Перейти к содержанию
Авторизация  
Natallia

Влияние молибдена на термическую обработку

Рекомендуемые сообщения

Может кто слышал,про такое, что ограничивают содержание Мо (не более 0,06%) и Al(0,02-0,04%)  в стали 20Х2Н4А. Люди ссылаются на то что при наличии большего содержание детали "дует" при последующей термической обработке.

Очень интересно знать ваше мнение)т.к. не согласна насчет плохого влияния  молибдена, тем более в таком количестве!

И как же стали в которых легирующий элемент Мо существует в десятках, с ними то все в порядке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

что считать плохим влиянием? Вопрос в назначении детали: иногда нужна повышенная вязкость и пластичность сердцевины - а молибден препятствует выделению феррита в сердцевине, так что с ним прочность возрастет, но пластичность снизится! А если калить на ДФМС - тут от молибдена будут одни проблемы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

разве ограничения  Мо (не более 0,06%) и  согласно госта не более 0.11%  для 20Х2Н4А  сыграет какую то роль?

от другого специалиста прозвучало, если молибдена более 0,06%, то деталь дует после ТО

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
3 часа назад, snezhok-86 сказал:

И как же стали в которых легирующий элемент Мо существует в десятках, с ними то все в порядке.


Вы привели пример только одной определенной цементуемой стали - однако существуют стали типа 18CrNiMo6-7, где молибдена до 0,3% - там он для увеличения прокаливаемости и прочности, так как такие стали применяют для больших сечений. Можно сказать, что возможно существует опасность несмотря но то, что молибден карбидообразующий элемент, но при превышении опред. концентрации может стабилизировать ост. аустенит, а в сталях имеющих склонность к большому количеству ост. аустенита это не есть гут. Также концентрация молибдена как карбидообр. элемента влияет на диффузию и насыщаемость поверхностного слоя углеродом (уменьшает активность углерода)
Ну и в улучшаемые стали его добавляют чтобы убрать опасность отпускной хрупкости и частично при индукционной закалке карбиды молибдена могут препятствовать росту зерна.

А и еще алюминий - там он для стабилизация и препятствия росту зерна при высокой темп. цементации, но тут в связки с азотом, титаном и другими нитридообразующими элементами надо смотреть - в зависимости от их сродства к азоту

Изменено пользователем Мажорик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, Мажорик сказал:

существуют стали типа 18CrNiMo6-7, где молибдена до 0,3%

просто конкретно про данную марку и идет речь. соглашусь с тем, что в других марках молибдена гораздо больше и поводок выходящих за рамки припуска не наблюдается. Нужно ли ограничивать молибден до таких цифр,есть ли смысл, по госту он не нормируется, мелким шрифтом пишется не более 0,11%. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, snezhok-86 сказал:

Нужно ли ограничивать молибден до таких цифр,есть ли смысл, по госту он не нормируется, мелким шрифтом пишется не более 0,11%

Молибден довольно дорогой элемент, поэтому если не надо то его стараются не применять. Остальные причины я описал уже

4 часа назад, snezhok-86 сказал:

Люди ссылаются на то что при наличии большего содержание детали "дует" при последующей термической обработке.

что такое "дует" - непонятно, таких терминов не слышал

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

на примере колеса зубчатого, имеется ввиду поводки, увеличиваются диаметры

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, snezhok-86 сказал:

на примере колеса зубчатого, имеется ввиду поводки, увеличиваются диаметры

Смотря какие диаметры -  может только внутреннего отверстия,а может диаметры впадин или вершин или все вместе?

 

поводки вообще тема отдельная и зависят от всех этапов производства детали - начиная особенностями процесса выплавки и штамповки заканчивая непосредственно цементацией. Причем некоторые факторы влияют только на изменение формы, другие на изменение размеров или там и там в определенной степени. Если же только в контексте легирования молибденом смотреть, то за счет увеличения прокаливаемости увеличивается зона структурных превращений по обьему детали - т.е. ведет или как вы говорите "дует" сильнее (изменение размеров).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

я больше склонна к тому что предварительно неправильно подготовленный металл, для последующей ТО может вызвать поводки деталей.

согласно гост допускается содержание молибдена до 0,11 и ограничивать его до 0,06% не вижу смысла, он даже и не нормируется....сталь изготовлена без от отклонений от гост.

Если бы Мо так сильно влиял на поводки, то детали из сталей в которых молибден как основной элемент , например даже 18CrNiMo6-7 , также вызывало коробление.

Хочется услышать мнение других специалистов,поэтому спасибо за ответы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
2 часа назад, snezhok-86 сказал:

я больше склонна к тому

 

2 часа назад, snezhok-86 сказал:

Если бы Мо так сильно влиял на поводки

Вы не поняли совсем - что я вам пытался обьяснить (зациклились на молибдене), пусть другие попробуют...

Изменено пользователем Мажорик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29.11.2019 в 10:26, snezhok-86 сказал:

Может кто слышал,про такое, что ограничивают содержание Мо (не более 0,06%) и Al(0,02-0,04%)

Ограничение содержания этих элементов в цементуемых сталях связано с тем, что молибден усиливает образование окалины, а алюминий совместно с железом и кислородом даёт при окислении шпинель FeAl2O4. Тонкий слой этой шпинели препятствует диффузии углерода, что снижает эффективный слой при цементации.

Исключение составляют стали, к которым предъявляется требования теплостойкости слоя ( например, стали ВКС). В этих сталях Мо образует специальный карбид и после термообработки цементованный слой способен сохранять твёрдость при нагреве.

Другой вариант - 20ХНМ, которая может подвергается высокому отпуску и Мо нужен для устранения отпускной хрупкости.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
‎30‎.‎11‎.‎2019 в 11:12, ilia-ilich сказал:

а алюминий совместно с железом и кислородом даёт при окислении шпинель FeAl2O4. Тонкий слой этой шпинели препятствует диффузии углерода, что снижает эффективный слой при цементации.

В теории возможно, но на практике никогда не видел и не слышал.


Да есть, само собой, зернограничное окисление на микрометры (до 20-25 мкм при 0,6-1,00 мм слоя) лег. элементов как кремний, марганец, хром при цементации вследствие сродства к кислороду в защитной атмосфере, но чтобы при этом шпинель образовывалась не видел ни разу.

Хотя неважно - ТС уже видимо слился.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
30.11.2019 в 13:12, ilia-ilich сказал:

а алюминий совместно с железом и кислородом даёт при окислении шпинель FeAl2O4.

Алюминий в среде СО окисляется, но железо - однозначно нет. Другое дело, что почти во все в современные стали для связывания серы добавляют марганец, который тоже может окисляться в среде СО - так что в присутствии алюминия может образовываться марганцевая шпинель MnAl2O4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 минут назад, Weilant сказал:

что в присутствии алюминия может образовываться марганцевая шпинель MnAl2O4

тоже интересный пункт - сколько свободного алюминия будет в наличии в данной стали? Обычно стараются учесть соотношение с азотом, чтобы все связать в нитриды для сдерживания роста зерна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Мажорик сказал:

Обычно стараются учесть соотношение с азотом, чтобы все связать в нитриды для сдерживания роста зерна.

Алюминий вводят как мощный раскислитель, но с запасом в расчете на связывание азота в нитриды. Однако запас должен быть, да и нитриды алюминия могут окисляться (до оксида алюминия и свободного азота)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Weilant сказал:

Алюминий вводят как мощный раскислитель

А ещё как модификатор, позволяющий получить мелкое зерно, что для цементуемых очень важно, т.к. выдержки при 950° приличные. Ограничивая алюминий обрекаем себя на крупное зерно.

5 часов назад, Мажорик сказал:

В теории возможно, но на практике никогда не видел

Слой очень тонкий, т.к. алюминия мало. Но даже тонкого слоя (менее 0,1 мкм) устойчивого химического соединения будет достаточно чтобы значительно затруднить диффузию углерода.

5 часов назад, Weilant сказал:

Алюминий в среде СО окисляется, но железо - однозначно нет.

Герцинит (шпинель) образуется на ранней стадии цементации, пока ещё кислород присутствует. Если кислорода в избытке, а алюминия мало, то поверх шпинели нарастает FeO, а потом и Fe2O3. Оксиды железа и шпинель FeOAl2O4 имеют разную энтальпию. Шпинель видимо не восстанавливается в среде CO.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
29.11.2019 в 17:07, Мажорик сказал:

Вы не поняли совсем - что я вам пытался обьяснить (зациклились на молибдене), пусть другие попробуют...

просто мне другой специалист пытается доказать, что ограничив в данной марке содержание Мо детали не будут подвергаться короблению при ТО)

поэтому и зациклилась)))пытаясь услышать мнение других)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 часов назад, ilia-ilich сказал:

А ещё как модификатор, позволяющий получить мелкое зерно

именно это я и имел в виду, когда писал

22 часа назад, Weilant сказал:

с запасом в расчете на связывание азота в нитриды

 

2 часа назад, snezhok-86 сказал:

мне другой специалист пытается доказать, что ограничив в данной марке содержание Мо детали не будут подвергаться короблению при ТО)

Полностью избежать коробления при ТО невозможно в принципе. Ограничив молибден, можно их НЕЗНАЧИТЕЛЬНО уменьшить, но для существенного снижения нужно применять хитрые режимы ТО: предварительная ТО, промежуточный отпуск для устранения наследственности, закалка на ДФМС, ступенчатая закалка и т.п. Для разработки оптимального тех. процесса нужен ОЧЕНЬ грамотный металловед, а их в наше время практически не производят!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
‎03‎.‎12‎.‎2019 в 08:02, snezhok-86 сказал:

просто мне другой специалист пытается доказать, что ограничив в данной марке содержание Мо детали не будут подвергаться короблению при ТО)

Этот специалист что-то где-то видимо слышал и пытается вам доказать. Он только очень отчасти прав и почему уже вам сверху написали.

Коробления при термообработке, да еще при цементации, не избежать от слова совсем. Вы можете только их к какому-то минимальному значению именно для конкретной детали, материала и особенностей процесса ТО привести. Но они будут все равно, всегда...
Как их минимизироватъ - отдельный вопрос, надо смотреть в деталях весь процесс изготовления, начиная от выплавки и кончая окончательной ТО (Weilant отчасти описал)

Изменено пользователем Мажорик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.