Перейти к публикации

Изменен п. 12 раздела "Другие ограничения", просьба ознакомиться. Расшифровка и пояснения - тут

Kosyan 80

Проблема с профилем зуба на 5К32А

Рекомендованные сообщения

Доброго времени суток,коллеги. Не могу назвать себя новичком в зуборезке,стаж большой ,да и повидал не мало,но на днях столкнулся с проблемой,которую сам разрешить не могу. При нарезке косозубого колеса не получается эвольвента 20*( знака градус не найду на компе,пусть будет *). Причем идет не огранка,а почти параллельные боковые стороны,или что-то приближенное к "альфа" 10-12*. Фреза обычная,ГОСТовская, m8 ,не однократно бывшая в работе, число зубьев 40( ошибка в настройке ГД исключена),дифференциал по стандартной формуле 7,95775....Суппорт тоже выставлен с вычетом угла фрезы,правый наклон. Результат описан выше. Причем сталкиваюсь уже во второй раз,лет 10 назад нарезал схожее колесо m9,эвольвенты с нужным углом не вышло. Обычно при нарезке косозубых колес,да и прямозубых, таких проблем не возникает. Есть мысли на эту тему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ни разу в жизни не зуборезчик, но предположу, что не работает осевое перемещение фрезы после каждого цикла резки. Поэтому и эвольвента крутая получается. Чисто мысли, я и станка такого в глаза не видел )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Осевое перемещение при обычном методе нарезки вертикальной подачей отсутствует полностью. Дополнительное смещение на нужный угол осуществляется доворотом стола на каждый оборот с помощью дифференциала по предварительной настройке. Так что вряд-ли это может быть причиной.

Изменено пользователем Kosyan 80

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А правильно ли выполнен сам расчет косозубой передачи? Возможно, что применена угловая коррекция и у колеса (Z=40) принят чересчур большой отрицательный коэффициент коррекции (такое бывает, когда необходимо применить передачу со сближением осей относительно обычной некорригированной передачи). Угол зацепления при угловой коррекции не равен 20 градусам и при значительной отрицательной величине коэффициента коррекции угол зацепления уменьшится  относительно стандартного 20-ти градусного на приличную величину. Чтобы судить, так это или не так, надо знать исходные чертежные значения коэффициентов коррекции шестерни и колеса, чертежные значения наружных диаметров пары и требуемое межцентровое расстояние передачи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Там немного другая тема. Требуется нарезать червячное колесо под имеющийся трехзаходный червяк, но в связи с отсутствием специальной фрезы решили нарезать косозубое колесо с углом наклона в соответствии с углом подъёма витка червяка. В данном случае это 18°26'. Конечно, пятно контакта будет намного меньше, но это единственный из возможных выходов. Колесо идёт без коррекции, прямой расчет по формуле mz+2m.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Kosyan 80 сказал:

червячное колесо под имеющийся трехзаходный червяк, но в связи с отсутствием специальной фрезы решили нарезать косозубое колесо с углом наклона в соответствии с углом подъёма витка червяка.

А как угол подъема считали? По какому диаметру? Если по делительному - это одно, если по внешнему - другой уголок будет. Ну и профиль тоже. Плюс у вас радиус фрезы и червяка отличаются. Что-то мне кажется на мой дилетанский взгляд, что где-то здесь засада с геометрией. Не ругайтесь, я тоже научиться хочу )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Угол считается с использованием делительного диаметра червяка. И именно, чтобы избежать влияния диаметра фрезы, решили использовать просто косозубое колесо, а не червячное, нарезанное методом радиальной подачи. Частенько в нашем ремонтном производстве такое прокатывает. Да, пятно контакта выходит значительно меньше нормы , но колесо работает, хоть и износ наступает раньше. А здесь такой случай. Даже если не пытаться присоединить сюда червяк, а воспринимать как просто косозубое колесо, то всё равно не понятна причина результата.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Kosyan 80 сказал:

Там немного другая тема. Требуется нарезать червячное колесо под имеющийся трехзаходный червяк, но в связи с отсутствием специальной фрезы решили нарезать косозубое колесо с углом наклона в соответствии с углом подъёма витка червяка. В данном случае это 18°26'. Конечно, пятно контакта будет намного меньше, но это единственный из возможных выходов. Колесо идёт без коррекции, прямой расчет по формуле mz+2m.

Мне теперь ясно, что происходит у вас. Вы пытаетесь нарезать червячное колесо, как косозубое, работая с включённым дифференциалом, в то время, как наружный диаметр зубчатого колеса берёте, как у прямозубого (или, что то же, как у червячного, по-видимому у вас Де2=336 мм). Ясное дело, что никакого правильного угла зацепления у вас и не должно получиться (даже заранее рассчитывая на пренебрежение к качеству зацепления). Настраивая свой станок на нарезание цилиндрического косозубого колеса с использованием дифференциала, наружный диаметр заготовки для mn=8, угол наклона спирали 18гр 26 мин у вас должен быть  равным 353,31 мм, при таком диаметре коэффициент коррекции будет равным нулю и угол зацепления будет равным 20 градусам. Вы же выточили заготовку на 20 мм меньше требуемой и почему-то удивляетесь неправильному углу зацепления. При диаметре колеса 336 мм и нарезании косозубого колеса с дифференциалом, коэффициент коррекции у вас будет равным Х2=-1,0262, что очень много, соответственно и угол зацепления уйдет на большую величину в минус, что у вас и происходит.

В нашем производстве для ремонта тоже часто при неимении необходимой фрезы приходится обходиться ближайшей подходящей, но при этом метод нарезания червячного колеса остается неизменным, если на зуборезном станке нет протяжного суппорта, червячное колесо должно нарезаться методом радиальной подачи и дифференциал должен быть отключен. Только при таком методе наружный диаметр вашего колеса будет равным 336 мм и угол зацепления будет соответствовать 20 град.

Нарезанное по вашему "методу" зубчатое колесо скорее всего сцепится с парным червяком, т. к. модуль и угол спирали у них совпадут, но работать они будут только торцевыми кромками зуба из-за большого отклонения угла зацепления у зубчатого колеса относительно, нарезанного у червяка. Удовлетворит ли такая работа передачи вашего заказчика решать вам. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получается, что из-за корригирования так изменяется профиль зуба червячного колеса. Ну и из-за инструмента тоже. Принято, записал, спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за ответы, это действительно часть теории, которую я не учел.С технологическим обеспечением у нас не очень, всё приходится разбирать лично. Надо будет детальнее изучить расчет косозубых колёс. Сейчас я далековато от работы, остаток отпуска догуливаю.

При обработке я исходил из соображения, что при установке фрезы на 14° (18°26'-4°30'(угол фрезы) и радиальном врезании у меня получается смещение точки контакта на боковой поверхности. В центре нормально, слева выше и справа ниже, чем если использовать родную фрезу с "нулевой" установкой. А сейчас, на пробнике ( чтобы не испортить бронзовый венец, отлили алюминиевый) действительно получается контакт только торцовыми кромками головки зуба.

И кстати, колесо с червяком соединяется ровно, червяк четко перпендикулярен оси колеса, но колесо не садится по глубине до конца( нарезано по зубомеру на нижнем пределе), мешают кромки головки зуба. В редукторе они не сойдутся.

 

Изменено пользователем Kosyan 80
Добавление информации

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Kosyan 80 сказал:

И кстати, колесо с червяком соединяется ровно, червяк четко перпендикулярен оси колеса, но колесо не садится по глубине до конца( нарезано по зубомеру на нижнем пределе), мешают кромки головки зуба. В редукторе они не сойдутся.

Если наружный диаметр вашего колеса равен 336 мм, то для того, чтобы такое колесо (нарезанное как обычное косозубое) сцепилось в редукторе с обычным некорригированным червяком, длина общей нормали колеса должна быть у него порядка 129,5 мм, вот и прикидывайте соберутся они или нет.

Вообще же, когда приходится нарезать червячное колесо, а требуемой для правильной нарезки фрезы нет (общее правило подбора фрезы – её геометрические параметры должны совпадать с параметрами парного червяка) приходится нарезание производить ближайшей фрезой данного модуля с делительным диаметром фрезы равным или несколько бОльшим, чем делительный диаметр парного червяка, заходность применяемой фрезы не имеет в большинстве случаев фатального характера. Например, в вашем случае не обязательно иметь 3-х заходную фрезу, можно обойтись 2-х заходной или даже 1-заходной, но только, конечно, при нарезании фрезой (2-х или 1-заходной в вашем случае) несовпадение делительного угла наклона у фрезы и червяка потребует дополнительного поворота фрезерного суппорта на соответствующий угол. Повторяю, - необходимо только, чтобы делительный диаметр фрезы был равен или был несколько больше делительному диаметру парного червяка (применять фрезу с делительным диаметром меньше, чем у червяка нельзя, т. к. в таком случае зуб нарезанного такой фрезой колеса будет «затирать» во впадине).

Замечу ещё, что при нарезании фрезой бОльшего диаметра, чем рекомендованной, правильная толщина зуба будет только в центральной точке (по высоте зуба) и пятно контакта будет точечным, зуб в направлении к торцам колеса будет несколько «развален», но на это при отсутствии подходящей фрезы приходится идти. Бронзовое или чугунное колесо обычно быстро прирабатывается и пятно улучшается со временем.

В общем, в вашем случае надо было бы идти обычным порядком: выточить заготовку колеса, как обычное червячное колесо, т. е. с центральной радиусной выкружкой и несколько бОльшего, чем 336 мм диаметром у торцев колеса и нарезать зуб на зуборезном станке с радиальной подачей при обязательно выключенном (как того и требует паспорт станка) дифференциале. Если диаметр фрезы будет больше требуемого, произойдет «развал» толщины зуба у торцев, но это, если не изготавливать необходимую фрезу, неизбежное в таком случае явление, и оно не идёт ни в какое сравнение, с тем уменьшением угла зацепления чуть ли не в 2 раза, как при ваших «экспериментах» с дифференциалом.

Изменено пользователем telegin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос дилетанта. А что мешает сделать летучку нужного профиля, и нарезать колесо однозубым инструментом, тем более не сталь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

panam, обкатки не будет и соответственно эвольвенты. Если есть суппорт с тангенциальной подачей, а он не является обязательной комплектацией, то вариант весьма неплохой.

telegin, спасибо за развернутую информацию. Мне будет весьма полезна в дальнейшей работе .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

telegin, доброго дня. Вчера вышел на работу и продолжил пробу на эту тему. Зуб выходит ровный, без развала, червяк сидит ровно( перпендикулярно оси колеса), но поверхность контакта лишь в виде узкой полоски на головке зуба и всё. Угол профиля под 20° совсем не подходит ( на глаз примерно 15°. Решили искать варианты на стороне, своё не устраивает.

 

1570604118926279865627.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В подобных ситуациях проще изготовить трёхзаходный червяк, прорезать в нём винтовые пазы шириной порядка 5 мм и закалить. Получится червячный шевер (не шлифованный).   Зубья червячного колеса нарезать предварительно дисковой фрезой методом единичного деления на вертикально-фрезерном станке с УДГ. Затем на токарном станке закрепить такой шевер в  патроне и заднем центре, червячное колесо установить в резцедержателе в державке с возможностью свободного вращения вокруг вертикальной оси, ввести зубья шестерни в зацепление с витками шевера, включить вращение шевера и обкатать (с периодическим реверсированием) шестерню в таком зацеплении с периодическим радиальным перемещением поперечного суппорта на 0,05...0,1 мм. Постепенно с профиля зубьев будет срезаться волосовидная стружка и окончательно сформируется нужный эвольвентный профиль зубьев червячного колеса.

Такая технология многократно описана (с видео) в данном разделе Форума

Изменено пользователем arcady

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

arcady, спасибо за совет, интересная идея. Только не понятно где именно находится упомянутое видео?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
02.10.2019 в 22:37, Kosyan 80 сказал:

Даже если не пытаться присоединить сюда червяк, а воспринимать как просто косозубое колесо, то всё равно не понятна причина результата.

причину вам описали в 8 посте. Как вариант - нарежьте колеса на с 40 , а с 39 или с 38 зубьями. Профиль будет совсем другой.
И ещё, насчёт "правильности" эвольвенты. У червяка какой профиль? 

09.10.2019 в 09:54, Kosyan 80 сказал:

но поверхность контакта лишь в виде узкой полоски на головке зуба и всё.

Это не поверхность контакта, это просто вершина зуба снимает краску с червяка и краска остаётся на этой кромке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

mikola_p, стандартный для архимедова червяка с углом 20°. Конечно, если на этом диаметре нарезать другое количество зубьев, то профиль изменится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

стандартный случай,необходимо пересчитать червячную передачу с введением коэффициента смещения червяка.для этого надо знать межосевое в передаче,модуль ,,число зубов и заходов, диаметр червяка, кое что есть 

гост на черв передачи даёт рекомендации по соотношению всех этих параметров

гн.Телегин описал почему не идёт обкат и формирование эвольвентного профиля по существующему диаметру,арифметика однако,хочется кинуть её.а она по фейсу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Миша Лобов, к сожалению, это ремонт, а не проектирование нового узла. Межосевое уже посчитано и передаточное тоже. Изменить ничего нельзя. Но на заметку я информацию от Телегина взял. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×