Перейти к содержанию
Авторизация  
Termozarem

Как снизить поводки при цементации и закалке конических колес с круговым зубом

Рекомендуемые сообщения

Добрый день!

 

У нас существует такая проблема:

После нарезания кругового зуба на колесе радиальное биение составляет 0,04 до 0,08 мм. Детали разные - диаметром от 150 до 500 мм.

После цементации, высокого отпуска и закалки колес радиальное биение по зубу составляет 0,15...0,3 (на разных деталях). Детали у нас не шлифуются.

Детали перед термообработкой укладываются как в свободном состоянии (на ступицу), так и в стопке на кольцевых проставках. Проставки устанавливаются на колеса между ступицей и зубчатым венцом.

Закалочных прессов у нас нет, нет соляных ванн и закалочных ванн с возможностью подогрева масла до 150..180 град.

Руководство требует снизить радиальное биение после ТО до 0,1...0,12 мм.

 

Может кто-нибудь знает действенные способы снижения поводок на конических колесах с круговым зубом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если посадочное отверстие большое - относительно внешнего размера, повести может... Остальное менять удобно разве снижением температуры закалки. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да уж, тема наболевшая у многих.

насчёт снижения до 0,12мм конечно нужно очень много.

1. исходный металл. Отечественный металл имеет гораздо большие деформации, чем импортный. Тут импортозамещение не работает вообще. По опыту знаю импортный металл имеет коробление в 1.5-2 раза ниже. 

 

2.  проведите термическую обработку заготовок перед нарезанием зуба : нормализацию или улучшение.

3 уменьшите скорость нагрева и охлаждения при цементации (если газовая). В твёрдой цементации коробление меньше. 

4 ещё порекомендую мерить коробление после каждой термической операции. конечно, наибольшая деформация будет при закалке, но и цементация с высоким отпуском дают свой вклад. можно будет конкретно заняться режимами и оснасткой .

5 при закалке подберите более низкую температуру закалки,что бы твёрдость получалась...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А какую термообработку делаете перед нарезанием зубьев?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Делаем нормализацию заготовок. Перед нарезанием зубьев проводим высокий отпуск 630-650.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Можно попробовать улучшить перед нарезкой, но это значительно повысит трудоёмкость, и отверстие уже нужно и черновая желательно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мы делаем высокий отпуск после токарной черновой обработки. Потом чистовая токарная обработка, плоская и внутренняя шлифовки, нарезание зуба.

Можем выполнить после черновой обработки нормализацию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смысл улучшения в мартенситном превращении по режиму слоя. Но скорее всего их деформирует на выдержке при цементации или от неравномерного прогрева садки, все танцы с бубном до цементации бессмысленны, замеры глянуть после каждой операции - выловить, ну и рихтовка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы не написали самого главного - марку стали и режимы ТО (в частности, . Я вообще не понимаю, как можно давать какие-то советы, не имея данной инфы! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Марки стали 20ХН3А, 20Х2Н4А.

ТО:

1. Нормализация и высокий отпуск в заготовке

2. Выс. отпуск после черновой мех. обработки.

3. Стабилизирующий низкий отпуск перед цементацией (после зуборезки)

4. Цементация. Охлаждение на воздухе.

5. Высокий отпуск.

6. Закалка 780-820

7. Отпуск 180-200

Требуемая твердость 57-63 HRC.

 

Время нагрева и выдержки на каждой операции зависит от конфигурации изделий.

Изменено пользователем Termozarem

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Сергей АА сказал:

все танцы с бубном до цементации бессмысленны

не соглашусь. Так как отжиг проката на металлургических заводах делают очень плохо, экономят. термическую обработку нужно делать в прокате перед механической обработкой

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Тяжелый случай... В высоконикелевых сталях даже в сечении 150-500 мм при охлаждении на воздухе (что при исходной нормализации, что после цементации) образуется смесь феррита, сорбита, верхнего и нижнего бейнита (оба бейнита - с остаточным аустенитом), а в ряде случаев - и мартенсита. И при высоком отпуске все они ведут себя по-разному: мартенсит и нижний бейнит превращаются в сорбит отпуска, а остаточный аустенит и верхний бейнит - в сорбит закалки (пластинчатый). При последующей аустенитизации скорость превращения также различается (причем бывшие ферритные участки оказываются обеднены хромом). Если есть хотя бы две достаточно высокотемпературных печи (в смысле, высокий отпуск проводится в отдельной отпускной печи, а не в закалочной), можно сделать так:

1) вместо нормализации с высоким отпуском - охлаждение на воздухе до 550-650С (до потемнения) и посадка в печь с температурой 600-620С, отжиг для 20ХН3А = 5-6 часов, для 20Х2Н4А =10-12 часов, затем охлаждение на воздухе. Охлаждение вместе с печью до 600-620С - намного хуже, но в крайнем случае можно и так! Структура - феррит + сорбит закалки, по последнему варианту феррит довольно крупный, что не есть гут.

2) Вот не понял, почему  после черновой мех. обработки - высокий отпуск, а после зуборезки - низкий? И тот, и другой делается для снятия напряжений после механички, и лучше всего средний, 400-450С.

3) После цементации лучше охлаждать по тому же режиму, что и вместо нормализации. Если невозможно - ступенчатый отпуск (1 я ступень 310-320С, 2я - 600-620С; для 20ХН3А - 1я ступень =2-3 часа, 2я =5-6 часов, для 20Х2Н4А - 1я =5-6 часов, 2я =10-12 часов; отпуск надо делать в районе нижнебейнитного  и перлитного "носов", так что для 2й ступени 630С еще можно, а 650С явно многовато!)

4) Если отжиг делался по предложенному мной режиму (охлаждение на воздухе до 550-650С и посадка в печь с температурой 600-620С), с режимом закалки можно ничего не менять, а вот если до 600-620С охлаждение проводить с печью - то время выдержки при закалке (не время нагрева, а именно выдержки после прогрева) надо увеличить до 3-4 часов, .т.к. в этом случае ферритные зерна в сердцевине крупные, и для их насыщения хромом потребуется большое время.

Изменено пользователем Weilant
удаление лишнего

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 часов назад, Weilant сказал:

Тяжелый случай...

полностью согласен!!! если конечно Автора этой темы руководство не отправит в отставку за такие технологии, то должно получиться. Но к сожалению и здесь не гарантии 100%.

всё же начните от простого к сложному.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопросы:

по п.1 - Охлаждение до 550-650 с какой температуры?

п.2 - Да, мы делаем ТО для снятия напряжения. Почему это вызывает вопрос? После черновой токарной обработки для снятия напряжений, что порекомендуете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

по п.1 - с той температуры, от которой проводится нормализация (кстати, Вы ее не указали, но обычно для 20ХН3А рекомендуют 870-890С, а для 20Х2Н4А - 900-920С)

п.2. - вопрос в том, почему после черновой токарки и после зуборезки РАЗНЫЕ режимы отпуска? По идее, полсе обеих операций должно быть достаточно отпуска 400-450С

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Добрый день!

А почему такие продолжительные времена выдержки.

Я считаю так : от момента выхода печи на заданную температуру время нагрева и выдержки равно 1,5 мин х макс. сечение: т.е. если сечение 100 мм, то время 1,5х100=150 мин/60=2,5 часа.

Или я ошибаюсь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Заказывали на солидном предприятии различные мерители по чертежам из солидных сталей. Так там предложили изготовить из стали, ЕМНИП, 15 и 20, т.к. после цементации и закалки их мало ведёт. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
19.03.2019 в 12:45, Termozarem сказал:

А почему такие продолжительные времена выдержки.

Я считаю так : от момента выхода печи на заданную температуру время нагрева и выдержки равно 1,5 мин х макс. сечение: т.е. если сечение 100 мм, то время 1,5х100=150 мин/60=2,5 часа.

Или я ошибаюсь?

То, о чем Вы пишете - это время прогрева (для обеспечения одинаковой температуры по сечению детали). А вот после полного прогрева нужна дополнительная выдержка для растворения карбидов и гомогенизации аустенита, и она для разных сталей весьма разная - для заэвтектоидных сталей хватает 5-10 минут, а для доэвтектоидных - от 30 минут до 3-4 часов, в зависимости от уровня легирования и исходной структуры - я ведь писал:

 

14.03.2019 в 10:46, Weilant сказал:

время выдержки при закалке (не время нагрева, а именно выдержки после прогрева) надо увеличить до 3-4 часов

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.