Перейти к содержанию
m374111

Поводки при закалке ножей из стали 65Г

Рекомендуемые сообщения

Дата: (изменено)

Приветствую уважаемых форумчан и специалистов!

Столкнулся с проблемой, нуждаюсь в совете. Изготавливаю метательные ножи. При закалке выскакивают нехорошие прогибы, справиться с ними не получается. Решил обратиться к старшим с вопросом:)

Опишу техпроцесс.

Сталь 65Г, катаная 5мм, в листах 6000х1440мм, лист коробленный, есть коробление и вдоль и поперек листа. Зерно крупное и после закалки без предварительного отжига довольно хрупкое.

После резки на плазме ножи помещаю в печь на 770*С, на час-полтора, остывают в печи.

Зерно после отжига меняется на мелкое. 

15_08-14-48.thumb.jpg.0a775f1cd962826bca1f475d5d586e46.jpg_08-14-48.thumb.jpg.8fdcfbb77799fbf9cef66999edc6057c.jpg

Есть небольшой прогиб, из-за коробления самого листа, иногда нож выгибает под собственным весом в печи.

Далее я сверлю отверстия. Калю на глаз в горне. В масло нож погружаю держа его на проволочном щупе, продетом через отверстие.  Расчет на действие силы тяжести, сложно добиться ровного положения, держа заготовку в клещах.

 2026652063__viber_2021-05-15_08-14-49.thumb.jpg.4e9ef3bb1b02bfe26d59b12faad21d34.jpg

Собственно, далее вылезают те самые поводки.

15_08-14-49.thumb.jpg.8e249af2c21a0c9c29f85793aa01bff5.jpg

После резки на плазме остается косой край. Я почему-то его не воспринимаю всерьез, и срезаю его уже после закалки. Хотя количества материала на косом торце достаточное, после плазмы все сикось-накось.

-49.thumb.jpg.99476fe8f611fc309c4963e557c913d6.jpg4-49.thumb.jpg.3a59a17be7b9f2b5b61c44086e6fa481.jpg

После закалки отпуск 230*С. Кривое правлю выгибая в тисках, подогревая горелкой. В принципе, правится, но ощущение косяка остается.

Итак - мои предварительные выводы по причинам.

1) Ошибка с отжигом, из-за которого напряжения в исходном материале вылезают после закалки. Наблюдение такое - при нагреве в горне нож дополнительно ведет, я правлю это молотком на наковальне.

2) Недостаточная предварительная обработка - стоит срезать косые торцы и калить уже с ровными, чтобы лишний материал не утягивал полотно ножа в свою сторону.

3) Брак при закалке. Калю слишком уж колхозно, в газовом горне. Но пока что возможностей других нет, да и закалка происходит удовлетворительно, кроме изгибов.

 

Пожалуйста, поделитесь соображениями. 

С уважением.

Изменено пользователем m374111

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если бы ножи были рубильные и т.п., я бы посоветовал хороший, но сложный режим. Но если они метательные... держите ножи в масле не до полного остывания, а вынимайте из масла еще горячими (масло на ноже после вынимания должно сильно дымиться, а возможно - и вспыхнуть, не страшно), кладите на ровную металлическую пластину (в крайнем случае - ровный бетонный пол) и придавите чем-нибудь тяжелым (лучше толстой металлической пластиной, можно кирпичом). Когда остынет (но не более, чем через полчаса) - на отпуск.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 часов назад, m374111 сказал:

метательные ножи

Тоже делаю метательные ножи (для себя в основном, занимаюсь этим спортом). Сталь 65Г (рессоры от сарых УАЗ, Москвич). Все делаю без термички. Рессору ровняю на наковальне, предварительный контур - болгарка. Затем гриндер и шлифовка (самодельный шлифовальный). Из всех ножей, что делал (штук 30  примерно) слегка повело 2-3 ножа. Совсем чутка. И после рихтовки уже держатся ровненькими. Термичку я никакую не применяю. Т.е. какая была рессора , такая и осталась.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Может, стянуть хомутом, или пригрузить куском метлома под нагрев? 

страница из ,"Справочник термиста", И.С. Каменичный, под зеленой линией.

IMG_20210516_091856.jpg 

Изменено пользователем Санчос

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 часов назад, Weilant сказал:

Если бы ножи были рубильные и т.п., я бы посоветовал хороший, но сложный режим. Но если они метательные... держите ножи в масле не до полного остывания, а вынимайте из масла еще горячими (масло на ноже после вынимания должно сильно дымиться, а возможно - и вспыхнуть, не страшно), кладите на ровную металлическую пластину (в крайнем случае - ровный бетонный пол) и придавите чем-нибудь тяжелым (лучше толстой металлической пластиной, можно кирпичом). Когда остынет (но не более, чем через полчаса) - на отпуск.

Здравствуйте, Константин! Благодарю за Ваш ответ.

Дело в том что я калю небольшими партиями в 10-20 ножей. В теории можно сделать приспособление для охлаждения по вашему способу, но его хватит на 3-5 ножей на подход. Гонять печь ради нескольких штук нерационально. Нужно приспособить этот способ под мелкую серию. Я обмозгую, уже что-то придумывается. 

Для начала устраню обозримые препятствия. Косые торцы это раз, далее сам способ закалки - сейчас понял что не стоит болтать нож в масле, ведь вися на проволочном щупе, он может отклоняться от вертикального положения. Думаю достаточно тихонько его шевелить, или вообще не двигать. 

Меня беспокоят напряжения, выскакивающие именно от самого проката - возможно ли их каким-либо способом убрать, может есть способ отжига? В горне ножи бывает хорошо выгибает. 
 

С уважением.

14 часов назад, Гогия сказал:

Тоже делаю метательные ножи

Здравствуйте, Гогия!

Раньше тоже так делал. Но мои ножи - это товар, и я должен сделать действительно хорошую вещь. Успехов Вам!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 минуты назад, Санчос сказал:

Может, стянуть хомутом, или пригрузить куском метлома под нагрев? 

Спасибо, Александр, я подумаю, по-моему очень даже вариант... Похоже придется делать новый муфель, камера моего 140х140х470, под стяжку будет маловата. Хотя почему бы не попробовать?:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
6 минут назад, m374111 сказал:

сейчас понял что не стоит болтать нож в масле,

А вы болтали? Это и есть причина коробления.. Опускать нужно вертикально и не шевелить...вообше... Отпуск тоже в вертикально подвешенном состоянии желателен... В крайнем случае ставить  ребро..

Изменено пользователем дуст

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Перед новым муфелем сделайте струбцинку из подножного лома, вдруг чтото не понравится. Может и двух пластин со шпильками хватит. 

В закалочном баке есть корзина из металлической сетки? Можно привязать к ней направляйку из огрызка трубы, будет тонуть вертикально. Омываемость маслом при ячейке 1*1см не страдает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 минуты назад, дуст сказал:

А вы болтали?

Здравствуйте, да, думал сбивает паровую рубашку, сейчас понял что это тупиковый путь. Буду пробовать, спасибо что подтвердили догадку.

На отпуск просто укладываю пакетами в печь.

3 минуты назад, Санчос сказал:

Перед новым муфелем сделайте струбцинку из подножного лома, вдруг чтото не понравится. Может и двух пластин со шпильками хватит. 

В закалочном баке есть корзина из металлической сетки? Можно привязать к ней направляйку из огрызка трубы, будет тонуть вертикально. Омываемость маслом при ячейке 1*1см не страдает.

Отличная идея, опробую!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, m374111 сказал:

думал сбивает паровую рубашку

Именно что "сбивает"... но только с одной стороны (с той в которую двигаете).. в результате разная скорость охлаждения поверхностей ...разные  внутренние напряжения по плоскостям  и, в результате,  коробление...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, дуст сказал:

разные  внутренние напряжения по плоскостям

Да, логично. В принципе, остается только один нерешенный вопрос, по напряжениям в самих листах. Не могу разобраться, как правильно отжечь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, m374111 сказал:

как правильно отжечь.

Отрихтовали и отожгли... Ну или заневолили между пластинами и отожгли... или нагрели, рихтанули и отожгли... Отжиг снимает остаточные напряжения, ваше дело получить правильную геометрию до отжига... Непонятен вопрос...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 15.05.2021 в 09:21, m374111 сказал:

лист коробленный, есть коробление и вдоль и поперек листа. Зерно крупное и после закалки без предварительного отжига довольно хрупкое

Лист, я так понимаю, из серии некондиция (перегрев в ходе проката или нормализации)? Тогда поводки при нагреве неизбежны, т.к. хим. состав по объёму зерна неоднороден. В добавок в листе присутствуют большие остаточные напряжения (видимо охлаждали слишком быстро). Вырезка формы приводит к перераспределению остаточных напряжений в листе и деформации полотна ножа. Кроме того, при плазморезке часть материала в зоне реза подкаливается, что также может вызвать дополнительные деформации.

По хорошему, до вырезки изделия листы нужно отжечь, рихтовать и возможно нормализовать. В виду габарита листа это скорее всего невозможно, поэтому рекомендую технологию не менять, т.е. вырезать нож, а затем отжигать и рихтовать. Однако это не избавит Вас от ...

В 15.05.2021 в 09:21, m374111 сказал:

Собственно, далее (при закалке) вылезают те самые поводки.

Поводки стали при закалке это нормально. Устранить их нельзя. Можно только минимизировать. Например, заневоливанием при охлаждении или изотермической (ступенчатой) закалкой и другими приёмами. Вертикальное погружение в масло и действие силы тяжести это всё "семечки" по сравнению с ...

В 15.05.2021 в 09:21, m374111 сказал:

Калю на глаз в горне.

Вы должны обеспечить температуру нагрева 810...840°С. Недогрев в 750...770°С обеспечит неполную закалку и, как следствие повышенное коробление при охлаждении. Перегрев гарантирует повышенные термические напряжения, которые также усилят коробление.

23 часа назад, m374111 сказал:

Но мои ножи - это товар, и я должен сделать действительно хорошую вещь.

В этом случае нужно отказаться от определения температуры "на глаз"

23 часа назад, m374111 сказал:

Нужно приспособить этот способ под мелкую серию. Я обмозгую, уже что-то придумывается.

При обдумывании идеи, поданной Константином, примите к сведению, что прокаливаемость 65Г в масле максимум 30мм. В пакете прокаливаемость существенно меньше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 часа назад, дуст сказал:

Опускать нужно вертикально и не шевелить...вообше...

Вот это абсолютно верно. 

И еще позволю заметить - если сталь 65Г российского производства, то , возможно, ее ничем не победить. У меня товарищ резал лазером с нее заготовки, так после закалки детали, вырезанные из одного листа, вели себя абсолютно по разному, некоторые лопались сами. Отказался от такого материала, стал закупать европейскую из Румынии, теперь доволен. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Под закалку греете в горне ,может статься, что кособочит их там от неравномерного нагрева. Не призываю отказаться от горна,печь понятно лучше, уголь мельче раздробить и т.п.. Упс, №3 прочитал, в газовом,все одно неравномерно, после нагрева правите, попробуйте после правки подстудить до темного, типа промежуточный отжиг, не повело ,нагреть ,закалить, повело-неповело. Закономерность найти. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

При 790град магнит уже не должен липнуть к заготовкам.  А так, термопара ХА даже с алиекспресса вполне прояснит ситуацию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

На канале History(в Триколоре) есть передача называется "Между молотом и наковальней".Можно на Ютубе найти.Там постоянно делают холодное оружие,ножи,сабли,шпаги.Разогретые ножи всегда держат клещами или щипцами(не на проволоку вешают), и опускают в масло строго вертикально.Конечно мастера там разные попадаются,кто как в масло ножи окунает,но грамотные,которые в итоге побеждают,делают это вертикально.

Я закаливаю в основном не большие детали.Пользуюсь муфельной печкой.На печь установил ПИД регулятор и термопару к нему.Без него,не знаю,как бы я температуру точно выставлял.И закаливаю и отпускаю всё в одной печи.В ПИД регуляторе можно выставить и занести в память сразу несколько режимов для закалки и отпуска.Настраивается легко.

20170916_222002.jpg 

20170916_224508.jpg 

20170916_224318.jpg 

20170916_222456.jpg 

20170917_004143.jpg 

Изменено пользователем Николас

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В ‎16‎.‎05‎.‎2021 в 09:45, Санчос сказал:

стянуть хомутом, или пригрузить куском метлома под нагрев? 

страница из ,"Справочник термиста", И.С. Каменичный, под зеленой линией.

и где там сказано про "пригрузить куском металла под нагрев"? Там сказано вытащить из масла еще горячим (150-200С) и затем пригрузить - именно это я и советовал:

 

В ‎15‎.‎05‎.‎2021 в 14:58, Weilant сказал:

. держите ножи в масле не до полного остывания, а вынимайте из масла еще горячими (масло на ноже после вынимания должно сильно дымиться, а возможно - и вспыхнуть, не страшно), кладите на ровную металлическую пластину (в крайнем случае - ровный бетонный пол) и придавите чем-нибудь тяжелым (лучше толстой металлической пластиной, можно кирпичом).

об этом же писал и Илья Ильич :hi::

В ‎17‎.‎05‎.‎2021 в 09:11, ilia-ilich сказал:

Устранить их нельзя. Можно только минимизировать. Например, заневоливанием при охлаждении

 

В ‎16‎.‎05‎.‎2021 в 10:06, m374111 сказал:

Нужно приспособить этот способ под мелкую серию.

такие вещи часто калят в штампе. Закалил, вынул горячую из масла, положил на ровную плиту, снабженную направляющими, не позволяющими заготовке смещаться придавил другой плитой (с отверстиями под направляющие), смонтированной на поворотнике, закалил 2ю, отвернул поворотник, уложил 2ю заготовку поверх 1й, снова придавил... Разного рода диски так набирают стопкой аж по 10-20 штук (причем все, кроме последнего, получают самоотпуск при укладке сверху новой заготовки, так что риск трещин сводится к нулю, даже если процесс закалки всей партии растянется на несколько часов).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Приветствую всех! С пылу с жару новые фото.

Косые торцы срезал, в масле не болтал, прижимал дымящийся бланк железкой. 

Фото прилагаю.

Благодарю всех, кто откликнулся и дал совет!!!

20210525_142750.jpg 

20210525_142656(0).jpg 

20210525_142635.jpg 

В 21.05.2021 в 16:22, Weilant сказал:

такие вещи часто калят в штампе

Уже занялся разработкой!

Хочу с водяням охлаждением сделать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Поводки вылезли на 220 градусах отпуска. Укладывал в печь лежа, один к одному. Буду пробовать заневоливать заготовки перед отпуском. Огорчился увидев кривое...

В листах этой стали иногда встречаются странного вида трещины, проходящие примерно по центру листа, по середине сечения, параллельно плоскостям листа. Сделаю фото как поймаю. 

Возможно проблема действительно в материале, но я попробую уже довести дело до ума и слепить штамп.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

При таком объёме продукции каким методом вы выводите спуски?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, DRUNij сказал:

При таком объёме продукции каким методом вы выводите спуски?

На гриндере.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вставьте пару фото своих готовых изделий, думаю многим будет интересно посмотреть модели

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 часов назад, m374111 сказал:

Поводки вылезли на 220 градусах отпуска. Укладывал в печь лежа, один к одному. Буду пробовать заневоливать заготовки перед отпуском.

Значит, металл - полное гуано (очень неоднородный по хим. составу - скорость распада мартенсита на разных участках разная). Заневоливание при отпуске, возможно, поможет - пробуйте. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 часов назад, DRUNij сказал:

Вставьте пару фото своих готовых изделий, думаю многим будет интересно посмотреть модели

Почему бы и нет? Залью, как дойду до ПК.

1 час назад, Weilant сказал:

Значит, металл - полное гуано (очень неоднородный по хим. составу - скорость распада мартенсита на разных участках разная). Заневоливание при отпуске, возможно, поможет - пробуйте. 

Да, это последняя надежда:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.