Перейти к содержанию
heavyhs

Опознать тиски ссср

Рекомендуемые сообщения

Стоят на верстаке на улице 50+ лет, на другой стороне написано типа "техникум мпс" или типа того. Вес 30+ кг. У кого есть такие подскажите кто их делал.

20200309_142144.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, heavyhs сказал:

на другой стороне написано типа "техникум мпс"

Написано на бирке или отлито на самих тисках?

Гугл выдает с десяток техникумов МПС. Из какого вы города?

Так то обычные слесарные тиски, были такие же, но со звездой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Саша Фишер сказал:

Написано на бирке или отлито на самих тисках?

Гугл выдает с десяток техникумов МПС. Из какого вы города?

Так то обычные слесарные тиски, были такие же, но со звездой.

Отлито крупно на обратной стороне. Я из Саранска, Куйбышевская ЖД.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 часов назад, heavyhs сказал:

на другой стороне написано типа "техникум мпс" или типа того.  У кого есть такие подскажите кто их делал.

 Нет возможности сфоткать другую сторону - зачем нужно играть в угадайку?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, Barnauletz сказал:

 Нет возможности сфоткать другую сторону - зачем нужно играть в угадайку?

да еслиб все так просто было.  все что различимо - ТЕХНИКУМ МПС. Если это типовое изделие - так и скажите, я просто особо не видел таких нигде. Хорошие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тиски как тиски... типичные слесарные среднего калибру.

У меня подобные называются "Тип II"

post-36863-049637500_1509689161.thumb.jpg.a9ee33e769b1fb222fd55da584d49524.jpg

Делали многие, большого смысла искать конкретного производителя (если не планируете музей тисков открывать) нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
17 часов назад, heavyhs сказал:

да еслиб все так просто было.  все что различимо - ТЕХНИКУМ МПС.

Дык, Вы искусственно усложняете - сделали бы хорошие фото другой стороны тисков и тогда было бы видно - что различимо, что не различимо. Фотографировать лучше при естественном освещении. Можно попробовать увлажнить, возможно, лучше будет читаться. Люди часто на всякие ухищрения идут, чтобы прочитать надписи - закрашенные шильдики аккуратно очищают разными способами, стёртые шильдики - снимают при боковом освещении  и т.д. и т.п., а у Вас на тисках ВЫПУКЛЫЕ буквы - и Вы даже фотографировать не хотите, :nea: руками и ногами упираетесь. У Вас там что на них - неприличное слово написано? :ohmy:

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
8 часов назад, Travelller сказал:

Тиски как тиски... типичные слесарные среднего калибру.

У меня подобные называются "Тип II"

post-36863-049637500_1509689161.thumb.jpg.a9ee33e769b1fb222fd55da584d49524.jpg

Делали многие, большого смысла искать конкретного производителя (если не планируете музей тисков открывать) нет.

С одной стороны - Вы правы, тиски и тиски, зажимай и работай. Но кому-то интересно и происхождение. :smile:

На Вашем фото, действительно, типичные слесарные тиски, наверное, ~~ первой половины 1970-х.  Тиски топикстартера постарше этих будут, наверное, ~~ периода со второй половины 1940-х и до ~~ года так 1957-го. Обратите внимание на форму губок - часто Вам такие попадались?

В прошлом году в опознайку выкладывали фото тисков с петровским вензелем с губками ещё более сложной формы. И я добавил фото таких, с вензелем и короной. Предполагаю, что тиски из той темы имеют отношение к Тульскому оружейному заводу. (1)

 

 

 

Но тиски топикстартера имеют другое происхождение - и если он наступит на горло собственной песне и всё же сделает хорошие фото клейма, возможно, мы узнаем их изготовителя.  :)

Изменено пользователем Barnauletz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, Barnauletz сказал:

Обратите внимание на форму губок - часто Вам такие попадались?

Губки как губки, не факт что родные... :classic_wink:

Хотя, скорее родные - нет штатной опоры под губки на тисках.

А на "Петровских" да, губки зачетные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
2 часа назад, Barnauletz сказал:

С одной стороны - Вы правы, тиски и тиски, зажимай и работай. Но кому-то интересно и происхождение. :smile:

На Вашем фото, действительно, типичные слесарные тиски, наверное, ~~ первой половины 1970-х.  Тиски топикстартера постарше этих будут, наверное, ~~ периода со второй половины 1940-х и до ~~ года так 1957-го. Обратите внимание на форму губок - часто Вам такие попадались?

В прошлом году в опознайку выкладывали фото тисков с петровским вензелем с губками ещё более сложной формы. И я добавил фото таких, с вензелем и короной. Предполагаю, что тиски из той темы имеют отношение к Тульскому оружейному заводу. (1)

 

 

 

Но тиски топикстартера имеют другое происхождение - и если он наступит на горло собственной песне и всё же сделает хорошие фото клейма, возможно, мы узнаем их изготовителя.  :)

вот делал фото  назад год возможно подучится еще лучше сделать. На тисках читается надпись "гост ****-74" но это не точно. Последние 50 лет стоят на этом месте, у меня отец рядом с ними вырос и не помнит когда они там появились. У деда уже не спросишь((((

20190316_181147.jpg

20190316_181140.jpg

Изменено пользователем heavyhs

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
36 минут назад, heavyhs сказал:

На тисках читается надпись "гост ****-74" но это не точно.

Ай-ай-ай, как Вы меня подвели .., :classic_biggrin: - я ж Ваши тиски в старые записал - полагая, что на них даже ГОСТ 4045-57 не указан и они до 1957 изготовлены. А Вы говорите, что на них даже не -57, а следующий - ГОСТ 4045-75.  ГОСТ на правой стороне тисков - той, что на фото в стартовом сообщении? Вроде не видно на фото никаких надписей...

Вы бы взяли шпатель и металлическую щётку (или металлическую губку для посуды) и счистили с боков облупливающуюся краску, и после этого сделали фото - тогда бы и стало всё лучше читаться.

1 час назад, heavyhs сказал:

вот делал фото  назад год возможно подучится еще лучше сделать.

:classic_smile: Да, эти фото сказать прямо - не очень. Только и можно с трудом разглядеть, что вроде что-то написано. С Ваших слов:

2125911428_302-6.thumb.jpg.ac61a18b3e82067d7605c99c51dc99a4.jpg

А что написано внизу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, Barnauletz сказал:

Ай-ай-ай, как Вы меня подвели .., :classic_biggrin: - я ж Ваши тиски в старые записал - полагая, что на них даже ГОСТ 4045-57 не указан и они до 1957 изготовлены. А Вы говорите, что на них даже не -57, а следующий - ГОСТ 4045-75.  ГОСТ на правой стороне тисков - той, что на фото в стартовом сообщении? Вроде не видно на фото никаких надписей...

Вы бы взяли шпатель и металлическую щётку (или металлическую губку для посуды) и счистили с боков облупливающуюся краску, и после этого сделали фото - тогда бы и стало всё лучше читаться.

:classic_smile: Да, эти фото сказать прямо - не очень. Только и можно с трудом разглядеть, что вроде что-то написано. С Ваших слов:

2125911428_302-6.thumb.jpg.ac61a18b3e82067d7605c99c51dc99a4.jpg

А что написано внизу?

вроде гост. давайте пока гадать не будем, правда лучше фото лучше сделаю. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 11.03.2020 в 20:59, heavyhs сказал:

вроде гост. давайте пока гадать не будем, правда лучше фото лучше сделаю. 

Сфоткал. Вобщем все более-менее понятно мне самому. По поводу губок вот еще тиски в гараже, у ссср тисков таких фигурных губок особо не видел.

20200315_133938.jpg

20200315_133927.jpg

20200315_133747.jpg

20200315_133739.jpg

20200315_133332.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
4 часа назад, heavyhs сказал:

Сфоткал. Вобщем все более-менее понятно мне самому.

Да, вот и изготовитель - Техникум МПС, г. Куйбышев. Ныне - Самарский колледж железнодорожного транспорта имени А. А. Буянова. (1)

Насколько я понял, никаких других надписей на тисках - ГОСТ и прочее - нет?

4 часа назад, heavyhs сказал:

По поводу губок вот еще тиски в гараже, у ссср тисков таких фигурных губок особо не видел.

О, интересно, а я даже и не обратил внимания на их губки в тот раз.

 

Изменено пользователем Barnauletz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Раньше при учебных заведениях были учебно-производственные мастерские. Литье конечно же на стороне делали, а учащиеся занимались механической обработкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
33 минуты назад, Barnauletz сказал:

Да, вот и изготовитель - Техникум МПС, г. Куйбышев. Ныне - Самарский колледж железнодорожного транспорта имени А. А. Буянова. (1)

Насколько я понял, никаких других надписей на тисках - ГОСТ и прочее - нет?

О, интересно, а я даже и не обратил внимания на их губки в тот раз.

 

Нет, больше никаких надписей я не увидел, как ни разглядывал. Спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Литейный цех вроде свой был.


 

Цитата

 

История колледжа

 Самарский колледж железнодорожного транспорта имени А. А. Буянова – структурное подразделение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» – старейшее учебное заведение города Самара, Самарской области и сети железных дорог России.  
В октябре 2019 года Самарскому колледжу железнодорожного транспорта исполнилось 140 лет.
История его основания и развития, как зеркало, отражает историю развития железнодорожной отрасли страны в целом и Куйбышевской железнодорожной магистрали в частности уже на протяжении 3-его столетия: 70-е годы XlX века, XX век, начало XXI века.
Конец XIX века ознаменовался в России бурным всплеском железнодорожного строительства, в том числе на Средней Волге и в Предуралье.
Первый участок Маршано-Сызранской (будущей Куйбышевской) дороги открыт 25 октября 1874 года. В этом же году Министерством Путей Сообщения России был утвержден проект строительства железной дороги от Сызрани до Оренбурга через Самару.
В апреле 1875 года началось строительство дороги акционерным обществом Оренбургской железной дороги. Уже 12 августа 1875 года в Самаре раздался первый свисток паровоза, с 1 января 1877 года, линия Самара-Оренбург была открыта для регулярного движения поездов.
Только что построенная дорога нуждалась в квалифицированных кадрах техников.
В 1875 году Оренбургский генерал-губернатор г. Крыжановский обратился в Департамент Общих Дел Министерства Путей Сообщения с ходатайством об открытии технического железнодорожного училища в Оренбурге. Однако Самара оказалась более удобной для открытия здесь железнодорожного училища, так как здесь находилось и Управление Оренбургской железной дороги, и крупные железнодорожные мастерские, где были сосредоточены инженеры и техники, которые могли быть использованы в качестве преподавателей.
Министерство путей сообщения разрешает открыть железнодорожное училище в Самаре.
31 июля 1878 года Министр Путей Сообщения утверждает Устав Самарского технического железнодорожного училища при Оренбургской железной дороге.
  Занятия в техническом железнодорожном училище начались 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1879 года, о чем свидетельствует докладная записка председателя Правления Оренбургской железной дороги от 28 сентября 1879 года за № 1248 в Департамент Общих Дел МПС: «Правление Общества имеет честь уведомить Департамент Общих Дел, что во исполнение желания Министра Путей Сообщения Самарское железнодорожное техническое училище открыто 23 сего Сентября…»

Этот день (6 октября 1879 года) считается днем рождения Самарского технического железнодорожного училища, а с приданием в 1922 году училищу статуса железнодорожного техникума эта дата считается и датой основания нашего техникума.
Председателем Учебного Совета училища стал управляющий Оренбургской железной дорогой надворный советник Алексей Михайлович Повалишин, начальником училища был назначен статский советник Виктор Александрович Комаров, руководивший училищем до 1898 года, попечителем училища был утвержден потомственный Почетный гражданин Самары купец П.С.Субботин.
В соответствии с Уставом в училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, история, география, физика, математика, механика, технология, железнодорожное дело, телеграфия, черчение, гимнастика, пение, рисование.
Серьезное внимание уделялось привитию учащимся трудовых навыков. В 1886 году училище перешло в непосредственное ведение Министерства Путей Сообщения.
До 1918 года техническое железнодорожное училище окончило 712 человек, из них 237 – получили аттестаты, так как для получения аттестата выпускники должны были после окончания прослужить не менее двух лет на железной дороге, получить хорошую аттестацию и сдать экзамен в пределах своей специальности Учебному Совету училища. Выпускникам, показавшим хорошие знания, училище выдавало аттестат со званием железнодорожного машиниста, дорожного мастера, телеграфного техника, остальные получали свидетельство об окончании училища. Для этого в училище имелись слесарные, столярные, модельные мастерские, а впоследствии были построены кузница и литейная.
Первый выпуск из технического училища состоялся в 1882 году в количестве 6 человек.
Среди окончивших училище в 1903 году был и Александр Арсеньевич Буянов (1884-1918 г.г.), видный общественный деятель Самарского края, чьим именем названа улица нашего города и чье имя было присвоено техникуму в 1979 году, в год 100 - летнего юбилея.

В 1919 году Самарское техническое железнодорожное училище переименовано в среднее техническое железнодорожное училище, с 1922 года училище получило статус техникума – «Самарский железнодорожный техникум». 
С 1923 года он переименован в «Самарский железнодорожный механический техникум» - позже в «Самарский техникум железнодорожного транспорта».
С 1979 года переименован в «Куйбышевский техникум железнодорожного транспорта имени А.А.Буянова»;
С 1991 г. – в «Самарский техникум железнодорожного транспорт имени А.А.Буянова».
Менялся статус: училище – профтехшкола ФЗУ – техникум. С 1929 года на базе техникума был создан учебный комбинат, который объединил в себе дневной и вечерний техникумы, филиал заочного Московского электромеханического института инженеров транспорта, на базе которого были открыты курсы повышения квалификации для руководящего состава железной дороги.
Начальником учебного комбината был назначен выпускник техникума 1924 года, закончивший Московский индустриально-педагогический институт, Филатов В.А., который возглавлял учебный комбинат с 1929 по 1935 г.г.
Менялись статус, названия, менялся и внешний облик здания.
В начале XX века потребность в младших техниках на Самаро-Златоустовской дороге возросла, и существовавшее здание стало мало. Для увеличения учебных площадей в 1907 году к старому зданию с двух сторон был сделан пристрой. В одном из них было предусмотрено помещение для домовой церкви. В 1935 году была произведена еще одна реконструкция здания техникума: оно было надстроено 4-ым этажом. Внешний вид здания остается без изменения по настоящее время.

  

Выпускники техникума 20-х – 30-х годов внесли огромный вклад в развитие народного хозяйства страны в годы первых пятилеток, стали крупными руководителями предприятий железнодорожного транспорта, сказали свое слово в науке: это профессор, доктор технических наук Конаков П.К., профессор Матюнин И.Е., кандидаты технических наук Крузе В.А., Вевиоровский И.В., Дембинский Г.В., Мордвинин Н.А., Кабенин Н.Г., ГруничевН.А.
Но были и мрачные страницы в истории техникума 30-х годов: репрессии коснулись и коллектива преподавателей техникума. В 1937 году по ложному обвинению расстреляны военрук Ревутский М.Н., преподаватель Петров Н.С..
В годы Великой Отечественной войны техникум продолжал готовить кадры для железнодорожного транспорта, сочетая обучение с работой в мастерских техникума по изготовлению заказа государства для нужд народного хозяйства, с работой на железной дороге вместо ушедших на фронт.
Навечно в историю техникума вписаны имена Егорова И.Е (1924-1945 г.г.), ставшего Героем Советского Союза, отдавшего свою юную жизнь за победу над фашистской Германией, Ямщикова А.В. (1924-1989 г.г.), тоже ставшего Героем Советского Союза.

  

Память о них увековечена на стендах Музея Славы техникума.
В 40-е – 50-е годы крупными руководителями стали выпускники техникума Филатов В.А., Коннов К.М., Афанасьев С.Д., Коновалов П.И., Привалов Н.П., Мозгачев В.Г., Клычков В.Г. и другие.
В 50-е – 60-е годы техникум получил дальнейшее развитие.
Открылись специальности «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железных дорог» (открыта в 1957 году), «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте» (открыта в 1958 году), «Эксплуатация железных дорог» (открыта в 1968 году). И к своему 100-летнему юбилею (1979 год) техникум осуществлял подготовку специалистов по специальностям:
1. «Электротяговое хозяйство железных дорог»;
2. «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железных дорог»;
3. «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте»;
4. «Эксплуатация железных дорог»;
5. «Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте» (специальность открыта в 1949 году).
Выпускники техникума этих лет Коновалов А.В., Погодин М.А., Давыдова Н.И., Голов В.С., Мелехин В.М. стали Героями Социалистического Труда;
Коновалов П.К., Семенов В.С. – стали докторами технических наук.
К этому времени в структуру техникума входили заочное отделение и два учебно-консультационных пункта: на станции Сызрань (1969-1999г.г.), заведующие УКП Соколова К.Ф., Сенюшкина Л.В. и станции Ульяновск (1965г.), заведующие УКП Матюнин С.Е., Зубарева Л.Л..
Большой вклад в подготовку специалистов для Куйбышевской железной дороги вносило и вносит заочное отделение техникума; его работой в разные годы руководили: Саклеев В.Г., Досов А.Е., Семенов В.М., Ломакина А.В.,Лексин Е.П., а сегодня- Зубкова Е.В.
Неоценимую помощь заочникам оказывали высококвали-фицированные методисты Гусева Н.А., Столярчук А.Г., Алтунина Е.В., Пастушенко Л.П., Матвеев К.А., сегодня –  Игнатюк Н.А., Косарева Т.Ю., Мочалов М.Ю.
В коллективе техникума с глубоким почтением вспоминают корифеев педагогической деятельности, внесших огромный вклад в дело подготовки кадров для железнодорожного транспорта и воспитания молодого поколения: Шиманова С.М., Ложкину А.И., Спевачевского Ю.В., Тихомирова Н.Н., Федосеева В.Д., Жохова Б.И., Лапидуса Д.А., Береснева М.Г., Витевскую М.Г., Афонина М.П., Столярчука Э.Б. , Лившица Л.А.
С середины 90-х годов в техникуме начался новый этап его дальнейшего развития. Началось расширение, модернизация и реконструкция техникума, чтобы готовить кадры для дороги на новой технической основе с широким использованием вычислительной и компьютерной техники.
Директор техникума с 1991 года – Зикеев Василий Андреевич.
В 1995 г. на Самарском отделении дороги сложился острый дефицит специалистов среднего звена в путевом и вагонном хозяйствах. Отделение вышло с предложением в дорогу и техникум об открытии 2-х новых специальностей: «Вагонное хозяйство» и «Путевое хозяйство».

  

К этому времени техникум готовил кадры по очной и заочной формам обучения по специальностям:
23.02.06 – «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава»
27.02.03– «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте»
08.02.10-«Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»
13.02.07 – «Электроснабжение»
23.02.01 – «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте»
38.02.01– «Экономика, бухгалтерский учет и контроль (на железнодорожном транспорте)» (заочная форма)

На начало 1995 года техникум располагал:
- главным учебным корпусом (Комсомольская площадь, 24),
- арендуемым учебным корпусом (Ленинградская, 78),
- зданием общежития на 350 мест.
При остром дефиците площадей (6 кв.м. на 1 человека) техникум откликнулся на это предложение, и в 1995 году эти специальности были открыты. Куйбышевская дорога приложила максимум усилий по расширению учебных площадей техникума, в результате чего техникум получил дополнительно более 1,5 тысяч кв.м. площадей. Площадь, приходящаяся на 1 чел., увеличилась с 6 кв.м. до 10 кв.м. на человека, а техникум получил дополнительно три учебных корпуса.
Сегодня техникум располагает хорошей учебно-материальной базой, необходимой для качественной подготовки специалистов железнодорожного транспорта. С 1995 года и по 2009 годы проведена реконструкция и капитальный ремонт техникума и общежития, а именно: открыты новые мастерские, учебные кабинеты и лаборатории, которые оснащены новой специальной учебной мебелью, компьютерами. Действуют 6 компьютерных лабораторий. Это позволило создать дополнительные площади, используемые в учебном процессе. Техникум располагает 5-ю учебными корпусами:
Учебный корпус (главный) –г.Самара, Комсомольская площадь, д. 24.
Учебный корпус  г. Самара, ул.Земеца 18а   
Учебный корпус  г.Самара, ул. Красноармейская, 108.
Учебный корпус г.Самара, ул.Братьев Коростелевых, 19.
Начался процесс приведения в соответствие с современными требованиями и нормами площадей, интерьера учебных и вспомогательных помещений, оснащения лабораторией и кабинетов современной учебной мебелью и современным технологическим оборудованием.
Значительный вклад в развитие техникума внесли Департамент кадров и учебных заведений МПС России и Куйбышевская железная дорога.
В 2007 году завершился капитальный ремонт студенческого общежития, которое по итогам городского смотра- конкурса «Дом, в котором мы живем» признано лучшим в городе Самара.

  

В 2008-2009 году осуществлен капитальный ремонт учебного корпуса №1.
В 2008, 2011 гг., 2017гг,  техникум успешно прошел процедуры лицензионной и аккредитационной экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускником требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.    
В год своего 130-летия Самарский техникум железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова стал филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения».  

В настоящее время  Самарский техникум железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова - структурное подразделение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» 

Сегодня создается новый тип учебного заведения - Университетский комплекс СамГУПС, крупнейший транспортный университет Поволжья.
Новый статус колледжа свидетельствует о продолжении традиций преемственности среднего и высшего транспортного профессионального образования и ставит перед коллективом техникума новые задачи, открывает новые перспективы качественной реализации основных и дополнительных образовательных услуг.

(1)

 


 

Цитата

 

САМАРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ В ВОЕННЫЕ ГОДЫ (Samara Railway Technical School in 1941-1945)

Mikhail Mochalov


УДК 908

 

САМАРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ В ВОЕННЫЕ ГОДЫ

В.А. Зикеев, Е.П. Лексин, М.Ю. Мочалов

Самарский государственный университет путей сообщения

Данная статья продолжает серию очерков, посвящённых истории Самарского железнодорожного техникума [3]. На сей раз, перед грядущим празднованием 70-летия Великой Победы, речь пойдёт о жизни нашего учебного заведения во время Отечественной войны 1941-1945 годов. Отметим, что в работе использованы источники (книги приказов начальника техникума), нигде прежде не публиковавшиеся.

В 1941 г. Куйбышевский техникум входил в систему НКПС. Он, собственно, так и назывался – «Куйбышевский техникум НКПС». Каким образом наше учебное учреждение встретило начало войны 22 июня 1941г., увы, доподлинно не известно, так как архивных документов за 1941 год не сохранилось. Но понятно, что начавшаяся война явственно ощущалась в повседневной жизни студентов и преподавателей. С 10 ноября 1941 г. в Куйбышевской области был объявлен режим светомаскировки, и улицы города утонули в темноте. Завыли сирены учебной воздушной тревоги. В техникум зачастили повестки военкоматов, ужесточились правила внутреннего распорядка [4: 29]. Согласно указу Президиума Верховного Совета, все железнодорожники считались военнообязанными, в том числе и студенты техникума. Впредь должностные уголовные проступки работников железной дороги судил военный трибунал.

Летом 1942 г. в техникуме числилось 254 студента (Пр. №144 от 15.08.1942), распределённых по трём отделениям: паровозники, движенцы и горячая обработка металлов. Значительный процент убывавших из учебного заведения приходился на ушедших в связи с призывом в РККА и в военные школы. На фронт уходили студенты, на фронт уходили родители. Как показывают документы, у большинства студентов техникума отцы были призваны в ряды РККА.

В Куйбышев, как один из центров эвакуации, вынуждены были переселиться многие эвакуированные специалисты из захваченных затем фашистами западных областей СССР. Их дети становились студентами нашего техникума. Кто-то из прибывших доучивался здесь, а кому-то довелось окончить обучение уже на освобождённой малой родине, о чём свидетельствует вот такой приказ: «Отчислить из числа учащихся за переводом в другие техникумы НКПС, ввиду возвращения родителей к месту прежнего жительства, учащихся гр. Т-I-16 Брегадзе В.И. в Днепропетровский т-м и Гурского М. П. – в Киевский электромеханический» (Пр.№42 от 26.02.1944). И подобные приказы, часто с формулировкой «отчислить из числа учащихся … в связи с реэвакуацией родителей» встречаются ещё не раз (например, Пр.№61 от 13.03.1944). Грошева Раиса Дмитриевна, выпускница 1944г. вспоминает, что во многом из-за возвращения эвакуированных к моменту выпуска в их группе из 42 человек осталось лишь 7 [4: 44].

Первокурсники осваивали такие дисциплины как история СССР, экономическая география, математика, русский язык, физика, химия, черчение, телеграфия, организация грузовых перевозок, общий курс железных дорог, техническая механика. Студенты старших курсов овладевали спецдисциплинами, в частности, «Организацией грузовых и пассажирских перевозок».

Для прохождения практики студенты-третьекурсники направлялись: в Уфимский паровозо-ремонтный завод, на станции Куйбышев, Кинель, Сызрань, Чапаевск, Абдулино, Ульяновск, Саратов, Кряж, Безымянка, Сургут. На Уфимском ПРЗ студенты техникума оказывали заводчанам существенную поддержку при ремонте паровозов, которых катастрофически не хватало тогда для продвижения нескончаемых грузопотоков военного времени.

Студентам 4 курса, прошедшим выпускные испытания, присваивалось звание техника железнодорожного транспорта (в частности, по специальности «Движение и грузовая работа»; «Горячая обработка металлов»). Теперь они «согласно распоряжениям Начальника Управления руководящих кадров НКПС», получив путёвку-удостоверение, направлялись на работу на следующие дороги: имени В.В. Куйбышева (т.е. Куйбышевскую), Кировскую, Сталинскую, Сталинградскую, Юго-Западную, Белорусскую, М.Донбасскую (Пр.№12 от 20.01.1944), Винницкую, а также на заводы: Люблинский, Челябинский, Ворошиловоградский, Ковровский (Пр.№45 от 01.03.1944). В конце 1944г. страна восстанавливалась. Студентов техникума направляли уже также и на Львовскую дорогу, на Белостокскую, Латвийскую. Выпускники попадали в Наркоматы боеприпасов, химической промышленности, тяжёлого машиностроения Наркомат цветных металлов и т.д.

Студенты техникума обеспечивались государственной стипендией, которая назначалась исходя из показателей успеваемости (т.е. перепадала отличникам и хорошистам). В 1942 г. стипендия для второго курса – 72 руб., для первого – 66 руб. Позже, в 1944 г., стипендиальные суммы в зависимости от группы варьировалась от 125 до 275 рублей (Пр.№251 от 05.11.1944). В частности, стипендия второкурсника в 1944г составляла. 150 руб. в месяц (Пр.№26 от 10.02.1944).

Война кроме всего прочего принесла с собой проблемы с питанием и постоянное чувство голода: «уставали зверски, но самое страшное было то, что всегда хотелось есть. Хотя в техникуме была столовая, и мы там по продовольственным карточкам обедали, насыщения, как такового, никогда не ощущали» [4: 44]. Раздумья о пропитании удавалось как-то гасить постоянной занятостью различными делами. Некоторые студенты по этой же причине начинали курить: «тянули махорку, которую стаканами по-дешёвке продавали какие-то тётки на базаре». Впрочем, в 1944г. рацион несколько улучшился. А особо отличившимся учащимся приказом начальника техникума даже выдавались «по 5 стахановских талонов на обед каждому» (Пр.№32-2 от 16.02.1944).

В силу военного времени, отдельным полем деятельности техникума была интенсивная работа производственных мастерских. На их базе изготавливалась пароводяная арматура для железнодорожного транспорта, а также выполнялись спецзаказы Обкома по производству запчастей для сельхозмашин. О выполнении последних обязательно и в деталях докладывалось в Обком ВКП(б) (Пр.№55от 08.03.1944). Начальнику производственных мастерских (Шувалову Н.А.) подчинялись мастера цехов (модельного, слесарного, литейного, кузнечного, формовочного, столярного), в ведении которых были рабочие. Часть из них назначались инструкторами производственного обучения: «Слесаря производственных мастерских назнач. Инструктором производственного обучения кузнечного дела (Пр.№2от 03.01.1944)». Студентам-практикантам доставались менее сложные заказы, остальное делали взрослые [4: 29].

В 1942 г. в рамках мобилизации рабочей силы техникум вынужден был перевести в распоряжение военных заводов (№24, №238) часть своих рабочих и служащих (Пр. №19 от 03.02.1942; №69 от 30.04.1942). Кроме того, с мая 1942 г. «в целях выполнения производственной программы, связанной с заказами на оборону» в производственных мастерских техникума устанавливались сверхурочные работы – дополнительные три часа в день (Пр. №88 от 19.05.1942). Теперь начинали работать в 6-00 по Москве, заканчивали в 18- 00 (перерыв с 11-00 до 12-00).

В условиях кадрового дефицита рабочему мастерских могли увеличить оклад, до 300 руб., в случае увеличения объёма выполнявшейся им работы (Пр. №47-2 от 15.03.1942). Но если он вдруг нарушал дисциплину, его ожидали неприятности со стороны администрации техникума: «Объявить выговор за опоздание на 10 мин. токарю Шашечникову В.» (Пр. №66- 2 от 27.04.1942); «За невыход на работу 25/ II и в последующие дни инструктора модельного дела Мухина Е.В. дело передать в Военный трибунал» (Пр.№46от 01.03.1944); «Ввиду того, что формовщик Панков В.В. два дня не являлся на работу по неуважительной причине, передать дело в Военный трибунал» (Пр.№190 от 07.08.1944). Студенты и преподаватели отделения «Организация движения и грузовые работы». 22 января 1942г.

Часто студентов техникума направляли на село (в Пестравку и т.д.) помогать убирать урожай, на прополку. За Волгой заготавливали дрова.

Дисциплине, как мы уже убедились, уделялось особенное внимание. В техникуме имелся Устав о дисциплине, ныне не сохранившийся. Но обратимся к книге приказов. Судя по ней, за самовольную поездку домой и непосещение уроков, за попытки прикрыть свои прогулы фиктивными справками, за однократный срыв караульной службы, за картёжную игру выносился строгий выговор. За опоздание на уроки - выговор. За серьёзные дисциплинарные проступки студенты подвергались аресту на несколько суток (гауптвахта), наконец, исключались из техникума (Пр.№68 от 20.03.1944). С учащимися, нарушавшими дисциплину, особо не церемонились, тем более в первой половине войны. Доказательство тому следующие две записи, довольно типичные. 1. «Ученику индивидуального обучения т. Терехину А. поставлено на вид опоздание на 10 мин. 15/V – 42г.» (Пр. №86 от 18.05.1942). 2. «Учащегося гр. I д –ПХ Шипцова Е. исключить из техникума с 19/ V-42 г. за недисциплинированность и грубость, проявленную по отношению к преподавателю» (Пр. №87 от 19.05.1942).

Активно велась военно-допризывная подготовка. Студенты являлись в наряд для несения караульной службы - охраняли учебный склад оружия и боеприпасов, находившийся в здании техникума [4: 31]. За неявку в наряд следовал строгий выговор (Пр.№4-3 от 04.01.1944). Как вспоминает Г. Спевачевский, «По особому плану в техникуме проходили полевые занятия и учебные стрельбы. Из малокалиберных винтовок девушки стреляли в тире, который был на четвёртом этаже левого крыла, а будущие воины уходили за город на специально организованное стрельбище. Там раздавались винтовочные выстрелы и бухало противотанковое ружьё системы Дегтярева, пробивая толстые куски металлолома» [4: 31].

На основании ст.9 Положения СНК СССР от 24 октября 1942г. «О военной подготовке учащихся» приказом начальника техникума в каждой учебной группе (взводе) ежедневно до начала занятий проводилась на открытом воздухе в течение 10-15 минут физзарядка. О ходе зарядки командир взвода совместно со старостой группы ежедневно докладывал военруку – в 10-50 и в 14-40 (Пр.№38-1 от 22.02.1944). Зарядку проводили на площади перед зданием техникума. Далее, «в целях воспитания у учащихся волевых качеств и навыков к походной жизни, а также физического закаливания их» в первой половине марта проводился комбинированный лыжно-пеший переход на 25-30 километров. В апреле в поле проводились тактические занятия. Студент, самовольно ушедший с занятий и бросивший на поле учебную винтовку, подвергался аресту. В конце мая - июне проводился ночной поход; в июле – лагерные сборы. Проводились различные внутритехникумовские соревнования между группами-взводами. В октябре 1944г. из числа учащихся техникума был сформирован отдельный учебный батальон трёхротного состава и одной хозяйственной команды.

К сожалению, рамки статьи не позволяют описать все перипетии военной жизни техникума. В качестве заключения остаётся сказать, что военное лихолетье, принеся многие испытания для преподавательского состава и ребят, в итоге закалило техникум, как закалило оно и всю огромную страну под названием Советский Союз.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общий отдел. Дело №7. Личные распоряжения и задания Начальника техникума. Начато 1/I-1942г. - окончено 31/XII-1942г.

2. Общий отдел. Дело №7. Личные распоряжения Начальника техникума. Начато 1 января 1944 – окончено 31 декабря 1944.

3. Зикеев В.А., Мочалов М.Ю. Подготовка специалистов-железнодорожников в Самарском техническом железнодорожном училище на рубеже 19-20 вв.// III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование, наука, транспорт в XXI веке: опыт, перспективы, инновации». - Самара-Оренбург: СамГУПС, ОрИПС-филиал СамГУПС, 2012. – С.278-280. Зикеев В.А., Мочалов М.Ю. Самарский железнодорожный техникум в 1920-е годы // «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТУ» - Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвящённой 40-летию Самарского государственного университета путей сообщения, 5-7 ноября 2013г. – Самара, 2013. С. 408-409.

4. «И вот 130 нам!» Сборник очерков и воспоминаний/ Под ред. А.В. Ковтунова. – Самара, Самарский техникум железнодорожного транспорта, 2009. – 83с.

(1)

 

 

Изменено пользователем Barnauletz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.