Перейти к содержанию
Wowk@

Старая сверлилка

Рекомендуемые сообщения

Дата: (изменено)

Может кто знает модель? Шильдик читается плохо. Есть слова Москва, Одесса, им. Ленина,

post-005591000_1533843289_thumb.jpg

post-080360700_1533843308_thumb.jpg

post-095461900_1533843325_thumb.jpg

post-010620600_1533843345_thumb.jpg

post-015775000_1533843360_thumb.jpg

post-059971300_1533843380_thumb.jpg

post-020232100_1533843395_thumb.jpg

post-065064400_1533843413_thumb.jpg

Изменено пользователем Wowk@

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Дай посмотреть-то)

Во, другое дело, фоточки появились...

Красивый, но такого не встречал.

Изменено пользователем -=Красный механиК=-

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Шильдик на украинском:

 

ВАРСТАТОБ`ЄДНАННЯ - Станкообъединение

МОСКВА

Державний - госудаственный

Варстатобудівельний завод - станкостроительный (машиностроительный) завод

Ім. Леніна - им Ленина

Одеса

 

Т.е станок производства знаменитого ОЗРС (позднее название, с 1946 года)

Станкостроительный завод им Ленина, г Одесса носил свое название с 1924 года по июль 1941-го. Так, что это явно военная, или скорее ДОвоенная машина.

Жаль не выбита модель на шильдике

 

Вот на этом ресурсе (http://www.acexpert....y-gruppi-s.html)

есть фото подобного станка с припиской при наведении мышки - испытание станка на точность, 1924 год.

испытание сверл. станка на точность, 1924 год.jpg

 

Насколько этому можно верить - не могу сказать, но то, что на фото люди относятся к эпохе 30-х годов ХХ века - наверняка.

Изменено пользователем AbraCadabra

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо! Интересно, кто был прародителем, не думаю, что это разработка молодой советской республики.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Любопытно, что в послевоенном украинском пишется уже по другому: вЕрстатобудiвельний.

Изменено пользователем Л е о н ы ч

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прародителями были немецкие RABOMA и WEBO. Это и не скрывается -

http://www.acexpert.ru/news/summarnaya-godovaya-viruchka-predpriyatiy-gruppi-s.html (о WEBO)

https://www.odessitclub.org/reading_room/talyanker/radialka.pdf (o RABOMA)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Поддержу автора сообщения #3, станочек скорее всего - довоенный. В июле 1941 завод был эвакуирован из Одессы.

 

 

 

Из Одессы под бомбежкой. Эвакуированный станкозавод стал могучей поддержкой фронту

 

По решению Государственного комитета обороны и совета по эвакуации в первые же недели Великой Отечественной в Стерлитамак прибыли Одесский станкостроительный завод, оборудование Бакинского завода «Красный пролетарий», завода наркомата боеприпасов, Славянского и Донецкого содовых заводов, Ново-Подольского, Брянского, Волховского цементных заводов, Конгрессовского сахарного завода. 29 сентября 1941 года прибыли два цеха, обувная фабрика и учебная часть (техникум) Московского кожевенно-обувного комбината. С началом войны в Стерлитамак был переведён крупнейший трест «Башнефтеразведка».

18-02-15-stanko-480x288.jpg

Распоряжение об эвакуации Одесского станкостроительного завода в Стерлитамак было получено 3 июля 1941 года, и сразу же был составлен детальный план вывоза людей, оборудования, технической документации; созданы специальные мобильные бригады. Мешали ограниченность подъездных путей, крайне узкий фронт погрузки, недостаток перевозочных средств, лесоматериалов для упаковки станков, частые воздушные налёты. Но одесские станкостроители с 6 по 25 июля успели отправить пять эшелонов с заводским имуществом и людьми. В первом же эшелоне вместе с конструкторской документацией отправили чертежи и документы отдела подготовки производства. Как показали последующие события, это позволило без промедления организовать на новом месте выпуск продукции.

Первый эшелон прибыл к месту назначения – в Стерлитамак – через неделю. Второй – через три. Причём в пути подвергся бомбёжке, три человека были убиты, один тяжело ранен. Последующие эшелоны шли по три-четыре недели, а последний – шестой, вышедший в конце июля с металлом и крановыми конструкциями, – вынужден был вернуться обратно: последняя железнодорожная ветка оказалась перерезана. На автомашинах удалось прорваться директору, главному инженеру, главному бухгалтеру, начальнику финансовой части и начальнику транспортного цеха. Они везли драгоценные металлы и алмазы, особо важные документы и 460 тысяч рублей, полученных из госбанка для нужд предприятия.

Последние вагоны прибыли в Стерлитамак 24 августа 1941 года. Разгрузка оборудования шла, что называется, с колёс. Экстренно начали строить заводские корпуса – под них была отведена площадка, предназначенная для завода по ремонту нефтяного оборудования. Для литейного цеха передали производственные мощности артели промкооперации «Металлист»; для модельного цеха передали помещение мебельной фабрики Башлеспромхоза. Станкозавод получил недостроенное здание заводоуправления, котельную, наполовину готовое здание производственного корпуса, конечно, без крыши.

Приехавшие одесситы в большинстве своём временно переквалифицировались в строителей. Им помогали рабочие, привезённые из Москвы. Большую помощь оказали тогда комсомольцы железнодорожного узла станции Стерлитамак во главе с Н.Лутошкиным. Естественно, стерлитамаковцы – комсомольцы, молодёжь – активно участвовали в работах по разгрузке оборудования, и строили, и в ученики к кадровым рабочим пошли.

Пуск завода правительство назначило на 8 сентября. Однако в срок уложиться не получилось. Работу сдерживало отсутствие техники для транспортировки оборудования – на волокушах из железных листов много не увезёшь. Тогда решили провести железнодорожную ветку. Рабочие, инженерно-технические работники стали заправскими путейцами – перевозили на тачках землю, забивали костыли, настилали шпалы. Каким восторгом светились их глаза, когда железнодорожная ветка вступила в строй!

– Я перед самой войной электриком-монтажником на строительстве завода по ремонту нефтяного оборудования трудился, – вспоминает Пётр Андреевич Кузнецов. – В августе 41-го наша строительная площадка представляла собой огромный склад оборудования, доставленного из Одессы. А у корпусов по существу ещё и стен не было. Станки ставили под открытым небом. Сооружали над станком толевую крышу на четырёх стоечках. За станком – пожилой рабочий-одессит и рядом – девчушка лет 15-ти: он учит её простейшим операциям… По осени-то такая девчонка к станку встанет, а эмульсия в баке замёрзла. О руках и говорить нечего – коченели. Но никогда никто не жаловался…

Одновременно с монтажом оборудования одесситы как-то умудрились выпустить 14 вертикально-сверлильных станков и вытачивали корпуса снарядов калибра 45 мм. Достроили главный корпус, построили кузнечный цех, за пять дней спроектировали и соорудили печь для плавки чугуна. В первых числах октября наркомат станкостроения СССР, обследовав состояние завода, признал его годным к эксплуатации. 11 октября 1941 года Стерлитамакский станкостроительный завод начал выпускать серийную продукцию, хотя многие пусконаладочные и строительные работы ещё продолжались. За октябрь завод изготовил 34 станка, в ноябре – 96. А в декабре перешёл в распоряжение наркомата танковой промышленности и стал производить детали танков.

Большие трудности испытывал тогда лабораторно-исследовательский отдел. Его усилия сосредоточились на изучении возможностей использования местных материалов на различных стадиях производственного процесса. Сотрудники подготовили рекомендации по применению мазутов для термических печей, ишимбайских литейных земель, по изготовлению прокладочных лаков… Заведующая химической лабораторией Т.Патлис вспоминала: «Достали хлопкового масла. Из него стали по ночам варить мыло, которое днём разваривали с содой и веретённым маслом – готовили заменитель эмульсола для всего завода. Олифы и сиккативы варили в подвале компрессорной. На этой олифе готовили клеевую шпатлёвку. На станции обнаружили нефтяной пек, из него и канифоли делали кабельную массу для электроцеха. Таким же способом приготовляли антикоррозийные лаки».

Завод оказался эвакуированным в город, где крупное промышленное производство практически отсутствовало. Это создавало особо острую проблему кадров. Горком партии и горисполком обратились к жителям Стерлитамака с призывом идти работать на завод. Население откликнулось – из различных мелких городских мастерских, учреждений, из близлежащих деревень, даже со школьной скамьи пошли люди. Вот только опыт имели лишь единицы. Большинство приходилось обучать на месте: за верстаком, у станка, у чертёжной доски. Из молодёжи организовал бригаду мастер Энзель Липецкий; его трудовую школу прошли известные потом мастера литейного производства А.Каширин, В.Фёдоров, Н.Суханов.

Для подготовки кадров было организовано ремесленное училище, начали работать школы по отдельным профессиям, школы повышения квалификации. Только в 1941 году были обучены 113 токарей, 55 слесарей, 32 фрезеровщика. (С 1 ноября 1944 года при заводе открылся вечерний станкостроительный техникум).

Оставаясь в 1942 году в наркомате танковой промышленности, станкозавод продолжал изготавливать детали танков и другого вооружения, но со второго квартала 42-го его возвратили в наркомат станкостроения. Его профиль отныне определялся производством вертикально-сверлильных серийных станков, алмазно-расточных, агрегатных и специально налаженных станков. Уже тогда творческий подвиг совершили заводские конструкторы, многократно увеличив количество разработанных проектов станков.

11 октября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР наш станкостроительный завод был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина; большая группа станкостроителей была награждена орденами и медалями: орденом Ленина – директор И.Эльцин; орденом Трудового Красного Знамени – главный инженер Я.Богаковский, слесари С.Лазович, А.Маников; орденом Красной Звезды – секретарь партбюро Г.Тонконогий; орденом «Знак Почёта» – начальники цехов И.Маршер, И.Нурнберг, М.Шендерович, главный инженер строительства Г.Малевич, конструктор М.Надель, литейщик Д.Поляков, формовщик И.Чеботарёв, начальник строительства М.Шевелев…

 

http://srgazeta.ru/2...pod-bombezhkoj/

 

 

 

 

По состоянию на начало 1942 был подготовлен СПИСОК оборонных предприятий по наркоматам авиапромышленности, танковой промышленности и вооружения, перебазированных согласно постановлениям и распоряжениям ГКО, СНК СССР и Совета по эвакуации (июль — ноябрь 1941 г.) (Таблица составлена по данным Государственного архива Российской Федерации. Ф. 6822. Оп. 1. Д. 538.)

 

а) Наркомат авиапромышленности (НКАП)

№ пп, Наименование предприятия Куда эвакуировано

 

<..>

 

б) Наркомат танковой промышленности (НКТП)

 

<..>

 

7. Завод им. Ленина, г. Одесса

 

На машиностроительный завод НКнефти, г. Стерлитамак БАССР

 

http://nethash.ru/av...v7.html?page=75

 

 

Возможно, получится немного точнее датировать станочек, если удастся правильно прочитать надпись в правом верхнем углу шильдика. Там, видимо, аббревиатура названия наркомата, которому в том момент был подведомственен завод. На украинском. В левом углу, видимо, - СРСР (Союз Радянських Соціалістичних Республік).

 

Топикстартер! Попробуйте при боковом свете рассмотреть - какие там буквы/аббревиатуры, если возможно - сделайте фото. .

 

5 января 1932 года Высший совет народного хозяйства СССР преобразован в Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР.

 

22 августа 1937 года Из Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР выделен Народный комиссариат машиностроения СССР.

 

5 февраля 1939 года Народный комиссариат машиностроения СССР разделён на

5 июня 1941 года Образован Народный комиссариат станкостроения СССР[5].

 

11 сентября 1941 года Образован Народный комиссариат танковой промышленности СССР.

 

14 ноября 1941 года Народный комиссариат станкостроения СССР влит в Народный комиссариат танковой промышленности СССР.

 

 

21 февраля 1942 года Повторно образован Народный комиссариат станкостроения СССР.

 

https://ru.wikipedia...%A1%D0%A1%D0%A0

Изменено пользователем Barnauletz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.