Перейти к содержанию
Дмитрий_

Непонятка с натягами в шпинделе ВГ СФ68ПФ3

Рекомендуемые сообщения

Прошу совета в следующей ситуации.

Станок СФ68ПФ3, Луганский з-д, 1992 год.

Назрела замена подшипников шпинделя вертикальной головки.

Фрагмент узла на картинке. Нижние два подшипника 2-46112Л по схеме "тандем", в нашем варианте дуплексация с помощью промежуточных колец.(Рис. 2)

Ввел меня в ступор  пункт технических требований чертежа:

"24 Пригонкой колец поз. 61, 62 обеспечить натяг в подшипнике поз. 120 — 390 Н,  колец поз. 16, 17 в подшипнике поз. 119 — 370 Н"

По идее - на первом рисунке нижняя опора изображена как пара дуплексная "тандем", в которой пригнаны торцы колец, а на рисунке 2 вариант, когда ставится пара из двух универсальных подшипников, дуплексирование в "тандем" которых выполнено подгонкой промежуточных колец.

Вопрос первый:  как можно обеспечить натяг в нижнем подшипниковом узле-тандеме независимо от верхней опоры да еще и с разными усилиями, пусть хоть и в 20 Ньютон.

Вопрос второй:  может это дуплексирование тандема следует выполнять под нагрузкой 390 Н? Бывают ли такие нюансы в дуплексировании тандемов? 

Предположение третье: может техтребования были дополнены (стоит отметка об изменениях в чертеже) и нижняя опора стала не тандемом, а схемой "Х" или "О", но это не отобразили на рис.2...

В общем буду признателен за Ваши мысли и мнения.

img014 верт шп. СФ68.jpg 

img014 верт шп. СФ68 рис2 _.jpg 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Дмитрий_ сказал:

Вопрос первый:  как можно обеспечить натяг в нижнем подшипниковом узле-тандеме независимо от верхней опоры да еще и с разными усилиями, пусть хоть и в 20 Ньютон.

Да вот так. Дуплексация производится на присособлении, а не в вертикальной головке. Речь идет о необходимом натяге между нижним и верхним подшипниками тандема, а не о всем шпинделе.

 

4 часа назад, Дмитрий_ сказал:

Вопрос второй:  может это дуплексирование тандема следует выполнять под нагрузкой 390 Н? Бывают ли такие нюансы в дуплексировании тандемов? 

Пофигу. 2 кгс от 37 - не та величина, о которой надо думать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
3 часа назад, Пронька Грезной сказал:

Дуплексация производится на присособлении, а не в вертикальной головке

Да, это само собой разумеется.

3 часа назад, Пронька Грезной сказал:

Речь идет о необходимом натяге между нижним и верхним подшипниками тандема,

Если не трудно - объясните "на пальцах", или картинкой какой-нибудь.

Под "Тандемом" Вы понимаете нижнюю по чертежу опору, состоящую их двух параллельных подшипников, правильно? 

Как мне видится: тандем работает в одном направлении, тогда какой может быть натяг между его двумя подшипниками, изолированно от второй опоры? 

Вот выдержка из "Опыта восстановления точных шпинделей" В.С. Жежко

image.thumb.png.b1c8460db272f39c9b63605d1bb88d93.png

 В этом примере между подшипниками тандема натяга нет, они поровну  воспринимают усилие Р.

Как в песне "Нет, все понятно, но что, конкретно???" 

Изменено пользователем Дмитрий_

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, Дмитрий_ сказал:

тогда какой может быть натяг между его двумя подшипниками, изолированно от второй опоры? 

Изолированно никакой , а на приспособлении такой, при котором нагрузка 390 Н распределяется по обоим подшипникам в равных долях. Если вы в соответствии с текстом возьмете два и более подшипника и подшлифуете торцы или подберете кольца таким образом, что зазоры будут выбираться одновременно, вы нифига не получите равномерного распределения нагрузки по подшипникам. Помните про упругие деформации и распределение нагрузки по виткам в резьбовом соединении, здесь ситуация аналогична.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
32 минуты назад, Дмитрий_ сказал:

изолированно от второй опоры

Ну так натяг делает не шпиндель 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
25 минут назад, Пронька Грезной сказал:

на приспособлении такой, при котором нагрузка 390 Н распределяется по обоим подшипникам в равных долях

Спасибо за подсказку, дошло таки и до меня.

Внимательнее надо было читать того же Жежко, с. 68. рис 33 б

image.thumb.png.46501dcc4878c6df4121007cff5d8e4a.png

На приспособлении наружное кольцо каждого подшипника надо нагрузить на 390 Н.

И в этом состоянии определить разность размеров компенсационных колец.

 

Изменено пользователем Дмитрий_

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 минут назад, Игорь510 сказал:
44 минуты назад, Дмитрий_ сказал:

изолированно от второй опоры

Ну так натяг делает не шпиндель 

Согласен. Натяг делаем мы сами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, Дмитрий_ сказал:

На приспособлении наружное кольцо каждого подшипника надо нагрузить на 390 Н.

Уверены, что 390?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Был уверен. А как иначе? По 195 что ли?

Ну да, если узел на 390, то каждому по половинке, Еще одно спасибо.

А еще  измеренная разность размеров при такой схеме практически не будет зависеть от усилия нагружения.

Если подшипники одинаковые , то они же и деформироваться будут одинаково что на 12 кг, что на 39. 

Изменено пользователем Дмитрий_

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 26.05.2021 в 23:22, Дмитрий_ сказал:

Если подшипники одинаковые , то они же и деформироваться будут одинаково что на 12 кг, что на 39. 

А если так, то мой первый вопрос остался без  внятного ответа. Если 

 

В 26.05.2021 в 23:06, Дмитрий_ сказал:

Внимательнее надо было читать того же Жежко, с. 68. рис 33 б

а потом еще и понять, что там написано, то, при измерении зазора между кольцами, подшипники Ф50...80 мм  нагружают весом 12 кг. А после, при монтаже по схемам Х и О измеренный зазор изменяют на величину, требуемую для обеспечения натяга. А при параллельной установке - не изменяют... 

Скорее всего некорректная формулировка в техтребованиях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 26.05.2021 в 23:22, Дмитрий_ сказал:

Если подшипники одинаковые , то они же и деформироваться будут одинаково что на 12 кг, что на 39. 

Не будут. Допуски. Ну, еще зависит от того с какой точностью будете измерять одинаковость. Если с Кмд, то еще удивитесь, какие они "одинаковые". В том числе и по высоте обойм, и по смещению колец в разных относительных угловых положениях.

В 26.05.2021 в 23:06, Дмитрий_ сказал:

Внимательнее надо было читать того же Жежко, с. 68. рис 33 б

А Вы еще дальше почитайте, про требования к разноразмерности тел качения, и перекосу дорожек внутреннего и внешнего кольца, и способах его устранения. Дуплекс это далеко не только правильный преднатяг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
3 часа назад, IvanIvanov76 сказал:

Не будут. Допуски.

Допуски в единицах микронов, не думаю, что именно деформация под осевой нагрузкой у двух подшипников 2-46112 будет сильно разной. Но, из интереса аж захотелось проверить....

По разности высот обойм у двух универсальных подшипников  - само собой, на то и компенсационные кольца.

3 часа назад, IvanIvanov76 сказал:

и по смещению колец в разных относительных угловых положениях.

Угловое положение в какой плоскости и относительно чего? Эта фраза не доходит, кольца в шпиндельном узле находятся строго в одном угловом положении.

 

3 часа назад, IvanIvanov76 сказал:

А Вы еще дальше почитайте, про требования

Есть надежда, что исполнение по 2-му классу точности для дуплекса подойдет без проблем.

Изменено пользователем Дмитрий_

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
17 минут назад, Дмитрий_ сказал:

Допуски в единицах микронов, не думаю, что именно деформация под осевой нагрузкой у двух подшипников 2-46112 будет сильно разной

А просуммируйте эти единицы, и проверьте. Вас интересует не абсолютные высоты обойм, а их смещение под одинаковой нагрузкой, действующей от вала на внутреннюю обойму. Полезно построить диаграммы векторов сил. Ну или неодинаковой, а, как Пронька Грезной предлагает, разной на каждом подшипнике по правилу распределения нагрузки в винтовой паре.70%+20%+8%+...., т.е. на втором подшипнике предполагается 20% от общей нагрузки. Правда, все готовые дуплексы-триплексы этому не следуют и собираются из одинаковой нагрузки на каждом подшипнике. По крайней мере, я так думаю, исходя из доступной информации.

Да, допуски на тела качения и на перекос обойм тоже в единицах микронов, иначе фокус не получится.

Иными словами, на собранной паре вам надо получить биение внешней обоймы относительно неподвижной внутренней порядка микрона, лучше меньше, иначе не стоило даже морочиться со сборкой "точного шпинделя". Tkea основополагающий фактор для шпиндельного подшипникового узла, именно от него зависит смещение, геометрическая ошибка положения в пространстве, оси вращения шпинделя.

17 минут назад, Дмитрий_ сказал:

По разности высот обойм у двух универсальных подшипников

как раз она у классных подшипников по факту очень невелика. Разновысотность по кольцу меньше микрона даже у 4 класса. Вас интересует не это, а относительное смещение колец при равной нагрузке на подшипник. вызванное деформацией тел качения, колец и геометрическими зазорами.

17 минут назад, Дмитрий_ сказал:

Угловое положение в какоЭта фраза не доходит, кольца в шпиндельном узле находятся строго в одном угловом положении. 

Помеченном знаками и стрелочками? Ну да, я тоже так думал. пока не померял самостоятельно, с пометками не совпало.

И, кстати, тогда уж биения корпуса и шпинделя не забудьте учесть. 

Изменено пользователем IvanIvanov76

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
10 часов назад, IvanIvanov76 сказал:

а, как Пронька Грезной предлагает, разной на каждом подшипнике по правилу распределения нагрузки в винтовой паре.70%+20%+8%+....

Я этого не предлагал. Я написал, почему не получится

10 часов назад, IvanIvanov76 сказал:

одинаковой нагрузки на каждом подшипнике

При использовании одинаковых подшипников.

 

 

Поражает меня умение людей читать не то, что написано. Видимо, школьное "что хотел сказать автор" разум бередит.

Изменено пользователем Пронька Грезной

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 минут назад, Пронька Грезной сказал:

При использовании одинаковых подшипников.

а как же готовые подшипниковые наборы типа DU, TU, QU.? они же взаимозаменяемы, следовательно приведены к единому знаменателю по смещению обойм под равной нагрузкой.Мне кажется подшипник это все же не винтовая пара. Нагрузка самого крайнего подшипника перераспределится на следующий через обоймы(и кольца если имеются).

Конкретно в случае тандема из недуплексированных подшипников, как мне кажется, надо определить смещение внутренней обоймы для каждого из подшипников под заданной нагрузкой, в данном случае 195 Н. Пусть для примера у одного оно будет 10 мкм, у второго 5 мкм. Подшипник с большим смещением поставить первым. И за ним, если смотреть со стороны силы нагружающей подшипники, поставить такой набор колец, чтобы внутренняя обойма под нагрузкой 195Н и внутреннее дист.кольцо сместились относительно внешнего дистанционного кольца на 10-5 = 5 мкм. Значит разница между высотой внешнего и внутреннего дистанционного кольца должна быть равна 5мкм + разница высот внешнего и внутреннего колец подшипника. Таким образом под полной нагрузкой 390Н это внутреннее дист.кольцо надавит на внутреннюю обойму второго подшипника, создаст в нем нужный натяг(и силу сопротивления 195Н), и оба подшипника получат полную нагрузку 390Н, равномерно по ним распределенную. итого для тандема достаточно одной пары дистанционных колец.

могу ошибаться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да и интересно откуда взялось 390Н и для каких подшипников по ГОСТ или DIN импортные подшипосы не совсем совпадают с нашими по характеристикам , ну и само понятие натяга довольно расплывчато и покрыто некой тайной водомой только " опытным  слесарям" как пишут в некоторых книгах...:blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.