Перейти к содержанию
votasum

Закалка стали х12мф (ножи)

Рекомендуемые сообщения

Не кидайте "тапками" я новичёк в закалке,занялся ножами, на старости лет, есть муфельная печь, которую собрал сам. Не получается по нормальному закалить сталь х12мф, напильник берёт, стекло не царапает.

Закаливал так.

1. загрузка в печь

2. нагрев до 880

3 охлаждение до 780 с печью (2раза)

4 охлаждение с 880 до 600

5 нагрев до 1040 выдержка 1,5 мин на мм толщины (4мм)

6 закалка в масле.

7 отпуск 200 1,5 часа.

Не получилось, 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Либо сталь не та, либо масло густое :) Остальное вроде по учебнику.

тема была: 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Масло жидкое. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Может кто в воздушном потоке калил?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Х12МФ отличная сталь и хорошо калится.

Температуру закалки бы я взял пониже 1000-1020 - Геллер и многие другие говорят что 1050 это уже неблагоприятная температура - вырастет зерно, образуется больше чем надо остаточного аустенита.

Время выдержки я бы поднял - кроме прогрева нужно оставить какое то время на все реакции - пластину 4мм я бы выдержал на финальной температуре хотя бы минут 15. В вакуумной печи нет опасности окислить поверхность - ждать можно сколько надо.

Сталь такой толщины закалится и на воздухе. В вакуумной печи ее и калят на газ, для снижения поводок.

Отпуск 1.5 часа имхо маловато - 2-3 часа я бы отпускал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

brio, Выдержка 15мин при Т-1000-1020 а какое термоциклирование?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

пусть будет немножко оффтоп.

1 час назад, Средней прожарки сказал:

старое название Х12МФ

это не старое название, просто сейчас Х12М не делают. Поскольку с ванадием свойства лучше, а стоимость практически та же. Не путать с Х12Ф, которая дешевле, но для штамповки и ножей хуже. 

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всем большое спасибо. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
1 час назад, Средней прожарки сказал:

Посмотрите состав Х12М и Х12МФ, найдите отличия

век живи - век учись, дураком помрешь :)

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В ‎01‎.‎08‎.‎2020 в 11:23, votasum сказал:

2. нагрев до 880

3 охлаждение до 780 с печью (2раза)

4 охлаждение с 880 до 600

Не понял... а смысл? Где вы такой режим взяли? Если у Геллера - то там отжиг проводится ОДИН раз. А ДВА раза - это уже термоциклирование, его для Х12МФ делают по совсем другому режиму (подробности у Федюкина, с.119-120 - там для Х12ф1, но для Х12МФ тоже должно подходить:

https://www.chipmaker.ru/files/file/14559/

Про Х12МФ много писалось (в т.ч. мной) вот в этих ветках, ознакомьтесь:

https://www.chipmaker.ru/topic/208095/?tab=comments#comment-3925402

https://www.chipmaker.ru/topic/170825/

Но скорее всего, Ваша беда - обезуглероживание. Защиту от обезуглероживания делали? У муфеля спирали закрытые или открытые? Если закрытые - вместе с заготовкой забрость в печь горсть древесного угля. Если открытые - обмазку из буры (лучше замешать на концентрированном хлористом цинке - т.н. "паяльной кислоте")

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Может все дело в калибровке контроллера и в заниженных показаниях температуры, надо проверить выбранный тип термопары в контроллере и проверить температуру, хотя бы по температуре плавления цветных металлов 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Калил нож х12мф с 1040с, 5 минут выдержки в масло и два раза отпуск 200с по часу. Итог: 64hrc фреза-быстрорез не царапает. Знаю что много, но уже не переделать.

А, да, было проведено предварительное тцо. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 часов назад, Jdfast сказал:

Калил нож х12мф с 1040с, 5 минут выдержки в масло и два раза отпуск 200с по часу. Итог: 64hrc фреза-быстрорез не царапает. Знаю что много, но уже не переделать.

Скорее всего, твердость 60-62HRc - так что все норм. Не забывайте: фреза, напильник и т.п. царапают только предметы, которые мягче их как минимум в 1,3 раза! Так что фреза с 64HRC (790HV) перестает царапать, когда твердость предмета достигает 56HRC (610HV). А чтобы поцарапать нож с твердостью 60HRC (700HV), нужен напильник с твердостью 910HV (67,5HRC) - такими бывают только нитроцементованные напильники, с твердостью 02. 

Cогласно ГОСТ 6476-80 "НАПИЛЬНИКИ ДЛЯ ЗАТАЧИВАНИЯ ПИЛ ПО ДЕРЕВУ", п..2. "Напильники должны изготовляться следующих исполнений по твердости (сцепляемости с контрольной пластиной): 01 - 59 HRCэ (=58HRC); 02 - 62 HRCэ (=61НRC)"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 минут назад, Weilant сказал:

Скорее всего, твердость 60-62HRc - так что все норм

Не, на твёрдомере проверяли 64hrc. Я ещё засомневался может твёрдомер врет, и решил фрезой поцарапать. Твёрдомер не врал, так как проходит контроль на тех. точность. 

Непонятно как получилось 64hrc. Теперь лежит он у меня уже год, и я не знаю стоит ли из него что то делать. 

Кстати. Для эксперимента я на него вставал и под моим весом он не лопнул. 4мм толщиной, сведение 1.5мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если боитесь использовать - дополнительно отпустите на 300С (максимум ударной вязкости, максимум прочности тоже где-то рядом: по Геллеру, 250, а по Позняку - 350С). Твердость должна упасть до 58HRC, но если даже останется 60 - не страшно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Weilant, часто слышал, что отпуск надо проводить в течении 6-12 часов после закалки. После этого времени, якобы, характеристики не меняются, кроме твёрдости конечно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 04.08.2020 в 16:07, Jdfast сказал:

отпуск надо проводить в течении 6-12 часов после закалки

Отпуск надо проводить как можно быстрее после закалки (максимум через час), иначе возможны закалочные трещины. Но если сделана закалка хотя бы с низким (150С) отпуском - то следующий (более высокий) отпуск можно делать и через день, и через неделю, и через год - и изменение свойств будет таким, каким ему и положено быть.Так что отпускайте на 300С и не заморачивайтесь (а можете попробовать сначала и на 200С - возможно, в 1й раз у Вас термопара была сбита, и в реале было всего 150С, отсюда и завышенная твердость).  Никогда не слышал, что

 

В 04.08.2020 в 16:07, Jdfast сказал:

После этого времени, якобы, характеристики не меняются, кроме твёрдости конечно. 

особенно с учетом того, что при отпуске на твердость ниже 50-55HRC твердость и предел прочности линейно связаны между собой - ну не бывает снижения твердости без изменения других характеристик! Вот наоборот - как раз бывает часто, в т.ч. для той же Х12МФ в интервале температур отпуска 400-470С твердость почти не меняется, а прочность и ударная вязкость заметно падают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
27 минут назад, Weilant сказал:

Никогда не слышал, что

Разве со временем не происходит стабилизация остаточного аустенита? И для его распада (преобразования) уже требуются и более высокие температуры и большие выдержки времени (по сравнению со свежачком)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
1 час назад, Viziter сказал:

Разве со временем не происходит стабилизация остаточного аустенита?

Происходит - но время стабилизации зависит от разности верхней мартенситной точки и температуры выдержки (не обязательно комнатной). И оно может колебаться от десятков секунд до десятков часов. Поэтому обработку холодом (если таковая предусмотрена) стараются проводить сразу после закалки. Но тут речь о способности самопроизвольного превращения аустенита в мартенсит при дополнительном охлаждении или просто вылеживании, а не о стабильности при последующем отпуске (если не вести речь о такой экзотике, как Q-n-P). А если обработка холодом не предусмотрена - при отпуск в любом случае происходит либо стабилизация остаточного аустенита (при температуре 150-250С), либо его распад с образованием бейнита или перлита различной дисперсности (при 250-700С). Так что если был проведен хотя бы низкий отпуск - 

2 часа назад, Weilant сказал:

то следующий (более высокий) отпуск можно делать и через день, и через неделю, и через год - и изменение свойств будет таким, каким ему и положено быть.

 

Изменено пользователем Weilant

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.