Перейти к содержанию
Костя Днепр

Как напрессовать алюминиевую шестерню на стальной вал ?

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте. Столкнулся с проблемой при реставрации двигателя с автомобиля Chevrolet Nova 1978 года.Проблема в следующем : как правильно запрессовать новую шестерню ( алюминиевый сплав ) на вал ( чугун или сталь ) ? Разность в посадочных диаметрах ( то бишь натяг ) составляет 0,16 мм , что очень много.Теоретически шестерню ( либо вал ) можно проточить для уменьшения натяга.Но до какой величины, чтобы шестерня не лопнула при запрессовке и не слетела в процессе работы ?

1.Старый вал и шестерня.Глухая посадка без каких-либо болтов выполнена на горячую.

2.Новый вал и шестерня.

 

01.JPG

03.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В старой натяг какой?

Новую в духовку (150-180) и васякот.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

1.Натяг старой шестерни, к сожалению, уже не проверить.Мне не удалось её демонтировать съёмником.Но "помог" один специалист, который её попросту сломал в прессе.

2.На фото две шестерни коленвала.Снизу - старая, которая без проблем была снята при помощи съёмника.После промера внутренних диаметров, разность составила 0,04 мм.Т.е. на новой натяг равнялся 0,08 мм, что абсолютно лишено смысла, т.к. после неё ещё прессуется шкив.Я так подозреваю, что и шестерня распредвала изготовлена с уменьшенным диаметром, что в свою очередь даёт чрезмерный натяг.

 

04.JPG

Изменено пользователем Костя Днепр
Опечатка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я так думаю, что натяг 0,05...0,03 мм даст вам возможность сборки и гарантию несмещения щестерни при работе. ИМХО.
Вообще в институте решали даже задачки подобные с расчетом натяга в соединении. Но формул не помню.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я нашёл в инете такой ответ :

" У стали порядка 14, у алюминия 23 мкм раширение метра длины на градус нагрева.Теперь прикидываем. Разница в КТР 9 мкм на метр на градус.При диаметре 10 мм и нагреве до 200 градусов натяг на 18 мкм снизится.Это существенно. Но само не спадет. Обычно для дюраля натяг не меньще 30 мкм делаю."

Но здесь речь идёт о разпрессовке.Если я правильно понял написанное, то при нагреве шестерни до 200 градусов на диаметре 32 мм натяг уменьшится на 0,054 мм. 0,16 - 0,054 = 0,106 мм. Всё равно остаётся слишком много.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Костя Днепр сказал:

Но "помог" один специалист, который её попросту сломал в прессе.

Старую снимали - грели?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Старую, как я писАл выше, сняли без моего участия - так уж получилось. Никто её не грел и оправка для её полноценной распрессовки изготовлена не была.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На фотографии новая шестерня и вал имеют шпоночное соединение. Я бы делал натяг 3-4 сотки (путем протачивания внутреннего диаметра шестерни), разогревал шестерню до 150 градусов при этом увеличение размера отверстия шестерни происходило бы на 7-8 соток (разница температур около 130 градусов на диаметре 32 мм), если я все правильно посчитал. Этого должно хватить для плотной посадки шестерни на вал и перестраховки от разрушения из-за большого натяга.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Спасибо за ответ. По  таблице посадок натяг " сталь по стали на горячую " для диаметра 32 мм составляет максимум 0,05 мм. Для горячей посадки " алюминий по стали " этого значения будет достаточно ?

Изменено пользователем Костя Днепр

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 минуту назад, Костя Днепр сказал:

Для горячей посадки " алюминий по стали " этого значения будет достаточно ?

нет конечно, я бы не парился с посадкой. настроить нутромер, нагреть шестерню до 150-180 градусов и проверить что там с диаметром получается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
54 минуты назад, Костя Днепр сказал:

Спасибо за ответ. По  таблице посадок натяг " сталь по стали на горячую " для диаметра 32 мм составляет максимум 0,05 мм

Маловато будет. Запорное кольцо на полуоси садится с натягом выше десятки. 

Изменено пользователем mister.Zig-Zag

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Гнездо клапана в головке ЯМЗ. Лично изготавливал. Натяг- десятка. Моторист ворчал- мог бы ещё на пару соток туже сделать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, viter50 сказал:

нет конечно, я бы не парился с посадкой. настроить нутромер, нагреть шестерню до 150-180 градусов и проверить что там с диаметром получается.

Была такая задумка.Оказывается сохранилась сердцевина шестерни.Завтра на работе промеряю в купе со старым валом.

37 минут назад, mister.Zig-Zag сказал:

Маловато будет. Запорное кольцо на полуоси садится с натягом выше десятки. 

Кстати, да.Там натяг хороший.А до какой максимальной температуры можно греть шестерню ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 часов назад, Костя Днепр сказал:

до какой максимальной температуры можно греть шестерню ?

Думаете она выростет до размеров хула-хупа?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, dzintars сказал:

Думаете она выростет до размеров хула-хупа?)

Нет, не думаю :classic_biggrin: Но и перегревать не хотелось бы.

Сегодня померил натяг по старой шестерёнке - 0,06 мм. Снова измерил тот же показатель для новой - результат тот же 0,16 мм. Диаметры обеих валов ( старого и нового ) - абсолютно одинаковые.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20.05.2019 в 19:14, mister.Zig-Zag сказал:

Маловато будет. Запорное кольцо на полуоси садится с натягом выше десятки. 

так её и греют докрасна. И нагрузка на неё не сравнима с данным случаем

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 минут назад, Костя Днепр сказал:

Сегодня померил натяг по старой шестерёнке - 0,06 мм

вот и всё. Делайте 0,06...0,07 и будет щастье.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А если вал охлаждать дополнительно? 

Шестерня косозубая, значит есть осевая состовляющая силы.

Натяг может быть оправдан. Например БМВ охлаждает теже седла клапанов в жидком водороде.

(смотрел в одном фильме про моторы). И нагреть можно градусов 220-240.

Я так делал правда обе детали были из алюминия. 

Но сначала нагревали понемногу и мерели расширение отверстия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
28 минут назад, Костя Днепр сказал:

Сегодня померил натяг по старой шестерёнке - 0,06 мм. Снова измерил тот же показатель для новой - результат тот же 0,16 мм. Диаметры обеих валов ( старого и нового ) - абсолютно одинаковые.

Размер старой думаю подрос из за деформации, ал все таки.

При холодном снятии с алюминия могло сойти пару соток.

Какова шероховатость в отверстии новой ше-ни? Может там достаточно грубая поерхность..

Честно говоря давно бы одел как есть. Десятка не порвёт вашу шестеренку, поглотит деформация. Была бы пара сталь-по-стали стоило бы чесать репу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В старой треснутой внутри какая то втулка или что это на фотке ?

Из какого она алюминия ещё?

 

Вообще странно-под шпонку с таким натягом не обычно не собирается.Вернее собираются самодельные детали ,где шероховатость как резьба. А тут-зеркало.Чем выше чистота-тем тяжелее давитися. Она перекосится -начнет стружку резать или треснет.

Ничего с размерами не напутано-может это какой ремонтный или что то ещё?

Какое то осевое крепление есть или она сидит только за счёт посадки?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Бендажи на ЖД колёсных центрах тоже садят нагревом. И усилия там при работе немалые. Но нужно не забывать, чтобы не расплавить алюминий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
21.05.2019 в 20:41, dzintars сказал:

Размер старой думаю подрос из за деформации, ал все таки.

Допустим.Но не мог же диаметр после распрессовки увеличиться на 0,1 мм ?

21.05.2019 в 21:05, ИВАН-ОТВЕРТКА сказал:

В старой треснутой внутри какая то втулка или что это на фотке ?

Втулки нет. Полированная поверхность.

21.05.2019 в 20:41, dzintars сказал:

Десятка не порвёт вашу шестеренку, поглотит деформация.

Десятка не порвёт, а вот 0,16 - уже боязно.

21.05.2019 в 21:05, ИВАН-ОТВЕРТКА сказал:

Ничего с размерами не напутано-может это какой ремонтный или что то ещё?

Нет. Промерял дважды.Есть предположение, что это ремонтный размер, на случай износа вала.Как я отметил выше в шестерёнке коленвала ( новой ) натяг был вдвое выше, чем у старой.

21.05.2019 в 21:05, ИВАН-ОТВЕРТКА сказал:

Какое то осевое крепление есть или она сидит только за счёт посадки?

Осевых крепление - нет.Держится на валу только за счёт посадки. Если бы шестерня крепилась как на большинстве авто болтом, то я бы тупо уменьшил натяг, и даже бы не сомневался.С шестернёй коленвала я так и поступил, потому что она поджимается шкивом.

Изменено пользователем Костя Днепр
дополнение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Приветствую.Спасибо всем за отзывы.Сегодня проблема наконец-то была разрешена.После дополнительного промера другим человеком и другим инструментом была вычислена новая величина натяга - 0,11 мм.Отчего такая погрешность - пока не разобрался. Далее шестерня была нагрета в масле до температуры 150 градусов.БОльшая величина нагрева ведёт к нарушению структуры сплава со всеми вытекающими.Потом на зафиксированный вал при помощи массивной наставки и 1-кг молотка шестерня была насажена.Сопротивление при этом было незначительное.Насадил примерно за 3-4 удара.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.