Перейти к содержанию
Авторизация  
Artyoom

Почему в эвольвентном зацеплении есть трение скольжения?

Рекомендуемые сообщения

Это же по сути повторение "перекатывания линии по окружности происходящей без проскальзывания"-эвольвента ведь траектория точки на такой перекатывающейся без проскальзывания линии. И по логике две такие траектории должны перекатываться друг по другу идеально без проскальзываний.

 

Дело только в неидеальности изготовления форм зуба и выставлении межосевого расстояния?

Или в реальном гостовском зацеплении какие-то допущения отхода от идеального профиля приняты намеренно?(я не про допуски на изготовление сейчас)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, Artyoom сказал:

должны перекатываться друг по другу идеально без проскальзываний.

Как минимум потому, что нет ничего идеального, а ещё допуски там всякие, упрощения, допущения, усреднения, вот это всё.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Anvil, слишком расплывчато, это и так понятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
46 минут назад, Artyoom сказал:

Или в реальном гостовском зацеплении какие-то допущения отхода от идеального профиля приняты намеренно?

Как минимум для сокращения номенклатуры инструмента.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
57 минут назад, Artyoom сказал:

Дело только в

простой геометрии: точки ездят по разным радиусам но циклически, а значит когда уезжаешь надо возвращатся это возвратнопоступательное движение и в зацеплении в это время точка движется в противоположных направлениях по контактирующим профилям зубов - по одному убегает на больший радиус по второму на меньший, а если одна ладонь идет вперед, а вторая назад - они трутся им некуда дется :) 

Смотрим внимательно, тут нарисованы идеальные шестерни, арисована точка контакта и как она перемещается по профилю, если прсмотрется, хоть все изображено и двигается идеально - очень заметно как поверхности зубов скользят друг по другу туда-сюда:

200px-Involute_wheel.gif.592e50ec15ba6be1f06755bba7c763be.gif

 

Попробую еще другими словами обьяснить. 

В начале зацепления и в конце зацепления, изза разницы диаметра до точки контакта длины участков профиля зуба разные - одна длинее другая короче. А проходятся оба эти пути за одинаковое время так как точка контакта общая. Это значит что эта точка по короткой дуге должна двигатся быстрее чем по длинной догоняя. т.е. в этой точке контактирующие зубы двигаются с разной линейной скоростью а значит перемещаются друг по другу. На анимашке видно наглядно.

Изменено пользователем Кувалдыч

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Кувалдыч сказал:

простой геометрии: точки ездят по разным радиусам но циклически, а значит когда уезжаешь надо возвращатся это возвратнопоступательное движение и в зацеплении в это время точка движется в противоположных направлениях по контактирующим профилям зубов - по одному убегает на больший радиус по второму на меньший, а если одна ладонь идет вперед, а вторая назад - они трутся им некуда дется

Но не могу понять, разве суть эвольвенты не в том чтобы этого не было?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, Artyoom сказал:

суть эвольвенты не в том чтобы этого не было?

Суть эвольвенты в обеспечении непрерывности контакта двух шестерен - чтобы нагрузка на зубы оставалась постоянной и не прыгала с зуба на зуб с грохотом ишумом и ударами кувалды.

Но за это надо платить.... Разные диаметры до точки контакта, одна дуга догоняет другую. Я сообщение дополнил другим обьяснением возможно более понятным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для простоты можно рассмотреть колесо автомобиля и колесо поезда.

На автомобиле центр колеса движется со скоростью автомобиля, верхняя точка колеса с двойной скоростью автомобиля а нижняя точка колеса относительно дороги неподвижна.

Тут трения нет точка контакта неподвижна.

 

Колесо поезда имеет обод.

Нижняя точка обода движется вообще против движения поезда и соотвесвенно против рельса. Потому что радиус качения у нее больше.

 

В шестернях тоже самое. Просто надрезали рельс и колесо поезда и завернули в колесико. Траектория точки контакта тоже завернулась в спиральку но суть осталась.

Радиус зацепления больше радиуса обкатки шестерен соотвесвенно в некторые моменты времени токи поверхности шестерен движутся с разными скоростями относительно друг друга но при этом сохраняется контакт.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Кувалдыч,

1 час назад, Кувалдыч сказал:

Суть эвольвенты в обеспечении непрерывности контакта двух шестерен - чтобы нагрузка на зубы оставалась постоянной и не прыгала с зуба на зуб с грохотом ишумом и ударами кувалды.

Но за это надо платить.... Разные диаметры до точки контакта, одна дуга догоняет другую. Я сообщение дополнил другим обьяснением возможно более понятным.

а, да, диаметры разные, но на разном удалении от "средней линии" на которой оси находятся, в результате чего передаточное одинаковое.

Двойной рычаг типа, при котором непрерывно одно плечо длиннее становится, а второе короче.

 

Эх, а я думал раз линия перекатывается без скольжения по окружности, траекторией точки на себе образуя окружность, то и перекатывание двух таких траекторий друг по другу при правильном межосевом будет без проскальзывания.. 

Изменено пользователем Artyoom

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Кувалдыч, Ну как-то не очень как по мне объяснение)

 

Смотрю я на анимацию, и всё думаю что профиль зуба нарисовали не как траекторию точки на обкатывающейся линии, а как траекторию точки на ремне, который крутится на двух окружностях.

Тут и логично кажется при таком способе что всем другим тут пренебрегается, ради сохранения движения по этой лини "ремня" точки=постоянства зацепления. Отсюда и проскальзывание..

 

А объяснение формирования эвольвенты как суть траекторией точки на обкатывающейся без проскальзывания линией, но в результате чего у двух эвольвент проскальзывание при движении друг по другу появляется даже при идеальном расположении... непонятно.

Изменено пользователем Artyoom

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, Artyoom сказал:

А объяснение формирования эвольвенты как суть траекторией точки на обкатывающейся без проскальзывания линией, но в результате чего у двух эвольвент проскальзывание при движении друг по другу появляется... непонятно.

на уровне механика рассматриваете, а тут уже физика. трение скольжения и качения - абстракции, что одно, что другое, в реальном мире их нет по отдельности. трение в совокупности научились условно разделять на часть скольжения и часть качения. скажем, если сделать сверх-миниатюрную машинку размеров в несколько нанометров, то при езде у неё трения скольжения фактически не будет, настолько надёжно она будет притягиваться силами межмолекулярного взаимодействия. "сцепление очень хорошее" - сказал бы маленький автомобилист.

Это не "скольжение" и "качение" в привычном нам бытовом смысле, это просто части формулы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

malaxit, но тут же не в тонких материях дело, в эвольвентном зацеплении, тут конкретное такое скольжение вызванное геометрией.

Даже если взять условные абсолютно твёрды материалы и абсолютно гладки ровные поверхности.

Вот какое трение скольжение в качении абсолютно твёрдого ролика идеально круглого по абсолютно твёрдой ровной поверхности? 

А в эвольвенте оно есть и в идеализированном варианте есть.

Изменено пользователем Artyoom

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
8 часов назад, Artyoom сказал:

Дело только в неидеальности изготовления форм зуба и выставлении межосевого расстояния?

да. Ну и плюс то, что механизм "дышит" в работе. Любой. Это ещё не учитывая вибрации

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
7 часов назад, Кувалдыч сказал:

В начале зацепления и в конце зацепления, изза разницы диаметра до точки контакта

Кувалдыч, в теории то как раз автор прав - эвольвента как раз и придумана для того, чтобы точка не скользила, а перекатывалась. Суть:

Цитата

Эвольвента образуется траекторией точки на касательной, которая ПЕРЕКАТЫВАЕТСЯ по периметру окружности. Эта окружность называется делительным диаметром.

На картинке скольжения нет. Суть та же, если ты будешь перекатывать друг по другу круглые колеса. Они ведь тоже крутятся в разные стороны, но трения при этом нет (в теории). Ну или колесо по асфальту. Там тоже идеала не будет и будет скольжение из-за реальных условий. Но в теории скольжения нет.

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

bull, а это условие, "перекатывание без скольжения" не мешает соблюдению условия постоянного передаточного отношения?

 

Можно синтезировать профиль отдельно по условию постоянства передаточного отношения, отдельно по условию отсутствия скольжения?

А одновременно с условиями и отсутствия скольжения и постоянства передаточного?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда я учился были блокирующие контуры зубчатых передач, на подобии кружков быстро, качественно, дешево.  Там ткнув и поводив пальцем  можно было найти ответы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда то нас учили расчету зубчатых передач. Так вот выполняются 2 расчета на изгиб зуба и на износ поверхности. Но износ возникает не в результате скольжения, а в результате периодически меняющихся контактных напряжений. Так что никакого скольжения теоретически там нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Если кто то думает что скольжения нет даже теоретически тот находится в полном неведении этой темы, скольжение есть только на некоторых участках оно меняет знак, это про скольжение. Теперь при выборе наименьшего скольжения нужно учесть несколько параметров один из основных  равнопрочность по изгибу и т.д.. Эвольвента она для постоянства передаточного отношения при прочих приемлемых показателей.

Изменено пользователем ДмитрийП

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ежегодное потребление зубч колёс до 150 млн. правда старая статистика,вот думаю,а если бы изготовлял колёса зубчатые согласно теоретическому профилю с обкаткой без скольжения,или хотя бы очень близко и что по миру идти,за чашечкой благотворительного супа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
15 часов назад, Artyoom сказал:

bull, а это условие, "перекатывание без скольжения" не мешает соблюдению условия постоянного передаточного отношения?

нет конечно, с чего бы это? Ведь в идеале как - один зуб абсолютно с таким же зубом перекатывается. Расстояние между зубьями на делительном диаметре такое же, как толщина зуба. Как следствие, в момент выхода зуба из зацепления тут же следующий зуб начинает работать. Повторю - в идеале.

1 час назад, ДмитрийП сказал:

Если кто то думает что скольжения нет даже теоретически тот находится в полном неведении этой темы,

Если вы так заявляете, то вы находитесь в полном неведении смысла эвольвенты.

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 минуту назад, bull сказал:

в момент выхода зуба из зацепления тут же следующий зуб начинает работать.

Это худший вариант. ЕМНИП, то, как нас учила партия, одновременно в зацеплении должны находиться не менее двух пар зубьев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
1 час назад, Миша Лобов сказал:

или хотя бы очень близко и что по миру идти,за чашечкой благотворительного супа

да. Но это возможно ровно настолько, насколько возможен мир без врачей, военных и ментов :classic_smile:

4 минуты назад, МИТАЛНИК сказал:

Это худший вариант. ЕМНИП, то, как нас учила партия, одновременно в зацеплении должны находиться не менее двух пар зубьев.

да, тут немного погорячился. Имелось в виду постоянство контакта, а не скачкообразное уменьшение/увеличение чередующееся. Количество же зубьев в одновременном зацеплении тем больше, чем больше диаметры в паре.

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, МИТАЛНИК сказал:

Это худший вариант. ЕМНИП, то, как нас учила партия, одновременно в зацеплении должны находиться не менее двух пар зубьев.

Это в косозубой. В прямой - меньше. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, bull сказал:

Если вы так заявляете, то вы находитесь в полном неведении смысла эвольвенты.

ТС в начале темы вывел бредовую аксиому что эвольвента не скользит, а она скользит знакопеременно у основания и у вершины. Читайте, хотя. Я прошу прощения у всех, что попытался объяснить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.