Перейти к содержанию
Рояльтор

Фрикционный ролик для привода велоколеса

Рекомендуемые сообщения

О  ТРАНСМИССИОННОМ  РОЛИКЕ

Прошлой весной выкладывал описание этого мотовелосипеда, но теперь решил создать новую тему, т.к. теперь важны и приветствуются именно мысли и идеи.

Простая вроде штука -- собрать мотовелосипед с фрикционным приводом на велошину. Но простота обманчива)  Первый вариант «не пошёл», и вообще много тонкостей, как выяснилось. Я не стал спешить отказываться от постройки, а решил осмыслить все возможные варианты ролика. Потом подумал, что наверняка у кого-то на форуме тоже есть информация или даже опыт по теме моей задачи, и решил спросить тут.

Первый и пока единственный применённый ролик -- сайлент-блок амортизатора задней подвески ВАЗ 2108.

Устанавливается на продолжение коленвала моторчика, с коленвалом связывается через центробежное сцепление. Мотор триммерный четырёхтактный. По размеру ролик подходит идеально, по износостойкости совсем нет. Очень быстро стирается, стирает шину, проскальзывает, стирается ещё больше, и т.д. Сначала казалось – как здорово, взял готовую деталь, поставил, и всё работает. Так не получилось, пришлось начать думать.

Собственно, главный вопрос, из какого материала надо делать рабочую поверхность фрикционного ролика?

В самом массовом и успешном веломопеде с фрикционным приводом (французский Солекс) ролик в стоке делался из абразивного материала типа точильного круга. Только отформован по размеру ролика.

Некая фирма, выпускавшая тюнинговые детали для Солекса, делала ролик из стали, по всей внешней поверхности мелкие пилообразные зубцы.

Ещё момент насчёт мопеда Солекс – как видно из фото, резина, по крайней мере на переднем приводном колесе, имеет своеобразный протектор – три продольных непрерывных пояска. Это тоже наверняка сделано не просто так.

Вот в этом комплекте моноблочного фрикционного привода ролик имеет покрытие из чего-то примерно напоминающего эбонит или феродо.

Вот и всё, что находится в интернете по теме устройства фрикционного привода.

В Китае делают и продают занедорого вот такой абразивный ролик для швейных машин, там он подаёт материал. По размерам подходит идеально, только у него центральная втулка пластиковая, и, из его назначения ясно, что он предназначен для низких рабочих оборотов.

 

Ещё приходят на ум «ролики», как-бы составленные из металлических лопаток, по типу гребного колеса пароходов. Каждая лопатка заглубляется в шину, и тем передаёт вращение. Но, насколько это безболезненно для шины, вопрос.

Фотки в текст "по месту" не научился ставить, но расположил в порядке описания)

 

 

 

 

07d524b8-8e04-11d9-8822-505054503030_f591d540-0a56-11e9-8992-021b2834c225.png

Roller.jpg

Steel Roller.jpg

61767911_162538284875125_9089022151739948598_n.jpg

irtysh-01.jpg

Screenshot.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Может ошибаюсь,но думаю что ролик нужно делать вогнутым,чтоб имел большее зацепление с поверхностью шины.Ролик из металла с ребрами,не сильно острыми в месте зацепления с шиной.Шины тоже выбирать с мелким рисунком.Пробовал делать прицеп с подключаемым приводом фрикционного типа,именно по этой схеме.Не понравилось,что при большой нагрузке страдает резина.За образец брал прицеп к квадрику,четырехколесный с манипулятором.Сейчас на смарте не смогу найти ролик и поделиться,а жаль.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я бы для начала экспериментов выточил ролик из чего-нибудь углеродистого, накатал перекрёстную накатку и закалил до стеклянной твёрдости.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, теоретик сказал:

и закалил до стеклянной твёрдости.

Коэффициент трения  уменьшится, а логичнее наоборот.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть и другой вариант, наверное - делать ролик обрезиненным, но прижимать не к резине шины, а к тормозной дорожке обода. Возможно, придется с другой стороны обода поставить упорный ролик. Из плюсов - более ровная рабочая поверхность, отсутствие продавливания под роликом, меньше(намного меньше) грязи на рабочих поверхностях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

видел описание болотохода с приводом по подобной схеме там поверхность ролика была сформирована по протектору

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 часов назад, Рояльтор сказал:

по типу гребного колеса пароходов. Каждая лопатка заглубляется в шину, и тем передаёт вращение. Но, насколько это безболезненно для шины, вопрос.

Мелкие насечки будут выгрызать мелкие частички резины, а у крупных насечен меньше общая соприкасаемая площадь. Если рассуждать по аналогии, то это как искать оптимальный шаг резьбы - для мягких металлов нужен крупный шаг,  а для твердых - мелкий. Или сравнить с протектором колес:  для сухого асфальта ставят слики, а для песка - крупную шашку. Идеала никогда не будет, можно найти только приемлемый компромисс.  Насечку делать только поперечную как на на 3 фотке, ведь осевой нагрузки совсем нет. Самые острые края затупить, а то зацеп будет хоть и хороший, но резину быстро сьест.  Чем больше диаметр, тем лучше - больше площадь и меньше нагрузка на каждый мм площади резины. Каленый до звона.

 

8 часов назад, Александр 1274 сказал:

Может ошибаюсь,но думаю что ролик нужно делать вогнутым,чтоб имел большее зацепление с поверхностью шины.

Нельзя, иначе будут разными линейные скорости. Площадь и так увеличится при прижиме ролика и станет плоской.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
17 минут назад, Витюня сказал:

но резину быстро сьест.

 

 Съест быстро в любом варианте фрикционной передачи, потому как трение + абразив + проскальзывание при влажной поверхности. Варианты с ременной передачей намного более жизнеспособны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 минут назад, 2Фома53 сказал:

Съест быстро в любом варианте фрикционной передачи,

За сколько минут сьест резину? зы Можно сделать ролик таких размеров и насечкой, что сьест резину до камеры ещё при старте, а можно такой, что на долго хватит.

 

23 минуты назад, 2Фома53 сказал:

Варианты с ременной передачей намного более жизнеспособны.

А карданная передача еще более жизнеспособней будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
26 минут назад, Витюня сказал:

А карданная передача еще более жизнеспособней будет.

...тут смысл такой, что автор темы хочет использовать бензомотор от тримера и без понижающего редуктора (чтоб не городить лишней работы).

Фрикционная передача с маленьким роликом и большим колесом автоматом снижает обороты мотора. Тот же эффект и с ременной передачей как веломоторе "Апельсин 33".

Кордан без редуктора не пойдет. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 часов назад, O-Witte сказал:

Есть и другой вариант, наверное - делать ролик обрезиненным, но прижимать не к резине шины, а к тормозной дорожке обода. Возможно, придется с другой стороны обода поставить упорный ролик. Из плюсов - более ровная рабочая поверхность, отсутствие продавливания под роликом, меньше(намного меньше) грязи на рабочих поверхностях.

В этой конструкции нужно ОЧЕНЬ сильное прижатие ролика. Диалектика фрикционного привода: либо деформация одного из роликов, либо сила прижатия. Сила прижатия -- тянет за собой  прочность вала и всей навески, на раме велосипеда такое изобразить сложно, она сама непрочная.

И противо-ролик с другой стороны, как Вы и сказали, иначе колесо уйдёт вбок от прижима.

14 часов назад, uvl77 сказал:

Рояльтор, вот посмотри "Веломотор "Апельсин 33"

Спасибо, изучал по всем вариантам привода. Пока думаю над фрикционом. Ну ведь есть же ВелоСолекс, сто тыщ выпущено, пользуется популярностью. Значит, схема принципиально рабочая)

12 часов назад, uvl77 сказал:

Фрикционная передача с маленьким роликом и большим колесом автоматом снижает обороты мотора. Тот же эффект и с ременной передачей как веломоторе "Апельсин 33".

Это всегда при обсуждении фрикциона вылезает) Да, неочевидно, что диаметр колеса велосипеда в этой схеме привода НЕ ВАЖЕН. Есть такой способ объяснения феномена -- "ролик катится по земле", а велоколесо может быть любого диаметра, оно только передаёт вращение от ролика. Если как-то умудриться с компоновкой, что ролик будет опираться сразу на землю, а мотор и привод к ролику мы поднимем выше, то ролик, как самостоятельное колёсико, будет толкать или тянуть наше транспортное средство с той же скоростью, как и при колесе 12, 14, 16, 20, 24, 26, 27, 29 и сколько угодно дюймов.

Важен только диаметр самого ролика. Больше диаметр -- больше скорость, меньше тяга. Меньше диаметр -- меньше скорость, больше тяга.

 

13 часов назад, Витюня сказал:

А карданная передача еще более жизнеспособней будет.

Карданную передачу можно приделать только к приводу через ось вращения колеса. В велоприводах это невозможно.

 

Спасибо всем ответившим!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
30 минут назад, Рояльтор сказал:

Важен только диаметр самого ролика. Больше диаметр -- больше скорость, меньше тяга. Меньше диаметр -- меньше скорость, больше тяга.

 

 Здесь не поспоришь, механика! Только кажется мне, что без редуктора двигателю тяжкой жизнь покажется. Нет, при движении по ровной поверхности с хорошей скоростью всё будет хорошо, а вот на пересечёнке, где сильно не разгонишься или сцепление сгорит, или движок захлебнётся. Был у меня самокат с подобным двигателем, так там стоял редуктор и всё равно по неровной дороге, где скорость приходилось снижать, чувствовалось, что сцепление вот-вот сгорит.  Всё-таки эти двигатели очень слабенькие и требуют минимум средних и выше средних оборотов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Рояльтор сказал:

 Диалектика фрикционного привода: либо

Есть еще идея для обдумывания - перейти с фрикционной на зубчатую передачу. Там не будет проскальзывания по определению, и сила прижатия сможет быть меньше. Ну и как в первом сообщении - все из готовых деталей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11.08.2019 в 10:36, Рояльтор сказал:

О  ТРАНСМИССИОННОМ  РОЛИКЕ

читайте смотрите... это мой опыт

в итоге советую отказаться от этой затеи, в пользу ременной или цепной передачи

как тут

 

Изменено пользователем Ударник1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, 2Фома53 сказал:

Только кажется мне, что без редуктора двигателю тяжкой жизнь покажется. ....
....чувствовалось, что сцепление вот-вот сгорит.

Так все таки: без редуктора или без сцепления?
...попробуйте убрать сцепление и сделать: "мотор->редуктор->колесо" ...и будет тоже самое:

2 часа назад, 2Фома53 сказал:

двигателю тяжкой жизнь покажется

Собственно фрикционная передача: "ролик->колесо" это и есть редуктор, нету только сцепления.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Рояльтор сказал:

Да, неочевидно, что диаметр колеса велосипеда в этой схеме привода НЕ ВАЖЕН.

Вопрос то был не в том, что важен или не важен диаметр колеса. Вопрос был про карданную передачу. Здесь говорилось об оборотах колеса, а не о линейной скорости велосипеда.

Карданная передача напрямую от мотора к колесу без редуктора создаст большую скорость колеса (равную оборотам мотора, а это на минутку ...10000 об/мин, а то и больше) и очень, очень малую тягу. Поэтому без редуктора здесь не обойтись.

На фрикционной передаче по принципу автора темы, колесо без редуктора будет вращаться медленнее (пропорционально редукции "ролик->колесо") - это и есть по сути редуктор. Поэтому отдельный редуктор на мотор не нужен. Вся эта схема только этим и привлекательна, что не требуется  дополнительный агрегат (меньше вес и меньше работы по самоделке). Других плюсов особо нету.

То, что принцип: "ролик катится по земле" (это все так, но вопрос был в другом) это ни как не отменят принцип редукции.
Иными словами можно перефразировать вашу цитату: "Если как-то умудриться с компоновкой, что ведущие колеса велосипеда сделать диаметром равным ролику (как на фрикционной передаче автора темы), тогда от мотора (например 10000 об/мин) к нему можно от поставить напрямую кардан БЕЗ РЕДУКТОРА, ...и наше транспортное средство будет ехать с той же скоростью, что и при фрикционной схеме автора.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Коллеги, благодарю за участие в обсуждении!

Может, у меня изначально не прозвучало -- особая благодарность за подсказки по виду и материалу ролика. В нём всё волшебство!  Ролик из одного материала едет три минуты (это я попробовал), из другого три года (это я ищу).

Про иные способы привода читал-изучал, и в следующем проекте наверняка сделаю или цепь, или ремень, но сейчас речь только про фрикцион. Только про фрикцион.

Вот сейчас мысль пришла -- сделать ролик из стеклопластика. Вроде материал на истирание должен быть стойким. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Рояльтор сказал:

сделать ролик из стеклопластика. Вроде материал на истирание должен быть стойким. 

Делать ролик нужно из углеродистой стали и калить по ваксимому. Именно так делаются барабаны для динамометрических измерений машин и мотоциклов, снимающих нагрузку с колёс. Чем тверже, тем дольше служит барабан. У тормозных стендов барабаны покрыты типа крупного абразива, но это сделано для имитации дорожного покрытия. Служит не долго, но не из-за износа абразива, а из за разрушения связующего вещества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 часов назад, Витюня сказал:

Делать ролик нужно из углеродистой стали и калить по ваксимому.

Вопрос. Если главный критерий "калить по максимуму", то почему не сделать сразу ролик из заведомо более твёрдого материала --  абразива?

Например, собрать пакет из небольших точильных кругов от ручной ножеточки? Или собрать на втулку и стянуть пакет из болгарочных кругов (взять отработанные, т.к. нужна маленькая центральная часть) ?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 часов назад, Рояльтор сказал:

Ролик из одного материала едет три минуты (это я попробовал), из другого три года (это я ищу).

не учитываете ресурс покрышки!!!  чем долговечнее ваш ролик тем меньше ресурс покрышки и на оборот..  по сему ищите баланс... но всё же это тупиковая ветвь... для ваших хотелок имхо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 часов назад, Рояльтор сказал:

Вопрос. Если главный критерий "калить по максимуму", то почему не сделать сразу ролик из заведомо более твёрдого материала --  абразива?

Я приводил пример с выбором оптимального шага для резьбы и думаю, что мелкие грани абразива будут быстро сьедать резину.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ещё раз спасибо всем за участие в обсуждении вопроса.

Благодаря критическим замечаниям коллег я присмотрелся к Солексу, и как-то явственнее стало мне видно, что "волшебство" там не в ролике, а во втором элементе фрикционной пары -- в покрышке.

Вот несколько фоток переднего колеса, везде "спецрезина" с тремя продольными дорожками, которые и воспринимают усилие от ролика. В этом, наверное, и есть секрет работоспособности Солекса и его популярности. Показательно, что на фото есть даже "Ультра-супер-продвинутый Солекс" с безосевыми и безспицевыми колёсами, а шины и у него те же, с дорожками.

Да, хороший повод задуматься над возможностью воспроизвести конструкцию; ведь шины такие негде взять на размер 20".

thumbnail (1).jpg

thumbnail (2).jpg

thumbnail (3).jpg

thumbnail (4).jpg

thumbnail (5).jpg

thumbnail (6).jpg

thumbnail (7).jpg

thumbnail.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 минуты назад, Рояльтор сказал:

Благодаря критическим замечаниям коллег я присмотрелся к Солексу

Спасибо вам, приятно следить за вашей темой

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Первое - покрышка.

Что на Солексе, что на другом варианте, покрышку для долгой службы придется брать не любую, а специальную - для трейнера, оптимизированную на максимальную живучесть при работе с роликом малого диаметра. Тут не только протектор и его состав, но еще и корд в резине несколько иной. Более менее живучи так же слики Армадилло. И то и другое недешево, плохо держит на мокром и скользит на любых грязях...

Вообще на мокрую прилично сможет работать ролик с поверхностью похожей на асфальт. Пока не засрётся. 

Если езда в мокрую не предполагается в большую часть времени, то из готового можно применить дополнительные опоры на оси колес для БМХеров - это уже готовые ролики с накаткой. 

О готовом. Будучи с женой в Лондоне, обратили внимание на вот такой любопытный вариант электропривода http://www.electra.com.ua/ebike/286-rubbee-mini-ustrojstvo-dlya-pereoborudovaniya-velosipeda-na-elektroprivod.html

Естественно зацепились языками, и хозяйка сего дивайса оказалась им весьма довольна. Цена конечно безумная, но удобство - реальное. Ролик, емнип, полиуретановый. К моему сожалению, такой привод в Израиле вне закона. А в разрешенном законом варианте - будет мала тяга. 

Сама идея, КМК, довольна удачна для сити и прогулочника, и для фитнесс байка, но реализация, из соображений простоты и удобства сделана далеко не оптимальной с точки зрения монтажа и прижатия ролика. Возможно стоит глянуть и позаимствовать какие либо решения .

Так что по хозяйству вовсю бегает с обычным моторколесом, что чистое варварство, с моей кочки зрения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.