Перейти к содержанию
Caster

Карбонитрирование в твердых средах

Рекомендуемые сообщения

Господа термисты, вопрос по практике. Зависит ли глубина слоя, его качество и твердость на поверхности, от марки стали и предварительной термообработки деталей, проходящих этот процесс. Температура 550-560 градусов, состав смеси 60 процентов древесного угля и 40 процентов желтой кровяной соли, насыщенный слой  рассматриваю по-старинке, 1 час на режиме, 0,01 мм насыщенного слоя

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Еще как зависит. я не практик в данном виде ХТО - но так как это все равно диффузионный процесс насыщения детали азотом и углеродом, то на диффузию этих элементов и соотв. качество насыщенного слоя влияет напрямую металл. матрица (то бишь микроструктура посредством предв. ТО), наличие опред. лег. эл-ов (марка металла), качество металла (загрязненность), а также способ его изготовления.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

За один час при карбонитрации слой будет глубже. ЖКС не нужна.

Тема раскрыта в исследованиях Сергея Вальтман. Гуглится по "пневмоштихель Сергея Вальтман"

Цитата

состав для карбонитрации 40% карбамид(садовая мочевина) 40% кальцинированная сода(бельевая , в бытовой химии) поваренная соль 10% и едкий натр 10%(каустик, щелоч для аккумуляторов щелочных) в ,,сапфире,, можно купить .

https://www.jportal.ru/forum/forum76/topic16614/?PAGEN_1=39

 

23 минуты назад, Мажорик сказал:

я не практик в данном виде ХТО - но так как это все равно диффузионный процесс насыщения детали азотом и углеродом, то на диффузию этих элементов и соотв. качество насыщенного слоя влияет напрямую металл. матрица (то бишь микроструктура посредством предв. ТО), наличие опред. лег. эл-ов (марка металла)

Да, все так. http://www.informdom.com/metalloobrabotka/2018/2/karbonitraciya-v-rasplave-solei-shiroko-primenyaemaya-v-mirovoi-praktike-i-nezasluzhenno-zabytaya-u-nas.html

Интересно кстати может ли слой после карбонитрации выдержать такое же удельное давление, как после цементации? На гвоздях, как пишет Вальман, после перегиба слой отслаивается.

Если по карбонитрированному слою пустить игольчатый подшипник, не продавят ли ролики слой.

Изменено пользователем IvanIvanov76
Исправлена ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 минут назад, IvanIvanov76 сказал:

Интересно кстати может ли слой после карбонитрации выдержать такое же удельное давление, как после цементации? На гвоздях, как пишет Вальман, после перегиба слой отслаивается.

Если по карбонитрированному слою пустить игольчатый подшипник, не продавят ли ролики слой

надо смотреть на качество слоя (наличие пор, белый слой), прочность материала под слоем. Если в общем, то при высоких нагрузках, в особенности ударных, цементированный слой лучше.

на изгиб понятное дело потрещит, пластическая деформация слоя мала. Тут указана темп. 550-560 град, т.е. больше нитроцементация в моем понимании. А вот на роликах подшипника надо смотреть еще толщину слоя, так как максимальное контактное напряжение лежит не на поверхности, а на опред. глубине под площадкой контакта. Хотя питтинг на карбонитрированных деталях ( в газе) позже появляется (большое количество остаточного аустенита, но если говорим о карбонитрировании при темп. от 880-900 град)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Мажорик сказал:

Если в общем, то при высоких нагрузках, в особенности ударных, цементированный слой лучше.

Причем намного лучше. По данным Зинченко, разница в стойкости азотированных и цементированных шестерен несколько раз. "Зинченко В.М. 2001 Инженерия поверхности зубчатых колес методами химико-термической обработки"

 

2 минуты назад, Мажорик сказал:

А вот на роликах подшипника надо смотреть еще толщину слоя

Я имел в виду карбонитрацию беговой дорожки(обоймы) подшипника, а не роликов. Ролики обычные, объемно каленые. Обоймы под них обычно делают тоже из ШХ15. Применима ли для обоймы карбонитрация, это большой вопрос. Поскольку удельные давления в роликовом подшипнике даже больше чем на зубьях шестерен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, IvanIvanov76 сказал:

Применима ли для обоймы карбонитрация, это большой вопрос. Поскольку удельные давления в роликовом подшипнике даже больше чем на зубьях шестерен.

Скорее всего экономически нецелесообразна, когда можно взять ШХ15 и закалить.Удельные давления то больше, спору нет, но нет ударных нагрузок, а это важно.

Но при карбонитрировании с высоких температур на цементир.стали типа 18ХГТР, как я указывал на зубчатом зацеплении, посредством смягчающего деиствия ост.аустенита контактные нагрузки лучше переносятся и выносливость зацепления повышается (делали опыты сами)

 

8 минут назад, IvanIvanov76 сказал:

По данным Зинченко, разница в стойкости азотированных и цементированных шестерен несколько раз

ну в несколько раз это уже немного преувеличено, в основном порядка 15-30% выигрыш (DIN 3990 к примеру). Правдя, смотря, что за стойкость он там имеет в виду - устал. прочность (изгиб, кручение) на ножке, усталость по контакт. напряжения по бок. стороне зуба или еще что-то?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
46 минут назад, IvanIvanov76 сказал:

Интересно кстати может ли слой после карбонитрации выдержать такое же удельное давление, как после цементации?

Есть материалы стойкие к отпуску, где и на 600 существует мартенсит, если вспомнить о них, то большая цена не всегда препятствует узкому применению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
15 минут назад, Мажорик сказал:

Скорее всего экономически нецелесообразна, когда можно взять ШХ15 и закалить.

ну да, но это не всегда возможно. Коленвалы 2т движков например. Там на шейках объемная закалка недопустима, и места под внутреннюю обойму нет, поэтому приходится цементировать саму шейку.

15 минут назад, Мажорик сказал:

Правдя, смотря, что за стойкость он там имеет в виду

Износ рабочей стороны зуба(питтинг, выкрашивание). Но у Зинченко рассматривалось обычное газовое азотирование. Не карбонитрация. 

Если карбонитрация может быть аналогом цементации, то это же мегаметод. Учитывая какие характеристики она дает и насколько выгоднее по энергии, удивительно что так мало распространена.

Изменено пользователем IvanIvanov76

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, IvanIvanov76 сказал:

Если карбонитрация может быть аналогом цементации, то это же мегаметод. Учитывая какие характеристики она дает и насколько выгоднее по энергии, удивительно что так мало распространена.

Не понял, по какой энергии, если о энергозатратах на процесс, то ИМХО значение есть разве на крупных сериях, технологических выгод-же не отрицаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, IvanIvanov76 сказал:

ну да, но это не всегда возможно. Коленвалы 2т движков например. Там на шейках объемная закалка недопустима, и места под внутреннюю обойму нет, поэтому приходится цементировать саму шейку.

ну тут уже другая песня - коленвалы можно и даже иногда нужно азотировать или нитроцементировать

 

5 минут назад, IvanIvanov76 сказал:

Износ рабочей стороны зуба(питтинг, выкрашивание). Но у Зинченко рассматривалось обычное газовое азотирование. Не карбонитрация

Поставлю все равно его данные под сомнения со столь значительной разницей.Н какие у него условия были и материалы надо почитать. Но это надо в другую тему, тут не об этом.

 

6 минут назад, IvanIvanov76 сказал:

Если карбонитрация может быть аналогом цементации, то это же мегаметод. Учитывая какие характеристики она дает и насколько выгоднее по энергии, удивительно что так мало распространена.

Ничего сложного - необходимо соотв.оборудование, инфраструктура, методы контроля процесса, квалификация персонала, проблемы со шлифовкой,к тому же не на всех сталях будет выгода - лег. элемнты влияют сильно и т.п. Поэтому цементация проще, дешевле и поэтому выгоднее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
26.04.2019 в 12:39, Сергей АА сказал:

Есть материалы стойкие к отпуску, где и на 600 существует мартенсит

В обойме обязательно мартенсит? Бутерброд из карбонитридов и сорбита отпуска под ними в качестве беговой дорожки работать не будет?

26.04.2019 в 12:50, Мажорик сказал:

проблемы со шлифовкой

Шлифуется только эльбором?

А если окончательную размерную обработку проводить до ХТО? Карбонитрация ведь на размеры влияет не так сильно, как цементация?

 

Еще много интересной информации нашлось в журнале Ритм машиностроения, июнь 2018. https://ritm-magazine.ru/ru/magazines/2018/zhurnal-ritm-mashinostroeniya-6-2018#page-4041

 

Изменено пользователем IvanIvanov76

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, IvanIvanov76 сказал:

В обойме обязательно мартенсит? Бутерброд из карбонитридов и сорбита отпуска под ними в качестве беговой дорожки работать не будет?

Можно найти условия при которых работает и сырая сталь, а так для обойм подшипников с типичной удельной нагрузкой и не всякого мартенсита хватает. Троостит подслоя при низких нагрузках может и будет стоять.

Цианирование нормальное вероятно вам не подходит из-за деформаций при закалке, но и низкотемпературное несколько коробит изделия и сколько там будет А-мартенсита.., впрочем не разбираюсь в цианировании, мало им занимался.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
‎27‎.‎04‎.‎2019 в 13:46, IvanIvanov76 сказал:

А если окончательную размерную обработку проводить до ХТО? Карбонитрация ведь на размеры влияет не так сильно, как цементация?

не получится,сам процесс и закалка с той же температуры как и цементация с подстуживанием - размер короблений зависит от детали и материала, но в принципе, на том же уровне - не встречал данных, что чем то принципиально лучше - смысл, в том, что экплуатационные и усталостные характеристики в ряде случаев выше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.