Перейти к публикации

Из сообщений удалены кнопки "цитата" и "мультицитата". Используйте выделение для цитирования.

Alex_anders

Преднатяг ШВП

Рекомендованные сообщения

Знаю, что тема уже многократно обсуждалась, но конкретного ответа так и не нашел.

Восстанавливаю координатно-фрезерно-расточной ЧПУ 24К40СФ4-01, станок новый, никогда не использовался. Особоточный. Нижний стол весом около тонны, верхний около 400кг.  ШВП 50х10СП; на полугайках 92 и 93зуба.

 При сборке оси Х обнаружил тугой ход винта, хруст шариков. Снял, разобрал, промыл, смазал. Все идеально, явно велик преднатяг. Стал его настраивать и возник вопрос, а сколько вешать в граммах?  Понимаю, что по уму надо ставить швп, подсоединять стол, измерять мертвый ход, снимать швп, регулировать и так до бесконечности....   Может быть есть какой-то способ правильно настроить преднатяг, например, по моменту вращения? Тот преднатяг, что настроил по ощущению момента рукой, на 38 зубьев меньше, чем был заводской....

Как добиться нужного преднатяга, при минимальном мертвом ходе, не устанавливая на станок и не в ущерб ресурсу ШВП?

В процессе попыток настройки преднатяга прихожу к пониманию, что и на других координатах ШВП перетянуты, так что вопрос более, чем актуален. Буду благодарен конкретным способам и цифрам.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В документации на станок должно быть всё описано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

сделай так, чтобы при вертикально поставленом винте, гайка под своим весом стронулась и начала вращаться,разгоняясь вниз...иначе туго...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Замените шарики. Шарики надо промерять пассаметром. Разница в 2 микрона. Плюс посмотрите нет ли ступеньки в местах где каналы перехода с гайкой стыкуются. Регулируйте до возникновения небольших закусываний при вращении с небольшим усилием от руки. Не стесняйтесь ударить медной выколоткой в торцы корпуса гайки. Удар должен быть чувствительным плотным. И вы увидите как натяг ослабнет сразу, гайки просто займут свое положение. Опять подтянуть и опять ударить увесистой медяшкой. Конечно же усилие от руки надо проверять поближе к середине винта. На краях он не работает. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас был и станок и момент вращения мы ставили. И книги читали. И все делали. В итоге пришли к такому способу. Небольшие закусывания при медленном плавном вращении от руки. Б/у винты лучше не сделаешь. И люфт пару соток все равно будет. Там еще опорные подшипники. Потом еще ремень или муфта. Набежит. Не стремитесь к идеальному нулю. Плюс если есть клин на салазках он тоже влияет на отработку размера. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, den сказал:

Небольшие закусывания при медленном плавном вращении от руки. Б/у винты лучше не сделаешь.

Винты у тс новые, но тоже пользуюсь этим методом. Вращение очень медленное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

при “закусывании” шарики скользят,что вредно...вредно и стучать по гайке, якобы для самоустанавливания..  

если известен люфт, несложно высчитать и смещение гаек

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад, rv3dmg сказал:

В документации на станок должно быть всё описано

Есть пару мануалов, прежде, чем создать тему, перечитал. Увы, про преднатяг ничего....

 

11 часов назад, Z ANDREY сказал:

сделай так, чтобы при вертикально поставленом винте, гайка под своим весом стронулась и начала вращаться,разгоняясь вниз...иначе туго...

Если гайка пойдет вниз, то это уже люфт, или очень малый преднатяг. Этот станок однозначно с преднатягом работает. Особенно, глядя на заводские регулировки, от руки проблематично провернуть при реверсе.

 

8 часов назад, den сказал:

У нас был и станок и момент вращения мы ставили. И книги читали. И все делали. В итоге пришли к такому способу. Небольшие закусывания при медленном плавном вращении от руки. Б/у винты лучше не сделаешь. И люфт пару соток все равно будет. Там еще опорные подшипники. Потом еще ремень или муфта. Набежит. Не стремитесь к идеальному нулю. Плюс если есть клин на салазках он тоже влияет на отработку размера. 

Пока ждал сообщений, пробовал регулировать, и пришел к варианту настраивать по хрусту, точнее практически по окончанию хруста ). При этом гайка проворачивается с явным, но незначительным усилием от руки, сама не сползает по винту вниз. Если резко крутатуть гайку, по инерции она делает 1/4 - 1/2 оборота и останавливается. Смазка жидкая Mobil vactra oil 2. Но и при этих критериях диапазон настройки 10-15 зубьев, то есть примерно 1- 1,5 сотки преднатяга.

 Есть предположение, что винт сыроват, отсюда и большой диапазон настройки. По чертежу сталь 8ХФ, твердость 60 ед. Вижу следы закалки ТВЧ, но, сравнивая надфилем с образцом твердости, хорошо если 2/3 заявленной твердости будет, а то и меньше половины....  Могут ли в этом быть проблемы с неоднозначностью настройки?

Винты вроде делал одесский завод Микрон.

Изменено пользователем Alex_anders

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вредно вообще на станке работать потом, если вам верить Андрей. Скольжение шара оно в какой то мере происходит всегда. Шар не касается в точке. А по линии. Контактные напряжения этому способствуют. Так вот на этой линии есть точки касания с разными радиусами. Линейная скорость на каждом радиусе своя. Так как угловая то одинаковая. Разная скорость это разный путь. А значит скольжение. На каналах перехода, от плохих шаров и от дефектов поверхности винта и гайки от мусора в смазке и происходят эти рывки. Больше не от чего...

Ударять не то что можно, а нужно. Иначе потом при работе люфт появится. Гайки утрясутся как то и место себе найдут. То что сделано в союзе не идеально и тут свои методы работы. 

В германии или японии или где там еще, конечно не лупят по гайкам и люфты проволочками не вымеряют. 

Но это уже совсем другая история...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Диапазон настройки? Что вы конкретно имеете в виду? 10 15 зубьев? Не забывайте что на малых величинах все резиновое становится и пружинит. Пылинка превращается в слона. Микроны подтянуть, точно еще никому не удавалось. Чтобы вот замерил люфт. Подтянул ровно там столько то зубьев поставил и убедился что столько то микрон ушло и ни микроном больше или меньше. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минут назад, den сказал:

Диапазон настройки? Что вы конкретно имеете в виду? 10 15 зубьев? Не забывайте что на малых величинах все резиновое становится и пружинит. Пылинка превращается в слона. Микроны подтянуть, точно еще никому не удавалось. Чтобы вот замерил люфт. Подтянул ровно там столько то зубьев поставил и убедился что столько то микрон ушло и ни микроном больше или меньше. 

А то, что в диапазоне регулировки натяга 15 зубьев (1,5 сотки), по ощущениям ничего не меняется вообще. Ни момент ни хруст.  Сейчас попробую моменты измерить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Намотайте веревку на корпус. Возьмите электронный безмен. Зацепите и тяните до страгивания. Трение покоя выше усилием конечно. Но как то оценить можно. Диаметр намотки даст вам искомый момент.

Изменено пользователем den

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В текущий момент 0,5-0,76 НМ. Точнее измерить не получается, момент плавает. Много это или мало?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здесь ответить очень сложно. Во всяком случае мне. Отказались от станка для измерений очень давно. Наверно поэтому. Каждый винт закусывать начинает по своему. Я и сам тянул бывало туго на руку но без рывков. А бывает чуть натянешь он рывками пошел. Да еще и люфт потом большой остался. Рывки мешают размеры отсчитывать. 

Изменено пользователем den

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, den сказал:

То что сделано в союзе не идеально и тут свои методы работы.

во времена Союза завод Микрон выпускал довольно приличные  ШВП.. доводилось заниматься  и регулировкой и обслуживанием..как впрочем и германским и японским  оборудованием....все регулировались  без молотков..

поломав  оборудование по своей вине ,  в оправдание не стОит  пенять на производителя ...так часто с этим сталкивался...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да хорошо они сделаны когда то были... Работают некоторые до сих пор. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Alex_anders сказал:

В текущий момент 0,5-0,76 НМ. Точнее измерить не получается, момент плавает. Много это или мало?

В мануале указан только момент холостого хода упорных подшипников опоры при регулировке. 1,1 НМ. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Alex_anders сказал:

Если гайка пойдет вниз, то это уже люфт, или очень малый преднатяг.

то , что Вам нужно.....

впрочем, как хотите...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Станок координатный усилия на пару незначительные. Жесткость большая не нужна. Натяг тоже небольшой должен быть. Это же не фрезерный станок где съемы больше делают. Там натяг по идее больше. Андрей конечно очень слабую натяжку предлагает. Если новый небольшой винт собрать в корпус гайки и вертикально поставить. Смазка отсутствует консистентная. Хотя мы набиваем консистентную перед сборкой. Отсутствуют грязесъемники, которые тоже тормозят. Возможно при легком натяге и идеальных переходах она вниз сама и поедет крутиться. Но это какой то идеальный вариант. Который я не встречал. И еще после этого под нагрузкой люфты появиться не должны. Шарики на переходах все равно с рывком заходят на советских парах. На буржуйских плавное довольно плотное вращение. Решайте сами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чтобы было все вообще по букве закона. Надо знать параметры станка. Жесткость и податливость к примеру. Потом рассчитать нужные нам величины. Конструктор сможет это сделать. Потом это все реализовать технически. Крутовато. Параметры станка у производителя. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Настроил я преднатяг по моменту гайки 0,8 НМ, это получилось значительно слабее, чем заводской. Щелчки пропали.

Однако, при подсоединении стола, вновь наблюдаются ощутимые щелчки (примерно двухкратный момент от нормального хх), особенно после реверса, видимо некачественно сделаны переходные канавки. Попробовал вторую ось- то же самое. Собрал как есть. Думаю, после запуска станка, покатать недельку по программе с малыми подачами и постоянным реверсом, на всей длине стола. Переходные канавки явно мягче тела гайки, может и прокатит....

Изменено пользователем Alex_anders

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А люфты сколько получились? А сколько осевой люфт винта? Вы замеряли? Шарики вы перемеряли перед сборкой на предмет их некруглости и разноразмерности? В новых винтах бывает один шарик больше других. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ни мертвый ход, ни осевой люфт винта я не измерял. На станке еще не установлены сервоприводы.  Шарики тоже не проверял, т. к. снимал только с целью отрегулировать преднатяг, в выходные.   Да и по характеру подкусываний это переходные канавки. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 А мой совет такой... Уж коль регултруете шариком винтовую пару.. Потрудитесь сделать переходную втулку и сгоняете гайку на втулку. Ставите на левой и правой гайке месте, запоминаете и разбираете. Потом все моете, чистите и перепроверяете все шарики. У вас координатный станок. После сборки гайки заводите гайку на винт и осуществляете настройку гайки... Если гайка у вас дифференциальные, значит регулируете. Поворот левой и правой полугаек кратный 5. Считаете каждый поворот,что слева то и справа. Можно свести гайки чтобы было жёстко от руки и потом отводите гайки слева и справа на 10зубов...это будет около 0.01мм натяга. Что является достаточным. Это примерно 20кг усилия. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если что мертвый ход можно и без приводов проверить. Делаете из тонкой проволочки стрелки. Ставите на пластилин одну на винт другую на корпус опоры или станину. На подвижный орган упереть индикатор часового типа. Крутните немного винт запомните в какую сторону. На индикаторе поставьте ноль. Совместите стрелки на глаз поточнее. Затем в туже сторону на четверть оборота и назад до совмещения стрелок как можно точнее остриями вместе. Если нет люфта индикатор вернется на ноль. Ну а если есть то покажет его. 

Шарики не проверили. Это ваша серьезная ошибка... Бывает набивают сепараторные шарики через один. Один меньше следующий в размер. И между гайками они могут отличаться. Не одинаковые. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×