Перейти к содержанию
Artyoom

Деформации при отжиге

Рекомендуемые сообщения

Появился тут один вопрос...
Насколько понимаю, при нагреве просто ускоряются происходящие в металле процессы, а не снимаются напряжения. Т.е. их снятие происходит их полным(или частичным) протеканием.
И например если бы деталь в течении года при комнатной температуре выгнуло бы допустим 2 миллиметра, то после отжига она за эти несколько часов также станет выгнута на эти 2 миллиметра и точно также, как и выгнулась бы без термообработки за год?

И вслед за этим возник ещё один вопрос/мысленный эксперимент...

Берём три полоски стали и начинаем варить двутавр.
Приварили одно основание. Если так оставить то деталь выгнулась бы в одну какую-то сторону.
Но далее мы привариваем точно также с другой стороны второе основание. И вроде как теперь деталь должна оставаться более-менее ровной - с одной стороны тянет в одну сторону, с другой в другую... Но напряжения там есть очевидно, просто сдерживаются равномерными/симметричными/противоположными силами.
А теперь кладём деталь на отжиг.
Напряжения вроде как должны уйти... Но это значит что деталь должна куда-то изогнуться. А она не изогнулась, т.к. её изгибает в процессе противонаправленными одинаковыми силами в противоположных направлениях.

Куда делись напряжения? после отжига 
Или остались? несмотря на проведённый отжиг

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
1 час назад, Artyoom сказал:

Насколько понимаю, при нагреве просто ускоряются происходящие в металле процессы, а не снимаются напряжения.

Напряжения уменьшаются именно в горячем состоянии (при отжиге или нормализации). Это происходит потому, что в горячем состоянии уменьшается предел текучести и металл начинает пластически деформироваться под действием остаточных напряжений, уменьшая их до предела текучести при соответствующей температуре отжига. Чем мягче становится металл при нагреве (ниже предел текучести), тем полнее релаксация остаточных напряжений. 

1 час назад, Artyoom сказал:

И например если бы деталь в течении года при комнатной температуре выгнуло бы допустим 2 миллиметра, то после отжига она за эти несколько часов также станет выгнута на эти 2 миллиметра и точно также, как и выгнулась бы без термообработки за год?

Релаксацию напряжений при отжиге нельзя приравнивать к релаксации напряжений под действием ползучести при нормальной температуре, так как последняя ограничена определенными рамками. Если отжигом возможно уменьшить напряжения практически до нуля, то в результате ползучести остаточные напряжения уменьшаются лишь до определенного предела, даже при неограниченном времени выдержки.

1 час назад, Artyoom сказал:

А теперь кладём деталь на отжиг.
Напряжения вроде как должны уйти... Но это значит что деталь должна куда-то изогнуться. А она не изогнулась, т.к. её изгибает в процессе противонаправленными одинаковыми силами в противоположных направлениях.

Изменение напряженного состояния тела очень часто невидимо. Если деталь находится под высокими, но уравновешенными остаточными напряжениями, то во время отжига никакого изгиба не будет, а напряжения уменьшаться.

Изменено пользователем Авас Петяев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 02.05.2020 в 20:05, Авас Петяев сказал:

Это происходит потому, что в горячем состоянии уменьшается предел текучести и металл начинает пластически деформироваться под действием остаточных напряжений

О, а я думал всегда что вакансии быстрее передвигаются к своему конечному положению при нагреве. а до пластических деформаций ещё далеко.

 

Для стали 3 600 градусов идеально будет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 02.05.2020 в 18:40, Artyoom сказал:

Куда делись напряжения? после отжига 
Или остались? несмотря на проведённый отжиг

Нет, не остались. Отжиг полностью устраняет все предшествующие напряжения, кроме тех, которые будут вызваны медленным охлаждением вместе с печью.

В 02.05.2020 в 18:40, Artyoom сказал:

Но далее мы привариваем точно также с другой стороны второе основание. И вроде как теперь деталь должна оставаться более-менее ровной - с одной стороны тянет в одну сторону, с другой в другую...

Согласно этой логике, сборная России по футболу обязательно будет чемпионом мира, т.к. она ещё ни разу этот кубок не завоёвывала.

В 02.05.2020 в 20:05, Авас Петяев сказал:

Напряжения уменьшаются именно в горячем состоянии

В холодном состоянии напряжения тоже уменьшаются. Такая операция называется вылёживанием. В чугунной отливке напряжения релаксируют при комнатной температуре с течением длительного времени. Так, например, станины прецизионных шлифовальных станков выдерживают до трёх лет, прежде чем, выполнять окончательную механообработку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 02.05.2020 в 18:40, Artyoom сказал:

Но далее мы привариваем точно также с другой стороны второе основание. И вроде как теперь деталь должна оставаться более-менее ровной - с одной стороны тянет в одну сторону, с другой в другую

Оно бы как-то примерно так было, если бы варили оба основания одновременно на одинаковых режимах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.