Перейти к содержанию
Chernyshov

обгонная муфта

Рекомендуемые сообщения

Вчера в процессе ревизии канатных дорог для тюбингов (для подъёма зимой на гору специальных баллонов с людьми для последующего их катания) добрались до обгонной муфты, служащей тормозом против обратного хода дороги в случае её остановки.

Сама муфта выполнена в виде вала с пазами на 7 роликов, поджимаемых пружинами через бронзовые башмаки в зазор между клиновыми поверхностями этого вала и барабаном с Ф около 150мм.

(это практически обычная обгонная муфта и надеюсь из описания принцип работы понятен, извините, что в данный момент конструктив абсолютно нечем проиллюстрировать и фотика нет).

 

Так вот:

Вычистили старую смазку и грязь, убрали шабером и шкуркой начавшиеся ржавчину и вывели в плоскость клиновые поверхности, убрав небольшие лунки там, где ходят ролики.

Собрали муфту с минимальным тончайшим слоем пластичной смазки типа Литола и далее я оставил слесарей одних всё дособирать/протягивать.

Отчитываться о проделанной работе они пришли сегодня.

 

Далее триллер "по Алленту" про "слесарей 6-го разряда".

Разговор в присутствии меня и их непосредственного начальника (начальника дороги):

Начальник:

Почему тормоз не держит и колесо дороги с небольшого качка идёт назад?

Слесаря:

Незнаем, всё нормально отмыли/оттёрли , всё как он говорил (показывая на меня) вывели и тончайшим слоем смазали, всё собрали, и всё нормально работало, и он проконтролировал.

Я:

А что после моего ухода делали помимо окончательной сборки/протяжки?

Слесаря: Да только во все маслёнки смазки накачали и больше ничего не делали.

Я, показывая на маслёнку напротив обгонной муфты:

И суда тоже?

Слесаря:

Да, конечно... а то механизм негерметичный и от воды и снега ржаветь будет!

Я: :sad: ...понятно...

 

Так вот, для тех, кто сталкивался с чем-то подобным вопросов собственно два:

один технический - как обеспечить отсутствие ржавчины на поверхностях и минимизировать износ одновременно минимизировав вредное влияние смазкии на работу механизма, особенно в зимних условиях

Может быть не пластичной мазать, а жидкой смазкой поливать - пусть лишнее само стекает...

а другой организационный:

Против ржавчины - наверно перебирать такие муфты почаще,

ну и маслёнку напротив обгонной муфты наверно придётся вывернуть и заменить болтом, а то чую в сезон обязательно кто-нить из "слесарей-благодетелей" со шприц-прессом подкрадётся... (объяснять трём сменам слесарей что мазать, а что не мазать обычно бесполезно).

 

А пока схожу гляну, чтоб слесаря в муфте смазку вытерли, и нет-ли возможности ещё и пружины, поджимающие ролики чуть посильнее "поднапрячь".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я думаю, надо производителя теребить. Однозначно. Пусть объясняет нафига там малёнка и чё туда лить. А так, сдаётся мне, заливается туда идустриалка с достаточной периодичностью. А консистентная смазка поможет залипнуть пружинам и роликам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Помыл я как-то бендикс у стартера. СНАРУЖИ.

Хорошо знакомому,

-"Да х.. с ним, всё равно барахлил"... триллера не случилось.

Смазка с ингибиторами? Или о5 происки менагеров?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Я думаю, надо производителя теребить. Однозначно. Пусть объясняет нафига там малёнка и чё туда лить. А так, сдаётся мне, заливается туда идустриалка с достаточной периодичностью. А консистентная смазка поможет залипнуть пружинам и роликам.

С этими дорогами нам очень "повезло".

"Производители" данных "канатных дорог" готовые редуктора и обгонные муфты берут.

Про смазку у них ничего и нигде ни гугу.

Эти две дороги у нас отечественного производства и по сути являются приводом навозоудалителя для коровьих ферм, адаптированные "производителем" в качестве буксировочных канатных дорог для лыжников и тюбингов.

Редуктора на них - планетарки - очень компактые и надёжные. А вот обгонные муфты в наших условиях я считаю весьма капризной штукой независимо от их производителя.

Кстати с прошлого года и эти дороги нас заставили зарегистрировать в Ростехнадзоре со всеми вытекающими требованиями по безопасности как для больших дорог.

Вот видно тогда в первый раз и подкрался к ним кто-то со шприц-прессом, а впоследствии промолчали, что потом иногда приходилось шкивы лопатой мужду спиц тормозить... :pardon:

Производителей обгонных муфт... надо-бы поискать и потормошить, хотя возможно у них обгонные муфты совсем для других условий работы предназначены.

 

Вобщем пока мы оттерли/отмыли и смазали обгонные муфты жидким моторным автомобильным маслом, которое для +/-50.

(Индустриалка по опыту где-то при -15 уже начинает замерзать и колом вставать).

Теперь прокрутить колесо назад можно только иногда и на чу-чуть с очень сильного качка (втроём), а дальше всё равно стопорится мёртво, то есть по нашим оценкам механизм работает как ему и положено даже с учётом возможной раскачки привода дороги.

+ вместо маслёнок вкрутили болты.

Посмотрим что и как будет в сезон.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Смазка с ингибиторами? Или о5 происки менагеров?

Ингибиторы коррозии говорите... могытбыть-могытбыть...

А вот менегеры тут явно ни причём... Всё равно все дороги по промбезопасности экспертам нам сдавать (кстати большие дороги мы им уже сдали).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

сталкивался - в рыболовные катушки в обгонную муфту лью чуть-чуть жидкой смазки, иначе на морозе проскальзывает взад в самый неподходящий момент

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А вот обгонные муфты в наших условиях я считаю весьма капризной штукой независимо от их производителя.

 

Не зря все-таки в грузоподьемных средствах самотормозящие редуктора ставят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пытался как-то отремонтировть несколько бендиксов, я так понял, что принцип тот-же. Разобрал, лопнувшие пружинки заменил, собрать не проблема. Встал вопрос о смазке. Насухую он конечно работали, но недолго. Если мазал тонким слоем ЛИТОЛа - не работали вообще (буксовали). Всякими разными - аналогично. На фирме по ремонту стартеров мне сообщили, что туда идёт какая-то специальная смазка, "чайную ложечу" которой дать (продать) отказались, а предложили купить бочку, за какие-то фантастические деньги. На этом ремонт бендиксов умер.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
Не зря все-таки в грузоподьемных средствах самотормозящие редуктора ставят.

Пассажирские подвесные и буксировочные канатные дороги тоже являются грузоподъёмными механизмами и на них существуют правила устройства и безопачсной эксплуатации.

Самотормозящихся редукторов на них я не видел ни разу.

Зато предусмотрены два независимых тормоза - рабочий и аварийный + многоступенчатая система безопасности, контролирующая и сравнивающая с заданной скорость, ускорение, замедление, рассогласование скорости отдельных частей, штатное положение каната и шкивов, усилие натажки каната, пересечение лыжниками /пассажирами опасных зон, скорость ветра и т.д. + к этому бывает стоят аж по три процессора, обрабатывающих все параметры в параллель и чуть что вышло за норму они "обрубают" дорогу.

 

На фоне этих больших/серьёзных канатных дорог две наши маленькие дороги выглядят позапрошлым веком (хотя безопасность пассажиров тоже надо соблюдать в неменьшей степени):

асинхронник с пускателем, пару кнопок "стоп", ну ещё мы сами "калитки безопасности", "обрубающие" дороги добавили, это чтоб пассажира в случае чаго на шкив не намотало.

Вот и обгонная/тормозная муфта должна чётко препятствовать ходу дороги назад, чтоб тюбинги с пассажирами все шустро назад на посадку не приехали и "куча-мала" не получилась.

Изменено пользователем Chernyshov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Типа тупо задал вопрос тындексу http://www.promshop.org/gmnclutcheslubr.shtml

Но тут надо обратить внимание - почти все обгонные муфты (One Way Bearing) работают кратковременно. По мне, если ось горизонтальная, то залить хорошей синтетики по самое нехочу. А вместо масленки вставить щуп - ваще улёт. При вертикале - надо ставить манжету (сальник хуже). Вот такие дела.

 

А так, обгонку ставят наоборот. Т.е. в нормально разомкнутом виде - это безопасность, в замкнутом рабочий. Может подумать на эту тему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По поводу ремонта привода стартера могу сказать одно, что требуется менять и ролики и пружины(то что пружины крошатся понятно, но после этого идет не равномерный износ роликов, так же изнашиваются и кривые), ролики можно оставить только в том случае если их поставить в то же место где они стаяли-это практически не реально. смазка простой циатим 302, если не ошибаюсь закладывали раньше, сча да баночка смазки стоит около 200 евро, но у нее и свойства лучше при отрицательных температурах.

 

смазка должна быть пластичной. при работе у нее должны быть специфические свойства, при заклинивании хорошо разрываться, то есть в месте контакта ее не должно быть, а при обратном ходе обвалакивать ролик что бы уменьшить сопротивление. а про то что ролик может залипнуть с пружиной при обратном ходе ерунда при заклинивании его с такой силой прижимает к кривой что как только сила уменьшается он выстрелевает с огромной скоростью из-за чего и быстро изнашивваются пружины.

 

когда видел как закладывают смазку в схему с пружинами там ее было очень много все место что занимает пружина в рабочем состоянии. а вот есть решения обгонных муфт без пружин с другим принципом работы, так там смазка вообще отсутствует, и при ее попадании муфта уже не работает!!! тут все зависит от принципа работы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
простой циатим 302

Честно говоря, такой не встречал...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Саян, спасибо за ссылку. Теперь у меня хоть обоснование о переходе на жидкую смазку есть.

Сам я вчера рыться в тындыксе не успевал, а решения вопроса с меня требовали немедленно...

 

Вал вертинальный, манжет/уплотнений нигде нет, может дождь/снег задувать.

Зато и вытекает столько-же. :crazy: Вобщем навозник он и есть навозник, благо в отличии от колхозников мы его навозом не смазываем (хотя у нас некоторые горячие головы именно неколхозной смазкой объясняют вчерашнюю неработоспособность муфты :rofl: ).

 

А вот с остальными рекомендациями по ссылке типа масляный туман, картерная смазка и т.д. - предвижу, что у нас всё останется как есть.

Вобшем любая (по крайней мере заметная глазу эксперта) передалка/модернизация узла связана с получением разрашения от Ростехнадзора на модернизацию, экспертизой проекта, получением разрешения на применение модернизированного оборудования, комплексным опробованием и получением разрешения на эксплуатацию приёмочной комиссией с участвием представителя Ростехнадзора.

Процедура минимум на год времени и на несколько миллионов денег, не считая цену собственно технической реализации... :pardon:

Вот так и живём: "навозник" можно, а "ненавозник" нельзя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вобщем пока мы оттерли/отмыли и смазали обгонные муфты жидким моторным автомобильным маслом, которое для +/-50.

(Индустриалка по опыту где-то при -15 уже начинает замерзать и колом вставать).

Теперь прокрутить колесо назад можно только иногда и на чу-чуть с очень сильного качка (втроём), а дальше всё равно стопорится мёртво,

 

От количества смазки работа муфты зависить не должна. Бендиксы ремонтирую регулярно, смазываю смесью 1/2 литол 1/2 моторное масло, заполняю примерно на 1/3, но можно и больше лишне все равно вылетит. Масленка для смазки сделана не от балды, чем чище смазка тем дольше работает муфта. Если обратный ход возникает значит виноваты ролики или дорожки. Усилие пружины тоже имеет значение, но только в изношенной муфте.

 

Вычистили старую смазку и грязь, убрали шабером и шкуркой начавшиеся ржавчину и вывели в плоскость клиновые поверхности, убрав небольшие лунки там, где ходят ролики.

 

Если на клиновых поверхностях возникли углубления (промины) от роликов, то ролики уже не имеют ппервоначального размера и кроме того уже получили огранку и сам копус муфты растянулся, а с огранкой гарантии срабатывания не будет. после выведения плоскостей зазор еще больше увеличился и ролики при нагрузке могут упираться в противоположную стенку. В таком случае тоже нет гарантии срабатывания. В исправной муфте ролики должны находиться в начале клиновой канавки. Для этого можно выточить новые ролики, или хотя бы половину если на старых роликах нет выраженной огранки. На барабане к которому прижимаются ролики можно сделать небольшую лыску, в зависимости от диаметра ролика от 0,2 до 0,5мм. при обратном ходе эта лыска поворачивает ролики и они работают не по одному месту и не возникает огранки. При прямом ходе эта лыска помогает заклинивать ролики. "Улучшение" конструкции удалением масленки сомнительная рацуха, от количества смазки работа исправной муфты не зависит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
от количества смазки работа исправной муфты не зависит.

В статике.

Она у нас в статике и на чем-то навозоподобном работала, и полностью забитая пластичной смазкой держала насметрь.

Но стоит посильней вперёд-назад качнуть... и прострел назад получается, благо если разогнаться не успеет.

А постоянно втолковывать некоторым пассажирам , что не надо раскачивать дорогу бывает просто бесполезно - паталогических чудаков среди тысяч посетителей всегда и везде хватает.

 

Если на клиновых поверхностях возникли углубления (промины) от роликов, то ролики уже не имеют ппервоначального размера и кроме того уже получили огранку и сам копус муфты растянулся, а с огранкой гарантии срабатывания не будет. после выведения плоскостей зазор еще больше увеличился и ролики при нагрузке могут упираться в противоположную стенку. В таком случае тоже нет гарантии срабатывания. В исправной муфте ролики должны находиться в начале клиновой канавки.

Слава богу "намины" были микроскопические, по сути это были просто натёртые места на начавших ржаветь поверхностях, отличающиеся только блекком, а не глубиной.

Поверхности соответственно мы вывели в плоскость с микроскопическим съёмом металла.

Ролики и барабан вообще без признаков нарушения геометрии и качества поверхностей.

Клиновые поверхности у нашей муфты начинается с того, что на них стоят башмаки, передающие усилие от пружин на ролики и заканчиваются настолько далеко, что даже вдвое меньшие ролики будут работать.

Хода пружин на прижим роликов так-же хватает за глаза. Для компенсации усилия под них можно и шайбы потолще подложить.

"Улучшение" конструкции удалением масленки сомнительная рацуха...

В соответствии с нашим опытом интенсивной эксплуатации всевозможных тяжело нагруженных агрегатов на морозе общемашиностроительные принципы и рекомендации по смазкам не всегда бывают учестны.

Тот-же самый литол-24 и его импортные аналоги, коими много чего шприцуется в сезон и которые вроде должены работать от -40 при гораздо меньших морозах иногда запросто рвут сепараторы подшипников.

Например считается, что смазки надо класть определённое количество, а как на собранном узле определить сколько её там.

Вроде подразумевается, что лишнюю смазку узел должен сам раскидать при разогреве во время работы, а может он не греется ни фига, а наоборот стынет, например стоящие у нас повсеместно электродвигатели с отдельным принудительным охлаждением.

 

И тот-же литол кто-нить зимой обязательно в обгонную мувту нафигачит - там и пружины-то расплющит нах...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Посему нормальные мужики в наши нормальные танки подают куда надо жидкое масло. Ну и что, что в масле, зато морозы нам непочём. Правда японцы, с..., на наших морозах тоже безотказны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ЭЭЭЭЭЭЭ.. У меня мотоцикл, у него есть электростартер, а там естественно обгонная муфта...

Так вот , я к чему... Обгонная муфта там стоит не на стартере а под крышкой , в масле. Конструкция совсем не такая как на авто. Я к чему речь веду, масло у мотоциклов не такое как автомобильное, может это то что Вам надо?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Тоже имел на своем мотоцикле близость с обгонной муфтой. Достаточно небольшого износа - некруглости роликов, внутренней дорожки и выработки в криволинейных пазах - и ролики идут юзом, не входя в зацепление. И холодный двигатель завести невозможно - вязкое масло усугубляет ситуацию.

Так что чем меньше вязкость масла - тем лучше работает муфта.

П.С: на заводе мне сделали ролики увеличенного диаметра из ШХ-15, проблему решил.

post-3851-1253466567_thumb.jpg

Изменено пользователем Макс35

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

сейчас в производстве приводов с роликовой обгонной муфтой закладывается"Molykote 33 medium" а какой раньше циатим использовали, уже не помнят. но дешевле, так у кого найти :cray:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из детства смутно вспоминается чья-то рекомендация по смазке велосипедной задней тормозной втулки типа "Торпедо":

Подшипники - консистентной смазкой!

Ведущие ролики (роликовая обгонная муфта) - тонким! слоем жидкого!! масла!!!

 

Как-то (пацан, интересно же), смазал Литолом (ЦИАТИМ-221 или чем-то подобным) ведущие ролики. Результат - проскальзывание вперед, как мне и обещали.

Перемыл керосином, смазал И-20 (точно помню) - как рукой сняло.

 

В велосипеде узел-то устоен попроще, чем описывает топикстартер, но общие закономерности должы быть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Велосипедные проблемы со смазкой обгонной муфты тоже с детства знакомы, посему про общие закономерности согласен.

Кстати велосипедная обгонная муфта на тончайшем слое циатима обычно работает, но если от души забить литолом, то "прострелы" бывают такие, аж задница болит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хорошая информация с справочнике Анурьева.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Хорошая информация с справочнике Анурьева.

Спасибо, действительно есть... и как я про Анурьева забыл (точно осень и положение светил сказывается)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всех категорически приветствую. 

В Анурьеве, том 2, стр 229 дано описание и чертежи обгонной муфты двухстороннего действия (Группа III. Муфты, передающие мед­ленное и ускоренное вращение в двух на­правлениях).

Вопрос собственно сводится к тому - а видел ли их кто-нибудь? Где применялись/применяются?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 час назад, _STALKER_ сказал:

Вопрос собственно сводится к тому - а видел ли их кто-нибудь? Где применялись/применяются?

А  почему возник вопрос, в инете всё есть.  Достаточно сказать, что на этом механизме работают почти все страховочные системы и почти все велосипеды, конечно в вариациях, а не в точности по Анурьеву. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.