Перейти к содержанию
Авторизация  
111

Цементация, сталь 20. Кальбрус , Гексацианоферрат калия (железистосинеродистый калий, ферроцианид калия, гексацианоферриат калия)

Рекомендуемые сообщения

Подскажите,

нужно цементировать до 60 и более единиц HRC заготовку из стали 20 post-3657-068695400_1532790335_thumb.jpg

это часть обгонной муфты с крутящим моментом 300 н/м. Очень и очень ответственный узел!!!

 

К сожалению 10 часов стандартной процедуры цементации в гаражных условиях мне снова не потянуть. Цементировал в прошлом году втулку вертолёта в гараже - так чуть умом не тронулся - в ручную всю ночь держал 920 градусов тиристорным регулятором т.к. Китаёзовская автоматика накрылась медным тазом через 30 минут работы....

 

Решил цементировант с помощью кальбруса. Купил 600 грамм.

 

Подскажите, кто в теме - время в секундах выдержки в порошке для цементации хотя-бы на глубину 0,5 мм , и сколько раз его окунать в порошок... и время нормализации после закалки в воду ..... в общим прошу технологию???

 

Заранее извиняюсь за тупорылый вопрос,

спросить больше не у кого...

с Уважением,

Хаустов Владимир.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

время в секундах выдержки в порошке для цементации хотя-бы на глубину 0,5 мм

 

часа три при +550. Деталь должна быть отпущена при этой же температуре, иначе вся геометрия пойдет коту под хвост.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Деталь должна быть отпущена при этой же температуре, иначе вся геометрия пойдет коту под хвост.

Не понял. Как связан отпуск до цианирования и коробление изделия?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Владимир Игоревич, с помощью приобретённого Вами кальбруса можно реализовать только низкотемпературное (НЦ).

Низкотемпературное обычно применяют для инструментальных или среднеуглеродистых сталей. Для стали 20 НЦ не очень подходит, но раз другой нет, то можно и её цианировать.

Я бы сделал следующее:

1) закалка 870-880°С в воду (выдержка после прогрева не менее 40мин.)

2) шлифование в размер

3) цианирование в расплаве ванны с температурой 550-570°С 3 часа.

 

При цианировании кальбрус (гексацианоферрат (II)) нельзя нагревать выше 650°С, т.к. при этой температуре он разлагается с образованием цианистого калия. ОЧЕНЬ ОПАСНО. Впрочем при цианировании также образуется KCN правда в очень малых количествах, поэтому работать нужно под вытяжкой, а после процесса ванну нужно или грамотно утилизировать или надёжно упрятать (чтобы огурцы тёща не посолила).

600 грамм для указанной муфты, ИМХО, маловато, т.к. деталь должна быть полностью в расплаве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как связан отпуск до цианирования и коробление изделия?

для ст.20 - никак. Но цианируют-то обычно стали, сохраняющие достаточно высокую прочность до 550-6000 - а сохраняется она за счет того, что превращения при отпуске еще не завершены! Поэтому отпуск перед азотированием и цианированием на температуру, как минимум на 200С выше температуры ХТО - это классика (ессно, механичку делают после отпуска; кстати, для тех сталей, которые обычно подвергают азотированию/цианированию, такой отпуск весьма упрощает механичку, снижая твердость основы до 30-45HRc)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

для ст.20 - никак.

Вы хотите сказать, что для 40Х или Р6М5 и др. сталей подвергаемых высокому отпуску нужно отпустить до цианирования иначе их при низкотемпературном цианировании поведёт?

Если речь идёт об объёмном упрочнении до НЦ, то высокий отпуск необходим вне зависимости от того будет ли дальше цианирование или нет. Я по прежнему не вижу связи

Деталь должна быть отпущена при этой же температуре, иначе вся геометрия пойдет коту под хвост.

Я так понимаю, что Ivan имел в виду следующую последовательность, которая может привести к потере размеров (но не формы): закалка + шлифование+ НЦ совмещённая с отпуском.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы хотите сказать, что для 40Х или Р6М5 и др. сталей подвергаемых высокому отпуску нужно отпустить до цианирования иначе их при низкотемпературном цианировании поведёт?

Для 40Х - вряд ли, а вот для какого-нибудь 4ХМФС, 4Х5МФС -весьма вероятно. Что касается Р6М5 - для нее цианирование обычно совмещают со 2м или 3м отпуском. Не исследовал специально этот вопрос, но в теории быстрорез обязательно должно слегка вести при отпуске!

Для сталей типа 4ХМФС, 4Х5МФС и т.п. стандартный режим - закалка,отпуск на 20-40С выше температуры НЦ, получистовое шлифование, затем НЦ и чистовая механичка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а вот для какого-нибудь 4ХМФС, 4Х5МФС -весьма вероятно.

Ничего в литературе по этому вопросу не нашел. Константин, есть какая нибудь ссылка? Поделитесь, плиз!

Интересует вопрос величины деформаций при отпуске.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Константин, есть какая нибудь ссылка? Поделитесь, плиз!

https://www.chipmaker.ru/files/file/4779/, с.171, гл.4, 2й абзац (речь об азотировании, но это не принципиально)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

. Для стали 20 НЦ не очень подходит,

 

Илья Ильич, не подскажете,

тогда мне лучше для нитроцементации тогда искать сталь с 25-ки до 45-ки???

 

Цементацию проводить в герметически закрытой стальной ёмкости (заварить) , или достаточно обмазать крышку глиной, как при обыкновенной цементации???

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Цементировали детали очень просто. Красной кровяной солью.

Деталь разогревалась до градусов 850-900. Погружалась в порошок соли несколько раз. При этом соль плавится и проникает в металл. Можно повторить процедуру.(второй нагрев).

Из маленькой щепотки соди почти ничего не остается.

Нагрев, закалка

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Речь об азотировании, но это не принципиально

Это не то, что принципиально, а сверхпринципиально. Вообще, из разговора, мне показалось, что Ильич и Константин немного запутались в технологических процессах.

Все чем занимается ТС абсолютно не правильно, начиная с выбора марки стали и далее по возростающей. Неужели трудно найти заготовку из нормальной, цементуемой стали. Достаточно открыть соответствующий ГОСТ, или справочник термиста. Или посоветоваться здесь. Черт-дьявол, подскажите из чего сделать? Вы ж, вроде, вертолет собираетесь делать. А по действиям похоже, что орудие самоубийства.

Сталь выбрали худшую, которую можно выбрать, вообще. Технологию поверхностного упрочнения Вы выбрали мазохистическую и такую, что сделать ее качественно Вам никогда не удастся. Совет и, даже просьба, может быть только один - остановитесь.

Изменено пользователем SDF

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вот как деды наши сие делали: шли в кузню, раскаляли деталь в горне, после чего посыпали ея этой самой синекалью. Оную процедуру повторяли несколько раз. Опосля закалку производили в баке с мочой. После чего детали безотказно работали десятки лет.

Изменено пользователем good_ex

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

с.171, гл.4, 2й абзац

Спасибо, Константин, но я имел в виду другое: величину деформаций при в. отпуске, как таковом, среднеуглеродистых сталей.

Илья Ильич, не подскажете,

тогда мне лучше для нитроцементации тогда искать сталь с 25-ки до 45-ки???

В.И., я не могу Вам дать рекомендацию по стали, т.к. мне неизвестны условия эксплуатации муфты. 300H/м - это очень скудная информация.

 

Вообще, из разговора, мне показалось, что Ильич и Константин немного запутались в технологических процессах.

Не то слово. Муфту из стали 20 нужно подвергнуть нитроцементации в гараже. И при этом помнить о величине непонятных деформаций при нагреве до 560°С.

А если ещё добавить мочи :crazy: (непонятно какого животного), то вообще мрак!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

После чего детали безотказно работали десятки лет.

В вертолёте? :shok: Речь ведь о

Цементировал в прошлом году втулку вертолёта в гараже

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А если ещё добавить мочи (непонятно какого животного), то вообще мрак!

Известно - трехлетнего барана, которого 3 дня кормили одним папоротником. Моча рыжего мальчика не канает - в бараньей моче концентрация соли и мочевины втрое выше, чем в человеческой.

А если серьезно - рецепт реально отличный для углеродистой стали. Ессно, можно не заморачиваться с мочой и сделать раствор 5% соли (во избежание мягких пятен) + 5% мочевины (для снижения риска трещин), и добавить антисептик, чтобы мочевина не начала под действием бактерий превращаться в аммиак - иначе запах будет, как в сортире!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вот как деды наши сие делали

Меня уже давно воротит от этих легенд. Извините за грубость.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Меня уже давно воротит от этих легенд.

Не думаю, что это такие уж легенды. Просто техника, на которой работали эти деды, была рассчитана на гораздо меньшие удельные нагрузки, чем современная - так что по тем временам указанная технология вполне рулила! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

так что по тем временам указанная технология вполне рулила

Не рулила. Не надо принижать требований к технике тех времен. Не забывайте, что на их горбу мы вылезли в люди (многие так считают). Умы у наших предков были в разы острее наших и требования к своей технике они предъявляли немерянные. А все эти легенды придумали писаки (глядя на все своими неказистыми мозгами) потому, что читакам (с такими же мозгами) это интереснее читать, чем теории про фазовый состав и кристаллические решетки. Писак, всегда интересовал только процесс превращения своей писанины в денежные знаки, особо не вдумываясь в методы.

Так, что легенды это все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А все эти легенды придумали писаки (глядя на все своими неказистыми мозгами) потому, что читакам (с такими же мозгами) это интереснее читать, чем теории про фазовый состав и кристаллические решетки

При анализе легенд важно уметь отделять мух от котлет! Любая легенда на чем-то основана - и иногда ее грамотный детальный анализ позволяет получить весьма интересную информацию. И закалка в моче, и скармливание гусям железного порошка по тем временам было весьма продвинутой технологией - и если правильно понимать, зачем это делали и что это дает, можно использовать данную идею и даже в современных технологиях кое-что изрядно усовершенствовать! Я ведь на полном серьезе писал о рецепте:

сделать раствор 5% соли (во избежание мягких пятен) + 5% мочевины (для снижения риска трещин), и добавить антисептик, чтобы мочевина не начала под действием бактерий превращаться в аммиак

У кого есть печь с защитной атмосферой, может поступить проще - перед закалочным нагревом капризных сталей добавить в эндогаз немного аммиака, эффект будет тот же (см. https://www.chipmaker.ru/files/file/15559/, с.179-180). А вот для тех, у кого ее нет, добавление мочевины в закалочный бак - неплохой вариант!

Во времена Бируни :hi: , у которого много такого рода "легенд", теорий про фазовый состав и кристаллические решетки вообще не существовало - и уж он-то был ученый-энциклопедист от Бога, и любую инфу проверял и перепроверял, а некоторые легенды даже лично опроверг (например, о токсичности молотого изумруда или о том, что у змеи, увидевшей изумруд, вытекают глаза). К примеру, упомянутую Тифлиси и Тавернье закалку в мокрой тряпке и сейчас кустари практикуют для закалки ножей из сталей типа Х12М, и не случайно - кривая охлаждения весьма специфическая, и риск закалочных трещин практически нулевой! Или инфу о закалке в потоке воздуха в Европе считали полным гоневом - пока Аносов :hi: не решил проверить и не убедился в ее важных достоинствах (если интересны подробности по данным способам закалки - пишите в личку)

Изменено пользователем Weilant

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.