Перейти к публикации

Внимание! Для входа на форум теперь используется имя пользователя (ник, под которым вы видны на форуме), а не login.

япан

1М61, или Говорила мне мама: "Не бери армянский станок"

Рекомендованные сообщения

Приветствую любителей поковырятся с железом.Купил я два года назад 1м61 армянского разлива(других я так понял их не бывает).Купил недорого за 15 тысяч,но зная с кем предстоит иметь дело, то сразу купил еще один за 10 тысяч на запчасти.Ну думаю теперь точно соберу из двух один.Теперь наконец дошли до него руки и начал восстановление.Немного отмыл и вскрыл переднюю бабку.Рычаг включения коробки подач был заклинивший.И началось первое разочарование.четыре шестерни передающие вращение на коробку подач имеют вырванные зубья,шлицевой вал на котором они насажены погнут и закручен в косичку(никогда не видел чтобы шлицевые каленые валы скручивало косичкой).Далее померил биение шпинделя и был неприятно удивлен тем что шпиндель при несильном покачивании монтировкой откровенно болтается.Думал подшипник,все оказалось куда хуже.Завод прослабил посадочные места под подшипники и облудив припоем забили их на свое место.Но задний подшипник неся не большие нагрузки это выдержал а вот передний весь припой выдавил.Подчеркиваю что это было сделано на заводе так как никаких следов износа посадочных мест нет.Ну думаю ладно у меня есть донор переставлю с него переднюю бабку.Но не все так просто оказалось.Через десять минут продолжу.

post-9768-059132600 1296062899_thumb.jpg

post-9768-027798200 1296063024_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рычаг включения коробки подач был заклинивший.И началось первое разочарование.четыре шестерни передающие вращение на коробку подач имеют вырванные зубья,шлицевой вал на котором они насажены погнут и закручен в косичку(никогда не видел чтобы шлицевые каленые валы скручивало косичкой)

 

 

 

 

Похоже на единовременную аварию

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итак продолжу.Выйдя во двор и сняв брезент с донора,обнаружил что у него другая гитара,закрались у меня неприятные сомнения.Вскрыв переднюю бабку,обнаружил что в ней стоят шестерни с другими передаточными числами,но шестерни находятся в хорошем состоянии,что меня порадовало.И тут я обнаружил что на коробке подач донора находится три рычага, а на основном станке четыре.Начинаются танцы с бубнами.Продолжение следует.

post-9768-047544400 1296065154_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

предлагаю востанавливать оба станка, второй отремонтированный продать, вернув все вложенные средства (потом через год, а может два)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так как станок донор использовался,для наплавки валов,то станина и суппорт изрядно убиты сваркой,и вариант его восстановления невозможен.Поэтому в любом случае донор разбирать.Померив на доноре люфт шпинделя я пришел еще в больший шок.Но опасения не оправдались.Так как станок использовался для наплавки,и к нему был приделан отдельный низкооборотистый привод, то станок использовался на крайне низких оборотах,а в этом станке нет насоса прокачки масла,и смазка происходит только за счет разбрызгивания шестернями.Подшипники шпинделя были сухими и износ их был просто неимоверный.Вобщем вытащив шпиндель донора я с облегчением вздохнул, увидев что обоймы подшипников плотно сидят на своих местах.А вот сам шпиндель в районе подшипников оказался изрядно побит электрокорозией.Но это не страшно так как на спасаемом станке шпиндель в отличном состоянии.Вобщем если кто использует данний станок на малых оборотах, то необходимо продумать систему смазки.

Как я уже писал на доноре стоит другая гитара и состояние ее близкое к смерти.Но так как бабку я переставляю в сборе,то и гитару прийдется скорее всего ставить от донора,а мне бы этого не хотелось.Но вопрос с гитарой пока отложим,просчитаю передаточные числа может что и получится с неродной гитарой.Еще неизвестно какую коробку подач прийдется ставить.

Вобщем сегодня третий день танцев с бубнами и бабку я переставил.Процесс не фотографировал но могу сказать что она скотина тяжелая.Переживал на счет посадочных мест,но все можно сказать встало почти хорошо.Пришлось рассверлить только одно отверсвие под болт крепления,остальные совпали.Шпиндель пока не ставил,так как предстоит отмыть внутри бабку,потому как в ней залита какая то смолоподобная масса.Но сегодня успел вскрыть коробку подач на основном станке.Поводом послужило очень тугое включение ходового винта,остальные переключения работали как часы.Вскрытие показало что муфта включения ходового винта слизана.Остальные шестерни находятся в идеальном состоянии.Муфта включения сделана из откровенного сырца,так как все зубья на ней аккуратно положены в сторону и не один не сломался.Видать забыли отключить маточную гайку и суппорт вскочил под шпиндель,в результате поломаные шестерни в бабке и заглаженая муфта ходового винта.Но авария аварией ,а вал закрученый в косичку и муфта заглаженая говорит о качестве термообработки.Станок планирую использовать для грубых обдирочных работ и поэтому никаких илюзий к нему не питаю.Но заставить его работать необходимо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начинаются танцы с бубнами.Продолжение следует.

На фотке какраз к донору прислонен соответствующий данному станку инструмент... :sad:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Я когда открыл коробку своей заюзаной ТВшки тоже матом ругался, долго и громко. Но эти неисправности в следствии неправильной эксплуатации. А вот прослабленые места под подшипники - это лажа завода и тут с Вами полностью согласен. 

Изменено пользователем рационалист

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тоже имею 1М61, который с четырьмя ручками на коробке подач.Хоть станок и многие хулят, со своими хоббийными задачами справляется хорошо.Свою тему пока не начал, поспрашиваю тут.Вопрос к япан.Как состояние зубчатых реек, вала- шестерни? Почему спрашиваю- у моего станка подизносились, новых пока не надыбал.Когда снимал-ставил переднюю бабку- есть ли возможность выставлять,(чтоб убрать конусность), или он на призмах стоит, не повернёшь? Мне станок тоже достался раскуроченным- не было крышек коробок(цветмет был наверное))),шкивов, мотора, ручек, электрики.По электрике мудрить не стал,кнопки пуск,стоп-поставил, как мне удобнее, привык уже.Кто работал на таких станках- обязательно ли при нарезании резьбы вытягивать из зацепления вал-шестерню с рейкой,раньше паспорта не было, спросить не у кого, так и нарезал.Может, в этом и причина износа реек?И ещё с левой стороны на суппорте непонятный болт с пружиной, скорее всего, какой-то левый- для чего там резьбовое отверстие? Поперечные направляющие суппорта как смазываются-тупо лить на них масло? Даже у ТВ-16 есть маслёнки для этого, тут смотрел- ничего вроде нет?Фотку вставлю, если получится. Ну и успехов в востановлении станка!

post-28745-082991900 1296142858_thumb.jpg

post-28745-071052200 1296142899_thumb.jpg

Изменено пользователем bezil

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Состояниезубчатых реек на обоих станках **** ,но они из двух частей и та что у задней бабки цела,еще не смотрел как на счет взаимозаменяемости,но думаю получится из двух задних реек собрать одну.Попробовал их напильником и не осчутил термообработки,видать этим не парились.Я недавно продал рейку от ижа,так вот несмотря на возраст состояние у нее было близким к идеальному.На счет смазки поперечной подачи еще не смотрел,как вскрою фартук будет видно,возможно там есть насосик,но я в этом сомневаюсь.Про болт тоже пока не скажу.Я планирую в течении двух недель его запустить и залезть во все дыры,тогда и отпишесь.

Сегодня помыл коробку подач и собрал ее на место.Обнаружил что в ней тоже нет насосика для смазки и происходит она только за счет разбрызгивания,думаю этого достаточно,хотя коробка подач имеет намного меньшие обороты чем шпиндель и возможно что то и испытывает масляное голодание.Восстанавливать муфту включения ходового винта пока не стал,думаю коробку подач тоже прийдется переставлять с донора, так как они совершенно разные.Но для начала запущу на этой,подачи работать будут,хоть и не совпадут с таблицей,но я все равно никогда на цифры не смотрел,а выбирал подачи на глаз.Можно будет поточить,а тогда занятся перестановкой коробки.

Кстати сегодня когда отмывал корпус коробки подач внутри,удивился наличию крупной стружки,потом когда начал ее отдирать со стенок обнаружил что она лежит под грунтовкой и хорошо ей приклеилась.Короче говоря,на заводе никто не парился с очисткой внутренней части корпуса,и после расточных работ провели сразу окрасочные,и вся стружка которая была внутри благополучно приклеилась на краску и висела там все эти годы.Оно конечно не мешало в работе,но отношение к сборке станка"порадовало".

Вчера поспешил сказать что внутрянка передней бабки донора,находится в хорошем состоянии.Сегодня начал ее отмывать,и первое что обнаружил,часть скоростей не включается.Оказался сильно изношен диск с фигурными пазами,управляющий вилками.Фигурные паз в зонах резкого перехода,получил выработку около 5 мм.Снял их и удивился мягкости чугуна из которого они сделаны,термообработкой там и не пахло,и чугун настолько мягкий что кажется его можно резать ножом.Я не знаю должны они калится или нет,но думаю им бы это непомешало.Благо на основном станке они почти в идеале,видать мало работал. При снятии дисков пришлось снять еще вал с шестернями,обнаружил износ подшипников,добрался до нижнего вала,и понял что там тоже есть проблемы,и вымыть нормально полость бабки неполучится без полного потрошения.Короче выдернул практически все, и основная масса шестерен будет установлена из бабки основного станка,подшипники многие тоже под замену.Отмывал полость передней бабки пару часов,потратил 5 литров соляры, но до конца так и не отмыл.Завтра продолжу и надеюсь начну сборку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да забыл попросить,если кто знает у кого стоит такой станок с тремя ручками на коробке подач,просьба сфотографировать таблицу,на моем ее нет.В файловом архиве скачал три паспорта и все они на станок с четырмя ручками.

Забыл еше ответить на счет регулировки передней бабки,тут этот вариант возможен,так как она стоит не на призмах,и прокладками под опорные плоскости можно убрать конусность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

япан,

Выложил в файлы паспорт на 1М61 с тремя ручками подач,можешь глянуть.Разбирался на своём станке со смазкой (в фартуке).Плунжерный насос,оказывается,отказал,просела пружина. Пружину заменил,насос заработал.Но насосом по трубкам поднимается масло только до направляющих станины, поперечные похоже,смазываются вручную.

А что имеется возможность подвигать переднюю бабку, это гуд. :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пб регулируется в горизонтальной плоскости с помощью 2 имбусов с шестигранником на 14 под жестяной крышкой сзди, в вертикальной только подкладками..

При нарезке резьбы никогда не расцеплял шестерню с рейкой и вроде на износ никак не влияет.

По поводу заглушки с пружиной с левого боку на плите суппорта это регулировка подачи масла на продольную подачу. Но есть одна тонкость чтоб туда пошло масло надо на сопряжении отверстий между фартуком и плитой суппорта сделать зенковку и вставить резиновое колечко.Поперечная подача должна смазываться шприцем через пресмасленки. Кстати увеличивал эксцентрик что давит на плунжер насоса в фартуке,до этого расход был мягко говоря маленьким и на дальнюю призму масло не приходило.

Изготовление и сборка Армянских станков с завода в лучшем случае на 3.

У меня станок с новья упороли коробку ПБ, и он вообще не работал, без износа. Так всеравно нет ниодного места кудабы не пришлось залезть, поматериться, и приложить руки.

После полного перебора "для себя" станок вполне хорош.

Изменено пользователем codename1182

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

bezil,

Спасибо за файлы,я еще правда их не смотрел.На фартуке слева под этим болтом находится пружинка и шарик,которая фиксирует вал шестерню в вытянутом или рабочем положении.Я сегодня разобрал фартук.Насосик действительно подает масло только до продольных направляющих,поперечные надо смазывать самому.

Итак сегодня наконец собрал переднюю бабку.Потратил три дня.За это время я вспомнил всю ненормативную лексику,с которой последнее время боролся.Устройство коробки мягко говоря желает лучшего.Управление вилками происходит последовательно через несколько шестерен,от рукоятки переключения до дисков с фигурными пазами вращение передается через пять шестерен,каждая имеет люфты,и соответственно добится полного зацепления шестерен невозможно.Собрать и заставить синхронно работать оба управляющих диска,тоже отдельная тема.

Таже проблема возникает и при настройке переключения шестерен которые отвечают за увеличеную подачу и правое или левое вращие подачи.Так как они у меня изначально были собраны неправильно то метки ставить было бесполезно,и собирать пришлось многократно подбирая режимы.

На многих валах оказались прослабленые посадочные места под подшипники,благо была возможность скомпоновать и в основном получилось неплохо.Метод фиксации шестерен на валах,на мой взгляд тоже несерьезный,вкручивать один маленький штивт,который потом изнутри развальцовывается от многократных переключений и вибраций,и в результате его потом невожможно выкрутить.Но в конечном итоге коробка таки собрана и работает,надеюсь на практике меня не разочарует.

Далее я снял фартук,не включались автоматические подачи.Разобрал фартук и уже неудивляясь стружке под грунтовкой на внутреней полости, начал искать причину неисправности.Станок в очередной раз удивил своими косяками.Вал на котором стоитмуфта включения подач не имеет фиксации от осевого смещения,возможно там должны стоять стопорные кольца в гнезде подшипника,но видать на заводе забыли их проточить,а сборщики решили "и так сойдет".В результате при появлении нагрузки вал смещается в продольном направлении и муфта выходит из зацепления,еще не решил как буду лечить,но думаю что прийдется собрать так,для запуска станка,так как для изготовления ограничителей нужен станок,,а он разобран.

Возник у меня в голове интересный вопрос,если поставить соревноватся китайский и армянский станок по количеству косяков,то кто выйграет?

Ну да ладно до запуска станка пока выводов делать небуду.

post-9768-099048400 1296415925_thumb.jpg

post-9768-043897100 1296416178_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.На 1м61 шум в п.бабке,проблема смазки за годы эксплуатации. Видел на разных 1м61 переделанные трубки смазки.Подвод на прямую к подшипникам. Только не пойму чему одать приоретет в смазке,есле конструктор не соизволил сделать это грамотно? Шестерням пологаю и разбрызгивания достаточно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На счет смазки передней бабки я думаю шестерням действительно хватает,а вот подшипникам шпинделя думаю не помешала бы добавочка.

Фартук помыл и собрал.Проблему со смещением вала пока не устранил,но ее можно будет устранить позже.Вылезла еще одна проблема.Какой то умник придумал установить фиксатор рукоятки включения на второй рукоятке на фартуке.А там повышеный люфт между валом рукояткой из за возможности свободного движения супорта.А вот электрические контакты стоят на другом конце вала.Из за повышеного люфта между контактами и фиксатором невозможно отрегулировать момент включения двигателя.Короче надо переносить фиксатор на одну площадку с контактами.Имеющийся фиксатор перенести нельзя,прийдется поломать мозг над конструкцией.

Еще один косяк вылез в резцедержке.Не сразу понял отчего она некоректно работает.Оказалось что радиус канала фиксатора несовпадает с радиусом углублений под него в супорте.Вобщем фиксатор клинит и не дает возможность резцедержку откручивать.Вобщем в очередной раз убедился в качестве изготовления узлов.Думаю выточить фиксатор эсцентриком,и вылечится проблема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Япан.Тормозная муфта рабочая? У моего станка хоть и рабочая, подключать не стал, и так быстро останавливается. Да ещё искать реле времени, трансформатор. Фиксаторы рычага включения тоже разболтанные, и концевиков не было- по моему, кнопки удобнее(имхо,конечно).Вот ещё вопрос-вращающийся центр должен извлекаться при задвигании пиноли? Свёрла без проблем, а центр снимать подкладывать приходится радиусный ключ,упор создавать в бабку.Насчёт смазки в передней бабке.Если подшипники ходят с рождения станка(1976)г,ни разу не менялись- значит,смазка происходит? А то бы давно накрылись. В коробке пару раз отвёртывался стопорный винт с шестерни, вылечил тугой затяжкой и кернением.Кулачки вот ещё правильно никак не получится расточить,биение 0,1 , меньше не получается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тормозную муфту еще не проверял,но как другие болячки вылечу обязательно подключу.Я не понимаю как с кнопками да еще и без муфты резьбу резать,если все время надо резко останавливать и с высокой точностью,дабы небыло недореза и в патрон резец не загнать, да еще и реверсировать.Сегодня весь день провозился пока получилось установить переключатель и его согласовать с фиксатором.На счет подшипников неизвестно менялись они у вас или нет,а также неизвестно сколько он проработал,учитывая качество этих станков,у них чугун на станине такой сырой что за год проваливается.Чтобы центр выходил, вкрутите в его заднюю часть болт,он будет упиратся в винт задней бабки и выталкивать центр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да кстати забыл спросить как у этих станков с подтеканием масла?Так как я перебрал почти весь станок,и нигде не увидел никаких уплотнений.Мне кажется что масло у него будет лится со всех дырок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Расскажу немного про историю своего 1М61.Он был установлен в реммастерских совхоза, с 1974 по 1990 годы использовался очень даже активно, сам давал заказы токарю, да и часто там бывал, так что все ремонты помню.Подшипники точно не менялись. Менялись в коробке шестерни, да в задней бабке прижимная пластина лопнула, заменили. Затем построили новую токарку, этот станок использовался периодически до 2002 года, начали раскурочивать, выпросил для себя.Восстановил, для быта очень даже неплох.

Масло в коробку почти не доливаю, уровень держится.С коробки подач только через нижний вал немного выходит, да это у меня крышка коробки самопальная,уровень масла(винт) сделал примерно, может, заливаю выше, чем надо.Если кто может, измерьте расстояние от контрольного отверстия в крышке коробки подач до нижней кромки коробки подач. А то лить по объёму не получится опять же из-за неродной крышки. В фартук,приходится доливать-масло уходит на смазку направляющих станины. До луж под станком дело не доходит.Главное,уровень в окошках не превышать.У меня где-то всегда посредине окошка. А что отпотевает по бокам маслицем, так это даже хорошо, меньше ржаветь будет, ветошью протёр, и порядок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Померил растояние от нижней части коробки подач до середины окошка,получилось примерно 85мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот сегодня вроде закончил переборку станка.Остались ходовые испытания,но три фазы пока не подключил,обещали на прошлой недели но промудачили в очередной раз,три фазы для меня оказались сложным процессом,техусловие получил еще в августе и вот до сих пор не подключили.

Поженить коробку подач от одного станка а переднюю бабку от другого у меня не получилось,подобрать шестерни на гитару не смог и решил не морочить голову и установить коробку подач от донора.Когда я ее вскрыл, то был приятно удивлен ее хорошим состоянием,непришлось нечего делать только помыл и собрал.

Вообще я сделал вывод что станок 69 года по качеству сборки был лучше чем 77 года который я восстанавливал,теперь непонятно какого года у меня станок.Пришлось повозится с гитарой,так как она совершенно другая и имеет крепление в другом месте.Гитару соответственно тоже пришлось поставить от донора.

Вообще удивило такое количество отличий, а в маркеровки станка отличий нет,хоть бы какую букву добавили.

После испытаний собираюсь его даже покрасить,я вообще никогда покраской станков не страдал,но этот теперь весь разноцветный да еще облупившийся,думаю пока я его отмыл надо пользоватся моментом.

Теперь отпишусь после испытаний.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

япан как думаете у него можно расточить шпиндель внутри до 40мм?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю нет,вернее расточить можно но он от этого ослабится,насколько он выдержит ваши нагрузки непонятно,так как шпинделя делаются с запасом прочности в расчете на промышленые режимы и на дурака в том числе.Я не однократно видел как люди загоняли на полном ходу резцедержку под патрон и станку хоть бы что.Если не будете насиловать то возможно справится.Завтра пойду померяю снятый шпиндель,и скажу сколько стенки там останется в самом тонком месте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Померил растояние от нижней части коробки подач до середины окошка,получилось примерно 85мм.

Спасибо,буду знать для ориентира.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×