Перейти к содержанию
Авторизация  
fetkz

Поводки при азоторировании и их причины

Рекомендуемые сообщения

Шестерни из стали 38х2мюа после азотации пришедшие на сборку были проверены на биение и на пятно контакта зубьев. Окрас всех зубьев имеет не равномерный окрас  постепенно снижается пятно контакта и потом набирает площадь окраса снова.

Вопрос: такая  поводка могла произойти в процессе азотации ( по причине подсоса воздуха, неверных режимов и т.д.) или все таки однозначно косяк зубофрезеровки?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, fetkz сказал:

или все таки однозначно косяк зубофрезеровки?

А почему зубофрезеровки, а не подготовки заготовки? Не сняли напряжения перед фрезеровкой и привет, потом повело.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
9 минут назад, Пронька Грезной сказал:

А почему зубофрезеровки, а не подготовки заготовки? Не сняли напряжения перед фрезеровкой и привет, потом повело.

Заготовка прошла улучшение перед зубофрезеровкой

Изменено пользователем fetkz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часов назад, fetkz сказал:

Заготовка прошла улучшение перед зубофрезеровкой

а отжиг сразу после отреза из болванки?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, bull сказал:
14 часов назад, fetkz сказал:

Заготовка прошла улучшение перед зубофрезеровкой

а отжиг сразу после отреза из болванки?

Сразу после токарной обработки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 часов назад, fetkz сказал:

Заготовка прошла улучшение перед зубофрезеровкой

 

после зубофрезеровки тоже нужен был дополнительный отпуск для снятия механических напряжений, вызванных зубофрезеровкой (не такой высокий, как при улучшении - достаточно 400С)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
3 часа назад, fetkz сказал:

Сразу после токарной обработки.

так отжиг или всё-таки улучшение? Отжиг снимает напряжения, а улучшение это просто закалка на низкую твердость

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 часов назад, Weilant сказал:

после зубофрезеровки тоже нужен был дополнительный отпуск для снятия механических напряжений, вызванных зубофрезеровкой (не такой высокий, как при улучшении - достаточно 400С)

Шестерня после зуборезеровки не шлифуется и не шевингуется.  Зачем делать отпуск? Чтоб посмотреть поводки до азотирования?

 

6 часов назад, bull сказал:

так отжиг или всё-таки улучшение? Отжиг снимает напряжения, а улучшение это просто закалка на низкую твердость

Что значит ПРОСТО закалка? Улучшение включает в себя закалку и отпуск  при  высокой температуре порядка 500 градусов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, fetkz сказал:

Шестерня после зуборезеровки не шлифуется и не шевингуется.  Зачем делать отпуск? Чтоб посмотреть поводки до азотирования?

Зубофрезеровали небось за один раз без промежуточной ТО?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 часов назад, Пронька Грезной сказал:

Зубофрезеровали небось за один раз без промежуточной ТО?

Шестерни не сильно большие 150-350мм в диаметре модуль 3-5. Есть прецеденты, что ведет после зубофрезеровки?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
В 15.05.2020 в 19:04, fetkz сказал:

Что значит ПРОСТО закалка? Улучшение включает в себя закалку и отпуск

отпуск не отжиг, напряжения он не снимает. Закалка уж тем более

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 14.05.2020 в 16:36, fetkz сказал:

Вопрос: такая  поводка могла произойти в процессе азотации ( по причине подсоса воздуха, неверных режимов и т.д.) или все таки однозначно косяк зубофрезеровки?

Даже если фрезеровать по очень жёстким режимам, то нагрев стали выше критической точки приведёт к перекристаллизации, а значит изменению структуры и снятию любых напряжений кроме фазовых из-за перекристаллизации. При закалке Вы нагреваете выше критической точки и напряжения исчезнут, но затем Вы будете охлаждать в масле и в стали появятся закалочные напряжения, которые приведут к деформации изделия. Высокий отпуск снимет закалочные напряжения, но не устранит деформации, поэтому требуется финишное шлифование в размер.

Азотирование, проходящие при температуре ~560°С, т.е. ниже критической точки, не вызывает фазовых превращений, а значит не будет и деформаций.

С другой стороны садку могли нагреть выше критической точки Ас1 :cray:: тогда размеры ушли и шлифованием это уже не исправить. Кроме того, ошибиться в установке температуры на 200° означает разупрочнение сердцевины до твёрдости менее 200HB. Это не просто косяк, - это саботаж :clapping:

Я думаю брак возник по причине ошибочной технологии механообработки (оставлен малый припуск, износ шлифовального круга) и на азотирование грешить не стоит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, bull сказал:

отпуск не отжиг, напряжения он не снимает.

Здрассьте... А если деталь уже термобработана? Открою страшную тайну: при чистовой мех обработке деталей, закаленных на высокую твердость, после каждолй стадии шлифовки делается отпуск для снятия напряжений - всего-то на 150С ! Если твердость не столь высокая или если это быстрорез - отпуск ведется на 350-450С, и этого хватает, чтобы снизить напряжения до вполне приемлемых значений!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
49 минут назад, Weilant сказал:

Здрассьте... А если деталь уже термобработана?

Да я там говорил про изначальную заготовку. Я так понял, автор утверждает, что для сырой стали делается улучшение (по сути закалка) и этим обеспечивается снятие напряжений.

После закалки, понятное дело, отжиг в принятом смысле нельзя проводить.

49 минут назад, Weilant сказал:

делается отпуск для снятия напряжений - всего-то на 150С.......................отпуск ведется на 350-450С, и этого хватает, чтобы снизить напряжения до вполне приемлемых значений!

после основного ТО - охотно верю. Тем более мехобработка уже происходит без большого снятия материала.

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, ilia-ilich сказал:

Я думаю брак возник по причине ошибочной технологии механообработки (оставлен малый припуск, износ шлифовального круга) и на азотирование грешить не стоит.

Ни какого шлифования.

1. На пиле отрезали круг 38х2мюа

2. Токарная обработка черновая.

3. Т,О, Улучшение 24-28HRC

4. Токарная обработка чистовая.

5. Зубофрезеровка (шестерня косозубая).

6. Азотирование.

7. Сборка и тут есть проверка на пятно контакта и зазор в зубчатой паре, раньше было тип топ, а тут раз никогда такого не было и вот опять.)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
18 часов назад, fetkz сказал:

Ни какого шлифования.

Напрасно. Снижаете сопротивление усталости. Хотя современные центры могут резать очень быстро (хорошая чистота поверхности), но дефектность поверхности после фрезы выше, чем после шлифования.

С другой стороны Вы говорите, что

В 14.05.2020 в 16:36, fetkz сказал:

Окрас всех зубьев имеет не равномерный окрас

по моему это признак малой жесткости в системе "оснастка-деталь-инструмент". Шлифование может это исправить.

Ранее по этой технологии всё было нормально? Если да, то что изменили? Сам метод контроля мог измениться (новая краска, например)?

Изменено пользователем ilia-ilich

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, ilia-ilich сказал:

Напрасно. Снижаете сопротивление усталости. Хотя современные центры могут резать очень быстро (хорошая чистота поверхности), но дефектность поверхности после фрезы выше, чем после шлифования.

целиком поддерживаю!:drinks: Все нормальные люди азотируют шлифованные детали - но иногда находятся особо скупые, которым приходится платить дважды! И в любом случае - отпуск для снятия напряжений после механички необходим!

И третье: только мегаскупые ради экономии режущего инструмента термоулучшают на 24-28HRC - и получают "эффект торта Птичье молоко", когда под нагрузкой основа проминается, и азотированный (а равно и цианированный, цементованный) слой растрескивается! Нормальные люди термоулучшают на 35-45HRC! Сейчас специально выпускают стали "под азотирование", которые после высокого отпуска дают 40-45HRC. 38Х2МЮА не настолько, но вполне достаточно устойчива к отпуску, и после грамотного термоулучшения (с отпуском 580-600С) 35-37HRC получить не проблема!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 18.05.2020 в 18:28, fetkz сказал:

Ни какого шлифования.

1. На пиле отрезали круг 38х2мюа

2. Токарная обработка черновая.

3. Т,О, Улучшение 24-28HRC

4. Токарная обработка чистовая.

5. Зубофрезеровка (шестерня косозубая).

6. Азотирование.

7. Сборка и тут есть проверка на пятно контакта и зазор в зубчатой паре, раньше было тип топ, а тут раз никогда такого не было и вот опять.)))

Нормальный техпроцесс. Я б в пункте 3 поднял твердость после улучшения до 30-32 ед.(но это не связано с вашими поводками - просто для шестеренок подложку надо потверже чем 24-28). Пункт 5а - стабилизирующий отпуск примерно на 600гр 4-6часов с остыванием с печью до 200гр.(при условии что отпуск после закалки при улучшении заготовки был 630 или выше градусов). Пункт 5б - зубошлифовка. Понимаю, что далеко не везде есть, но написал как правильно, что б поводок не было. Дело в том, что стабилизирующий отпуск предназначен для снятия напряжений, возникших в детали в процессе мехобработки. Но если эти напряжения значительно, то Вы получите поводки уже после стабилизации. Т.е мы фактически "провоцируем" деформации, которые могут возникнуть в процессе азотирования, но получаем их на получистовом этапе. Шлифовкой подобные деформации удаляются. И уже после азотирования поводки практически отсутствуют. Так же стоит обратить внимание на тот момент, что после стабилизации в обычной печи(коих на производствах абсолютное большинство) получается сильное окисление поверхности, которое совсем не способствует успешному азотированию. Поэтому эту операцию всегда ставят перед шлифовкой/полировкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.