Перейти к содержанию
vossax

Как получить соосное и точное развертывание

Рекомендуемые сообщения

Коллеги, такой вопрос...точней два. Делаю мини движочки модельные, бесколлекторные (хобби такое).  Первый вопрос попроще: как правильно развернуть полуглухое отверстие под мелкий подшипник ( диаметрами 6-7-8мм), посадку с-натягом, плотную. Центруюсь, сверлю, развертываю на малых оборотах, в итоге подшипник болтается. Приобрел уже развертку для глухих отверстий, ей тоже-самое, вручную ей не зайдешь. В итоге растачиваю мелким резцом, что очень долго.

И главный вопрос, как сделать соосное сквозное отверстие (внешний ротор двигателя ) 3-4 мм с очень плотной посадкой, чтоб загонялось ЗБ хоббийного токарника.

Мой алгоритм: выставляю уже готовый  собраный ротор в патроне, центруюсь, сверлю сверлом 2.5-2.8. развертываю не полностью - постоянно меряю, т.к. при полном прохождении разверткой вал заходит свободно. Как только вал начал заходить - загончю его. Но он то легко заходит, то очень туго (от молотка) С этим я тоже могу смириться, хотя хочеться чтоб сразу получалось. Но больше всего напрягает, что  чаще образуется неприемлемое биение вала, чего в таких делах нельзя, т.к. зазор ротора и статора 0.1-0.2мм, и обороты высокие (дизбаланс).

То ли сверло уводит, то ли развертку. Приходиться втулиться и снова играть в лотерею "повезет-неповезет". Как правильно делается такой процесс?

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, vossax сказал:

И главный вопрос, как сделать соосное сквозное отверстие (внешний ротор двигателя ) 3-4 мм с очень плотной посадкой, чтоб загонялось ЗБ хоббийного токарника.

Сделайте эскиз этого ротора, это ведь стакан, в дне которого делаете отверстие?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
6 часов назад, vossax сказал:

как правильно развернуть полуглухое отверстие под мелкий подшипник ( диаметрами 6-7-8мм), посадку с-натягом, плотную.

Такие отверстия только растачиваются или расшлифовываются.

Для ответа на ваш основной вопрос изучите раздел ТММ под названием допуски и посадки, довольно просто они описаны в справочнике инженера-машиностроителя, например в справочнике Анорьева и получите исчерпывающий ответ.

И запомните - сверление операция неточная. Для того, что вы делаете, сначала нужно произвести сверление, затем одну или несколько из операций : зенкование, дорнирование, расточка, развертывание, расшлифовывание, хонингование. Как именно это сделать вы узнаете изучив дисциплину допуски и посадки.

Изменено пользователем Vadym

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 часов назад, vossax сказал:

Первый вопрос попроще: как правильно развернуть полуглухое отверстие под мелкий подшипник

Как понять без эскиза, что значит полуглухое?

8 часов назад, vossax сказал:

выставляю уже готовый  собраный ротор в патроне, центруюсь, сверлю сверлом 2.5-2.8.

Это не годится, даже если центрование получится идеально. Сверло всё равно уведёт.

Если нужна соосность и баланс, такое отверстие надо делать в первую очередь и относительно него протачивать остальные диаметры и торцы.

Можно расточкой с одного установа расточить отверстие и поверхность под магниты, если мотор аутраннер. 

Но, без эскиза, технологию не угадать 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, моторы аутраннеры, ниже фото стакана. 

С одного установа наоборот не получается. А обрабатывать после установки оси почти нереально, я пробовал. Даже если делать стакан без направляющих для магнитов. Острым резцом все-равно дробит. Да и баланс получается не очень. Снутри сталь, снаружи дюраль. А если цельностальной стакан, то не берет резец. Когда втулю, иногда получается, поэтому стал отверстие сверлить в самом конце. Собираю стакан, выставляю без биений и засверливаюсь.

Полуглухое, я так-назвал потому что точно не знаю как-называется (к своему стыду). 

В корпусе статора (с-валом 3мм например) сквозное отверстие на 4-5мм, и с фланцев посадочные под подшипники. Фото #3.

По допускам я вроде читал, но даже брал развертку 3.95, все-равно бьет. А как шлифовать такие мелкие отверстия?

IMG_20190202_131144.jpg

IMG_20190202_131154.jpg

1549102842286383321358.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, vossax сказал:

А как шлифовать такие мелкие отверстия?

Внутришлифовальной головой на круглошлифе, или орбитально-шлифовальной на КШС. Но есть проблема, для нормального шлифования абразиву нужно от 25м\с скорости резания, т.е. для абразивной головки ф5мм нужно около 100.000 об\мин, обычно это пневмошпиндели. 

Но это для единичных работ, серию с посадками шлифовать это маразм, рабский труд. 

Банальный момент : развертываешь - как развёртку крепишь? а как деталь?

Лучше всего фото всего сетапа при развёртывании :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
10 часов назад, vossax сказал:

развернуть полуглухое отверстие под мелкий подшипник ( диаметрами 6-7-8мм), посадку с-натягом, плотную.

По-моему, технологичнее делать и развертывать сквозное отверстие (и может быть, развертывать одновременно обе подшипниковых посадки сразу).

А затем, закрывать ненужное отверстие колпачком\донышком, любой конструкции. И точность его (этого колпачка) посадки, уже не будет играть никакой роли.

Так, например, делалось в промышленных моторчиках серии РД-09-ТА. На первый взгляд, корпус глухой с задней стороны движка. Но на самом деле посадка подшипника изготовлена напроход, а затем заглушена спец. крышечкой.

Изменено пользователем Алексей С

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
11 часов назад, vossax сказал:

Как только вал начал заходить - загончю его. Но он то легко заходит, то очень туго (от молотка) С этим я тоже могу смириться, хотя хочеться чтоб сразу получалось.

Дюраль и алюминий  достаточно нагреть до 130-140  градусов и выдержать при этой температуре   -  валы и подшипники вставляются  в нагретый алюминий  или дюраль  свободно от руки ( над только точно всё вкидывать , без перекосов  и быстро  )

Отверстия  под посадку подшипника  точные  можно получить  дорном - дорнирование 
1 .Нагреть деталь  до 130 - 140 град.  и вставить в отверстие дорн , 
2. Охлаждаем деталь водой   и с помощью  приспособы ( которая обеспечит  соосносность ) вытягиваем дорн .

Диаметр отв и припуски под дорнирование подобрать практическим экспериментом . 

Дополнительно подшипники в дюрали можно ЛОКТАЙТОМ  фиксировать . 
Есть специальные  марки которые  клеят и  есть  для  восстановления посадок подшипников .
 

 

Изменено пользователем vintavs

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
1 час назад, Zoraccer сказал:

Банальный момент : развертываешь - как развёртку крепишь? а как деталь?

Паш, как обычно. Деталь в патрон (с проверкой биений) , развертку в патрон задней бабки, обороты минимальные (ок 40-50).

Когда развертываю, уже видно, бьет или нет. На глаз это видно. Т.е. сверлю- не бьетт сверло, начинаю развертывать и начинает бить.

1 час назад, Алексей С сказал:

сквозное отверстие (и может быть, развертывать одновременно обе подшипниковых посадки сразу).

Я думал ткк, потом чтоб вставку на-локтайт ставить, но ненадежно кажется это. Там два же подшипника и принимают осевую нагрузку в основном (авиамодели). Фото ниже. На них всеэи держиться, сзади фиксируется мелким стопорным.

 

28 минут назад, vintavs сказал:

Дополнительно подшипники в дюрали можно ЛОКТАЙТОМ  фиксировать . 

Да, я фиксирую, когда биений нет. Но обычно биения 2-3 десяки в посадке, это  критично. 

Резцом делаю нормально, но муторно... На заводе ж как то их собирают. Там как-я понял отливают роторы, потом допиливают. Хотя там скорей всего чпу...

Получается если несоосность, то сверло уводит при сверлении? Как с этим бороться? 

 

IMG_20190202_150253.jpg

IMG_20190202_150247.jpg

Изменено пользователем vossax

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минут назад, vossax сказал:

сверло уводит при сверлении? Как с этим бороться? 

1. Качество заточки. Одинаковость режущих кромок, острота, подточка перемычки.

2. Режим сверления, легкость выноса стружки.

Неплохо бы понять, на каком этапе возникает увод. При сверлении пилотного отверстия, или при рассверливании? центровочное сверло применяете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, Алексей С сказал:

При сверлении пилотного отверстия, или при рассверливании? центровочное сверло применяете

Ну там рассверливания нет, цетнровочное 3мм, до захода тела немного, потом 2.5 сверло, потом развертка.Можнт мне показалось, но уводит при-развертывании.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
2 часа назад, vossax сказал:

С одного установа наоборот не получается.

Не понятно - почему не получается ... корпус, примерно, такой же дюралевый, как я делал ...

Причём, растачивал поверхность под магниты тем же резцом, которым растачивал отверстие под ось Ф3 мм, чтобы получилось с одного установа. Резец, однако, был монолит из Р18.

Схватиться за внешний диаметр и растачивать отверстие под ось и внутреннюю часть ... Вот тут, наверно собака зарыта - станок маленький, схватиться за внешний не получается и приходится хвататься за то, что есть.

Отсюда вибрации ...

Тогда надо в обратных кулачках ... или технологический выступ делать, который потом срежется.

Кстати, если на станке трудно ловить микроны под запрессовку оси, можно недорастачивать соток несколько и прокалибровать самодельным дорном, который меньше оси на сотку.

Сначала обточить предварительные размеры с припусками. Фрезеровать вентиляционные вырезы. Расточить отверстие под ось, пройтись дорном и, если не лень, поставить резец покрупнее для расточки полости.

Потом сделать оправку под расточку, надеть на неё, поджать задней бабкой через поджим (не центром в дырку!) и сформировать внешние поверхности.

 

Цитата

Можнт мне показалось, но уводит при-развертываниии сформировать наружные поверхности.

Вполне возможно. Ведь заточка и острота кромок развёртки неодинаковая, но это мизер :classic_rolleyes:

Однако, скорее всего, уводит при сверлении. Для этого и нужна расточка совместно с расточкой полости под магниты. А если использовать дорн - не надо будет муторно микроны ловить.

Изменено пользователем самоделкин
добавил цитату

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы как-то сумбурно объясняете, что непонятно что конкретно у вас не получается, я уже полностью запутался в ваших объяснениях. Что конкретно и в какой детали не получается ?

По фотографиям я вижу, что у вас простые по конструкции и несложные в изготовлении детали, если в них что-то не получается, то это только от неотработанности технологии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
22 минуты назад, vossax сказал:

 цетнровочное 3мм, до захода тела немного, потом 2.5 сверло

Это плохой вариант. На дне отверстия от центровки, может быть не идеальный конус, сходящийся в точку. А "усеченный" конус, с площадкой в центре. А когда вы сверлом меньшего диаметра продолжаете работу, стенки его не центрируют, а по центральной площадке и начинается расколбас.

Совет: центровочное сверло брать поменьше, например 2 мм заходная часть. И углубляться хорошо, на всю заходную часть центровки. А сверло - наоборот, брать немного больше чем цетровка. 2,5-3 мм. Тогда направлять сверло будут стенки отверстия, а не дно. Понятно объяснил?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часов назад, vossax сказал:

В итоге растачиваю мелким резцом, что очень долго.

При допусках в сотку и требованиях к соосности и цилиндричности всё будет долго.

Мелкий резец + навыки +терпение = самое оно для решений без приобретения станков ценой в тысячу таких моторов.

К тому же, куда спешить то, ведь:

12 часов назад, vossax сказал:

(хобби такое)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, vossax сказал:

Я думал ткк, потом чтоб вставку на-локтайт ставить, но ненадежно кажется это.

Лечил я осевой вентилятор промышленный небольшой.

Диаметр в районе 350мм

Так  "крыльчатка" там сидит на оси моторчика диметром в районе 5,,6мм

Родной фиксатор развалился... ж не знаю на что они там садили.

Я посадил на красный Манолл... все.

А вентилятор сосет оч. хорошо.... если руку сунуть в трубу засасывает.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, vossax сказал:

Ну там рассверливания нет, цетнровочное 3мм, до захода тела немного, потом 2.5 сверло, потом развертка.Можнт мне показалось, но уводит при-развертывании.

  Если станок не обеспечивает соосности при смене инструмента - над лечить станок .
Выточить такую  деталь из Д16   с одной установки  - проблем никаких .
Керосин как смазка при проточке алюминия  .  Соточный  индикатор на суппорт и расточить под подшипник .
Сотку на такой длине  - эт без вопросов  .  + Калибр  для контроля диаметра отв .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, vossax сказал:

развертку в патрон задней бабки

Возможно, здесь и набегает ошибка в размере. Развёртка  - инструмент самоцентрующийся, для них нужен или "плавающий" патрон, или патрон и система ПИД заведомо более точная, чем деталь и развёртка (т.е. условно говоря, на приличном ОЦ в патроне с цангой <5мкм биений, желательно не меняя позиции стола по Х и У).

Если крепление в ЗБ не самое точное, развёртка может резать 1-2 лезвиями, и работать как расточной резец, снимая слишком много.

Я бы предложил попробовать развернуть с руки, т.е. деталь крутить патроном, а развёртку держать руками за вороток, подавать плавно, но уверенно, и слишком долго в отверстии её не мусолить. 

А ещё бывают роликовые раскатки  :) За счёт пластической деформации меняют диаметр, упрочняют и улучшают шероховатость отверстия

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, vintavs сказал:

Если станок не обеспечивает соосности при смене инструмента - над лечить станок .
Выточить такую  деталь из Д16   с одной установки  - проблем никаких .
Керосин как смазка при проточке алюминия  .  Соточный  индикатор на суппорт и расточить под подшипник .

Соосен, не идеально конечно (выставлял давно), но центра точно выставлены. Один стакан проблем нет сделать, но повторюсь это делается часто и получается лотерея. Вот сегодня завтулил стакан, зацентровалл, рассверлил сверлом 2.8 (купил новое) прошел разверткой 2.993. Потом 3мм. Получилось соосно, но натяг не сильный-посадил на локтайт. Но не бьет. 

Может быть валы не калиброваны? Я использую от CD приводов 3мм.  

Т.е. получается я процедуру делаю правильно? (Центрование, сверление, развертывание) и зависит от инструмента? 

Тогда по посадке внатяг нужно смотреть по допускам? Под натягом я подразумеваю посадку вала не от руки, а легким постукиванием или посадкой задней бабкой.

5 часов назад, vintavs сказал:

Соточный  индикатор

Расточить под подшипник не проблема, просто долго. Разве такие дела развертками не делаются? 

Сегодня специально ещн раз сделал эксперимент. Купил новых сверел. Рассверливаю 6.7, беру развертку для глухих, в цанговый патрон, вылет минимальный. Идет хорошо, но размер отверстия 7.3. Сквозной обычной разверткой, без люфта, но свободно. 

Может для таких дел взять развертки меньшего диаметра? 

5 часов назад, Zoraccer сказал:

бы предложил попробовать развернуть с руки, т.е. деталь крутить патроном, а развёртку держать 

Ну я пробовал и так и так, и просто заходить до половины, потом руками. Вручную часто разбивает начало отверстия. 

Понятно что либо я делаю чего не так, либо инструмент и станок.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, vossax сказал:

Т.е. получается я процедуру делаю правильно? (Центрование, сверление, развертывание) и зависит от инструмента?

 

6 минут назад, vossax сказал:

Расточить под подшипник не проблема, просто долго. Разве такие дела развертками не делаются? 

 Посадки под подшипник растачивают - эт финишная операция .  Резец при расточке выдаёт более точную геометрию и размеры . Расточить  в  дюрали - эт один проход . Только припуск  подобрать ( диаметр сверла ).
Возможно где-то раскатывают  или  протягивают  дорном -  эт если технологи техпроцесс такой разработали и оснастку под это заточили .
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 часов назад, Zoraccer сказал:

для нормального шлифования абразиву нужно от 25м\с скорости резания

Кроме абразива в круге еще есть связка, и 25 и даже 18 м/с для абразивного инструмента зачастую оказывается слишком много. особенно тогда, когда инструмент приобретается какой продается, а не какой нужен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, vintavs сказал:

Расточить  в  дюрали - эт один проход . Только припуск  подобрать ( диаметр сверла ).

Понял, спасибо. Я просто думал развертками делают такое. Тогда сделаю калибров, так будет удобней. 

Но это второстепенное, главный вопрос соосности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 часов назад, vossax сказал:

Тогда сделаю калибров, так будет удобней. 

Но это второстепенное, главный вопрос соосности.


 Индикатор соточный над  установить на поперечный суппорт .
Точить деталь с одной установки  и всё будет соосно .  
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, vintavs сказал:

Индикатор соточный над  установить на поперечный суппорт .
Точить деталь с одной установки  и всё будет соосно .  

Нее, соосность не в подшипниковой посадке, там соосность нормальная, несоосность в стакане. Он бывает разборный, с несколькиъ деталей (для малооборотных) и цельный  (для высокооборотных). Я когда отверстие делал с одного установа всегда несоосность в финале. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, vossax сказал:

Он бывает разборный, с несколькиъ деталей (для малооборотных) и цельный  (для высокооборотных). Я когда отверстие делал с одного установа всегда несоосность в финале. 


  Выставлять ( зажимать )  над по индикатору .   Или точить оправки  . 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.