Перейти к содержанию
Ибрагим К

Компенсация износа направляющих?

Рекомендуемые сообщения

Многие бьются с трудоёмким ремонтом изношенных станин и т.д. А не подумать ли о каких то механизмах компенсации умеренных износов? Вот, например, на ЧПУ граверах при изготовлении печатных плат можно отсканировать кривизну текстолита и внести поправки в программу для равномерного зарезания инструмента по всей площади. А придумать, скажем у токарного приподнимать резцедержку или малую продольную (надо то меньше мм.)? Может механически? Или гидравликой (едет шток измерительного гидроцилиндра по неизношенной направляйке и воздействует на рабочий цилиндр)? И тем более всё реально с участием электроники и каких - то эл. приводов. Кто что думает?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кто что думает?

Думаю, что отшлифовать станину будет дешевле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы забываете, что износ кроме потери точности дает солидную потерю жесткости и некоторые другие сюрпризы. И именно недостаточная жесткость и сюрпризы для большинства потребителей определяет необходимость ремонта, т.к. большинство точит короткие детальки, на длине которых неточностью геометрии можно пренебречь либо легко ее компенсировать. А дробление, особенно при отрезании или невозможность отрезания вообще, "перекладывание" суппорта при торцевании и ступеньку на торце не компенсировать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю, что отшлифовать станину будет дешевле.

А компенсатор будет подстраивать станок между перешлифовками.

. А дробление, особенно при отрезании или невозможность отрезания вообще, "перекладывание" суппорта при торцевании и ступеньку на торце не компенсировать

Ну речь шла о

компенсации умеренных износов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы забываете, что износ кроме потери точности дает солидную потерю жесткости и некоторые другие сюрпризы.

 

вот это на мой взгляд основное

 

Я вот предложу топик стартеру посчитать изменение диаметра заготовки на не изношенной части станины и "умеренно изношенной" - думаю он удивится.

 

Ну а вообще механические компенсаторы неточности шага ходового винта для нарезки точных резьб давно придумали и использовали, правда не знаю сейчас используют ли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я вот предложу топик стартеру посчитать изменение диаметра заготовки на не изношенной части станины и "умеренно изношенной" - думаю он удивится.

Поясните.

У этого утверждения два противоположных значения в зависимости от того, учитываете вы кое-то очень существенное или вы как все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Одно там значение же.

 

Проблема умеренного износа действительно не в том, что станина стала "ниже". Проблема в том, что станина стала не ровной и не плоской. И при в общем-то том же географическом положении резцедержки суппорт начинается болтаться, качаться и подпрыгивать.

Разница в том, что инструмент у гравера или принтера — точка. А площадь опоры у станка — площадь. Приличных размеров.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В большинстве случаев в направляющих скольжения есть средства компенсации износа и люфтов - клинья. При желании можно автоматизировать. Но ремонт и наладка, думаю, лучше и дешевле.

В более серьёзных и новых агрегатах использование направляющих качения (рельсы) или гидро/аэростатики снимает проблему компенсации износа почти полностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

снимает проблему компенсации износа почти полностью.

каким образом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Поясните.

У этого утверждения два противоположных значения в зависимости от того, учитываете вы кое-то очень существенное или вы как все. "

 

Я имею в виду следующее: Под не изношенной станиной я понимаю такую, какая укладывается в те требования, которые отражены в чертежах завода-изготовителя.

Умеренно изношенная - это когда уже перестала укладываться.

На сколько - это у каждого свое понимание.

(Я встречал производства, где станины регулярно подшабривались (чаше чем раз в год), и встречал такие, где яма миллиметра полтора не считалась большим износом. )

Обычно при небольшом износе сильнее изнашивается передняя призма станины. вот геометрия станка такова что при небольшом износе передней призмы изменение положения кончика резца отклоняется на очень небольшую величину. Эта величина в большинстве случаев лежит в пределах допуска на размер детали. и ее можно инструментально пощупать когда деталь достаточно длинная - обработка идет на изношенной и на не изношенной части станины.

 

Но это чисто геометрически. И на небольших съемах. А потеря жесткости при таком износе уже ощутимо заметна чуть режим пожесче.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

каким образом?

Отсутствием (статика) или малостью (качение, возможность замены) износа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В большинстве случаев в направляющих скольжения есть средства компенсации износа и люфтов - клинья.

Клинья не предназначены для компенсации частичного (точечного) износа. Они вообще работоспособны только на "идеальном" (в плане геометрии) изделии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Клинья не предназначены для компенсации частичного износа.

В принципе, в идеализированной модели, при бесконечно жестких материалах и нулевых зазорах (без слоя смазки) - да. Особенно при полном диапазоне ходов.

На практике , в условиях компромиссов (потеря подвижности/люфт), возможны варианты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

возможны варианты.

Мы с этим немного экспериментировали, всего 1-2 микрон непараллельности достаточно, чтобы клин в одном положении двигался без люфта, а в другом положении "клинил".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

снимает проблему компенсации износа почти полностью.

 

Это Вы из рекламных проспектов? Посмотрите, сколько у рельса Хивин паспортный пробег до потери паспортной точности(=жесткости). Можете неприятно удивиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мы с этим немного экспериментировали, всего 1-2 микрон непараллельности достаточно, чтобы клин в одном положении двигался без люфта, а в другом положении "клинил".

Понятно, что для нормальной работы речь идёт о микронах. Когда компромисс - сделать как получается, или не сделать никак.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это Вы из рекламных проспектов?

При чём здесь рекламные проспекты? Я имел в виду возможность замены/наладки, скорость и характер износа и т.д. Понятно, что вечных вещей нет, а уж реклама...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

При чём здесь рекламные проспекты? Я имел в виду возможность замены/наладки, скорость и характер износа и т.д. Понятно, что вечных вещей нет, а уж реклама...

 

Замена-наладка это тоже из рекламы. Посмотрите отчеты о строительстве ЧПУ станков, сколько там времени уходит на правильную установку и наладку рельс, какие инструменты требуются.

Скорость и характер износа у направляющих качения намного выше. Это объясняется банальной физикой. Ролик опирается на направляющую линией, шарик вообще точкой. Удельные давления на порядки превышают аналогичные у направляющих скольжения.

Именно поэтому до нас дожили токарные-фрезерные станки выпуска середины прошлого века, работавшие по 50 лет.

Видели направлящую качения или подшипник, проработавший 50 лет без выхода из строя?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Видели направлящую качения или подшипник, проработавший 50 лет без выхода из строя?

А они тогда уже были? :spiteful:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Видели направлящую качения или подшипник, проработавший 50 лет без выхода из строя?

Тема не об этом, понятно, что всё изнашивается и устаревает. Прочтите первый пост - автор задаётся вопросом введения компенсирующих износ элементов, я пишу что такие элементы в большинстве случаев есть, но "на ходу" не подстраиваются. Технически такие подстройки можно ввести, но затраты вряд-ли оправдаются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

<b>John Jack</b>, подшипники были точно. И есть поныне здравствующие и исправно служащие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Было, но мало. По всему миру в подшипники качения массово смогли лишь во Вторую Мировую, и то с большим натягом. Это примерно как износ направляющих станков первой четверти XIX века смотреть — их сначала найти надо.

Хотя 50 лет это уже около 1970 года, тогда уже научились. И сохранилось работающих достаточно.

 

такие элементы в большинстве случаев есть, но "на ходу" не подстраиваются. Технически такие подстройки можно ввести, но затраты вряд-ли оправдаются.

Чтобы на ходу их подстраивать, придётся сначала на отдельные части разделить. Толку с подстройки клина, если правая часть зажата, а левая болтается? Вот полдюжины планочек и у каждой свой сервомоточик с эксцентриком. Но таки да.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Видели направлящую качения или подшипник, проработавший 50 лет без выхода из строя?

видел. в тех же станках, "проработавший 50 лет без выхода из строя"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

но затраты вряд-ли оправдаются.

О чем и было сказано в сообщении №2 :)

 

Мы с Илюхой думали за такую конструкцию для Кобурга, для обеспечения прямолинейности главного движения, но по самым скромным расчетам для этого нужна лазерная инферометрическая система. Дешевле отшабрить вручную направляющие :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да понятно, что лучше новый или откапиталенный станок. Но многие вполне работают на весьма подношенном оборудовании и не имеют возможности по разным причинам капиталить станок, особенно станину, поперечку то ещё можно пошкрябать. Моё видение концепции примерно такое, применительно к токарному. Вместо резцедержки ставим довольно жёсткую и упругую пластину с резцом, со стороны токаря притянута к поперечке, со стороны патрона поддомкрачена "толстым" гидроцилиндром, обеспечивающим ход резца по вертикали в пределах миллиметра. типа тех, что в тормозном суппорте а/м. Между поперечкой и не изношенной направляйкой стоит некий датчик, считывающий проседание. Датчик управляет шаговым или другим двигателем, который через винт-гайку двигает на пару см. поршень "тонкого" гидроцилиндра, соединённого с "толстым". Гидравлика обеспечивает любую редукцию усилия от ШД до домкрата при мин. затратах. Как видим, механическая часть затеи явно не поражает воображение. Электронную составляющую можно вполне реализовать даже аналоговым управлением, а с "ардуинами" - вообще в лёгкую. Устройство лучше сделать съёмным, чтобы для обдирочных и коновальских работ, коротких чистовых проточках использовать родную резцедержку. Рисовать в компе не умею, если кто изобразит, буду рад.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.