Перейти к содержанию
Авторизация  
IvanIvanov76

Распад остаточного аустенита в ШХ-15 при -18 или -38?

Рекомендуемые сообщения

Возможен ли? И если да, то какой временной коэффициент выбирать относительно рекомендованных в литературе -70?

Конкретно по ШХ15 температуру завершения распада аустенита не нашел. Буду весьма благодарен за совет подходящего справочника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Применяем для цементированных сталей (типа 18ХГТР) - охлаждение при -70 град. (точнее -78, в сухом льде) в течение 1-1,5 часа, ниже смысла нет - так как у нас цель обычно макс. 20%-30% ост. аустенита разбить (допускается до 30% макс.) - т.е. если после цементации 50-60% в слое наблюдатся, то после 1,5 ч. (длительность всего процесса-!) точно уходим на 20-30% к требуемым значениям.

Ниже смысла нет уходить, обычно остатки аустенита, который не превратился при данной температуре, очень стабильны - если только в азоте охлаждать, но там другие проблемы с хрупкостью мартенсита.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, Мажорик сказал:

Применяем для цементированных сталей (типа 18ХГТР)

Интересует именно ШХ15. Деталь  тонкостенная(0.5) втулка D20 L30, которая будет работать как обойма подшипника качения. В книгах сказано, что подшипники и прочее из ШХ15 для стабилизизации размеров обязательно обрабатывать холодом, причем -70 и ниже. По сухому льду и промышленным двухконтурным холодильникам все понятно. Но это для крупной промышленности.

А меня, как любителя-самодельщика. Интересует, будет ли смысл если такую готовую каленую в масле с 880 и отпущенную по всем правилам на 150-160 втулку закинуть на сутки-двое на -18? Температура ниже, но выдержка дольше..распадется ли аустенит, будет ли хоть какой-то толк? Детали единичные, так что возиться можно как угодно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для уменьшения количества остаточного аустенита закаленную деталь сразу после закалки подвергают обработке холодом. Процесс распада ОА мгновенный, со щелчком. Результат зависит только от температуры. Временная выдержка чтобы проморозить массу. После делают отпуск. Не наоборот. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 часов назад, IvanIvanov76 сказал:

А меня, как любителя-самодельщика. Интересует, будет ли смысл если такую готовую каленую в масле с 880 и отпущенную по всем правилам на 150-160 втулку закинуть на сутки-двое на -18? Температура ниже, но выдержка дольше..распадется ли аустенит, будет ли хоть какой-то толк? Детали единичные, так что возиться можно как угодно.


В таком долгом процессе смысла нет - при обработке холодом два варианта - т.к. отпуск стабилизирует ост. аустенит, а вы уверены что его у вас много - то сразу после закалке суйте на -18 град. - пару часов хватит, так как распад аустенита как было отмечено идет довольно быстро и нуждается в переохлаждении постоянно, т.е. у вас на данной температуре распадется какое-то кол-во аустенита, но оставшаяся часть хоть неделю будете держать так и будет стабильна. После этого даете деталям прогрется до комн. температуры и сажаете на низкотемп. отпуск.

 

11 часов назад, Chumaric сказал:

Процесс распада ОА мгновенный, со щелчком. Результат зависит только от температуры.

Щелчков никогда не слыхал - это на какой стали так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
12 часов назад, Chumaric сказал:

Для уменьшения количества остаточного аустенита закаленную деталь сразу после закалки подвергают обработке холодом. Процесс распада ОА мгновенный, со щелчком. Результат зависит только от температуры. Временная выдержка чтобы проморозить массу. После делают отпуск. Не наоборот. 

Значит, если сразу после закалки, не снимая втулку с оправки дунуть на нее углекислотой с баллона, получив в районе -50\-60, то этой кратковременной выдержки хватит? Потом только углекислоту нейтрализовать и на отпуск?

В принципе, логично. Обойма должна иметь скрытоигольчатый мартенсит по всему объему. Быстрое охлаждение разрушит остаточный до мартенсита, последующий низкотемпературный снимет часть напряжений.

Спасибо.

Изменено пользователем IvanIvanov76

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1)Температура Мн, и , следовательно, количество Аост. зависит от температуры закалки.

2) Для обоймы подшипника качения (непонятно зачем её вообще упрочнять), если уж захотелось,  Тзак. может быть минимальна.

3) Тогда Аост в структуре будет 10% максимум. Если учесть, что при 450° отпуска он весь распадётся, то зачем СО2 расходовать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, ilia-ilich сказал:

1)Температура Мн, и , следовательно, количество Аост. зависит от температуры закалки.

2) Для обоймы подшипника качения (непонятно зачем её вообще упрочнять), если уж захотелось,  Тзак. может быть минимальна.

3) Тогда Аост в структуре будет 10% максимум. Если учесть, что при 450° отпуска он весь распадётся, то зачем СО2 расходовать?

А какая у ШХ15 температура точки нижнего мартенситного превращения?

По обойме бегут тела качения. Она должна быть по твердости максимум на 2-4 единицы ниже. Так пишет SKF. Поэтому упрочнение обязательно. 

Т аустенизации выбрал по Спектору. 10% ОА это очень много. Если его там оставить и обработать втулку в финишный размер, то под давлением роликов аустенит превратится в мартенсит, возникнут локальные увеличения объема-вспучивания, потом питтинг и все развалится. Примерно так оно и происходит после цементации.

450 это опечатка? ШХ15 ведь не жаропрочная. Везде рекомендуют 150-160. Перед финишной обработкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 минут назад, IvanIvanov76 сказал:

А какая у ШХ15 температура точки нижнего мартенситного превращения?

При закалке с 840° это -50°. Однако, всё зависит от скорости закалочного охлаждения. Подробности здесь стр.312

13 минут назад, IvanIvanov76 сказал:

По обойме бегут тела качения.

Да, конечно, Вы правы. Это я перепутал обойму с сепаратором. Тогда, конечно нужна обработка холодом. Переноса в морозилку в принципе  достаточно (углекислота ещё лучше), но закалочное охлаждение выполнять перед этим нужно в горячем масле 60-80° за 10мин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 минут назад, ilia-ilich сказал:

Это я перепутал обойму с сепаратором. 

Порядочные производители типа IKO, INA и сепаратор цианируют или азотируют насквозь, и делают из соответствующей стали. Если сепаратор дешевая штампованная железка без ХТО, то срок службы такого подшипника в сотни раз меньше.

 

15 минут назад, ilia-ilich сказал:

Переноса в морозилку в принципе  достаточно (углекислота ещё лучше), но закалочное охлаждение выполнять перед этим нужно в горячем масле 60-80° за 10мин.

Чтобы не лопнула? Но я планировал калить на оправке из ст.3, посадка скользящая. Этого недостаточно будет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
19 минут назад, ilia-ilich сказал:

Однако, всё зависит от скорости закалочного охлаждения

Вы уверены? Смещение значительное мартенситной точки должно при довольно высокой степени переохлаждения иметь место, в пром. условиях - закалка в масло она стабильна, с учетом если аустенитизация соотв. проведена была.

1 час назад, IvanIvanov76 сказал:

Значит, если сразу после закалки, не снимая втулку с оправки дунуть на нее углекислотой с баллона, получив в районе -50\-60, то этой кратковременной выдержки хватит? Потом только углекислоту нейтрализовать и на отпуск?

Я бы не стал так делать - охлаждение на поверхности и внутри где втулка контактирует с оправкой различны, следиовательно, неравномерный распад аустенита. Также вы не можете дать гарантию, что действительно накроете равномерно всю деталь. Для уверенности после закалке деталь снять с оправки и заложить отдельно. После этого уже отпуск нормальный

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
13 минут назад, Мажорик сказал:

Также вы не можете дать гарантию, что действительно накроете равномерно всю деталь.

Делается маленький (по размерам детали) ящичек из пенопласта , туда кладется деталь, через штуцер внутрь подается углекислота под давлением, через второй стравливается. Я поэтому и написал (-50\60). На самом деле температура около штуцера будет ближе к -78, точке испарения углекислоты. То есть литр углекислоты с гарантией охладит все внутри этого контейнера до -50 как минимум. Соответствующие опыты с контролем по термопаре уже ставил. На оправке чтобы резкий перепад температуры не расколол. Стенки по 0.5.

Остается вопрос, действительно ли распад аустенита мгновенный. Если да, то охлаждение до -50 в любой точке детали гарантирует, что все распалось и превратилось в мартенсит.

Методы контроля ОА только магнитометрические? Посмотреть протравленный шлиф с торца втулки под микроскопом не вариант?

Изменено пользователем IvanIvanov76

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, IvanIvanov76 сказал:

Делается маленький (по размерам детали) ящичек из пенопласта , туда кладется деталь, через штуцер внутрь подается углекислота под давлением, через второй стравливается. Я поэтому и написал (-50\60). На самом деле температура около штуцера будет ближе к -78, точке испарения углекислоты. То есть литр углекислоты с гарантией охладит все внутри этого контейнера до -50 как минимум. Соответствующие опыты с контролем по термопаре уже ставил. На оправке чтобы резкий перепад температуры не расколол. Стенки по 0.5.

Остается вопрос, действительно ли распад аустенита мгновенный. Если да, то охлаждение до -50 в любой точке детали гарантирует, что все распалось и превратилось в мартенсит. 

Методы контроля ОА только магнитометрические? Посмотреть протравленный шлиф с торца втулки под микроскопом не вариант?

a)Тут у вас в принципе, получается как бы вторая закалка с таким охлаждением, что вы написали - струя прямо на деталь будет идти? Возможны трещины тогда - надо смотреть по факту.
b)Да, остат. аустенит очень быстро при охлаждении распадается - необходимо условие, что необх. переохлаждение по всему обьему достигнуто.

c) С торца не вариaнт смотреть - небходим микрошлиф или торец минимум на глубину закалки шлифануть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кусок сухого льда в ацетоне не проще будет заквасить, и получить желанные -70? В стальной кастрюльке, утепленной снаружи пенопластом, такой "компот" живёт весьма долго.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, Мажорик сказал:

a)Тут у вас в принципе, получается как бы вторая закалка с таким охлаждением, что вы написали - струя прямо на деталь будет идти? Возможны трещины тогда - надо смотреть по факту.

По сути да, прямо на деталь. Но уже охлажденную в закалочной среде до комнатной температуры. Полагаете, от перепада температур +20-78 потрескается? Вообще конечно резонно, подшипники ударов не любят.

3 минуты назад, Zoraccer сказал:

В стальной кастрюльке, утепленной снаружи пенопластом, такой "компот" живёт весьма долго.

В моей практике сухой лед дольше суток сохранить не удавалось. А вот в баллоне огнетушителя CO2 живет очень долго. Суть в том, чтобы как-то разумнее организовать процесс обработки единичных деталей, надобность в которых не каждодневная.Это для ремонта изношенных валов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
9 часов назад, IvanIvanov76 сказал:

Значит, если сразу после закалки, не снимая втулку с оправки дунуть на нее углекислотой с баллона, получив в районе -50\-60, то этой кратковременной выдержки хватит? Потом только углекислоту нейтрализовать и на отпуск?

Это делают иначе: жидкую углекислоту тонкой струйкой выпускают в холщовый мешок, она распадается на газ (ок. 25%) и сухой лед (ок. 75%). Сухой лед замешивают в спирт или ацетон, пока не перестанет "кипеть", как уже писал Zoraccer, а потом помещают туда деталь - вуаля, -78С. Можно просто в короб с сухим льдом, но так остывает намного медленнее

Изменено пользователем Weilant
дополнение ответа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.