Перейти к содержанию
Авторизация  
Дядька Танк

Электрический тормоз электропривода электровелосипеда.)))

Рекомендуемые сообщения

Доброго всем!

Тема больше про электропривод...

Докатился я до навязчивой идеи - таки нужен мне второй тормоз на электровеле. .Мож на старости лет жить хочется больше, мож просто здравый смысл..... Короче, вводные такие - есть вел, мотор в заднем колесе, 13s, 50А употребляет с удовольствием, тормоз только на переднем, адреналин после последней покатушки завышен, задний ставить не очень охота, ибо вес, да и обмотками тоже можно вполне тормозить. В идеале, это фича контроллера моторколеса, но в у меня её не завернули в коробку, есть только фича блокировки остановившегося колеса- "ручник". Вариант купить новый контроль рассматриваю без энтузиазму - долго и дорого, а этот есть уже. Точки на плате, которые могут отвечать за торможение и рекуп, я ужо "пощупал". Остаются варианты: прошивка - нереализуемо в моих условиях, и замыкание обмоток на тормозной резистор. Напруга на мотор отключается контролем по датчику на тормозной ручке, и этот же сигнал можно использовать для включения тормоза. Собсно, вариант доступный для моего понимания - контактор, но смущают токи - два гвоздя номально так приклеились друг к дружке на тесте)) , резистора под рукой не оказалось))). Как понимаю, можно использовать мосфеты, их есть с дохлых контролей. Только я с ними не очень дружу, посему прошу помощи уважаемого сообщества - как это можно реализовать?

пысы: рекуп неинтересен. Совсем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Выпрямитель по схеме Ларионова + модуль ШИМ с али + большой резистор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Дядька Танк сказал:

рекуп неинтересен. Совсем.

А контроллер с рекупером,  не рассматривали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На гвозди закорачивать электричество это на любителя. Сами модуль рекуперации сварганить сможете? В инете схемы наверно есть, да и спецфорумов по великам навалом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Говорю же, рекуп не интересен. 1) на полностью заряженных акумах не эффективен. 2)+5-7% к пробегу? Я вас умоляю...

Ну и нормальный мощный контроль с рекупом стоит кусуче и едет долго. Да и купить ведь всегда проще, чем сделать, правда? И к тому же есть ещё несколько проектов, где такой добавочный блок торможения очень был бы кстати. Так что купить пока отложим...

7 часов назад, Flid сказал:

Выпрямитель по схеме Ларионова + модуль ШИМ с али + большой резистор.

Это знакомо по отдельности). Модуль, наверное, должен быть достаточно мощным, соответственно габаритным. Мощность, как я понимаю, должна быть в где-то пределах 2кВт, скорее даже меньше, колесо как генератор ведь слабее будет, чем как мотор? Как бы это оценочно прикинуть? Разогнаться с горки и подключать нагрузку и приборы? Конечностей всегда не хватало, тут бы еще пару-тройку рук отрастить по быренькому....

Напряжение генерится около 35 вольт, вывесил, крутанул.

С шимом мысль интересная, можно будет плавно менять усилие, но скорее всего будет достаточно подобранного сопротивления-замедления. Это проще и компактнее. И если это будет резистор(ы), то их можно будет подключать мосфетами? Собсно, вопрос как, и нужен ли тогда мост?

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
51 минуту назад, Дядька Танк сказал:

Собсно, вопрос как, и нужен ли тогда мост?

А движок-колесо сколько фаз на входе-выходе? Или на одну фазу будете цеплять резистор? Да и к тому же ШИМу и рекуп прикрутить недолго.

Изменено пользователем Pavel47

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Цитата

 

: ilya-spb писал 02 Июл 2011 в 18:43

Я уже целый год торможу электродвигателем , закорачивая фазы между собой (две переключающие релюшки отключают 1ю и 2ю фазу от контроллера и коротят их на 3ю фазу) , и ничего не греется.
Теоретически , при торможении , двигатель должен нагреваться также как и при разгоне (мощьность разгона = мощности торможения).

 

Цитата

 

Цитата: ilya-spb писал 17 Окт 2010 в 03:55

А что электротормоза - элементарно. Ставишь две автомобильные переключающие релюшки и всё. В момент включения тормоза они отключают 1-ю и 2-ю фазы электродвигателя от контроллера и коротят их на 3-ю фазу. У меня именно так и сделано , работает афигенно - намного лучше чем я предполагал. Как ни странно , но сила торможения на разной скорости почти одинаковая и падает лишь когда почти полностью остановился. А эффективность такова , что на грунтовке , при электромагнитном торможении , моё заднее колесо начинает чуть-чуть (маленькими проскальзываниями) подсрываться в юз.

 

Это с электротранспорт.ру )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Pavel47 сказал:

А движок-колесо сколько фаз на входе-выходе? Или на одну фазу будете цеплять резистор?

три фазы. Резистор можно и на одну, только это как-то не по феншую)

3 часа назад, tyrist70 сказал:

Ставишь две автомобильные переключающие релюшки и всё.

Это должны быть очень хорошие релюшки) Если только реле стартера со скутера... Токи разные у нас с ilya spb, возможно. Да и вес двух релюх по сравнению с весом транзисторов огромен...

 

Что, никто мосфетами не владеет? Или они негодны для этой цели? Подскажите, народ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, Дядька Танк сказал:

Или они негодны для этой цели?

Ну почему - непригодны. Очень даже пригодны. Но вот какие - надо считать.

 

5 часов назад, Дядька Танк сказал:

Как бы это оценочно прикинуть?

Прикиньте вес суммарный и скорость, с которой хотите тормозить. Посчитайте джоули кинетической энергии. Разделите их на желаемое время торможения с данной скорости до нуля - получите мощность. (Время торможения можно посчитать также через требуемый тормозной путь - это школьная задачка). Разделите её на 35 В - получите ток транзисторов. Вот потом можно посмотреть по табличке - какие подходят и сколько они будут стоить. Я не считал, но почему то мне кажется - будет дорого. Посчитайте - мне тоже интересно, че получится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
24 минуты назад, Дядька Танк сказал:

Что, никто мосфетами не владеет? Или они негодны для этой цели?

Вполне пригодны. Для этого нужно поставить 3ф диодный мост и постоянное напряжение нугружать мосфетом. Никаких проблем нет.  Если торможение будет слишком сильным при закорачивании всех трех фаз одновременно, то то можно будет промодулировать транзистор ШИМом или закорачивать только одну фазу мотора. По любому придется сначала экспериментировать, поэтому с релюшкой было бы проще это делать, а потом, если понравится, перейти на транзистор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
26 минут назад, Vladimir_V сказал:

Посчитайте - мне тоже интересно, че получится.

если с математикой не облажался, Е=мv^2\2=85"50^2\2=106250,  делим допустим на три сек =35416 Вт(??), делим на 35 =1000А.... Что-то не так

Даже если 5 сек  -21250 вт или 600а. Многовато

18 минут назад, Витюня сказал:

нужно поставить 3ф диодный мост и постоянное напряжение нугружать мосфетом

Так, вот тут не очень понятно. Без моста никак? Вроде есть же радиодетали, позволяющие коммутировать переменку? Детство,цветомузыка...не? К резистору я готов морально и физически, замыкать напрямую может избыточно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, Дядька Танк сказал:

Без моста никак?

Никак. Транзистор не может коммутировать переменку. )) Сначала нужно пробовать релюшкой, а потом уже думать, как улучшать схему. Необходимо будет отключать контроллер при нажатии ручки тормоза, если её ещё нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29 минут назад, Дядька Танк сказал:

Что-то не так

50 метров в секунду - не перебор? У меня Хонда  до такой скорости разгоняется - но ехать страшно! Самолеты на этой скорости как раз взлетают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минут назад, Витюня сказал:

Транзистор не может коммутировать переменку.

Мосфет может, канал D-S пропускает ток в любом направлении. Сколько при закорачивании обмоток будет рассеиваться тепла и размеры охладителя надо прикидывать, для экзотических с Rds(on) 0,5 -1 mOhm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, zato4nik сказал:

Мосфет может, канал D-S пропускает ток в любом направлении.

Когда открыт, то может, а в закрытом состоянии он будет пробит обратным напряжением. Поэтому внутри мосфетов как правило имеются встроенные диоды для защиты их от обратного напряжения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как бывший владелец электровела, вчера, наконец, проданного, не советую идти по пути электротормоза на заднем. Очень легко улететь в занос и довольно крепко убраться. А вот обычные тормоза на задний - дёшево, просто, и полезно для управляемости тяжелым велом. Особенно вне асфальта. И, собственно, у нас тормоза на оба колеса вела, не электрические, обязательный стандарт. 

Почему безопаснее? Раздельные контура торможения, и, играя модуляцией торможения, проще удержать вел в случае проскальзывания любого из колёс. При желании - несложен и "полицейский разворот", если резины не жалко.

Цена ошибки при самодельном электроторможении - горелая электрика и знакопеременная нагрузка на шестерни привода. Обычные велотормоза - отработаны, и надёжны. А реальный расходник там только колодки. Затяжное торможение электричеством на спуске - можно и привод поджарить, а на ободных - раньше запахнут колодки, на дисковых - может раскалиться и повести диск, но это уж совсем надо отморозится.

Где то так... С моей ретроградской кочки зрения.:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, anatoly8 сказал:

Очень легко улететь в занос и довольно крепко убраться.

Други, я на горном веле с 88, выступал с 92, дальше мотокросс, ралли, так что про заносы краем уха слышал) Сейчас я седенький и хроменький, езжу тихонько по асфальту, бывает, канеш, планка падает, съезжаю, но тема не об этом), мне б с транзистором разобраться....

 

3 часа назад, Vladimir_V сказал:

50 метров в секунду - не перебор? У меня Хонда 

аналогично, согласен, стараюсь держать себя в руках) и летать нызэнько))). Да, пардон, обшибся, конечно 13,8м\с, а не  50 кмч.

Значит имеем 8093дж, 1600вт,46А -вот это уже похоже на правду. Собсно, коммутировать под 50а релюшкой - имхо, сомнительное удовольствие, примерно как с гвоздями.....

Да, сегодня по ночной прохладке вжарил, передним осадился "в пол" с 45-47 кмч до 0 за где-то за пять сек, аккурат за половину расстояния между столбами (город-25м?) Ну это по счёту секунд в уме, и практически в стоппи. В реальной жизни устроило бы и меньшее замедление, тем паче, что задним менее эффективно тормозить, да и можно дожать передним.

4 часа назад, Витюня сказал:

Необходимо будет отключать контроллер при нажатии ручки тормоза, если её ещё нет.

повешу, как раз есть с датчиком, контроль понимает нажатие и отключает мотор

 

4 часа назад, zato4nik сказал:

канал D-S пропускает ток в любом направлении. Сколько при закорачивании обмоток будет рассеиваться тепла и размеры охладителя надо прикидывать, для экзотических с Rds(on) 0,5 -1 mOhm

это уже для меня китайский(

4 часа назад, Витюня сказал:

в закрытом состоянии он будет пробит обратным напряжением

Эм, может глупость скажу, если закорачивать только, скажем, положительные полупериоды, диод нужен не силовой?

3 часа назад, anatoly8 сказал:

Цена ошибки при самодельном электроторможении - горелая электрика и знакопеременная нагрузка на шестерни привода

привод прямой, знакопеременность нагрузок скорее ощутит моя селезёнка. Електрику с електроникой и пытаемся посчитать и воплотить, чтобы ничего не сгорело. Потому и хочу электро, что устал от колодок и ведёных дисков. Уже даже плавающий диск припас....титановый....

Так, мнения разделились, мосфет может\не может....Други, хелп, вроде транзистор один(?) подключить..... ну не хватает у меня знаний....Ну не частотник же препарировать, как там тормозной резистор подключается....

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Дядька Танк сказал:

Эм, может глупость скажу, если закорачивать только, скажем, положительные полупериоды, диод нужен не силовой?

Я не знаю, что будет происходить с сердечником мотора, если пропускать ток только в одном направлении. Проще поставить выпрямитель. Но опять-таки, сначала нужно провести испытание, замкнуть одну фазу и посмотреть реакцию торможения. Я замыкал все три фазы 4квт 36 вольтового мотора для вертолета, закрепив вал в токарник и как уже было сказано, после некоторых оборотов момент на валу уже не возрастал. Одну фазу не пробовал замыкать. Если нужно будет более активное торможение, то энергию  нужно будет рассеивать резистором. Потому, что при замкнутых обмотках возникает эффект свободного вращения. С большими потерями в обмотках, но всё-же не нагруженного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
4 часа назад, Дядька Танк сказал:

если закорачивать только, скажем, положительные полупериоды,

Дело в том, что во всех силовых Мосфетах есть паразитный диод между стоком и истоком, который постоянно открыт для отрицательных полуволн в транзисторе с n-каналом и для положительных в транзисторе с p-каналом, вне зависимости от состояния канала и напряжения на затворе. Поэтому - закорачивать только положительные полупериоды можно, но между Мосфетом и выводом мотора должен быть диод, который к транзистору пропускает только положительные полупериоды - если транзистор с каналом n-типа. Конешно, диод должен быть на соответствующий тормозному ток и обратное напряжение должно быть тоже в люст мотору. Кроме того, надо обеспечить гарантированное выключение контроллера мотора на время открытия тормозного транзистора. Транзистор может быть один, а диода - три - на все три обмотки. Транзистор надо брать по току минимум с троекратным запасом.

И еще. В цепь тормозную надо ставить балластный тормозной резистор так, чтобы суммарное сопротивление тормозной цепи было бы около 0,5 Ом. Резистор ватт на 100 хотя бы. Можно взять 10 резисторов по 10 Вт на 5 Ом и спаять их параллельно. Без него транзистор или диод сгорит.

Изменено пользователем Vladimir_V

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дядька Танк, Извиняйте коли что не так сказал... С электроникой - увы, на уровне старой дрессированой обизьяны - спаять/ заменить при наличии готовой схемы и деталей, но не более... Да и с мотоциклом - не сложилось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
50 минут назад, anatoly8 сказал:

С электроникой - увы, на уровне старой дрессированой обизьяны - спаять/ заменить при наличии готовой схемы и деталей, но не более..

))примерно так же

7 часов назад, Витюня сказал:

сначала нужно провести испытание, замкнуть одну фазу и посмотреть реакцию торможения.

сегодня попробую

4 часа назад, Vladimir_V сказал:

Транзистор может быть один, а диода - три - на все три обмотки. Транзистор надо брать по току минимум с троекратным запасом.

И еще. В цепь тормозную надо ставить балластный тормозной резистор

уже что-то нарисовывается, благодарю, осталось подобрать детальки и понять чего к чему и какой стороной припаивать)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, Дядька Танк сказал:

осталось

... нарисовать схему так, как Вы её поняли и показать тут.

И подобранные детали - диоды, транзисторы, резисторы - потом тоже показать тут - ибо бывают нюансы....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
17 часов назад, Дядька Танк сказал:

три фазы.

Мост Ларионова с 5ю выводами, 3 из них (~) подключить на фазные концы мотора, между (+) плюсом и (-) минусом подключается нагрузка (Rт - тормозной резистор) и сам ключ (мосфет).

трехфазный мост (на выбор по току и цене) https://www.chipdip.ru/catalog/diode-bridges?x.1540=s4S

Оптопара нужна для управления мосфетом и гальванической развязки силовой части от остальной схемы, например, КР293КП1А https://www.chipdip.ru/product/kr293kp1a - ток через светодиод 8-10мА но для расчета номинала резистора надо знать напряжение управления.

С выбором мосфета сложнее, первый кандидат, например, irl2505 https://www.chipdip.ru/product/irl2505 корпус ТО-220, пара диодов любые типа 1N4007

N-канал 

55V

104A

0.008 Ом

Наверняка есть мосфеты получше, нацарапал схему: на истину не претендую, может что упустил-есть нюансы, спецы подскажут

506893747_.thumb.jpg.bcf977afc08df259715d533863a3bf60.jpg

 

пы.сы. Резистор силовой - AH-100, 100 Вт, 0.47 Ом, 5%,  https://www.chipdip.ru/product0/9000199272

Изменено пользователем Юный_Техник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А как управляется низковольтный bldc, может каждая обмотка включена в мост? Извините за глупый вопрос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
50 минут назад, zato4nik сказал:

А как управляется низковольтный bldc, может каждая обмотка включена в мост?

Обычно звездой. Без нуля. В т.ч. датчиковые BLDC.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.