Перейти к содержанию
Авторизация  
Maroder

Антифрикционные металлы

Рекомендуемые сообщения

Раз в пять лет мы осуществляем полный капремонт станка... Но, это все нудятина... а дело-то вот в чем. Фотографировать станок не стану, ибо на базе токарника-чеха создано устройство автоматической подачи и перемещения пресс-форм (ПФ) для экструзионного литья, которое афищировать мне не хотелось бы... Дак вот, узел поперечной подачи ПФ на самозапирающееся сопло экструдера задолбал меня в дым. Сконструирован, точнее доконструирован он просто. Стол поперечной подачи сидит на ластохвосте, в котором живет червячный винт, проходящий через закрепленную на дне стола втулку. Пустой конец винта разгружен упорным подшипником качения. И все выше описанное - без нареканий. Проблемы на другой стороне... Другая сторона червячного винта на шпонке сидит в пустотелом валу, другая сторона которого проходит через втулку, живущую в корпусе суппорта. Ну и на конце этого пустотелого вала, торчащем из суппорта, через редуктор сидит мотор привода стола. Вот все-то проблемы в этой долбанной паре пустотелый вал - втулка.

 

Первый раз вал словил клина 5 лет назад; и тогда все ишо было "родное"... Дак вот вал елозил по чугунной втулке... Недолго думая ломанулись к токарю: "Слабаешь размер в размер? - Да не вопрос!". Слабал - поставили - на втором проходе - клин... Пошли к конструкторам: "Хелп ми! - Хе, дык вал-то каленый, а чугунину-то вы простую засадили! Вот вам и писец! Нада латунную втулку - тоды будет гуд!". Опять к токарю - снова поставили - через 3 дня клин... Опять к конструкторам, но к другим: «… похоже, что вал сделан из стали марки «40Х», для вала из этой стали в условиях работы с маленькими скоростями и большими реверсивными нагрузками нужна степень закалки 49÷54 единиц. После такой закалки, вал даже после полировки остается темным – тонированным. Здесь же после полировки вал светлый, т.е. степень его закалки недостаточна. Поэтому вследствие схожих плотностей вала и втулки и происходят задиры. Втулку же надо обязательно делать из «сыпучей бронзы», добавление графита в неё делает её антифрикционные способности просто великолепными». Токарь сделал все по рекомендациям конструкторов; снова всё собрали и... проработали 5 лет без всяких смазок...

 

Снова - клин... Разобрали - высыпалась куча бронзы... Вал в задирах, втулке - писец... Полирнули вал, новая втулка - через 10 проходов - клин... Полировали - шлифовали - сутки - клин... И вот сижу на асфальте в лыжи обутый; и то ли лыжи не едут, то ли я офигевший... Найти у нас конструктора низя; Токарь - один и в отпуске... Народ, проявляя участие говорит, что надобно обеспечить смазку, а я им говорю, что в оригинале; да и у нас 5 лет все работало и без смазки... Другие говорят, да тебе бронзу железистую подсунули, а надо было бы фосфористую, ну или оловянистую... Блин, и если б я в этом хоть что-нибудь бы понимал...

 

Парни!!! Научите меня раз и навсегда: Малые обороты, охрененные нагрузки с реверсом, вал-сталь, втулка - х.з. Из какого материала лучше делать втулку? Как определить этот материал, как он обозначается? Его особенности: цвет, вес или мягкость? Надо ли полировать-шлифовать рабочие плоскости вала и втулки? Может закалить вал до 50 едениц? Какие зазоры делать между валом и втулкой с учетом теплового расширения и условий работы? Втулка имеет очень плотную посадку в корпус суппорта (ставится оправкой с молотком, снимается обратным молотком) - а она могет сузиться после посадки или нет? Соединение вал-червяк через шпонку не без люфтово и может приводить к несоосности вращения вала, которое разбивает втулку с задирами? А может между втулкой и валом всандалить упорный подшипник или скажется разница металлов? А вообще, надо ли смазывать пару вал-втулка? Если надо, то чем? Вобщем, помогите чем можите...

 

З.Ы. Я читал тему Nifty о вероятной необходимости смазки подшипников скольжения... И очень хорошо понял, что я ничего не понял, во всяком случае для себя в данной конкретной ситуации...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ЗАдиры на валу это признак перегрева пары либо от слишком больших нагрузок либо от несоответствия материалов.

Фрикционная пара всегда состоит из мягкого материала и твердого. В качестве гайки - верно, мягкий, особливо надо использовать берилиевую бронзу, для вала - верно, закаленная и полированная поверхность с высокой твердостью.

Несоосность - как одна из причин, когда вал перекошен в гайке и образуются зоны с повышенными нагрузками, в них и происходит перегрев и износ.

Пару трения перед эксплуатацией было бы не плохо обкатать друг по другу, т.е. погонять без нагрузки со смазкой, постепенно увеличивая нагрузку, дабы убрать все микронеровности и дефекты поверхностей.

Гайку можно удлиннить, если есть возможность, что бы увеличить площадь контакта с валом, дабы снизить нагрузки на пары трения.

Так же наличие смазки в парах трения как одно из самых необходимых условий - консистентной смазкой, защитить от попадания абразива.

Зазор необходим для исключения заклинивания при высоких температурах, думаю, в пределах полу миллиметра (понимаю вал диаметром не малый).

 

В общем материал гайки - берилиевая бронза.

Желательно увеличить длину гайки (количество витков в гайке)

Обеспечить соответствующую твердость вала (думаю единиц 45 HRC должно хватать, поправьте если не так)

Обеспечить работу вала без перекоса в гайке.

Перед эксплуатацией с полными нагрузками произвести "обкатку" пары, постепенно увеличивая нагрузку, при наличии смазки.

Обеспечить присутствие консистентной смазки с защитой от возможного абразива (если абразивоопасное производство).

 

Эти меры должны исключить возникновение задиров. Так же надо посчитать нагрузку в паре трения, возможно что пара работает на предельных параметрах, что не сулит долгой жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
пара всегда состоит из мягкого материала и твердого.

Не всегда! Бывает твердое по твердому.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

2 Gribnick: Возможно я не внятно обрисовал трабл, но он не в паре червяк-гайка, а в паре вал привода вала червяка-втулка.... Увеличить площадь соприкосновения, удлинив втулку невозможно - пойдет ослабление соединения вал привода-вал червяка через шпонку... Как я определю бериллиевая бронза или железистая? Ф вала 14,4, втулка 14,65. При ф вала 14,55, втулка 14,7 был мертвый клин (выдавливал прессом), сча удалось сбить оправкой... Убрать люфты в паре вар червяка-вал привода я смогу тока переточкой вала привода - у нас здесь таких спецов нет... Калить его тоже негде... И вообще надо гнать план - рыба не ждет... И по поводу смазки: ну оно же работало без смазки!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Размер что то напоминает размер втулки бронзографитовой от стартера жигулей классики и переднеприводных. Я бы попробовал ее посмотреть и применить если размер подходит. Точно вот размер отверстия в ней не помню.. И главное их можно купить практически всегда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Паш, уточни. Клин из-за перекоса или чистый задир?

И какая длина втулки?

Я б вообще в такой ситуации поставил линейный подшипник... или сделал бы его из 6-ти обычных.

По подшипникам вал на за что не заклинит

Когда долго работало - везло с материалом... Так не всегда бывает

 

 

бронзографитовой от стартера

 

Ресурс подшипника стартёра - 3 часа :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

2 Alex22: Чистой воды задиры... Длина 25, ф наружный 28; плюс с одной стороны упорный флянец... У переживающих было предложение засунуть во втулку игольчатый продшипник... В общем из-за срочности врезал тавотницу - буду смотреть... Но, на мой взгляд трабла это не устранит...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Паша, вот встретил среди старых тем: "БрХ,БрХЦр,БрСр-электротехнические бронзы т.е. проводимость теплостойкость и подобная хрень

БрОЦС ,БрОС,БрС- самые простые в ОБРАБОТКЕ ,прощают огрехи мехобработки и вал им каленый или нет до балды ,любимая всеми БрС30 ваще зря называется бронзой это скорее композит, но играть с ним

БрАЖ,БрА ,БрАЖМц,БрАМц,БрАЖН,и тд.и тп. в печи малой не получить ,и даже конторы серьёзные меньше каменс-уралльского, КВ и т.п. которые ЛЬЮТ в кокиль, песок,а не прессуют гонят гно. Вал каленый полированный,размер поймать на втулке жо@па. Но БрАЖН -калится и старится.И все равно БрА тепло не любит и коэфиценты тепловые со сталью увы....

Ищите здесь БрБ коэф скольжения со сталью, с БрБ. Коэф тепловой совпадает со сталью,но калить обезательно,старить и вал калёный и полированный. "

Особенно интересен последний абзац (автор fregat ).

Попробуй написать ему в личку...

Да, вот этого: "У переживающих было предложение засунуть во втулку игольчатый продшипник..." делать НЕ СТОИТ! (вал подшипник точно сжует!) Или поверхность вала должна быть с HRC 60...65

Изменено пользователем starik_sedoi

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
Не всегда! Бывает твердое по твердому.

Где бывает? При каких условиях? Наличие смазки? Нагрузки? Условия работы?

При таких показателях очень вероятна скорое выкрашивание поверхностей.

Даже пары шестерен при некоторых условиях делают с различной твердостью поверхностей, отличающиеся на десяток-два по HRC.

 

При условиях данной темы твердое по твердому ни к чему хорошему не приведет, как минимум - вал на свалку.

Изменено пользователем Gribnick

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

2 starik_sedoi: Плизочки!!! Дайте ссылочку-у-у-у!!! А то залез к фрегату в профиль - а тама ни каких тем нету... :sorry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Где бывает? При каких условиях? Наличие смазки? Нагрузки? Условия работы?

Для начала можно заглянуть в учебник по триботехнике.

Пример- подшипник серии Ш или ШС

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Для начала можно заглянуть в учебник по триботехнике.

Пример- подшипник серии Ш или ШС

Шарниры - это иной характер соединения, требуют наличия смазки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Шарниры - это иной характер соединения,

Шарниры это тоже пара трения ( если зто не резинометаллический шарнир-сайлентблок)

требуют наличия смазки.

наличия смазки в том либо ином виде требуют, за редким исключением, все пары трения.

И, все-же, загляните в учебник.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Шарниры это тоже пара трения ( если зто не резинометаллический шарнир-сайлентблок)

наличия смазки в том либо ином виде требуют, за редким исключением, все пары трения.

И, все-же, загляните в учебник.

Собственно на основании привитых учебником знаний и делаю выводы.

Тереть можно и ладошкой по различным местам, только это будет носить иной характер. В контексте данной темы "гайка/вал" ваша идея не имеет смысла, а ваш спор, скорее, не имеет отношения ни к чему, кроме собственного самолюбия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В виду ухода темы от конкретного вопроса она закрыта. Всем спасибо! :rofl:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.