Перейти к содержанию
Авторизация  
Zmej75

Гонги репетира

Рекомендуемые сообщения

При ремонте или изготовлении гонгов репетиров постоянно сталкиваюсь с одной и той же проблемой: ну не звенят они так, как должны звенеть в оригинале! И если родные гонги после рихтовки еще могу заставить звучать (небольшим равномерным нагревом, своего рода нормализация), то изготовленные из пружинной проволоки (перепробовал много вариантов) звенят в лучшем случае вполголоса, с заметным разбросом в неподдающихся пониманию частотах, а не на нижних\верхних гармониках. Гонги попросту "хрипят", даже не прикасаясь к корпусу либо механизму. Нормализация в духовке проблему не решает, так же как и вариации с длиной гонгов и подрезкой толщины у основания. К сожалению, попадавшаяся мне литература по часовому делу не дает ответов на сей вопрос. Прошу помощи форумчан!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Извеняйте, гонги калили до синего цвета только пружиной когда скручены. При рихтовке меняется толщина металла, значит и частота колебания. Прикиньте струну в фортепьяно периодического профиля - вместо чистого колебания пойдёт волна в струне - своеобразный флажолет то-есть призвуки. Кроме того гонг должен сидеть в резонаторной бляхе сверхпрочно - как гвоздь в дуб вбит - это очень важно.

Скрипки Гварнери со дня их появления заново лаком не покрывали, но это скрипки, хтя струн поменяно не счесть. Крепёж первое дело, а так и простую катанку можно заставить звучать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сергей, гонги в репетирах преимущественно кольцеобразные, при этом могут быть как из закаленной, так и из полусырой стали. При их рихтовке профиль сечения не меняется, меняется лишь геометрия "бублика", чтоб он за корпус или за механизм не цеплял (после творчества иных "мастеров" и не такое бывает). С оригинальными вопросов нет, они звенят как надо, а вот при изготовлении новых взамен поломанных или утерянных возникают казусы. Пробовал разные проволоки, в том числе рояльную струну, изгибал их на прутке, чтоб геометрия стремилась к идеальному кольцу, пробовал запрессовывать через латунную втулку, паял серебром к колодке - но в результате нужного результата не добился. У кого есть опыт подобных работ, может, поделитесь секретом? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Есть совковые колокольчики - валдайские - там звонкий метал, только жёлтый - может красиво выйти. Репетиры карманников, или речь идёт обо всех часовых гонгах?

Изменено пользователем sergoki

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, именно карманки. А от чего зависит "звонкость" металла? В частности, стали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кристаллическая решётка сплава. Это как в акустике - меломаны до сих пор бьются над тонармами, динамиками, проводами.., а Страдивари до сих пор ни кто не переплюнул... Пружинная сталь кажется вообще не поёт - что-то лишнее в сплаве либо кристалл длинный?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А почему тогда хрипит рояльная струна? И какой материал можно использовать? Сталь с минимальным количеством легирующих, например, углеродистую?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

И еще: что значит "длинный кристалл"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
это моё предположение из тундры... , но пружины (наши часовые нагартованны как будь то по длине). При прокатке кристалическая решётка деформируется - вытягивается.

Струна в рояли может хрипеть из-за касания её за что либо кроме колков, треснутой деки и повреждёной оплётке - не помню как её называют (Не знал - не знал, да вдруг забыл).

Сегодня ОЧЗешниками напольными (обкомовскими) занимаюсь - бой с четвертями - два стержня ку-ку.

Хозяин приволок прутья из серебрянки - на заводе так назвали. Сделал резьбы, шейки, установил. Гонги при точно такой же толщине и длине поют на пол тона выше и чуть тише оригинальных. Загадка...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Извините что вмешиваюсь, но загадки в этом не много. Основная загадка материал, второстепенные загадки это закрепление и возбудитель колебания (молоточек).

По материалу:

Для изготовления звукопружины (тонфедеров, гонгов) к часам с боем применяют следующие сплавы:

1) железо — 0,5%, медь — 62,6%, никель — 15,3%, цинк — 21,6% (крепость на разрыв 90 кг/мм2, относительное удлинение 2 -т- 5%);

2) железо — 0,5%, медь — 62,2%, никель — 15,1%, цинк — 22,2% (.крепость на разрыв 60 кг/мм2, относительное удлинение 7-10%).

По закреплению и молоточкам думаю вы больше меня знаете.

Изменено пользователем TITO

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо, замечательная информация, найти бы марки этих сплавов выраженные в ГОСТе

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Собствнно чем отличаются условия работы металла гонга и струны в муз инструменте? Главное - это натяжение. Попробуйте взять гитару и дерните струну. Звучит! А теперь олабляйте натяжение колком. Вы услышите, что звук становится ниже и тише, а затем станет "хрипеть", а потом исчезнет. Как сделать натяжение у гонга? Надо калить до твердости 55-65. Лучше всего вырезать элэрозией из пластины твердосплава. Как-то так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Репетиры изготавливают не одно столетие, и изготавливают их из разных материалов. Я встречал и бронзовые, и мельхиоровые (не уверен на все сто, но внешне это были именно эти материалы), но чаще всего гонги изготавливают их стали, как закаленной до высокой твердости, так и из отожженной до состояния "можно гнуть пальцами". Как правило, это согнутая кольцом проволока диаметром 0,7-0,8мм; один из концов плотно закреплен в крепежной колодке, второй свободный.

Подозреваю, что причина хрипа спрятана в кристаллической решетке сплава, вернее, в наличии дислокаций. Они могут появляться как в процессе изготовления проволоки, так и в процессе гибки.

Хотелось бы узнть, возможно ли избавиться от дислокаций в конечном изделии? Каким методом? Какие стали менее подвержены появлению дислокаций, при каких условиях?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю дело все же не в дислокациях (хотя они конечно тоже влияют на звучание и возможно даже в лучшую сторону) а в соотношении упругости материала и массы стержня гонга. Поищите в направлении частота собственых колебаний консольно закрепленного стержня и модуль упругости.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если посмотреть на умных прадедов - на гонги настенных, то явно видно гонг с красивым звуком имеет резонатор - тяжёлую плюху, в которую запрессован гонг, сама плюха на стержне, тоже запрессованном сидит на крепеже деке. Должно быть если масса плюхи маловата, звук -полное "Г". Видимо и в репетире гонг в месте крепежа должен иметь утяжеление и обладать соответствующей массой, условно не связанной с массой корпуса. Гонг должен красиво звучать не прикреплённым.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В карманных репетирах гонги впрессованы или впаяны в стальную колодку, которая, в свою очередь, крепится к механизму. Для того, чтобы звон был громким и мелодичным, колодка должна быть крепко прикручена к плате механизма. Либо зажата в тисках. Либо гонг без колодки зажат в тисках. Никаких утолщений быть не должно. Вибратто достигается подрезкой толщины гонга у основания.

 

Видимо, секрет таки действитльно в первую очередь в материале.

post-21150-1270562904_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Видимо, секрет таки действитльно в первую очередь в материале.

Фактически там четыре не известных - действительно материал, его правильная термообработка, диаметр и длинна. И бродить, среди этих четырёх сосен, можно долго. Но самая толстая, из них, таки материал, вернее гарантированная стабильность его характеристик, от плавки к плавке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Вот гонг, принцип описан мной выше. Инерционной масса плюхи с кроликом хватает, чтобы не пойти в разнос вместе с гонгом, Либо масса плюхи, масса гонга и упругость пружины гонга соизмеримы так, что колеблются в унисон., в конечном счёте предавая чистый звук вибрации через ничтожно малое сечение, условно точку - толщиной штока деке (задней стенке корпуса)

В Вашем случае "корпусу" (плюха) присутствует... Существует понятие - треснутая дека у пианино, так вот дребезг только на одной ноте проявляется... в резонансной частоте, в которой и пробуждается дефект.

То есть, думаю, плюха с гонгами должна быть самодостаточной, в смысле звучания, а далее не должно что либо болтаться и звякать в корпусе.

Не могу не согласиться с "clockmaker" хотя струны на гитарах и метал, и жила, и винил - звучат, хоть и по разному...

Вообще ухо - самый тонкий орган ощущения - угодить практически невозможно...

post-8812-1270585177_thumb.jpg

Изменено пользователем sergoki

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Почему я предполагаю о самодостаточности и чистоте системы гонга и плюхи: колокол, тарелка, чашка с микротрещиной не звучат... Прижми к деке гитары - усилится звук, а качество останется прежним.

Вопрос - просьба: фото узла к чему крепится поподробней возможно выложить. Любопытно.

Изменено пользователем sergoki

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот потому то и мне приходит в голову мысль о дислокациях кристаллической решетки. И мучает вопрос, как от них избавиться, вернее, как их не допустить в процессе обработки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как происходит термообработка гонгов - в муфельной, равномерный прогрев и закалка?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Именно так. И еще нормализация после закалки. Это дает хоть какой то результат, но от идеала он далек.

Да, закалка делается в оправке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

В кольце репетира возникают две стоячие волны - одна из них для нас полезная, а другая не очень.

То, что вы говорите о колебаниях натянутой струны - это "полезные" поперечные колебания. Они определяются геометрией колеблющейся массы - длиной проволоки и ее диаметром модулем упругости. Вторая составляющая - продольные колебания, определяется только свойствами материала в котором распространяются продольные акустические колебания, ответственные за "железный окрас" звучания и ее длиной. Боротся с ним можно подбором состава материала, а также маленькой хитростью. Напаяйте на свободный кончик маленькую бульбу припоя или на крайняк повесте на него соплю из герметика, чтобы пусть не полностью, но погасить продольную составляющую. Приглушенный таким образом звук не будет таким мерзким. А так, необходимо точно расчитать или подобрать длину, диаметр и материал репетира так, чтобы обертона продольных колебаний были кратными частоте свободных поперечных колебаний (основному тону). Кроме того на обертона сильно влияет срез конца. Он должен быть ровным и перпендикулярным, а не скошенным или обломанным.

Изменено пользователем Адепт

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Адепт,

Спасибо, очень поучительно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Извините за некромантию, но хочется поднять всё тот же вопрос про материал и технологию.

 

Может быть есть здесь форумчане, которые успешно справились с задачей изготовления гонгов с нуля... Интересуют звучащие стержни для настенных, напольных часов.

Пробовал разные материалы, но нужного "сустейна" так и не добился. Лучше всего получилось из пружинной проволоки 2,2мм нагретой горелкой и остуженой на воздухе.

Есть ещё т.н. Music wire или рояльная сталь. Что-то вроде нашей пружинной. Может кто сталкивался с такой, есть смысл заказывать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.