Перейти к публикации
dinich

Восстановление геометрии станины

Рекомендованные сообщения

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Возникла необходимость в восстановлении поверхностей станины часового станка, опыта подобных работ почти не имею (шабер в руках держал немного, но то были плиты, а здесь профиль сложный). Не могу никак определить порядок действий, в какой последовательности  шабрить плоскости, на что базироваться, боюсь угробить геометрию, посему прошу помощи!

Профиль выглядит таким образом:profile.thumb.jpg.1063e42282a3db304a0f7cb315e657c4.jpg

красным цветом выделены участки с износом, профиль чем-то похож на станины с-28\т-28. Покурил немного форум, но что-то не нашёл нужной информации. Будьте добры, разъясните порядок действий или ткните носом где смотреть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вручную без приспособлений и хоть какой-то базы.. сложно вам будет :) Проще отшлифовать, это будет стоить совсем недорого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 минут назад, dinich сказал:

Не могу никак определить порядок действий

1.отдать на шлифовку

2.радоваться результату

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Алексей, спасибо за совет, хотелось бы всё же самостоятельно сделать, я не ограничен во времени для этой работы, приспособления ведь можно сделать, есть участок станины который был под ПБ, там заводская шабровка не тронута временем, думаю геометрия тоже, можно ли взять за базу эту часть (приблизительно 1\5 часть всей станины по длине) ? И если не сложно - поделитесь в ЛС контактом куда обратиться для шлифовки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да можно и без шлифовки, но но тогда надо сделать левую или правую вертикаль базой (пришабрить по плите), затем сделать верх, потом сделать приспособление, которое опирается на две эти базы и позволяет не потерять геометрию наклонных поверхностей при шлифовке.

А по шлифовке можно обратиться прямо ко мне (в ЛС). 

4 минуты назад, dinich сказал:

можно ли взять за базу эту часть (приблизительно 1\5 часть всей станины по длине)

С потерей точности можно, но это плохой способ. Чтобы базироваться за такой небольшой кусок надо иметь очень точный измеритель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
39 минут назад, dinich сказал:

Будьте добры, разъясните порядок действий или ткните носом где смотреть.

Прошлифовать, конечно, проще всего. И в пересчете на ваши трудочасы это выйдет дешевле, чем ручное шабрение (особенно при неимении нужного инструмента). Зато самостоятельное шабрение - это новые знания и навыки, да и просто интересно (некоторым). Чтобы понять последовательность действий при шабрении надо бы понять какие еще поверхности (кроме красных) на вашем чертеже используются для базирования ПБ, ЗБ и суппорта (а может и других навесных приспособлений).

Изменено пользователем denisxor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Денис, все поверхности кроме т-пазов и участков выделенных красным - покрыты краской, базирование ПБ, ЗБ и суппорта (другого ничего нет) происходит по этим поверхностям (красным). Из инструмента сейчас есть: шабер, линейка ут-1000 (её плоскости раза в два шире станины, ну и длина аналогично, возможно сойдёт за плиту). Я так понял придётся снимать краску и как сказал Алексей - делать боковую поверхность базовой и далее верх и после наклонные...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

для чего пазы в боковых вертикальных сторонах?тоже закрашены?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В пазах краска на двух поверхностях: на нижней и вертикальной, на верхней краски нет, её касается прижимная планка суппорта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, dinich сказал:

там заводская шабровка не тронута временем, думаю геометрия тоже, можно ли взять за базу эту часть (приблизительно 1\5 часть всей станины по длине)

Вы уверены, что остальную часть станины не скрутило или не выгнуло за долгие годы её существования? Перед тем как браться за восстановление нужно всё хорошенько промерить и понять что и куда. У Вас брусковый уровень и поверочная плита есть в наличии?

47 минут назад, denisxor сказал:

Зато самостоятельное шабрение - это новые знания и навыки, да и просто интересно (некоторым).

Возьмите три чугунных комфорки от советской электроплиты из столовой и троением сделайте из них поверочные плиты - будут и знания и навыки. Потом беритесь за станину. Тренироваться сначала лучше на кошках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно, я не уверен, что что-то там не покрутило, но на краску прикладывал конечно, в первую очередь. Я чуть выше писал, что есть линейка УТ, прикладывал к ней, та часть что была под ПБ - там пятен много, равномерные, остальная часть поверхностей с плоскостью линейки не контачит, пока сделано было только это, сколько в числовом выражении износ - пока не замерял, остановился на осмыслении вопроса: шабрить или искать где фрезеровать\шлифовать, как видите - спросил здесь, дабы определиться. Уровень брусковый есть, правда цена деления великовата, 0.2мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

че там можно испорть то?  простейший профиль...линейки да стойки с индикатором хватит..

 а как надоест скоблить(ну, или не получится)можно отнести на шлифовку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, dinich сказал:

так понял придётся снимать краску и как сказал Алексей - делать боковую поверхность базовой и далее

Я бы вначале убедился, что ваша УТэшка годная. Без этого дальше двигаться не рекомендую. Они бывают очень кривые от старости и произвола. 

Затем по проверенной УТшке сделал бы верхнюю плоскость. Там где была ПБ надо срезать сразу достаточно металла, чтобы опустить эту часть станины до средне выработанного уровня.

Потом сделал бы по УТшке левую (для определенности) призматическую направляйку. Опять же под ПБ убрать побольше металла.

Взаимное расположение верхней и левой направляек неважно. Оно будет примерно как у нового станка, если срезать побольше под ПБ.

Затем нужно вышабрить правую призматическую направляйку "в параллель" с левой. Параллельны, естественно, должны быть их вертикальные проекции/составляющие. Тут потребуется приспособление для контроля ширины усеченной призмы (которую образуют левая и правая направляйки). Вариантов тут много (у меня), но у Вас измериловки мало. Поэтому можно вышабрить подошву ЗБ, так, чтобы она хорошо прилегала ко всем трём направляющим (на краску) в самом узком месте призмы. Самое узкое место сейчас у Вас где то в середине станины. Или Вы его можете вышабрить сами срезая пару соток, скажем в задней части правой направляйки. Затем попеременно по УТшке и по отпечаткам с ЗБ обнижайте правую направляющую в широких местах.

Затем нужно будет пришабрить ПБ и сделать так, чтобы ось шпинделя совпадала с осью пиноли ЗБ. Без измериловки это сделать не тривиально, но можно.

Затем пришабрить суппорт просто чтобы хорошо прилегал.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, denisxor сказал:

Я бы вначале убедился, что ваша УТэшка годная. Без этого дальше двигаться не рекомендую. Они бывают очень кривые от старости и произвола. 

Честно говоря не представляю как это сделать, эталонов нет, но линейка до меня никогда не использовалась, ей около тридцати лет, из которых двадцать она провисела в ангаре, зашитая в фанеру под толстым слоем консервации, потом её сняли при переезде и положили на бетонный пол, так она хранилась ещё лет десять, потом хотели выбросить новые арендаторы - я забрал домой, так и лежит, повесить дома увы негде. Пользовался ей только я несколько раз, по мелочи - пришабривал небольшие плитки и прижимные планки, клинья, всё малое по площади, не думаю что навредил поверхности, но начитавшись здесь про разные случаи, за геометрию уже не уверен. Измерительное тоже есть немного: пару стоек, индикаторы часового типа (микронный и соточный), плитки первого класса (поверенные пять лет назад), использовал редко, микрометры, пару линеек ЛЧ, есть даже скалка для выставления ПБ, использовал однократно, выставлял ПБ своего токарного (у меня китаец 0820), но там с геометрией всё в порядке, поэтому опыт подобных работ скуден весьма. Пробежался по Вашим темам... труд вы проделали невероятный! Вдохновляет!  За разъяснения спасибо, многое в понимании прояснилось, я первоначально представлял всё гораздо сложнее, от того и растерялся. Сегодня постараюсь выяснить всё же величину износа (на глаз там десятые), сделаю фото поподробнее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, dinich сказал:

Честно говоря не представляю как это сделать, эталонов нет,

Нужно раздобыть эталон, если собираетесь время от времени иметь дело с геометрией станков. Например, китайскую гранитную плиту 400х600 кл. 00. Или отдать линейку УТ кому-то для проверки и восстановления. А то что она новая - это даже хуже. Из тех инструментов, что мне попадались, самыми прямыми оказывались б.у. Ими пользовались и, видимо, не совсем дураки. Совсем кривой линейкой пользоваться бы не стали. А новые могут быть очень кривыми. Может их откладывали в сторону в инструментальных комнатах?

1 час назад, dinich сказал:

я первоначально представлял всё гораздо сложнее

Это все не так уж и просто. Но если руки растут откуда надо и голова думает, то все получится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вполне возможно, скорее может даже так как Вы предположили, повесили чтоб отвиселась с целью после поправить, но это осталось в прошлом, причин её неиспользования уже не узнать. Вероятно на целой  площади есть коробление, но на малых площадях что я шабрил всё было вроде плоско, делал отпечатки на разных участках линейки, рисунок пятен на ответной детали повторялся вполне. Ладно, в общем я понял что нужна новая плита в размер станины, либо поверка линейки, что наверное по стоимости относительно равноценно, и, похоже дороже шлифовки. Но ведь после шлифовки всё равно потребуется шабрение?, напряжений на поверхности же не избежать? Или шлифовки может оказаться достаточно? Вот так захочется точности,  а там столько всего.... это в общем как с оснасткой :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 минут назад, dinich сказал:

Но ведь после шлифовки всё равно потребуется шабрение?

Если шлифовка обеспечит нужную точность, то можно станину не шабрить. Только нужно определиться с нужной точностью, а после шлифовки измерить станину. ПБ, ЗБ и суппорт подгонять придется. Можно это тоже сделать шлифовкой

 

24 минуты назад, dinich сказал:

напряжений на поверхности же не избежать?

Нет, не избежать. Станина будет иметь правильную геометрию (после правильной шлифовки) и иметь в себе напряжения, скомпенсированные другими напряжениями. Может быть ее немного поведет, а может и нет. Может ее прилично поведет, если уплотненный после шлифовки слой сшабрить - а может и нет. Пути чугуна неисповедимы. Поэтому, если хочется точности, то нужен эталон как ни крути :-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да... предчувствие меня не обмануло, думал в своё время о покупке плиты в инпо, когда обзавёлся китайцем, но всяко отстранялся... Теперь она ко мне ближе как никогда :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, denisxor сказал:

ПБ, ЗБ и суппорт подгонять придется. Можно это тоже сделать шлифовкой

Дорого. К каждой железке надо сделать оснастку, чтобы закрепить на шлифе. А это как минимум токарка.

Деформация от напряжений после шлифовки станины ни на что не повлияет, там микроны на этих размерах, да и обработка потом идет только в пределах ходов суппорта. Задача станины часового совсем не такая, как у станины нормального токарного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

верхняя горизонтальная поверхность каким образом принимает участие в работе? (назвали рабочей)..441368067_.thumb.jpg.a5cf853e7aede22c0bbfbc8b9ea4cd13.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Z ANDREY, в часовых станках все три (четыре) поверхности являются рабочими, бабки подгоняются по контакту по всем поверхностям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

интересно. почему так?   чуть износ и  каретка повисла на горизонтальной (на наклонных будет зазор)....или не так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потому что так придумали и делают уже больше ста лет. Если горизонтальная не будет работать, боковые кончатся намного быстрее.

Да, повисает при чуть износе.

Изменено пользователем Пронька Грезной

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Андрей, я вроде не писал что верх рабочий, я писал про износ. Однако Вы правы, верхний участок у этой станины не контактирует и ПБ и ЗБ и суппорт опираются на наклонные поверхности. Суппорт подвижный, на планках, приводится винтом. Износ на верхнем участке похоже возник от продуктов обработки, есть ощущение что там и абразив побывал и песок и чёрт знает что ещё. Вчера к сожалению добрался до мастерской позже чем рассчитывал, повозиться с замерами не успел, сделал пару фоток посредственного качества, но износ рабочих поверхностей виден, приличный, без шлифовки не обойтись похоже.

a1.thumb.jpg.a84528989b2690d6da5e092a3732cb10.jpga2.thumb.jpg.293d92204d2359e1f4e16fed442c90b5.jpg

a3.thumb.jpg.d702fa9ad5389e8539f00a81ad11dd1f.jpga4.thumb.jpg.415183cdcd7af0a54782fd7e0db7d2a6.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

она что, разборная?? Из трех частей?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×