Перейти к публикации

Изменен п. 12 раздела "Другие ограничения", просьба ознакомиться. Расшифровка и пояснения - тут

Вася Куролесов

Деревянная лодка-плоскодонка.

Рекомендованные сообщения

Лодка, для небольших рек.

Задумывалась как простое и дешёвое в изготовлении плавсредство небольших габаритов.

 

Сначала заготавливаем доски. Желательно ель. В ней сучки мелкие, она менее колкая. Можно осину. Лодка будет полегче. Сосна - сучки крупные и легко колется (лопается). Но можно и сосну. На борта надо шесть досок 20 мм, шириной 180 - 200 мм. На днище четыре (можно и больше, но тогда больше конопатить) доски толщиной 25-30 мм. Широкие очень доски не желательно, они все равно покоробятся. Доски надо отбирать смолистые, не сухостойные, без заражения жуком и гнилью. Если доски свежеспиленные, то сушить надо минимум полгода в тени, лучше на чердаке. Например если сейчас заготовить, то в апреле- мае можно собирать. Моя лодка длинной менее четырех метров. Умещается на прицепе легковушки. Держит до трех взрослых. Но конечно если есть возможность, то делать побольше. Доски сразу по длине не обрезать, а то потом в конце сушки концы полопаются.

Когда начинаем собирать лодку, то бортовые доски строгаем до 15 - 18 мм. С двух сторон. Доски на днище строгаем до 25 - 28 мм. Днище строгаем одну сторону, низ будет смолиться, к строганному смола плохо пристает. Борта будут соединятся в нахлест. Доски днища соединяются встык, поэтому строгаем грани досок под небольшим углом, чтобы при соединении досок они сходились в верхней части, нижняя часть досок должна быть с зазором 3 - 5 мм. Не надо стремиться к маленьким зазорам, иначе будут проблемы с конопаткой. Если доски на днище все-же необходимо прострогать с двух сторон (ну очень кривые), то потом чем нибудь надо нижнюю сторону взъерошить, например крупной ножовкой. Да, чуть не забыл. Еще доски на транец 60 мм желательно, на шпангоуты 40 мм, на банки (сиденья) 25 мм. Что хорошо в столярном деле - размеры не критичны. Лишь бы в конце все сошлось..

 

эскизики

 

Заготовка для форштевня. Можно одним бруском, лучше склеить как на эскизе. Клеить лучше эпоксидной смолой. Смолы совсем немного надо.

 

Транец. Можно из одной доски. Лучше склеить из трех частей. Склеить лучше с вставкой рейки 20х10. Как вариант слева , если нет толстой доски, из сороковки, с накладкой по краям бруска. Брусок красным выделен. Если клеить из трех досок, то по правилу - соседние доски должны чередоваться верх-низ. Так меньше коробиться. Размеры конечно можно любые делать, по своему вкусу. Если лодка предполагается использоваться с мотором, то тогда нужно размеры согласовать. Транец можно и пошире сделать, тогда в зарослях маневрировать сложней.

 

Укладка досок днища и бортов.Борта соединяются внахлест с перекрытием 40-50 мм. Ширина досок 170мм. Вдоль всего соединения укладывается просмоленная х.б. лента. Я укладывал киперную ленту (применяется при намотке электродвигателей). Соединять можно гвоздями, через 200 мм. Я скручивал саморезами L 40мм. Изнутри лишнее срезал болгаркой. Под саморезы всегда надо предварительно сверлить отверстия 2-2,5мм. Иначе доски могут потрескаться. Доски днища соединяются на отрезки гвоздей L 40-50 мм. Через 150-200 мм. Чтобы не перемещались относительно друг друга. Да, при склейке заготовки надо стягивать струбцинами. В крайнем случае укладывать между досками и под груз.

 

Разделка нижней и боковых граней транца. Из рисунка вроде понятно. Так как доски борта подходят к транцу под углом, этот угол строгается по месту, после определения контуров днища. С днищем транец можно соединять и под углом, и прямо. Прямо если предполагается в основном хождение под мотором. С днищем такая же схема соединения, как и с бортами. Красным выделен дополнительный брусок, при недостаточной толщине транца. В клиновидный паз набивается проолифленная пакля. Поэтому не надо делать его очень узким. Очень удобно выпиливать ступеньки на транце лобзиком. Ставишь нужный угол и вперед. На чертеже транца указан задний размер, то -есть меньший. Только не забывайте переставлять угол на лобзике левый и правый углы противоположны, И угол по нижней стороне ступеньки тоже другой!..

 

Форма и набор досок днищ. Сначала лобзиком выпилить на сантиметр -два побольше, потом рубанком подогнать точно.

 

Дно лодки должно быть изогнуто в продольном направлении, что бы доски бортов совпали изгибом с днищем. Поэтому на скорую руку собираем стапель. В середине под днище подставляем козлик. Сзади и спереди забиваем в землю трубы или колья, сверху привязываем (прибиваем) бруски, и подкладками создаем нужный изгиб. Прежде чем начинать ставить борта прикручиваем (или прибиваем на гвозди) транец, форштевень и шпангоуты.

Форштевень после конопатки закрыт дюралевой накладкой. 1,5 - 3 мм толщиной.

 

Хранить лодку лучше под навесом. Каждый год ,перед сезоном, обновляю смоление днища и нижней части бортов, крашу.

post-156724-022924300_1542558282_thumb.jpg

post-156724-098130800_1542558308_thumb.jpg

post-156724-095009400_1542558342_thumb.jpg

post-156724-065186800_1542558356_thumb.jpg

post-156724-047401200_1542558370_thumb.jpg

post-156724-002656400_1542558398_thumb.jpg

post-156724-049645000_1542558410_thumb.jpg

post-156724-056352000_1542560313_thumb.jpg

post-156724-008218400_1542560324_thumb.jpg

post-156724-028527600_1542560333_thumb.jpg

post-156724-040689100_1542560347_thumb.jpg

post-156724-011601100_1542560365_thumb.jpg

post-156724-006106600_1542560384_thumb.jpg

Изменено пользователем Вася Куролесов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что за вертикальная трубка, под банкой, и отверстие в банке?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что за вертикальная трубка, под банкой, и отверстие в банке?

А это "дейдвуд" .

Лодка использовалась и для водолазных работ. Через борт поднимать грузы со дна реки неудобно. Лодка кренилась сильно.

Поэтому сделал трубку по центру примерно, веревка через трубку, пацаны поднимали груз до лодки - и на отмель. Отверстие в банке вверху тоже под веревку.

 

Отверстие в банке, внизу - чтобы вода перетекала по отсекам. Иногда вычерпывать приходиться.

 

Именно эта лодка прослужила десять лет. Потом новая сделана.

Изменено пользователем Вася Куролесов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сильно вАлкая?

Нет. Груз тяжелый.

 

В лодке стоя забрасывают спиннинг. Совершенно комфортно.

 

Для устранения "валкости" нижний край бортов должен быть ниже днища миллиметров на 20-30. По всей длине лодки. Вот это место

post-156724-075289200_1543008050_thumb.jpg

Изменено пользователем Вася Куролесов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

нижний край бортов должен быть ниже днища миллиметров на 20-30

Типа "псевдотримаранный" корпус.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день! А транец к бортам как герметизируется?,как борта,ленту прокладывать или как то по другому? Гвозди в днище вст-ся как шканты,на клей? 2 шпангоута и транец создают угол днища?Немного не понятно как изготавливается форштевень и правильно закрепляется?С уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
33 минуты назад, abrikol65 сказал:

А транец к бортам как герметизируется?

Транец с бортами герметизируется набивкой в щель пакли проолифленной. 

 На рисунке видно , что щель между транцем и бортами идет клином. Снаружи забивается пакля.

Точно так-же забивается пакля в днище между досок (снизу). 

И между днищем и нижней доской борта. 

33 минуты назад, abrikol65 сказал:

Гвозди в днище вст-ся как шканты,на клей?

Без клея. Откусываются шляпки , и гвозди поровну примерно входит в доски днища, с шагом  20-30 сантиметров. Эти гвозди препятствуют смещению досок относительно друг-друга при ходьбе по днищу. 

33 минуты назад, abrikol65 сказал:

Немного не понятно как изготавливается форштевень и правильно закрепляется?

Форштевень затруднительно нарисовать в "паинте".

 На фото примерно видно. Форштевень идет уступами, как и шпангоуты и транец.  уступы высотой толщины бортовых досок. 18-20 мм. И клином. Нижний уступ самый узкий, потом пошире. верхний ещё шире. 

 Низ форштевня скошен, для придания угла . 

Сначала собирается щит днища. К нему на саморезы прикручиваются форштевень, шпангоуты и транец. А потом прикручиваются доски бортов. Начиная с нижних. Доски бортов между собой тоже скручены саморезами. Нахлест 40 мм. Предварительно сверлить сверлом ф2-ф2,5, что- бы доски не кололись. 

Изменено пользователем Вася Куролесов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за ответ,теперь понятнее стало!Но теперь возник вопрос,а зачем нужен стапель,ведь днище примет форму по шпангоутам и транцу?конопатка паклей и смолой,а смола какая,рецепт?Обмазка днища ей же? Размеры можно произвольные или есть какие то параметры.Весит примерно сколько?Киль не нужен? А если дно из фанеры сделать?

Изменено пользователем abrikol65

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, abrikol65 сказал:

Но теперь возник вопрос,а зачем нужен стапель,

Стапель - что бы днище выгнуть в продольном направлении. На рисунке стапеля показаны стрелки приложения усилий изгиба.

Потому что при изгибании досок борта они принимают форму выпуклости и в стороны, и вниз. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, Вася Куролесов сказал:

Стапель - что бы днище выгнуть в продольном направлении. На рисунке стапеля показаны стрелки приложения усилий изгиба.

Потому что при изгибании досок борта они принимают форму выпуклости и в стороны, и вниз. 

Так,сначала выгнуть а потом шпангоуты с транцем крепить?На рисунке,низ днища сверху?А по другим вопросам можете что сказать?С уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, сначала днище изогнуть. Да, днищем к верху на рисунке.

Потом борта пришивать. Может потребоваться изменить изгиб, но это видно будет по месту. 

 

Конопатка - паклей конопляной. Раньше её навалом было. Сворачиваем в жгутики, олифой густой пропитываем и конопатим. 

 

Смолой потом смолиться, днище и нижние бортовые доски, и транец по высоте нижней доски.

Смола - битум. У меня аэродромный, тот что между плит заливается. Он на морозе не трескается. Можно подобрать из магазинных битумов-гудронов. 

 

Киль на тихих реках не нужен. Хватает килеватости днища и выступающих ребер нижних досок бортов. 

 

Размеры - произвольные. Лучше как мои по ширине- чтобы удобно было грести веслами. Длина я уже упоминал - у меня укорочена, для перевозки на прицепе. Желательно на метр подлиннее. 

Форма днища на рисунке не совсем правильная. Там надо более округлую, по изгибу досок бортовых равномерно. 

Вес не взвешивал. Но вдвоем свободно кладем на прицеп легковушечный поверх бортов.(хотя тут все относительно, я 4- пудовку  5 раз жмал по молодости.)

У меня к лодке еще есть оська и колеса от мопеда. Я живу рядом с речкой, метров 200. Один свободно качу лодку,  как тачку. Потом ось и колеса в лодку. и поплыл. 

 

 

Изменено пользователем Вася Куролесов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А смысл Василий с тёса строить есть? ну в отличии простого набора шпангоутов и  зашив фанерой  на ус? такой картоп в раза почти три легче какбе....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Александр55 сказал:

А смысл Василий с тёса строить есть? ну в отличии простого набора шпангоутов и  зашив фанерой  на ус? такой картоп в раза почти три легче какбе....

Ну так что есть - из того и строим. У нас такие лодки всегда строили, какая фанера водостойкая раньше. И сейчас не везде она.

А потом, массивная плоскодонка на  веслах  с толчка хорошо идет, равномерно. И звук при ходьбе, на волне,  солидный. На любителя. 

Изменено пользователем Вася Куролесов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 час назад, Вася Куролесов сказал:

Да, сначала днище изогнуть. Да, днищем к верху на рисунке.

Потом борта пришивать. Может потребоваться изменить изгиб, но это видно будет по месту. 

 

Конопатка - паклей конопляной. Раньше её навалом было. Сворачиваем в жгутики, олифой густой пропитываем и конопатим. 

 

Смолой потом смолиться, днище и нижние бортовые доски, и транец по высоте нижней доски.

Смола - битум. У меня аэродромный, тот что между плит заливается. Он на морозе не трескается. Можно подобрать из магазинных битумов-гудронов. 

 

Киль на тихих реках не нужен. Хватает килеватости днища и выступающих ребер нижних досок бортов. 

 

Размеры - произвольные. Лучше как мои по ширине- чтобы удобно было грести веслами. Длина я уже упоминал - у меня укорочена, для перевозки на прицепе. Желательно на метр подлиннее. 

Форма днища на рисунке не совсем правильная. Там надо более округлую, по изгибу досок бортовых равномерно. 

Вес не взвешивал. Но вдвоем свободно кладем на прицеп легковушечный поверх бортов.(хотя тут все относительно, я 4- пудовку  5 раз жмал по молодости.)

У меня к лодке еще есть оська и колеса от мопеда. Я живу рядом с речкой, метров 200. Один свободно качу лодку,  как тачку. Потом ось и колеса в лодку. и поплыл. 

 

 

Спасибо большое за ответ!Теперь намного все понятнее. 4е пуда-64кг,это я понимаю одной рукой? Ну ты вася крут!С уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20.11.2018 в 12:09, Вячеславович сказал:

Сильно вАлкая?

Мой знакомый поехал на плоскодонке рыбу удить,рассказывал-сижу и думаю-лишь бы ничего не клюнуло,потону.:classic_biggrin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если память не изменяет, то валкость зависит в большей степени от развала бортов, чем от "плоскодонности".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Koshka_Kiska сказал:

Если память не изменяет, то валкость зависит в большей степени от развала бортов, чем от "плоскодонности".

ну от развала и от наличии киля,стабилизация лучше...ялик с лобастыми скулами быть вообщет  должен легче наваливается при ветре..,а лучше устойчивей скеги на гребную...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Koshka_Kiska сказал:

валкость зависит в большей степени от развала бортов, чем от "плоскодонности".

Может быть ,я был однажды свидетелем очень комичной ситуации на озере.Трое человек привезли с собой на испытание на воде лодку необычной конструкции,напоминающей крейсер Аврору.Поставили на воду,лодка завалилась на бок но не зачёрпывает чуток.Один командует-садитесь,она сейчас огрузится и станет как надо.Двое  с неохотой залезли,сели друг за другом.Третий(видимо изобретатель) держал лодку и тоже залез и лодка сразу же завалиась на бок .Хорошо не глубоко возле берега,но всё равно окунулись.Потом они лодку выволокли на берег,вылили воду,опять спустили но залезать в неё побоялись,только громко разговаривали указывая изобретателю на недостатки этой конструкции.Лодка с торца выглядела как равносторонний треугольник.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
02.03.2019 в 22:40, Koshka_Kiska сказал:

валкость зависит в большей степени от развала бортов, чем от "плоскодонности". 

Был у нас на одной яхте в яхтклубе тузик, сделанный тогда в 90 по модным обводам - как яичная скорлупка :)

Так вот грести в нем было забавно. Я больше смотрел сколько от края борта до воды оставалось. Он от борта к борту валился постоянно :)

Потренировался я раз и плюнул, сдавал на классике почти плоскодонке, вот примерно таком  -

69910215.gif

А грести надо было на экзамене одним веслом с кормы - галанить. (ГАЛАНИТЬ, грести однимъ кормовымъ весломъ такъ, чтобы лопасть его описывала въ водѣ винтовую линію)

Так что плоскодонка это не так уж плохо. Если правильно сделана.

 

Изменено пользователем Grey78

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Моя плоскодонка, но фанера. Сшей и склей.

P1010392.JPG

Изменено пользователем Koshka_Kiska

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 часов назад, Koshka_Kiska сказал:

Моя плоскодонка

Берега у вас на речке красивые,а у нас везде обрывисто,по полтора два метра .Лодку на воду замучаешься спускать,я надувную на верёвке считай вертикально опускаю а потом сам кое как карабкаюсь.Чёт за последние лет десять берега сильно опустились,мож что лес усиленно вырубают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 часов назад, Koshka_Kiska сказал:

Моя плоскодонка, но фанера. Сшей и склей.

Сколько примерно цена материала?

На деревянную уходит примерно 4 тысячи. Это доски, шурупы, клей, олифа, краска.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×