Перейти к содержанию
Panfnutiy

Установка и настройка переднего подшипника на ИЖ (обсуждение тонкостей)

Рекомендуемые сообщения

Дата: (изменено)

Здравствуйте!

В скором времени предстоит установка и настройка подшипников шпинделя. В общих чертах процесс понятен, но по переднему подшипнику собралось много очень разной информации.

Предлагаю обсудить все тонкости здесь.

Инструкции от квадратного и круглого станков весьма туманны и не многословны:

307677626_.thumb.JPG.82c9373fce546050ba8fe22992bed5c5.JPG

237380634_.thumb.JPG.8b03820ed2ae68a636aea652bc2063e2.JPG

Перерыв кучу информации пришел к такой последовательности действий:

1. Что потребуется:

1.1.    Микрометр с микронной точностью(0.001) 0-25,75-100

1.2.    Нутромер 50-100 с микронной головкой (0.001)

1.3.    Набор плиток КМД №1

1.4.    Призма

1.5.    Доступ к плоско шлифовальному и токарному станкам

1.6.    Немного терпения

 

2.       Процесс установки и настройки:

2.1.    Устанавливаем чистый шпиндель в призму на указанную в инструкции технологическую базу. При помощи микронной головки определяем точки наибольшего и наименьшего отклонения от оси вращения у посадки под передний подшипник и помечаем их.

1166300560_.thumb.JPG.a1031d4e82f5c5932c2f08e6e0400849.JPG

2.2.    При помощи нутромера проверяем посадочное отверстие ПБ на предмет отклонения и наличия деформаций. Так же проверяем поверхность на наличие заусенцев и прочих дефектов и устраняем их если это возможно.

2.3.    Вставляем наружную оправку подшипника в посадочное отверстие ПБ. При помощи Плиток КМД набираем 86 мм и выставляем по ним губки микрометра. По губкам микрометра выставляем  нутромер. Производим замер внутреннего диаметра наружной обоймы установленной в ПБ в нескольких точках и записываем полученное значение. По КМД с моей точки зрения будет точнее чем просто микрометр накрутить, но если микрометр поверенный то можно и на нем сразу выставить требуемое значение без КМД.

2.4.    Надеваем подшипник на шпиндель ориентируясь по метке на торце внутренней обоймы (точка, скобка). Метку необходимо установить на место наибольшего отклонения посадки от оси вращения. 

2.5.    Начинаем потихоньку натягивать подшипник на конус при помощи гайки и контролировать диаметр по вершинам роликов микрометром. Когда значение станет D из п.2.3+2-4 мкм останавливаемся. Инструкция говорит делать это через трубу, но смысл этого не очень понятен. Чем родная гайка плоха? Да, и перед началом измерения лучше микрометр выставить так же по КМД, что бы не промахнуться в измерениях.

2.6.    При помощи плиток КМД производим измерения зазора между внутренней обоймой подшипника и буртом шпинделя. Записываем результат.

2.7.    Измеряем толщину упорного кольца. Если толщина кольца больше , то производим его шлифовку с допуском на размер 0.01 до полученного в п.2.6 значения и отклонения параллельности поверхностей 0.003 мм. Если кольцо тоньше, то точим новое кольцо и подгоняем его до значения п.2.6.

2.8.    Снимаем подшипник и собираем шпиндель. Производим регулировку зазора при помощи гайки 133 и проверяем радиальное биение в соответствие с ГОСТ 18097-93, п. 4.8 Радиальное биение наружной центрирующей поверхности шпинделя передней бабки, которое должно составлять не более 5 мкм. Стремимся к получению наименьшего значения при свободном вращении шпинделя. Для контроля используем микронную индикаторную головку.

1231919683_.thumb.JPG.902869c0ddc99762dc111321556b0607.JPG

1651620035_.thumb.JPG.5f9b4da3796f86fcbf245519ae17471b.JPG

2.9.    Производим обкатку на 1000-1200 об/мин 30-50 мин и снова проверяем радиальное биение. При необходимости производим повторную регулировку. В конце регулировки не забываем зафиксировать гайку. Во время обкатки контролируем температуру в зоне подшипника.

 

Многие пишут о том, что можно просто поставит подшипник и произвести его регулировку гайкой, но тогда возникает вопрос с упорным кольцом. Кольцо попросту может не дать выбрать люфт если оно толще. Если оно тоньше, то в процессе работы подшипник может залезть на конус больше чем надо и начать подклинивать, что может кончится заменой подшипника.

Ну и наш метод- засунуть все, как есть при помощи кувалды и матюгов а после пытаться регулировать этот зазор как получится:)

Изменено пользователем Panfnutiy

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Panfnutiy сказал:

и контролировать диаметр по вершинам роликов микрометром.

Вы не сделаете этого микрометром, если роликов нечетное число (проверьте по фото, есть и такие и такие). Для этого есть специальные кольца. Производит их, например, SKF. Цена - космос.

Если уж хочется микрометров и нутромеров, то снимать ролики и мерить наружный диаметр внутреннего кольца, прибавляя к нему два диаметра роликов. И имея погрешность на каждом шаге.

 

1 час назад, Panfnutiy сказал:

Инструкция говорит делать это через трубу, но смысл этого не очень понятен. Чем родная гайка плоха?

Гайка не идеальна, вы ей торец подшипника перекосите. В чем можно убедиться с помощью концевых мер при переходе к п. 2.6.

 

 

1 час назад, Panfnutiy сказал:

Многие пишут о том, что можно просто поставит подшипник и произвести его регулировку гайкой, но тогда возникает вопрос с упорным кольцом. Кольцо попросту может не дать выбрать люфт если оно толще. Если оно тоньше, то в процессе работы подшипник может залезть на конус больше чем надо и начать подклинивать, что может кончится заменой подшипника.

Лишнего не надевайте, чтобы можно было концевыми мерами определить требуемый размер кольца. Разбирайте, делайте кольцо и собирайте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
8 часов назад, Пронька Грезной сказал:

Вы не сделаете этого микрометром, если роликов нечетное число (проверьте по фото, есть и такие и такие). Для этого есть специальные кольца. Производит их, например, SKF. Цена - космос.

Специально посмотрел сколько роликов у имеющихся у меня подшипников 3182112. У одного 20 роликов у другого 24. 

DSC_0834.thumb.JPG.1fc55bbe2465ca3b8d788b8c9de547c6.JPG

А что за специальные кольца? Можно подробней.

8 часов назад, Пронька Грезной сказал:

Гайка не идеальна, вы ей торец подшипника перекосите. В чем можно убедиться с помощью концевых мер при переходе к п. 2.6.

А как тогда эта труба должна выглядеть, хотя бы приблизительно?

8 часов назад, Пронька Грезной сказал:

Лишнего не надевайте, чтобы можно было концевыми мерами определить требуемый размер кольца. Разбирайте, делайте кольцо и собирайте.

Т.е собираем без кольца шпиндель, выбираем зазор, разбираем, меряем расстояние и делаем кольцо. Ставим кольцо на место и все обратно собираем?

Изменено пользователем Panfnutiy

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Абсолютно верно. Зазор измерить вполне возможно плитками КМД. Когда шпиндель полностью разберете от всех старых подшипников посмотрите внимательно на поверхность шпинделя к которой прилегает дист кольцо, чтоб забоин не было. Иначе и измерите неверно и подшипник перекосит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

И у вашего Ижа задний упорный, правильно? Чтоб жизнь себе облегчить можно временно вместо упорного втулку вставить, с посадкой по скользящей на маслице, и под подшипник капельку масла жидкого, легче заходит. И не прилагать больших усилий, если с маслом, когда без кольца, что б не перетянуть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
52 минуты назад, Сергей Тимофеев сказал:

Абсолютно верно. Зазор измерить вполне возможно плитками КМД. Когда шпиндель полностью разберете от всех старых подшипников посмотрите внимательно на поверхность шпинделя к которой прилегает дист кольцо, чтоб забоин не было. Иначе и измерите неверно и подшипник перекосит.

Вы имеете в виду бурт шпинделя?

47 минут назад, Сергей Тимофеев сказал:

И у вашего Ижа задний упорный, правильно? Чтоб жизнь себе облегчить можно временно вместо упорного втулку вставить, с посадкой по скользящей на маслице, и под подшипник капельку масла жидкого, легче заходит. И не прилагать больших усилий, если с маслом, когда без кольца, что б не перетянуть.

Да, у меня квадратный иж. До модификации с длинным шпинделем. Хотя особо большого значения нет. На модифицированных процедура по идее такая же. Передний подшипник же одинаковый.

По поводу масла - спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
В 25.05.2020 в 15:39, Panfnutiy сказал:

Т.е собираем без кольца шпиндель, выбираем зазор, разбираем, меряем расстояние и делаем кольцо. Ставим кольцо на место и все обратно собираем?

Именно так описано в паспорте.

 

ЗЫ Не уверен, что так имеет смысл делать в хоббийной мастерской (а не на производстве с отдельным ремонтным цехом, для которого, возможно, и писался паспорт).

Изменено пользователем vlad7308

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
55 минут назад, vlad7308 сказал:

ЗЫ Не уверен, что так имеет смысл делать в хоббийной мастерской (а не на производстве с отдельным ремонтным цехом, для которого, возможно, и писался паспорт).

Как именно делать?

P.S.

Выше Пронька Грезной писал, что регулировочная гайка может поставить подшипник в перекос. Как я понимаю при любом раскладе. Как с этим быть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 25.05.2020 в 11:39, Panfnutiy сказал:

А что за специальные кольца? Можно подробней.

P_20200527_202823.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 часов назад, Panfnutiy сказал:

Как именно делать?

Как было процитировано. Сборка без кольца, замер, изготовление кольца нужного размера, разборка, сборка с кольцом.

20 часов назад, Panfnutiy сказал:

Выше Пронька Грезной писал, что регулировочная гайка может поставить подшипник в перекос.

Ему виднее. Хотя верится с трудом. 

20 часов назад, Panfnutiy сказал:

Как с этим быть?

Не знаю. Я при замене подшипника это кольцо вообще просто убрал (делать новое было негде). 2 года, полет нормальный, характеристики паспортные. Наверно, это неправильно. Но в моем конкретном случае все окей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
1 час назад, vlad7308 сказал:

Не знаю. Я при замене подшипника это кольцо вообще просто убрал (делать новое было негде). 2 года, полет нормальный, характеристики паспортные. Наверно, это неправильно. Но в моем конкретном случае все окей.

Рисковано. В какой то момент подшипник заклинить может да и жёсткости нормальной не будет. 

Изменено пользователем Panfnutiy

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 28.05.2020 в 20:36, Panfnutiy сказал:

Рисковано. В какой то момент подшипник заклинить может да и жёсткости нормальной не будет. 

Чепуха. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 часов назад, vlad7308 сказал:

Чепуха.

В чем?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Внутренняя обойма переднего подшипника после регулировки ОЧЕНЬ плотно натянута на конус шпинделя.

С усилием в центнеры, если не тонны.

На передний подшипник не действуют НИКАКИЕ аксиальные силы - внутренняя обойма с роликами свободно двигается во внешней.

Вопрос: почему она (внутренняя обойма) должна как то шевелиться, чтобы "заклинить может да и жёсткости нормальной не будет" ?

 

ЗЫ Внешняя обойма, например, просто вставлена в свое посадочное в ПБ.

Однако она у Вас не вызывает подозрения. А натянутая на конус внутренняя - почему-то вызывает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 02.06.2020 в 08:17, vlad7308 сказал:

Внутренняя обойма переднего подшипника после регулировки ОЧЕНЬ плотно натянута на конус шпинделя.

С усилием в центнеры, если не тонны.

На передний подшипник не действуют НИКАКИЕ аксиальные силы - внутренняя обойма с роликами свободно двигается во внешней.

Вопрос: почему она (внутренняя обойма) должна как то шевелиться, чтобы "заклинить может да и жёсткости нормальной не будет" ?

Подшипник находится в масле, которое легко заберется между шейкой шпинделя и внутренней обоймой и будет способствовать достаточно легкому смещению.

Есть теории а есть жизнь. Наверное инженеры не просто так поставили туда упорное кольцо и завещали нам его подгонять с большой точностью. 

Ваш станок и вы в праве делать с ним что угодно, хоть кувалдой на куски разбить. 

Я Ваш совет нахожу не разумным и даже вредным. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часов назад, Panfnutiy сказал:

Подшипник находится в масле, которое легко заберется между шейкой шпинделя и внутренней обоймой и будет способствовать достаточно легкому смещению.

Чепуха. Натянуто на конус, подперто гайкой. Некуда ему деваться. 

12 часов назад, Panfnutiy сказал:

Есть теории а есть жизнь

Вот именно :) у Вас теория (неверная даже при мысленном эксперименте), а у меня жизнь.

12 часов назад, Panfnutiy сказал:

Я Ваш совет нахожу не разумным и даже вредным. 

А я НЕ советовал так делать.

В 28.05.2020 в 19:16, vlad7308 сказал:

Наверно, это неправильно. Но в моем конкретном случае все окей.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.