Перейти к содержанию

Новая фича - Закладки

  • 0
Металлофил

Микроскоп под "колпаком" (школьный микроскоп с увеличением 180х)

Вопрос

Доброе время суток.

Достался микроскоп, точнее останки микроскопа.

Гугел не помогает, помогите пожалуйста. Что за модель, наш-не наш?

IMG_20201007_092150.thumb.jpg.93c39fbfbaabfaed4506cd8e0f5e8411.jpg IMG_20201007_092159.thumb.jpg.53f8b776377fe92db99169276fb28690.jpg

IMG_20201007_092208.thumb.jpg.5d45362cf7538c80a53b980034979e2f.jpg IMG_20201007_092123.thumb.jpg.28eebc402fe030c845637b6b47df7f4e.jpg IMG_20201007_091458.thumb.jpg.d49ad424ca9970d3e1fddd4df88a5781.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

10 ответов на этот вопрос

Рекомендуемые сообщения

  • 0

похоже на что-то для геологических полевых работ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Металлофил сказал:

наш-не наш?

Значок на нём - товарный знак Новосибирского приборостроительного завода. (1, 2) (1, 2, 3)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 часов назад, Barnauletz сказал:

товарный знак Новосибирского приборостроительного завода

Спасибо за наводку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

  Привет всем.Мне попадались несколько раз школьные-учебные микроскопы 50х годов.Здесь похоже на его базе выпускали переносной вариант.Очень похоже что школьный микроскоп закрепили на круглой подставке и добавили защитный футляр.

И предположу, что вместо потерянной "трубы" микроскопа - в этот встанет от старого школьного.Возможно потребуются минимальные доработки.Донора найти не проблема-они часто попадаются на барахолках и на Белке бывали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Да, верно: это был небольшой переносной (полевой) вариант стереомикроскопа типа Грену, который выпускался НПЗ вскоре после войны. Попадался такой на кафедре оптики в ИТМО, в Питере. Мог использоваться минералогами, геологами, биологами-полевиками.

Вот только "голова" у него, увы, отсутствует...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, amator сказал:

вариант стереомикроскопа типа Грену

Оказалось не стерео...

Нашел фото комплектного микроскопа864170584_47.thumb.jpg.2c86117ebdb1e9d63c3f4bbd3f429ac0.jpg447182242_47.thumb.jpg.f4a3ad50a62592418dfa614d7b1f9132.jpg

но название так и не выяснил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 часа назад, amator сказал:

Да, верно: это был небольшой переносной (полевой) вариант стереомикроскопа типа Грену, который выпускался НПЗ вскоре после войны. Попадался такой на кафедре оптики в ИТМО, в Питере. Мог использоваться минералогами, геологами, биологами-полевиками.

Нашлись фото НПЗ-го бинокулярного микроскопа типа Грену 1947 года. МШ - тоже, вероятно, микроскоп школьный?

 

1606926085_419-1.avito_ru.thumb.jpg.f6cce46929c99ef159fc669e2d19288b.jpg  1078695663_419-2.avito_ru.thumb.jpg.a6d8797b6be5961a5b699c33c7781685.jpg  651088593_419-3.avito_ru.thumb.jpg.019e3c831d88174fc8bcf0b1175cd9f8.jpg

342738642_419-4.avito_ru.thumb.jpg.546cdc617ec65cda9eeed0659e17a7d2.jpg  1001756787_419-5.avito_ru.thumb.jpg.86138cb5f673fdf5553d2ea7f97696eb.jpg

Фото с avito.ru

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Металлофил сказал:

но название так и не выяснил

Похоже у него нет буквенно-цифровой марки, просто "школьный микроскоп с увеличением 180х".

1874053965_420-1.scopica_ru.thumb.jpg.3bfc1928c273e255d75eb0df484d4e3a.jpg

 

.


 

Цитата

 

ШКОЛЬНЫЙ МИКРОСКОП 180X

Школьный микроскоп с увеличением 180x является учебным пособием для неполных средних и средних школ и служит для рассматривания различных весьма мелких предметов и их деталей, невидимых невооруженным глазом. Другими словами, микроскоп дает сильно увеличенные изображения таких объектов, восприятие которых простым глазом невозможно из-за их малой величины.

В школах микроскоп является пособием при изучении естественных наук.

ПРИНЦИП УСТРОЙСТВА МИКРОСКОПА

В основу устройства микроскопа, как оптического прибора, положено такое взаимное расположение линз, при котором увеличенное одной линзой (объективом) изображение предмета еще раз увеличивается при помощи другой линзы (окуляра).

Предмет, помещенный вблизи главного фокуса объектива, образует за объективом действительное, обратное и увеличенное изображение.

Это изображение, рассматриваемое в окуляр, как в лупу, наблюдатель видит еще более увеличенным, мнимым и прямым; в конечном счете микроскоп в целом дает изображение обратное по отношению к предмету.

Зная в отдельности увеличение объектива и увеличение окуляра, нетрудно определить общее увеличение микроскопа, являющееся произведением увеличений окуляра и объектива.

 

653130122_420-2.scopica_ru.thumb.jpg.9dcd60b0937e981fb5d03d946b1ec633.jpg

 

Рис. 1. Оптическая схема школьного микроскопа 180x

 

Из элементарной оптики известно, что все линзы обладают по самой своей сущности рядом недостатков. Недостатки объектива сказываются на окончательном изображении сильнее, чем недостатки окуляра. Поэтому объектнв всегда составляется из двух и большего числа линз, подобранных так, чтобы устранить недостатки изображения. Окуляр, в свою очередь, также составляется из двух линз, т.к. при одной простой линзе пришлось бы делать трубку микроскопа большого диаметра. Из схемы оптики, изображенной на рис. 1, наглядно видно расположение и действие линз школьного микроскопа 180x.

ОПИСАНИЕ МИКРОСКОПА

Основными частями школьного микроскопа 180x, изображенного на рис. 2, являются штатив с основанием и тубус, укрепленный с помощью колодки в верхней части штатива.

 

1752403629_420-3.scopica_ru.thumb.jpg.cdd9257e7f647b5a84cb81fcc39e4b1e.jpg

 

Рис. 2. Школьный микроскоп 180x

 

К приливу средней части штатива прикреплен предметный столик, под которым в нижней части штатива помещено осветительное зеркало. Основание микроскопа представляет собой чугунную отливку, имеющую снизу три опорных выступа для установки прибора на столе. Форма и вес основания придают прибору необходимую устойчивость.

Тубус микроскопа представляет собой трубку, в которую снизу ввинчен объектив в оправе, а сверху — вставлен окуляр. Объектив представляет собой маленькую, склеенную из двух стекол, линзу, свободную от искажений изображения. Линза завальцована в оправу, на которой награвирована цифра 9, характеризующая увеличение объектива.

Окуляр состоит из двух простых линз, зажатых в карболитоной оправе при помощи зажимного кольца. Оправа с линзами и диафрагма, ограничивающая поле зрения, вставлены в одну общую короткую трубочку окуляра. На оправе имеется цифра 20, характеризующая увеличение окуляра. Таким образом, общее увеличение микроскопа — 180x.

Посадочное место окуляра и резьба объектива стандартные, благодаря чему в школьном микроскопе могут быть применены другие объективы и окуляры. Покупатель может приобрести одновременно с микроскопом (за дополнительную плату) окуляры 4-х и 15-кратного увеличения. При пользовании этими окулярами общее увеличение микроскопа будет соответственно 36x и 135x.

К трубке тубуса тремя винтами прикреплена направляющая планка, а к последней — рейка. Направляющая входит в соответствующий паз колодки. Перемещение тубуса вдоль оси производится при помощи вращения двух пластмассовых маховичков, сидящих на одной оси с шестеренкой, которая, будучи укреплена в колодке, входит в зацепление с рейкой тубуса.

Под столиком имеется револьверная диафрагма с отверстиями диаметром 12, 8, 4, 1½ мм и пятью углублениями для фиксатора, определяющего пять рабочих положений диафрагмы. При одном из них свет от зеркала не проходит, а при остальных четырех количество проходящего света пропорционально диаметрам отверстий диафрагмы.

Сверху на столике укреплены две съемные лапки для закрепления препарата.

Осветительное зеркало можно установить под любым углом наклона к оптической оси прибора.

РАБОТА С МИКРОСКОПОМ

Установка микроскопа для наблюдений

Независимо от источника света (окно, лампа) и его расположения микроскоп ставят прямо против себя, почти у края стола, столиком от себя. Если объектив и окуляр на месте и не покрыты пылью, то, глядя сбоку, опускают тубус так, чтобы объектив занял приблизительно свое рабочее положение, т. е. оказался от плоскости столика на расстоянии, равном толщине препарата плюс расстояние от объектива до препарата. Для объектива 9x расстояние до объекта равно при мерно 15 мм.

Наблюдая в окуляр, вращают зеркало до тех пор пока все поле зрения не окажется одинаково равномерно освещенным. Если в качестве источника света взята лампа, то может вырисовываться светящаяся поверхность (волосок, язычек пламени и т.п.). От этого нужно избавиться, чтобы поле зрения было не так ярко освещено; для ровного освещения объекта достаточно загородить лампу экраном из папиросной бумаги.

Добившись хорошего освещения, часто замечают, что поле зрения усеяно какими-то шариками, цепочками и т.п, — это грязь. Необходимо определить место загрязнения и, если возможно, удалить грязь. Для этого поступают следующим образом:

Слегка двигают зеркало. Если при этом некоторые или все пятна грязи перемещаются, — протирают зеркало.

Вращают окуляр. Если при этом грязь перемещается, протирают обе наружные поверхности линз окуляра и вновь делают пробу.

Если предыдущие пробы не дали результата, протирают наружную поверхность объектива.

Протирку оптики следует делать при помощи небольшого кусочка ваты, плотно намотанной на спичку и смоченной спиртом или эфиром. При чистке нужно соблюдать осторожность, чтобы не поцарапать поверхности линз и зеркала мелкими твердыми частицами ныли, не сделать жировых пятен и не оставить волокон ваты. Если возникнет необходимость прочистить объектив или линзы окуляра с внутренней стороны, то необходимо для этого обратиться к специалисту оптику или в оптическую мастерскую.

Если наблюдение производится при искусственном свете, нужно источник света ставить довольно далеко: во-первых, для того чтобы свет не слепил наблюдателя, во-вторых, потому, что зеркало загорожено предметным столиком и на него могут попасть только почти горизонтальные лучи.

При освещении керосиновой лампой поле зрения микроскопа будет довольно сильно окрашено в желтый цвет. Чтобы этого избежать, следует между лампой и зеркалом поместить голубоватый светофильтр (цветное стекло, целлофан или кювету со слабым раствором медного купороса).

Фокусировка микроскопа

Как было указано выше, перемещение тубуса вдоль оси производится при помощи вращения двух маховичков кремальеры. Вращая маховички, поднимают тубус и кладут на предметный столик препарат или любой другой исследуемый объект, помещенный на предметном стекле. Препарат располагают так, чтобы сам объект оказался в центре отверстия предметного столика, и прижимают лапками.

Глядя сбоку, опускают тубус вниз почти до соприкосновения с препаратом. Потом, наблюдая в окуляр, очень медленно поднимают тубус до тех пор, пока в поле зрения появится изображение объекта. Найдя изображение, еще более медленным вращением кремальеры добиваются наиболее резкого изображения объекта.

Фокусировка может считаться законченной, когда будут, устранены все недостатки изображения в виде полос, пятен, бликов и т.п. Хорошей фокусировкой можно назвать такую, при которой глаз совершенно не утомляется.

Наблюдение препаратов (объектов)

Рекомендуется при рассматривании объектов в микроскоп привыкнуть работать попеременно обоими глазами. Следует приучить себя, рассматривая в микроскоп объект одним глазом, держать второй глаз открытым. Для неопытного наблюдателя это сначала кажется невозможным, но при небольшом старании легко осуществимо.

При фокусировке полезно осторожно передвигать препарат, так как двигающийся предмет гораздо легче заметить, чем неподвижный. Особенно это необходимо в тех случаях, когда препарат очень прозрачен. Поймав при фокусировке какой-то намек на такой прозрачный объект, следует попробовать менять освещение, изменяя наклон зеркала. Часто бывает, что предмет, видимый плохо в прямом свете, становится более заметным при наклонном падении лучей. Иногда препараты лучше видны при слабом освещении; в этих случаях полезно применить диафрагму.

Другие виды работ с микроскопом

Кроме непосредственного наблюдения препаратов (объектов) через микроскоп, можно с помощью дополнительных устройств или простейших приспособлений производить проектирование объектов на экран, фотографирование изображения на фотопластинку (микрофотография), делать зарисовки объектов, производить измерение объектов при помощи микроскопа и т.п. Такие работы подробно описаны в курсах естествознания или учебниках по микроскопии.

УХОД И ХРАНЕНИЕ

Школьный микроскоп 180x транспортируется в специальном футляре, запирающемся на два замка. Надежность положения прибора обеспечивается винтом, который входит в соответствующее отверстие основания и должен быть затянут до отказа. Затяжной винт имеет отверстия на боковой стороне своей головки для надежного закрепления. Поэтому при распаковке прибора, чтобы освободить винт, может также возникнуть необходимость использования металлического штифта диаметром до 2,2 мм., как рычагом.

Микроскоп требует бережного отношения к нему. Хранить прибор следует уложенным в футляр. Перед работой футляр нужно протереть от пыли и после этого открывать. Если микроскоп принесен из холодного помещения в теплое, то перед вскрытием футляра ему необходимо дать постоять не менее 8 часов в комнате.

После каждой работы с микроскопом следует его тщательно осмотреть и удалить всякую попавшую на него грязь сухой мягкой полотняной тряпочкой. Никелированные места нужно протирать тряпочкой, слегка пропитанной вазелином; линзы снаружи и зеркало — протирать совершенно чистой мягкой тряпочкой, которую следует хранить в плотно закрывающейся коробке. Тщательно вытертый микроскоп с опущенным тубусом ставится в футляр, футляр плотно закрывается и убирается в шкаф.

Не следует держать микроскоп у печки или ставить под прямые солнечные лучи, так как от сильного нагревания могут расклеиться линзы. Разбирать микроскоп ни в коем случае не разрешается.

(1)

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.