Перейти к содержанию
nikyer

Поперечка mn-80.

Рекомендуемые сообщения

Дата: (изменено)

Здравствуйте! Столкнулся с подклиниванием при движении поперечной подачи у своего свежекупленного станка mn-80.

Разобрал её и обомлел от следующей картины:

 

IMG_20220620_222009.thumb.jpg.f6de5c7601618e3d09fb2cb723fd8850.jpg

Шарики там даже себе дорожку успели проделать. Понимаю, что это была самодеятельность предыдущего хозяина-кулибинца. Утешает только одно, что эта поверхность у ластохвоста нерабочая.

Посмотрел на верхнюю часть, где масленки:

IMG_20220620_222055.thumb.jpg.5ada888ec81b468a7e8baaa714b8bda6.jpg

Там зияющая пустота, хотя, я так понимаю, что должна быть набивка, чтобы масло стекало и равномерно растекалось по плоскости скольжения.

Эксперты, можете показать, что должно быть внутри этой масленки, как там удерживается набивка и все реализовано, чтобы масло оттуда ручьем не вытекало?

Изменено пользователем nikyer

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 минут назад, nikyer сказал:

что должно быть внутри этой масленки

Шарик, пружинка и зияющая пустота.

 

12 минут назад, nikyer сказал:

как там удерживается набивка

Никак, ее нет.

 

12 минут назад, nikyer сказал:

и все реализовано, чтобы масло оттуда ручьем не вытекало?

Направляющие подогнаны друг к другу. Еще канавки должны быть короче, чтобы не открываться в воздух в крайних положениях салазки, но тут с этим случился просёр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, Пронька Грезной сказал:

но тут с этим случился просёр

да вообще, если бы не выемка под гайку, то я бы решил, что верхняя часть от ТВ-16 (да простит меня общественность), настолько грубо сфрезерована поверхность. Понимаю, что нерабочая, но где же хвалёное "чешское качество"?

 

6 часов назад, nikyer сказал:

Шарики там даже себе дорожку успели проделать.

дорожки прокопаны кулибыным, сами шарики такое бы ну очень долго делали, да и задиров по краям не было бы. а так - интересный подшипник получился! :crazy:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 часов назад, Пронька Грезной сказал:

Направляющие подогнаны друг к другу. Еще канавки должны быть короче, чтобы не открываться в воздух в крайних положениях салазки, но тут с этим случился просёр.

Понятно. Да, в реализации кулибякина с этим был полный просёр, т.к. шарики приподнимали каретку над нижней плоскостью ластохвостов. Зато хоть нижняя плоскость не истерлась совсем, вся шабровка видна - прямо как с завода :)

1 час назад, agrael сказал:

да вообще, если бы не выемка под гайку, то я бы решил, что верхняя часть от ТВ-16 (да простит меня общественность), настолько грубо сфрезерована поверхность.

Была возможность выбора, но я, даже ничего в этом не понимая, как как то сразу глаз на мн-ку положил, настолько она красиво и выигрышно смотрится в заводском зеленом окрасе. Плюс возможность работы с цангами, наличие оснастки - нет, это совсем другой станок!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
32 минуты назад, nikyer сказал:

Зато хоть нижняя плоскость не истерлась совсем

Она, кагбэ, и не должна, при штатном исполнении. Ползушка висит расклиненная на ластах, нагрузки на низ практически никакой. А клин-то хоть был? При поднятии шариками ласты склеиваются, простите за каламбур, и клин либо нужен гораздо уже, либо будет торчать снаружи наполовину.

А вообще выложили бы что ли фото станка и оснастки. Интересно ведь, сколько ещё эмэнок в нормальном состоянии и комплектности остались. :classic_cool:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
47 минут назад, nikyer сказал:

Плюс возможность работы с цангами

а кто мешает работать с цангами на шешнашке? от цанговых патронов на конусе (шомпол-притяжка нужна) и на резьбе (притяжка не нужна) до внутришпиндельных цанг КМ3 покупных или выточенных на нём же (снова притяжка) - на любой вкус и кошелёк! Хотя если Вы про механизм быстрого зажима цанг, то тут да, на ТВ-16 что-то такое гандибобить хоть и можно, но сложно. Фрезерная приставка? Хорошо, когда она досталась со станком, а то потом платить ещё стоимость станка за неё как-то не по-хозяйски. :classic_wacko: "Быстрая" (сверлильная) бабка? Ставите быстрый сверлильный конус - либо делаете сами, либо покупаете готовый. Рычажный (быстрый) прижим бабки? при желании делается на том же станке, много в соседних темах про это есть. Родной 4-кулачковый патрон/планшайба? При желании или реализуемо по аналогии, или ставится обычный 4-кулачковый независимый патрон. "Кривой стартер" для нарезания резьб отсутствует и там, и там, делается самостоятельно. Переключаемая на "сотку" планетарка? Тут сложнее, хотя народ и тут выходил из положения, есть примеры (хотя мне не влом потратить пару минут на перекидывание). Я не к тому, что MN-80 не имеет преимуществ, а к тому, что все их можно реализовать и на ТВ-16. Про качество сборки умолчим - всё равно и тот, и тот после "кулибиных" перебирать нужно.

53 минуты назад, nikyer сказал:

настолько она красиво и выигрышно смотрится в заводском зеленом окрасе

а вот тут не поспоришь... хотя и у шешнашки есть свой шарм, когда она в сборе и в родном тёмно-сером окрасе, а голая - таки да, ощипанный курёнок по сравнению с голой же эмэнкой!:classic_biggrin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, agrael сказал:

Она, кагбэ, и не должна, при штатном исполнении. Ползушка висит расклиненная на ластах, нагрузки на низ практически никакой.

А вы про какой низ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
1 час назад, agrael сказал:

а кто мешает работать с цангами на шешнашке

Вроде как у 16-го, тут говорили, что конус сделан криво, биения на нем жуткие.

Цитата

Фрезерная приставка?

Кстати, фрезерная приставка не самый полезный атрибут, у мн-ки в этом плане все плохо с осевыми нагрузками на шпиндель, для этого туда некоторые  и колхозят упорные подшипники. Вообще, когда на мн-ки смотрел, чего только не насмотрелся: у одного кадра на ютюбе ремень с зубчатым зацеплением и сервоприводом видел - человек вообще походу не понимает, что шпиндель может подклинить при той же фрезеровке, например, и тогда будет катастрофа. Никогда так не делайте!

Цитата

Рычажный (быстрый) прижим бабки? Родной 4-кулачковый патрон/планшайба?

Да, это все должно быть с завода. Да и вообще хочется все же сосредоточится на изучении токарки, а не делании дополнительной оснастки. Как показывает мой опыт, у рядового кулибина эта вся новодельная оснастка будет, как правило, кривой и не функциональной. Как говорится, освой сначала одно ремесло, потом уже при достаточном навыке и умении берись за изобретение другого. 

 

Цитата

Она, кагбэ, и не должна, при штатном исполнении. Ползушка висит расклиненная на ластах, нагрузки на низ практически никакой.

Это не так!

Изменено пользователем nikyer

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
2 часа назад, agrael сказал:

Про качество сборки умолчим - всё равно и тот, и тот после "кулибиных" перебирать нужно.

Вот тут я согласен. Это как солдат должен уметь разбирать, собирать и смазывать автомат Калашникова, так токарь или токарный хоббист должен знать как раскидать, промыть, смазать  и обратно собрать свой любимый станок.

Изменено пользователем nikyer

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
2 часа назад, Пронька Грезной сказал:

А вы про какой низ?

Если я правильно понял топикстартера - про каретку, пришабренные горизонтальные места. при поджатом клине основная нагрузка идёт на клин и соответственно на боковые поверхности противоположного ластохвоста

1 час назад, nikyer сказал:

Это не так!

Если клин не поджат до выборки люфтов - действительно не так, будет елозить с нагрузкой на низ. К слову, собранная неизвестно из какого количества станков МП, доставшаяся мне, вообще (то есть совсем) не касается верхом низа! Только через боковые поверхности ластов. И ведь как-то работает (про люфт гайки умолчу)! :unknw:

ас назад, nikyer сказал:

Вроде как у 16-го, тут говорили, что конус сделан криво, биения на нем жуткие.

Зависит от производителя и конкретного кземпляра. Мне повезло - биения в пределах паспортных 2 соток. Но это на конусе. Со вставленной оснасткой либо складывается с кривизной оснастки, либо компенсируется, тут уж приходится либо метку какую ставить, либо каждый раз выставлять по индикатору. Зато если скомпенсировалась - биений ноль, стрелка едва дрожит!

Изменено пользователем agrael

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
19 минут назад, agrael сказал:

Если клин не поджат до выборки люфтов - действительно не так, будет елозить с нагрузкой на низ. К слову, собранная неизвестно из какого количества станков МП, доставшаяся мне, вообще (то есть совсем) не касается верхом низа! Только через боковые поверхности ластов. И ведь как-то работает (про люфт гайки умолчу)!

Клин ее как раз туда и поджимает. Нижняя часть с завода идет подшабренной, а это значит она является рабочей плоскостью. На верней части каретки  даже масляные каналы выфрезерованы, чтобы эти плоскости смазывались. Думаете это просто так?

У меня с шариками тоже как-то работало, но даже я понял что тут что-то не то. А Вы как человек, умудренный ремонтом станка, не должны эксплуатировать МП в таком состоянии, т.к. без поджима снизу она будет прыгать туда-сюда и никакой жесткости и точности при резании не будет. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
18 минут назад, nikyer сказал:

не должны эксплуатировать МП в таком состоянии, т.к. без поджима снизу она будет прыгать туда-сюда и никакой жесткости и точности при резании не будет

А кто Вам сказал, что я её эксплуатирую? :crazy: Она в тумбочке лежит, разобранная. Но несколько конусов с ней таки выточил, да. А жёсткости и точности с МП и так не будет, не тот станок, как говорят опять же тут в нашей ветке. Потому все стараются как можно быстрее обзавестись проставкой.

18 минут назад, nikyer сказал:

Клин ее как раз туда и поджимает.

Клин, снова скаламбурю, расклинивает в стороны. Во все стороны. Поэтому его так и называют.

18 минут назад, nikyer сказал:

Нижняя часть с завода идет подшабренной, а это значит она является рабочей плоскостью. На верней части каретки  даже масляные каналы выфрезерованы, чтобы эти плоскости смазывались. Думаете это просто так?

А я разва спорю? Просто привёл пример с дрэковской МП как образец того, как это всё может работать (сам удивился, когда обнаружил). И я не буду утверждать, что совсем нагрузки нет. Она есть, но тем меньше, чем больше поджат клин. При идеальном поджатии должен быть равномерный износ боковых поверхностей и нижней, но почему-то сильнее всегда изнашивается именно клин и боковые поверхности ластов, если верить сообщениям и обсуждениям тут на форуме... Да и на моём станке нижние (вот эти вот) плоскости ластов все с неизношенной шабровкой. Интересно, с чего бы это, если обсуждаемым станкам 60+ лет?

Изменено пользователем agrael

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
15 минут назад, agrael сказал:

Да и на моём станке нижние (вот эти вот) плоскости ластов все с неизношенной шабровкой.

Это значит, что они сразу кривыми с завода были и надо было подгонять ластохвост, чтобы эти плоскости соприкасались. А Вы говорите еще, что ТВ-16 хороший станок :) .  Если бы эта МП была в нормальном состоянии, то Вам бы и не пришлось проставку изготавливать. 

Это все мне напоминает наш советский автомобиль, чтобы на нем ездить, надо было иметь отдельный гараж, где бы можно было его его изучать, ремонтировать, регулировать все и вся, обрабатывать от коррозии. Просто с завода сесть и поехать на нем нельзя было. 

Изменено пользователем nikyer

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
40 минут назад, nikyer сказал:

Это значит, что они сразу кривыми с завода были и надо было подгонять ластохвост, чтобы эти плоскости соприкасались

Ну, без клина-то они очень даже соприкасаются! А вот с клином - как я писал выше. В идеальном варианте одинаково "соприкасаются" (т.е. распределена нагрузка), в экстремальном - как на моей МП - вообще поднимает. Как на шариках Вашего "кулибина". :pleasantry:

 

40 минут назад, nikyer сказал:

Если бы эта МП была в нормальном состоянии, то Вам бы и не пришлось проставку изготавливать.

Не спорю. Хотя вон народ пишет, что даже так проставку лучше иметь - именно для тяжёлых работ вроде отрезания, или когда повышенная точность нужна. Я когда подошву проставки подравнивал, мало того, что затягивал клин на МП, так ещё и портянку с обратного ласта (от оператора) подкладывал. Собственно, иначе клин не затягивался намертво.

40 минут назад, nikyer сказал:

чтобы на нем ездить, надо было иметь отдельный гараж, где бы можно было его его изучать, ремонтировать, регулировать все и вся, обрабатывать от коррозии. Просто с завода сесть и поехать на нем нельзя было.

Странно, у дядьки в Вильнюсе никогда не было гаража, машина всегда стояла на улице. И почему-то ездила, ходовая всегда была в идеальном порядке, хотя нередко выбирался за город. Последний раз, когда я её видел, машине (копейка) было 12 лет, и кроме дырявого кузова было все окей. Может, дело не в изготовителях, а всё же в пользователях? Ну ладно, не только в изготовителях (анекдот про гайку на проволочке в стойке "буханки", надеюсь, помните).

Но в целом Вы правы - да, "доработка напильником" необходима, но опять же - если Вы интересовались темой, должны были обратить внимание, что к покупке рекомендуют ТВ-16 трех-четырех заводов, всё остальное - на свой страх и риск. И эти рекомендованные варианты доработки не требуют. А мне выбирать особо не приходилось - китайцев у нас не продают, брать с рук - во-первых за год всего пару видел нормальных (один близко, второй далеко) и несколько у мошенников, во вторых хорошую вещь вскоре после покупки не продают. :classic_unsure: С алика доставка DHL, FedEx и прочие гиганты с ценами в два-три станка. Единственный с разумной доставкой - от Numobams (цена на месте как у российских "дилеров"), но ввиду ковидлы стали пропадать посылки, и что-то рисковать желания не было. Эмэнок у нас нет, а шешнашек довольно много, как я упоминал в соседней теме - до 6-7 прошлый год было зараз. Брать ТВ-4/6 - не тот формат, однако. Поэтому взял, что попалось. Попался втулочный алматинец-кировец (кроме него и такого же на шариках у нас только тоже алматинцы, но "зековские", - ввиду географии). Почти в полном порядке, кроме МП, которая не просто от другого станка, а явно с другого производителя (там даже нержавейка на консолях винтов разная), да и похоже скомплектована с разных станков и опять же разных производителей. Так что в моем случае проставку пришлось делать не из-за косяков производителя, а из-за нехороших людей, которые сбондили родную МП, и кто-то из урвавших в итоге станок себе вынужден был комплектовать из чего пришлось (и именно он заехал той МП в патрон - следы на кулачках и на МП совпадают).

Изменено пользователем agrael

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
40 минут назад, nikyer сказал:

Просто с завода сесть и поехать на нем нельзя было.

Вот как раз с завода - они выезжали. Но что было дальше - лотерея... 

Опять же по опыту бати: ЗАЗ-965 - без особых проблем неск. лет пробегал: из замен - лишь потекший бензобак, печка (но это - общеизвестная тема). Никакого "тюнинга", кроме багажника на крышу.
ВАЗ-2101 - тоже были заморочки с ББаком (по гарантии), трамблер (маде ин хУнгари, между прочим!). Плюс сожженное (во время вывоза прицепа с картошкой по грунтовкам) сцепление. И ничего более серьезного - лет за 10 (минимум) эксплуатации.
АЗЛыК-2141 (с уфимским движком) - чего только не нем не возили! И без серьезных за долгие годы проблем вообще! Разумеется - после покупки в магазине - все было обсмотрено-протянуто.
Кончено же, везде - вовремя (и самостоятельно) менялось масло, шаровые и прочая ресурсная возня + регулярные купания скрытых полостей в мовиле.

Без зимы, никаких аварий (не считая небольшого "путешествия в кювет" - прямо на кустарник, без "видимых" отметин и повреждений). Разве что при перевозке бревен - оторвали днище у мытищинского прицепа (ВАЗовская крыша - оказалась намного прочнее)... 
И за давностИю лет на 41-м - корр. отверстие в пороге диаметром с 1-коп. монетку...

А Вы говорите - "нельзя"...


 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, agrael сказал:

хотя и у шешнашки есть свой шарм,

Шарм моей шешнашки.

Изображение 625.jpg 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
56 минут назад, agrael сказал:

Эмэнок у нас нет, а шешнашек довольно много, как я упоминал в соседней теме - до 6-7 прошлый год было зараз.

А мне казалась, что mn-80 в свое время как грузовики "Татра" расползлись по всему Союзу. Некоторое время они и после развала СССР поставлялись. Я год назад видел на Directlot мн-ку аж 95-го года выпуска со всей оснасткой за 120 тыс. руб. Правда ее сразу ухватили. Продавец, по его словам, увидел ее на металлоприемке прямо на родном столе, а в столе была вся оснастка. Вот повезло так повезло! Правда, я считаю, он поторопился с продажей, сейчас бы такое у него из 200 тыс. купили.

Вот шильдик его:

l753598-5.thumb.jpg.2f9262b6abb710df718436a3b38c6041.jpg

42 минуты назад, lucky_sv сказал:

А Вы говорите - "нельзя"...

В нашем гаражном кооперативе, построенном еще при коммунистах, разговаривал я с мужиками, так они говорят, что в кооператив при его строительстве просто так тогда не брали, надо было иметь автомобиль!  Типа аргумент, раз у меня есть машина, значит мне ее надо где-то ремонтировать. Сейчас это выглядит смешно. Правда нынешние "эффективные" городские менеджеры такой роскоши как отдельный гараж уже бы точно не допустили, лучшем случае построили бы многоэтажные боксы-парковки без воды и отопления. Такие боксы для хобби непригодны совсем.

Изменено пользователем nikyer

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минут назад, чилдон сказал:

Шарм моей шешнашки.

Красавец!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, чилдон сказал:

Шарм моей шешнашки

А втулки не жалко с таким патроном-то? Хотя если это фотка 17-летней давности и он всё ещё у Вас... :pardon:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 часов назад, agrael сказал:

А втулки не жалко с таким патроном-то?

Четыре года назад (нет желания каждый раз выставлять дату на фотоаппарате). После сборки и покраски два года работал (наполнял лунки автосинтетикой и четыре часа работал, перед обменом (сейчас не у меня) люфтов не появилось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 21.06.2022 в 15:26, agrael сказал:

А вот с клином - как я писал выше. В идеальном варианте одинаково "соприкасаются" (т.е. распределена нагрузка), в экстремальном - как на моей МП - вообще поднимает.

Нагрузка при работе не настолько распределена. Для нормальной работы МП необходим небольшой люфт. Именно из-за него износ не распределенный))

Ваш вариант не экстремальный, а неправильный - клин имеет, скорее всего, слишком острый угол, если смотреть с торца, и он может упираться в место пересечения плоскостей образующих угол ластохвоста, там где должен быть пропил. Еще встречаются варианты со слишком высоким клином и с неправильным углом клина. Все это приводит к тому,что верх МП или поперечки "зависает"в воздухе, в итоге - преждевременный износ.

В 21.06.2022 в 14:46, nikyer сказал:

Это значит, что они сразу кривыми с завода были и надо было подгонять ластохвост, чтобы эти плоскости соприкасались. А Вы говорите еще, что ТВ-16 хороший станок

На момент выпуска ластохвосты могли быть и в порядке, но чугуний после обдирки со временем ведет, корежит его. И если через какое-то время плоскости подогнать - они будут жить долго и счастливо.

А насчет хороший или нет, тут кому какой достался. У мну мнка раздолбаная стоит - точить невозможно. Плохая? А твшка микроны ловит. Хорошая?

Какими станки были тогда, новыми - это одно, в каком виде можно найти для себя-разговор другой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 часов назад, Дядька Танк сказал:

На момент выпуска ластохвосты могли быть и в порядке, но чугуний после обдирки со временем ведет, корежит его. И если через какое-то время плоскости подогнать - они будут жить долго и счастливо.

Да, надо будет понять как грамотно проверять на краску совмещение связки станина-каретка-клин...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да всё просто. Делаем нижнюю плоскость верха МП по плите, выводим верх основания параллельно низу с помощью индикатора, плиты и линеики ут, выводим углы ластохвоста, добиваемся их параллельности, подгоняем ластоуглы верха мп по нижнеи части, подгоняем клин. Делов-то на пару месяцев всего.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 минут назад, Дядька Танк сказал:

Делов-то на пару месяцев всего

Вот-вот. Но я пока что-то исправлять не хочу, только приложить  на краску и посмотреть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 минуту назад, Дядька Танк сказал:

Да всё просто

Хотел бы уточнить алгоритм.

1) Отмываем, вытираем все насухо. Мажем нижнюю плоскость очень тонким слоем краски. Я так понимаю на ровных плоскостях это делается с помощью валика. Краска кисточкой намазывается на стекло, по стеклу прокатывается валик и уже им мажется плоскость. Как здесь под ластохвост подлезть валиком? Какие еще есть способы?

2) Смотрится количество пятен на квадратный дюйм. Здесь вроде все понятно.

3) Правим если надо шабером и все по новой...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.