Перейти к содержанию
Авторизация  
Алексей С

Нужно придумать и сделать трос... Или не трос.

Рекомендуемые сообщения

Дата: (изменено)

Дано: обычный бытовой оцинкованный трос-трешка, длина 5 м, работает на два рода нагрузки. Основная нагрузка - растяжение. Рабочаее усилие 50 кг, пиковая - 200 кг (цифры очень приблизительные, чисто для ориентировки). Доп.агрузка - крутильная. В идеале, должен сопротивляться кручению как жесткий стержень аналогичного диаметра. Ну, или хотя бы как трос особой навивки, применяемый в бормашинах и механических спидометрах автомобилей, и в приводах маломощных бензотриммеров, в тросах для прочистки канализаций и т.п..

Однако, такие троса не предназначены для работы на разрыв - я лично видел, как один чел испортил трос для бормашины, из любопытства приложив к нему растягивающее усилие.

Поэтому думаю, что надо стандартный трос использовать как сердечник, воспринимающий осевую нагрузку. И одеть его в "рубашку", воспринимающую нагрузку крутильную. Однако, как организовать такую навивку в домашник условиях, чтобы рубашка плотно охватывала сердечник?

Как вариант - допустимо заменить трос на жесткий стержень, но! Должно разбираться на секции максимальной длины 2 м, и соединительные муфты нежелательно делать увеличенного по-сравнению с основынм стержнем диаметра. Скажем, в макс. диаметр 8 мм хотелось бы уместиться. Максимальная легкость и скорость сборки в походно-полевых условиях, чтобы два щелчка - и получилась 5 м палка с заданными выше параметрами на разрыв и кручение... Возможно такое?

Изменено пользователем Алексей С

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я бы в сторону колен от удочек посмотрел, стеклопластик или углепластик, только соединения продумать. Навить в домашних условиях трос имхо гораздо сложнее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Я бы в сторону колен от удочек посмотрел, стеклопластик или углепластик, только соединения продумать.

- И чтобы на разрыв две-три сотни кг гарантированно держали? Что-то стремно... :clapping: С кручением композитов тоже засада: стеклопластик нужен с волокном специфической навивки. А обычные стержни и трубки, отформованные из прямослойного волокна, от работы на кручение рассыпаются только в путь - тоже видел такое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Алексей , а куда это планируется ?

А то может обычная роликовая цепь подойдёт ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если устроит прочность на кручение алюминиевой трубки Ф8 со стенкой 1мм, то какие проблемы. Зубчатые кольцевые муфты можно внутрь трубки спрятать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
И чтобы на разрыв две-три сотни кг гарантированно держали?

Уголь выдержит точно, тут только цена вопроса может быть неприятная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
обычная роликовая цепь подойдёт ?

О, кстати, блестящее решение, нестандартное! Действительно, сечение не обязательно должно быть круглым, и штуковина типа велосипедной цепи должна справиться обоими видами требуемой нагрузки. Большое спасибо, обдумаю и этот вариант, он очень интересен. Кстати, интересно, а нержавеющие велоцепи бывают в свободной продаже?

а куда это планируется ?

- Это часть стоячего такелажа парусного катамарана, штаг-трос для несения стакселя на закрутке. C обоих концов этот трос растянут на вертлюгах - специальные узлы с подшипниками, воспринимающие разрывную нагрузку но не мешающие тросу вращаться. На нижнем вертлюге - катушка со шнуром. Тянем за шнур - трос вращается и наматывает на себя парус. На слабых ветрах работает и с обычным тросом, а на ветре больше 10 м\с верхняя часть начинает отставать от нижней, на парусе образуется незавернутая "мотня", бешено треплющаяся на ветру и затрудняющая управление... вобщем, после штормов на Иваньковском вдхр. 12 и 13 числа, захотелось мне эту проблему уже решить как-то радикально, чтобы узел работал независимо от силы ветра.

Уголь выдержит точно

- Уголь-то выдержит, проблема в заделках. В переходе с угля на металл.

цена вопроса может быть неприятная.

- Не готов. Хочется найти бюджетное и наколеночное решение.

Изменено пользователем Алексей С

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
Если устроит прочность на кручение алюминиевой трубки Ф8 со стенкой 1мм, то какие проблемы. Зубчатые кольцевые муфты можно внутрь трубки спрятать.

- Это вариант "бусы", и я его тоже думаю. Пока вижу минус: для того чтобы сложить эту систему в компактное состояние, длина центрального троса должна быть, примерно на n х 20мм длиннее чем общая длина звеньем трубки, где n - количество этих звеньев. Т.е., надо изобретать какое-то устройство для выборки этого запаса при установке в боевое положение...

Изменено пользователем Алексей С

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
а нержавеющие велоцепи бывают в свободной продаже

Ни разу не видел .

Но видел обычные цепи , из нержавейки .

 

На разрыв и на кручение вроде должны справиться .

Бывают от 2 мм :clapping:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Нет, на кручение обычная цепь как раз не сработает. Повторяю условие задачи: при попытке врашать растянутую цепь, ведомый конец должен отставать по углу поворота от ведущего на... ну, скажем, не более чем на пол-оборота. Чем меньше тем лучше. А у классической цепи между каждым звеном градусов до 45 угловой люфт возможен, даже под полной нагрузкой.

Изменено пользователем Алексей С

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Привет. Только сегодня беседовал с человеком насчёт велоцепей, он упомянул цепь, покрытую карбидом титана (желтого цвета). Если такую цепь не применять по назначению, ржаветь не должна.

Решение с велоцепью хорошо собой, но волнует один вопрос по нестандартному применению.

Натянут ли парус в момент скручивания так, что оттягивает скручивающую цепь? Или цепь натянута так хорошо, что её прогибом можно пренебречь?

дело в том, что велоцепь гнётся только в одном направлении, в другом - только за счёт микрозазоров в звеньях. На каждые полоборота цепи (дательный падеж) придётся распрямиться.

Во всём остальном велоцепь очень удачное решение вашей задачи, к ней легко крепить парус любым способом.

 

Перечитал про стоячий такелаж. Наверно трос/цепь сильно изогнут, нагруженный ветром. Не будет он вращаться. В зависимости от величины прогиба, придётся либо расшатать цепь в негнущемся направлении до нужной величины (плохой способ), либо сделать в цепь вставки через каждые 100 мм длины, позволяющие цепи гнуться (например вставки из той же цепи, но повёрнутой всякий раз на 90 градусов) (сложный способ).

А не подойдёт ли для вашей задачи "обычный оцинкованный" трос увеличенного размера? Скажем, 5-8, а то и 10 мм? Сопротивление скручиванию солидное... направление изгиба любое...

 

ЗЫ: На заметку. Больной мозг (мой) заклинило на одной дизайнерской мысли, что если светильник в интерьере висит на тросе, то почему по этому тросу обязательно должен виться кабель питания светильника? Я взял метр троса 3 или 4 мм (не помню щас), размотал внешний слой стальных нитей (это шесть пучков по 7 жил в каждом). Ровненько обрезанный с краёв (болгаркой!) и при аккуратном обращении, такой трос легко развивается и затем свивается обратно. Так вот, я разобрал трос и собрал его обратно, но уже не на родной центральной жиле, а на кабеле питания (в моём экспериментальном случае это была всего лишь жила стандартной "витой пары", т.к. трос 3 или 4 мм). Трос собрался без нареканий, сохранил эстетические свойства, но у него в середине теперь идёт проводник в изоляции. Возьмите трос, работающий на скручивание, обвейте его жилами, скрученными с обычного троса, и получите желаемое! Правда, на длине 5 метров придётся изрядно повозиться! Подсказка. Если диаметр новой сердцевины больше диаметра старой, вам потребуется в качестве донора ещё один "обычный" трос. Начните вить вокруг новой жилы и увидите, что при изменившемся диаметре основы спиральная жилка сама выберет себе новый шаг. Эта жилка закончится раньше (т.к. совершит больший путь по спирали), кроме того может потребоваться не 6, а больше таких жил! Один мой эксперимент потребовал 7 жил. Значит, в описываемом случае, на обвитие "крутильного" троса вам может потребоваться не 5 метров "тянульного" троса, а два раза по 7. Разве это затраты для поставленной цели? Думаю, нет. Возьмите в запаснике кусок троса в метр и покрутите его вечерком. Вам понравится, поймёте чего это я тут нафлудил столько, и тогда можно думать о пятиметровом тросе. Ох, и помучиться придётся! ;)

Изменено пользователем юный техник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
Или цепь натянута так хорошо, что её прогибом можно пренебречь?

- Вобщем, да.

дело в том, что велоцепь гнётся только в одном направлении, в другом - только за счёт микрозазоров в звеньях.

- Все правильно, и этот вариант меня удовлетворяет.

Во всём остальном велоцепь очень удачное решение вашей задачи, к ней легко крепить парус любым способом.

- По краю паруса застрочен достаточно узкий карман-труба, и трос проходит в нем.Кроме того, полотнище слегка растянуто за углы к концам троса. Вот, собственно , и все. В транспортном полодении парус должен скручиваться а аккуратную трубу, с целью минимизации складок. Цепь позволит это сделать. А вот вариант с двухметровыми трубками, нанизанными на трос - нет, придется вынимать из кармана и сворачивать парус отдельно. А это лишняя операция на месте сборки-разборки, чего тоже хотелось бы избежать...

Сходил сейчас к своему велосиеду, померял рулеткой длину цепи - 1600 мм. Т.е., для решения моей задачи надо купить четыре, и соединить в одну...

Изменено пользователем Алексей С

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А просто 3-5мм проволока из нерж стали не поможет? Во всяком случае на стоячий такелаж ее спортсмены использовали. Вполне свернется в бухту и прочность 3-х мм будет выше чем такого же тросса и на скручивание лучше работать будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стоячий такелаж из проволоки действительно широкоприменяется, но только для неразборных судов, где не требуется часто сворачивать, и паковать в узкие тюки. Проволока годится, только не меньше четверки. Соответственно, бухта великовата будет, почти под метр диаметром. И уже писал выше - добавляется операция, каждый раз снять-надеть парус на эту проволоку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Предыдущее моё сообщение с большой добавкой, поднимитесь к нему снова.

Изменено пользователем юный техник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну если совсем заморочиться - то можно собрать хреновину по типу карданной насадки на гаечные головки. Только в большем количестве. Скажем 100 звеньев по 2 см

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Возьмите трос, работающий на скручивание, обвейте его жилами, скрученными с обычного троса, и получите желаемое!

- Этот вариант я тоже ужо думал, только в обратном направлении. Центр - обычный трос, а оплести рубашкой из аккуратно разобранного троса для чистки канализации.

А не подойдёт ли для вашей задачи "обычный оцинкованный" трос увеличенного размера? Скажем, 5-8, а то и 10 мм? Сопротивление скручиванию солидное

- Действительно,переход на более толстый трос улучшает работу закрутки на сильном ветре, но не радикально. Кроме того, десятка уже тяжеловата, кораблик у меня невелик. Стаксель всего 2,5 квадоата, вешать его на тросе-десятке это издевательство.

Ну и кроме того, еще вот дело в чем: все витые тросы, независимо от диаметра, при изменении растягивающего усилия ведут себя как крутильные пружины. Т.е. немного раскручиваются под нагрузкой. Для закруточного узла это явление тоже не полезно, надеюсь понятно почему. А цепь типа велосипедной от этого недостатка свободна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
такие троса не предназначены для работы на разрыв

Не совсем, но примерно так. У него одножильная центральная часть, которая и работает на разрыв.

8f994a6e-5028-41c9-a1e3-703075738d78.jpg

В принципе, никто не мешает сделать тоже, применив центральной жилой трос.

 

Берете трос, натягиваете его "до дури" и наматываете два слоя, как на рисунке. Заодно и бизнес. А что буржуины использует, схема-то не нова?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Ну если совсем заморочиться - то можно собрать хреновину по типу карданной насадки на гаечные головки. Только в большем количестве. Скажем 100 звеньев по 2 см

- Угу. С точки зрения мханики, такая система будет работать. Но не надо забывать про пиковые нагрузки в 200 (а лучше-бльше!) кг. Какой диаметр осей получится сделать, соединяющих звенья? 2-2,5 мм. Стремно. Срежет нафиг.

Может я забыл упомянуть, но разрушение штага ведет к падению мачты. Поэтому запас по надежности должне быть "морской" а не "авиационный" :sad:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В принципе, никто не мешает сделать тоже, применив центральной жилой трос.

- Да, думаю этот вариант.

Берете трос, натягиваете его "до дури" и наматываете два слоя, как на рисунке.

- Весь вопрос - в деталях. Где брать то что наматывать? Использовать "сырую" нерж. проволоку в мотках, или аккуратно расплести прочистку для канализации?

А что буржуины использует, схема-то не нова?

- Типовые буржуинские решения - все для более крупных и неразборных лодок. Для мелочевки и с частыми сборками-разборками - готовых решений нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Разница только в том, что один вариант намотать можно, потратив пару вечеров, руками, а для другого нужно целую технологию городить для навивки такого троса (а тросы то наверно отжигают-закаливают после навивки, так что сумлеваюсь я!) ;) Удачного решения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

в старых армейских переносных радиостанциях была антенна - трос и на него надеты дюралевые втулки. натягивалась одним движением ручки. если сделать фиксацию втулок между собой от проворота ,то рабочем состоянии - упругий стержень, в отпущенном - обычный трос

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
Разница только в том, что один вариант намотать можно, потратив пару вечеров, руками, а для другого нужно целую технологию городить

Согласен, технологически оплести рубашку из прядей стандартного троса, особенно т.н. "пологой свивки" - проще. Подумаю и над этим тоже.

Изменено пользователем Алексей С

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
кораблик у меня невелик. Стаксель всего 2,5 квадоата, вешать его на тросе-десятке это издевательство.
возмите трос комбинированной свивки или крестовой http://www.randewy.ru/prakt/prakt3.html и не думайте о другом. Как я понимаю судно не для гонок за призы уровня чемпионатов мира, размер небольшой и нагрузки не велики. В мою бытность в 70-х-80-х народ на стаксели под 20-30метров использовал простой трос для закрутки и лодки ходили. Важнее продумать систему креплдения паруса на троссе, чтоб он закручивался вместе с ним по всей длинне одновременно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
возмите трос комбинированной свивки или крестовой

- Проблема в том, что мне еще ни разу не удалось попасть в магазин, где бы был выбор. На одной полке - простая свивка, всех диаметров, на другой - крестовая и опять все диаметры, на третьей - комбинированная... Подошел, попробовал на скручивание, и попросил отрубить 5 м. Даже в спец. мореманских магазинах такого ассортимента нет, иначе все бы катамаранщики давно обзавелись....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.