Перейти к содержанию
Авторизация  
Dmitruy88

равномерность зазоров

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте.

Возник вопрос. Никогда об этом не задумывался, а тут почему то обратил на это внимание и все, ступор в работе.

Имею простую вырубку по контуру, прямоугольник.  Геометрически, зазоры в углах будут больше, чем на прямых участках. Как с этим борются?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вы в углах на пуансоне поставьте радиус 0,2 мм (прижим или съемник проволокой режут) и все вопросы исчезнут).

Раньше делали - прижим и матрицу вырезают на эрозии (радиусы в углах), пуансон - без радиусов. Ессно он не лезет никуда, слесарь начинает припиливать. Чаще и проще всего наложить радиус на пуансоне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Острую кромку на пуансоне слесарь всегда минимальным радиусом притупляет. Если этого не делать, сначала будет микроскол, а  затем макро. В матрице, после вырезки, минимальный радиус проволоки оставляют. В углах часто зазор больше, но в чем проблема, ведь на чертеже мы даем минимальный зазор,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Dmitruy88, учитывая, что зазор берется относительный, то этот "увеличенный зазор" в углах реально из себя просто освобождение представляет. Освобождение сектором в 90*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
22 часа назад, Гранник сказал:

А вы в углах на пуансоне поставьте радиус 0,2 мм (прижим или съемник проволокой режут) и все вопросы исчезнут).

Раньше делали - прижим и матрицу вырезают на эрозии (радиусы в углах), пуансон - без радиусов. Ессно он не лезет никуда, слесарь начинает припиливать. Чаще и проще всего наложить радиус на пуансоне.

а если к примеру матрица составная, а съемника нет? Как пример - угловые прессножницы. Острый угол как в матрице, так и в пуансоне. UPD: понимаю, что небольшой радиусок на пуансоне не обходим. Но это тем более ведет к увеличению зазора.

20 часов назад, bull сказал:

зазор берется относительный,

не понял что имеется в виду. Можете пояснить?

Изменено пользователем Dmitruy88

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Обычный двусторонний зазор по справочнику (например, Рудману) - 6% от толщины. Многие инструментальщики делают 8%, знаю людей делают 10% и говорят, что так и надо, стойкость растет (это так).

Есть мнение, что нужно делать 20% и вводить в пуансон отлипатели, что бы высечка не лезла.

Углы слесарь всегда притупляет и в углу увеличенный зазор, как мы видим, его можно увеличить в 3-4 раза и ничего страшного не будет (если в других местах зазор нормальный).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
37 минут назад, Dmitruy88 сказал:

не понял что имеется в виду. Можете пояснить?

764050474_.thumb.jpg.bdb5269fa49565dc525e287fc79f4c3a.jpg

Красные зоны - рабочий зазор, синяя зона - нерабочая пустота. Понятно, что вокруг угла некоторый описанный радиус будет являться рабочим зазором. Но всё что "лишнее" - пустота и на работу не влияет. А вот если рабочий зазор неравномерный по двум противоположным сторонам, тогда совсем другое дело (плохо т.е.). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
22 часа назад, Dmitruy88 сказал:

Геометрически, зазоры в углах будут больше, чем на прямых участках. Как с этим борются?

С этим не борются. Правильно подметили, что в секционных матрицах нет никакого радиуса. В цельных матрицах рекомендуется внутренние углы сопрягать радиусом не менее 0.5 толщины материала. Это связано со стойкостью матрицы. И еще раз повторяю, если оставить острую грань на пуансоне, стойкости штампа не будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

И еще один важный момент, деталь без радиусов сопряжения в углах считается не технологичной для штамповки. В идеале необходимо, по возможности, радиуса закладывать в штампуемую деталь, тогда и зазорры будут одинаковыми.

Изменено пользователем psi

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, psi сказал:

С этим не борются. Правильно подметили, что в секционных матрицах нет никакого радиуса.

т.е. иными словами, матрица (секционная) наостро, пуансон 0,2 радусом, к примеру, не дадут заусенец на нержи 0,8 мм, например?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Когда матрица секционная и угол без радиуса, радиус на пуансоне делают 0.05...0.1мм. Заусенца по причине зазора не будет. Он появится от других причин. У вас это теоретический вопрос. В настоящее время практически все вырезается на проволоке. Радиус проволоки остается (в редких случаях его доводят до меньших размеров). Секционные матрицы, в основном, остались в твердосплавных штампах,
Если деталь делаете для себя, сразу заложите радиус и чем больше, тем лучше. Это значительно улучшит работу и долговечность штампа. Если требуется угол без радиуса, его делают, но придется чаще перетачивать штамп.
Для примера можно взять работу шагового ножа. Если он без усов, по мере его износа в углах на полосе появляются заусенцы, увеличивающие ширину полосы и полоса начинает застревать между направляющими планками, что приводит к преждевременной переточке штампа, хотя все остальные пуансоны в рабочем состоянии и переточки не требуют. Для избежания этого применяют ножи с усами. Это относится к относительно не толстым штампуемым материалам.

Изменено пользователем psi

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
22 минуты назад, psi сказал:

Заусенца по причине зазора не будет. Он появится от других причин. У вас это теоретический вопрос

Ну обрадовали:classic_biggrin:  Я так понимаю, эти причины - износ инструмента?

Слесаря тоже говорят, что ничего страшного, делали всегда с бОльшим зазором и все работало. Наостро тоже никаких проблем не возникало, говорят.

38 минут назад, psi сказал:

В настоящее время практически все вырезается на проволоке. Радиус проволоки остается (в редких случаях его доводят до меньших размеров). Секционные матрицы, в основном, остались в твердосплавных штампах,

Не так давно делал отрубной штамп с твердосплавными пластинами, но тогда, по неопытности, как то не озаботился этим вопросом. 

Сейчас на повестке дня угловой штамп, с резом в виде буквы -V .  Между ветвями буквы 90 град.

Гораздо технологичнее выполнить матрицу в виде двух брусочков, т.е. как раз секционную. Нежели резать на проволоке. 

За информацию спасибо, особенно про "усы". Этого я не знал и в справочниках такое не пишут. Пришлось погуглить, правда, что такое усы).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

                    Немного теории, подтвержденной практикой. В первой стадии вырубки или пробивки пуансон внедряется в материал, образуя в месте внедрения блестящий поясок. При этом материал с противоположной стороны выдавливается в матрицу, тоже образуя блестящий поясок. Два противоположных пояска смещены друг относительно друга на величину одностороннего зазора. Так вот, выдавливаем в матрицу мы не пластилин, однако, а металл, который не может заполнить всю полость матрицы в углах, если они не имеют закруглений. Выдавленная в матрицу часть металла будет иметь в углах закругление по любому. Радиус закругления тем больше, чем более прочный материал штампуем. Это к вопросу о равномерности зазора в углах. Про стойкость пуансона без радиусов в углах уже сказано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 26.06.2020 в 16:22, Dmitruy88 сказал:

Ну обрадовали:classic_biggrin:  Я так понимаю, эти причины - износ инструмента?

Совершенно верно, быстрый износ(сколы) пуансона в углах.

 

 

В 26.06.2020 в 16:22, Dmitruy88 сказал:

За информацию спасибо, особенно про "усы". Этого я не знал и в справочниках такое не пишут.

Если посмотрите в ГОСТ на ножи, то увидите, что их делают из стали У8А...У10А. Многие ссылаются на то, что этот металл хорошо расклепывается, а, к примеру, Х12МФ - плохо. Если смотреть по ГОСТ22472, то стойкость штампа при применении сталиУ10А, на 25% ниже, чем из стали Х12МФ. Ножи работают в худших условиях и их износ, в реальных условиях,  наступает быстрее.

Если вы занимаетесь этой темой, прочтите Ф.П. Михаленко "Стойкость разделительных штампов". Она старовата, но будет все равно полезной. В ней хорошо рассмотрен вопрос о зазорах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 30.06.2020 в 14:46, psi сказал:

прочтите Ф.П. Михаленко "Стойкость разделительных штампов". Она старовата, но будет все равно полезной. В ней хорошо рассмотрен вопрос о зазорах.

спасибо, посмотрю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.