/detail.php?ID=6237

 

Если я правильно понимаю, то AGMA Q10 как раз соответствует 6-му классу по DIN?

Вот тут вижу много шестерен по доступным ценам класса AGMA Q10.. - https://sdp-si.com/eStore/

Это то что нужно если я правильно понял стандарты...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На 6тыс оборотов цилиндрические шестерни заменят сирену. Шестой клас точности это круто. Лучше всего использовать косозубку с люфтовыбирателем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Гост нашел

гост 1643

JIS B 1702

это японский стандарт

AGMA.

американский

 

 

Это то что нужно если я правильно понял стандарты...

да правильно

Степени точности по дину и исо более-менее соответствуют госту

Если я правильно понимаю, то AGMA Q10 как раз соответствует 6-му классу по DIN?

5/6

В Агме раньше нумерация была наоборот, но у них недавно обновление было - переделали ближе к исо. Где-то у меня была инфа - поищу выложу, Если кому-то интересно.

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Старый AGMA стандарт нашел. Выложил сюда - http://www.megaupload.com/?d=L9BWJ976 - исходные ссылки сложны для скачивания..

Еще много есть тут - http://www.gearandrack.com/gear_information/gear_standards.html

На стр. 51 допуски для Q10. Для разных модулей разные, для мелких как я понял как раз в районе 1-2 соток (на разбег зубьев и повторяемость формы зубьев)..

 

Насчет скорости и косозубых согласен, пока попробовать бы собрать хоть что-нибудь и померить как оно будет хлябать..

В общем пока выходит что проще купить готовые..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Насчет скорости и косозубых согласен, пока попробовать бы собрать хоть что-нибудь и померить как оно будет хлябать..

всё-таки ещё раз хочу отметить: делительное/поворотное устройство и токарный шпиндель - это весьма разные механизмы. Подумайте тщательно, что вам нужно - неподходящая конструкция, может оказаться просто неработоспособной.

С цилиндрическими колёсам трудно получить большое передаточное отношение (либо существенно снижается точность и жёсткость), соответственно вырастает требуемый момент двигателя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

делительное/поворотное устройство и токарный шпиндель - это весьма разные механизмы

Разные конечно.

Вот человек сделал просто на зубчатом ремне... Как оно работает - сам удивляюсь. Вроде как потом он прикрутил к нему дисковый тормоз для жесткой обработки фрезой.

По идее на шестерне должно жестче получиться..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ваще по буржуински зубчатые ремни и звучат как синхрон белтс. Т.е. в их природе заложена синхронная передача.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну я какбэ в курсе, вопрос в жесткости. Если я зажму в патрон метровый рычаг и пару килограмм нажму то этот ремень отожмет прижимной ролик и патрон повернется. Даже если его натянуть без ролика, ремень всегда по одной стороне зуба шкива катится, т.е. будет люфт (не при нулевом усилии заметный, конечно) и будет изгиб зубьев. Особенно на малой шестерне, там 2-3 зуба в полном зацеплении. Они же не железные, о какой жесткости можно говорить?

Про токарное приложение я молчу - там сила резания в одну сторону, а фрезерование дает переменную нагрузку..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если я зажму в патрон метровый рычаг и пару килограмм нажму то этот ремень отожмет прижимной ролик и патрон повернется

Если я зажму метровый рычаг в патрон ТВ-4, зафиксировав предварительно входной вал и выбрав все люфты на шестернях - то, уверяю вас, что патрон тоже повернётся на какую-то величину. Просто из-за суммы всяких прогибов, жесткостей и прочего...

 

Насчёт шестерней - а что мешает взять пару шестерней нормальной точности и притиркой пары превратить их в высокоточные?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну я какбэ в курсе, вопрос в жесткости. Если я зажму в патрон метровый рычаг и пару килограмм нажму то этот ремень отожмет прижимной ролик и патрон повернется.

Однако. Модуль упругости никто не отменял еще ни для одного материала. Можно ради интереса посчитать удлинение кевларового ремня (ошибочно думают, что там зубья работают, там сам ремень работает, а зубья для синхронизации) и изгиб двух зубов при одинаковой нагрузке. А про обратимость и говорить нечего.

Какого класса точности вы собираетесь делать на этом устройстве детали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В точных поворотных столах станков с ЧПУ применяют червячный редуктор по принципу ШВП. Т.е. передачу усилия через тела качения. Увы фото под рукой нет. Как и схемы станка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если я зажму рычаг в патрон ТВ-4

Ну от токарного шпинделя угловой жесткости и не требуется..

 

Модуль упругости никто не отменял еще ни для одного материала

Ну да. Но одно дело ремень, другое дело металл. Приведенный 20 Н*м не такой уж огромный момент, для шестеренок допустимый больше на порядок зачастую.

 

Какого класса точности вы собираетесь делать на этом устройстве детали?

Не знаю. Если на нем хоть что-то можно будет сделать для меня это будет круто )

 

что мешает взять пару шестерней нормальной точности и притиркой пары превратить их в высокоточные?

Не знаю. А так делают? Вроде притирающая шестерня сама по себе должна быть точной..

Да и по-моему чисто теоретически эвольвентный зуб обязан иметь люфт.. Причем переменный в зависимости от угла поворота..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Насчёт шестерней - а что мешает взять пару шестерней нормальной точности и притиркой пары превратить их в высокоточные?

Результат притирки сильно зависит от исходного состояния.

Да и по-моему чисто теоретически эвольвентный зуб обязан иметь люфт.. Причем переменный в зависимости от угла поворота..

Идеально точный - не обязан. И переменность не нужна и не должна быть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Ну от токарного шпинделя угловой жесткости и не требуется..

Я имел в виду, что там тоже шестерёночная передача. Но на это уже ответили - упругость никто не отменял.
Какого класса точности вы собираетесь делать на этом устройстве детали?

Не знаю.

Тогда подумайте вот над чем - вы требуете от зубчатой передачи точности в сотку, но сможете ли обеспечить такую же точность в остальных узлах? Если нет - стоит ли тратить такие усилия?
А так делают? Вроде притирающая шестерня сама по себе должна быть точной..
Не знаю, делаю т или нет - но я делаю. :))) Фишка в том, что есть два способа получить идеальную пару: 1) Сделать по отдельности 2 высокоточные шестерни, которые в паре дадут высокоточную передачу. Так в общем-то и делают в промышленности. 2) Прикатать конкретную пару друг к другу. Ведь эти шестерни будут работать только каждая со своей парной и больше ни с кем другим. Точными они будут только по отношению к друг другу - но большего и не требуется.
чисто теоретически эвольвентный зуб обязан иметь люфт.. Причем переменный в зависимости от угла поворота..
Всё наоборот. Эвольвентный профиль как раз для того и применяется, чтобы при любом угле поворота обеспечить отсутствие переменности.

Результат притирки сильно зависит от исходного состояния.

Имеются в виду нормальные шестерни, не напильником выточенные. Изменено пользователем Treugolnik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вы требуете от зубчатой передачи точности в сотку, но сможете ли обеспечить такую же точность в остальных узлах? Если нет - стоит ли тратить такие усилия?

Ну, я исхожу из принципа что надо пытаться сделать хорошо, а плохо получится само ) Где-нибудь что-нибудь перекошу и получится как всегда.. )

Усилий в принципе не так уж и много, пока что они сводятся к заказу двух или четырех шестеренок за 30 баксов..

 

Прикатать конкретную пару друг к другу

Ну а они в процессе эксплуатации не прикатаются? ) Появился люфт - повернул эксцентрик, поджал шестерни ближе и все..

 

Эвольвентный профиль как раз для того и применяется, чтобы при любом угле поворота обеспечить отсутствие переменности

Ну да, именно - отсутствие переменности в угловой скорости вращения. Т.е. эвольвентный профиль строится именно из этого принципа.

Но из этого принципа не следует отсутствие люфта (т.е. наличие двух или более точек контакта находящихся с разных сторон зубьев), либо это обеспечивается другими принципами.. либо я плохо читал книжку :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну а они в процессе эксплуатации не прикатаются? ) Появился люфт - повернул эксцентрик, поджал шестерни ближе и все..

Поджать при появлени люфта - это само собой. Я имел в виду именно пришлифовку шестерён друг к другу. Это выберет большую часть неточностей до установки в станок.
Но из этого принципа не следует отсутствие люфта (т.е. наличие двух или более точек контакта находящихся с разных сторон зубьев), либо это обеспечивается другими принципами.. либо я плохо читал книжку
Я книжек вообще не читал, чисто из головы, рассуждая логически, могу сказать, что а) в притёртой паре шестерён можно выбрать люфт до нуля на всём цикле оборота пары, и при этом нигде не будет затирать и заедать и б) какой-то, пусть микронный, люфт всегда есть в любой паре трения.

 

Но червячный редуктор мне тоже кажется более точным.

 

Кстати, про шестерни на вашей картинке. Они там сдвоенные и подпружиненные. Я такое встречал много раз в механизмах. Для чего там пружины? Мне кто-то говорил, что для уменьшения шума. Это так или нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Для чего там пружины?

Зазор выбирать.

Это для небольших нагрузок - приборные передачи, эталонные колёса и т.д. и т.п.

В нагруженных механизмах, если так делают, то половинки фиксируются относительно друг друга.

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Зазор выбирать. Это для небольших нагрузок - приборные передачи

Спасибо!

У меня как раз все такие от каких-то приборов.

В нагруженных механизмах, если так делают, то половинки фиксируются относительно друг друга.
Тогда нужно делать двойную ширину шестерни? Ведь на усилие будет работать только одна "половинка"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Тогда нужно делать двойную ширину шестерни?

Ну не в два раза, но типа того.

В этом случае выгодно шеврон делать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.