Перейти к содержанию
Феанор

Нужен совет по ремонту станочных тисков

Рекомендуемые сообщения

Как всегда, немного предыстории.

Отхватил себе станочные тиски по цене дешевле металлолома (не спрашивайте где, все равно там уже нету)))

Тиски практически комплектные, хоть и сильно ржавые (стояли на мехпиле с СОЖем), неповоротные, ширина губок 200 мм, губки целые. Ни шильдиков, ни клейм, ни номеров, ничего.

Ну как водится разобрал, слегонца почистил, помыл... Выгреб увесистую жменю ржавчины из подшипникового узла, прочистил, мазал там все... Вроде все гут. Собрал, покрутил, все работает.

В какой-то момент, когда что-то очень сильно зажимал характерный "хруп" возвестил мне о том, что упорному подшипнику пришел вполне предсказуемый (но от этого не менее неожиданный) ханец.

Подшипник я перезаказал, но вот в чем штука, внимание на экран: post-180102-004895900_1538596295_thumb.jpg

Вот так этот узел выглядел в момент попадания тисков ко мне.

Красными точками я обозначил места, куда вал давит при зажатии заготовки. Как я вижу, при таком расположении подшипника и тарельчатой пружины обойма подшипника нагружается неравномерно по площади, что, видимо, и привело к поломке обойм.

Покурив пару дней форум наткнулся на информацию, что якобы тарельчатых пружин тут должно быть две и стоять они должны навстречу друг другу. Видимо вот так: post-180102-023490000_1538596524_thumb.jpg

Опять таки красными точками обозначены места соприкосновения деталей. И снова получается, что нагрузка на обоймы подшипника неравномерная по отношению к ширине обоймы. В моем понимании это тоже приведет к поломке

 

Дальше моя конструкторская мысль родила еще 2 варианта решения проблемы. post-180102-074634900_1538596678_thumb.jpgpost-180102-077615300_1538596679_thumb.jpg

Плюсом, как мне кажется, должно стать то, что нагрузка должна распределиться по подшипнику более равномерно и обоймы при зажимании не будут работать на излом.

 

Собственно вопросы такие:

1. Какую роль вообще выполняет тарельчатая пружинная шайба (или две)? Так ли она необходима в этом узле?

2. правильно ли я определил причины поломки обойм подшипника?

3. Есть ли еще какие-нибудь способы решить проблему поломки подшипника? (вариант выкинуть его или заменить на бронзовую проставку не предлагать).

4. Какой из этих способов ремонта, на ваш взгляд, наиболее оптимальный и почему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

винт тисков упереть в подшипник.

тарельчатую пружину установить между крышкой и головкой винта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

тарельчатую пружину установить между крышкой и головкой винта.

думал уже об этом. для этого надо протачивать винт, чтобы тарелка не падала вниз. Токарного у меня нет, единственный дрступный токарь в отъезде, да и прослаблять упор винта не хотелось бы...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как я вижу, при таком расположении подшипника и тарельчатой пружины обойма подшипника нагружается неравномерно по площади, что, видимо, и привело к поломке обойм.

это не от конструкции это от

В какой-то момент, когда что-то очень сильно зажимал характерный "хруп"

Тиски давят на усилие которое обеспечивает тарельчатая пружина, при номинальном усилии пружина распрямляется и контакт пререстает быть линейчатым, ваши красные точки на картинке становятся линиями. при дальнейшем нагружении будет хруп как вы выразились. Если губки раздолбаны, не паралельны, зажим на один край то хоть обожмись - тисы держать не будут. к ремонту надо подходить комплексно и вашу проблему с линейчатым контактом придется решать в последнюю очередь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ваши красные точки на картинке становятся линиями

резонно. Осталось выяснить, каково максимально допустимое усилие у этих тисков. И как его соблюсти, не имея специального мерительного инструмента.

Просто в моем понимании исключение из узла тарельчатой шайбы (назначение которой я так до конца и не понял) и замена оной на проставку позволяет значительно увеличить максимальное усилие, которое будет явно за границами моих возможностей (если не прибегать к помощи трубы, разумеется).

Сейчас я умудрился сломать подшипник штатным рычагом длиной около 400 мм и своим весом около 75 кг.

 

Если губки раздолбаны, не паралельны, зажим на один край то хоть обожмись - тисы держать не будут

Это первое за что я взялся после очистки и ревизии. И шлифовкой, подкладками из латуни и прочими ухищрениями добился того, чтобы губки смыкались достаточно плотно (по моим ощущениям непараллельность губок примерно 0,05 мм, может 0,1 мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сейчас я умудрился сломать подшипник штатным рычагом длиной около 400 мм и своим весом около 75 кг.

Если не лень прикиньте усилие которое вы создали http://al-vo.ru/mekh...vint-gayka.html и сравните с http://www.podshypni...72&bearing=8210

Изменено пользователем codename1182

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Согласен с Олегом codename1182 - проблема не в пружине.

 

Сейчас я умудрился сломать подшипник штатным рычагом длиной около 400 мм и своим весом около 75 кг.

 

Могуч, однако!... :wink:

 

Стандартная ручка у таких тисков, насколько помню, от силы 250мм.

Такие тиски никогда не тянутся как слесарные - до упора и еще чуть-чуть тушкой навалиться.

Свои 125мм я обычно тяну рычагом около 100мм - обрезок накидного ключа на 17, "штатно" набитый на хвост винта.

В особо ответственных случаях добавляю полноценный ключ на 17 (180мм) и дотягиваю двумя руками без фанатизьму.

Пружины стоят, слегка проточенные с выступающих сторон, чтобы винт не упирался в крышку.

Пробовал без них - принципиальной разницы не обнаружил, но все равно пришлось бы точить втулку, поэтому поставил обратно.

 

Если не лень прикиньте усилие которое вы создали

Без учета КПД и прочих трений у меня получилось около 170 тонн (75 кг тушка висит на 400мм рычаге, который нагружает 10о резьбу) :wacko:

Понятно, что неправильно, но все-таки...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Чегой-то зацепило... Полез посчитать поточнее.

Для 2мм шага винта получилось минимум 7,5 тонн силы.

Что вдвое больше, чем для типовых тисков 200мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Travelller, Похоже КПД винта надо брать 0,2-0,3.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если не лень прикиньте усилие которое вы создали http://al-vo.ru/mekh...vint-gayka.html

Дурацкая табличка (для данных целей)

Тем не менее, результаты близкие к моим - 7,5 тонн при 400мм рукоятке на которой висят 20кг и 25% КПД...

 

 

codename1182, Олег, а не завалялось, случайно, похожего расчета, но "наоборот" - задаем рычаг, параметры резьбы, усилие на рычаге и получаем осевое усилие на гайке?

 

Похоже КПД винта надо брать 0,2-0,3.

Я так и брал 25%, просто считал упрощенно и что-то упустил.

У меня получилось 7500 кгс при 75 килограммой тушке на рычаге, а табличка говорит, что в тушке всего 20 кг, при прочих равных.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а не завалялось, случайно,

не, нету , я грубо считааю момент и его проекцию на угол витка, просто быстро и не вполне точно чтоб понимать порядок величин, не более.

вот тут вроде достойные расчеты, но не проверял http://php-gears.ru/acc.php?acc=12

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вот тут вроде достойные расчеты, но не проверял

Навскидку похоже на правду... (поподставлял всякого)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Могуч, однако!

Ну так сила есть, ума не надо...

Стандартная ручка у таких тисков от силы 250мм.

Вот не знаю. Вообще по виду похоже на самопал. Под "штатной" я имел в виду ту, что мне досталась вместе с тисками.

Я вообще хочу заменить ее на штурвал диаметром мм 250, потому как откровенно зае... Ох извините, здесь нельзя по русски... Короче надоело эту дуру длинную крутить туда-сюда. Хочется чего-то удобного и компактного.

 

Такие тиски никогда не тянутся как слесарные - до упора и еще чуть-чуть тушкой навалиться.

Ну во-первых они сейчас и используются как слесарные, пока я свои самопальные слесарные тиски не довел до ума.

Во-вторых у них винт раза в 3 толще, чем у любых слесарных тисков. Да и веса в них поболе. Теоретически они обязаны выдерживать значительно бОльшие нагрузки, нежели тисы слесаря.

В любом случае я уже понял, что так делать больше не буду, тут просто ну очень сильно надо было.

 

Но сейчас мне важно понять, что делать дальше, по приходу новых подшипников (заказал два на всякий пожарный).

Искать вторую тарелку? Вытачивать проставку? Оставить как есть? Я на распутье.

 

И объясните, все-таки, на кой ляд там эта пружина, что она делает, какую функцию выполняет? допподжим? дозировка усилия, чтобы чувствовать, когда надо остановиться? просто удобство? выборка люфта?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Искать вторую тарелку?

Не надо.

Не знаю, как объяснить, хоть и писал, что большой разницы с пружиной и без не ощутил, но... все-таки ощутил.

С ней как-то комфортнее, прогнозируемее и, возможно, надежнее в условиях вибронагрузок фрезой.

 

Единственное что - возможно, стоит между пружиной и подшипником выпилить втулку такую, чтобы между винтом и крышкой осталась буквально десятка зазора.

 

Я у себя так настроил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Единственное что - возможно, стоит между пружиной и подшипником выпилить втулку такую, чтобы между винтом и крышкой осталась буквально десятка зазора.

Вот так?post-180102-062392500_1538683874_thumb.jpg

Не согнет ее, втулку эту? Все-таки 7,5 тонн - не жук лапкой потрогал. Даже если штатные 3,5 тонны зажима - все равно не мало. Не калить же ее, в самом-то деле...

Изменено пользователем Феанор

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот так?

Либо так, либо пружину между шайбой и подшипником (придется перевернуть).

Вообще, я думаю, лопнувший подшипник - это комбинация "перестарался" и перекаленой обоймы.

 

И нет, если шайба действительно 10мм, то можно не калить, ничего с ней не сделается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если паранойя не успокаивается, можно дополнительно снять на наждачке с пружины, в местах контакта, "пояски" 1-1.5мм шириной.

Мелкие неровности тоже создают лишние точечные напряжения...

Изменено пользователем Travelller

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вообще, я думаю, лопнувший подшипник - это комбинация "перестарался" и перекаленой обоймы.

врятли это перекаленная обойма, просто банальная грязь исказила контакт и все давление пришлось не на все шарики а на пару, тут хрусь вполне закономерен

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

если шайба действительно 10мм, то можно не калить

спасибо за совет.

Шайбу из инструментальной стали обязательно делать? Или Ст3 тоже допустимо? С учетом нагрузок...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я думаю, из чего угодно можно.

Шайбы такой толщины мне удавалось как-то покорежить только совсем уж невменяемым усилиями.

Раньше остальное "изделие" начинало ломаться.

 

просто банальная грязь

Тоже возможно.

Кстати, надо бы свои проверить - они у меня часто вертикально работают, этим узлом вниз.

Есть некоторая вероятность попадания стружки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стальную хоть из гвозделина, ей же на сжатие работать. Однако схема не вполне удачная если обойма подшипника реально центрируется в корпусе тисков. Самая первая схема позволяла винту немного радиально гулять пока контакт мал, до распрямления тарелки, позволяя подстраиваться под ось гайки в подвижной губке- сия ось гулящая про подъем подвижной губки вы же в курсе.

 

Есть некоторая вероятность попадания стружки.

даже если горизонтально сия вероятность стремится к 100%

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

сия ось гулящая про подъем подвижной губки

вот с этого момента чуть поподробнее!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

сия ось гулящая про подъем подвижной губки вы же в курсе.

У меня зазоров в гайке хватает, чтобы те пару соток перекоса обеспечить.

 

Да и подьем губки происходит уже тогда, когда всё во всё уперлось и сдвинуться не может.

Изменено пользователем Travelller

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.