Перейти к содержанию
Nifty

Смазка бронзовых подшипников скольжения

Рекомендуемые сообщения

Опять возвращаюсь к вопросам смазки :)

Есть небольшой шпиндель, представляет собой закрытую конструкцию (в собранном состоянии), внутри два бронзовых подшипника скольжения.

Нужно заменить в нем смазку, вот думаю - взять обычный литол-24 или для бронзы есть что-нибудь поинтереснее?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Попытаюсь ответить:

Многое зависит от условий работы узла: скорость, контактные давления, температура и т.д.

 

ИМХО даже зная исходные данные дать конкретные рекомендации непросто.

На тяжелонагруженных и очень низкооборотных узлах трения к примеру лучше себя ведёт автомобильная смазка ШРБ (такая гадость, что с пальцев не сотрёшь), уменьшая износ по сравнению с Литолом-24 раза в 2,5 (по данным НАМИ).

На высокооборотных узлах трения Литол-24 вообще может из зоны трения безвозвратно улетать,

и в этом случае может лучше вести себя к примеру ЦИАТИМ-201, или аналоги,

или вообще какая-нибудь полужидкая смазка.

Кто-бы и меня по полужидким смазкам просветил - типо бывают очень жидкие "объёмно структурированные" и очень липкие - но информации и характеристик в интернете днём с огнём не сыщешь.

А идеальный вариант - жидкая циркуляционная под давлением, но и здесь вязкость надо подбирать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Попытаюсь ответить:

Многое зависит от условий работы узла: скорость, контактные давления, температура и т.д.

 

ИМХО даже зная исходные данные дать конкретные рекомендации непросто.

На тяжелонагруженных и очень низкооборотных узлах трения к примеру лучше себя ведёт автомобильная смазка ШРБ (такая гадость, что с пальцев не сотрёшь), уменьшая износ по сравнению с Литолом-24 раза в 2,5 (по данным НАМИ).

На высокооборотных узлах трения Литол-24 вообще может из зоны трения безвозвратно улетать,

и в этом случае может лучше вести себя к примеру ЦИАТИМ-201, или аналоги,

или вообще какая-нибудь полужидкая смазка.

Кто-бы и меня по полужидким смазкам просветил - типо бывают очень жидкие "объёмно структурированные" и очень липкие - но информации и характеристик в интернете днём с огнём не сыщешь.

А идеальный вариант - жидкая циркуляционная под давлением, но и здесь вязкость надо подбирать.

 

Спасибо за столь развернутый ответ, но я не пытаюсь конструировать этот узел :)

Поэтому все эти варианты "жидкость, под давлением" конечно хороши, но бесполезны практически.

 

Шпиндель от сверлильно-фрезерной части Unimat-3, т.е. маленький. Он не герметичен, изначально там что-то похожее на ЦИАТИМ-201 (похожее, т.к. изделие австрийское, и что там изначально - уже никто не знает, даже австрийцы, т.к. с конца 80-х много воды утекло).

Максимальные обороты - ~5000-6000, нагрузки небольшие, соответсвенно габаритам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Давай фото или эскиз, а я вечерком покурю книжку "Подшипники скольжения"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Он не герметичен, изначально там что-то похожее на ЦИАТИМ-201

Тогда или Циатим-201 применить, или аналоги (где-то тема про смазку шестерён болгарок была, там вроде импортные смазки, которые пожиже и полипче рекомендовались)

 

я не пытаюсь конструировать этот узел

понимаю, прошу прощения, что меня к концу ближе про циркуляционную понесло

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Давай фото или эскиз, а я вечерком покурю книжку "Подшипники скольжения"

 

По просьбам трудящихся :lol: набросал на скорую руку

 

post-2084-1249555869_thumb.jpg

 

ЗЫ: собственно обойма шпинделя, вал шпинделя, два бронзовых подшипника, и фиксирующая втулка - напрессовывается на вал с большим усилием, еле выдавил вал съемником.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Тогда или Циатим-201 применить, или аналоги (где-то тема про смазку шестерён болгарок была, там вроде импортные смазки, которые пожиже и полипче рекомендовались)

 

Спасибо, поищу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Перед работой жидкое масло из масленки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Перед работой жидкое масло из масленки.

 

Спасибо, я масло не очень люблю. Предпочитаю яблочный сок...

Ах это вы про шпиндель? :lol: тогда сорри, я уже написал что конструкция закрытая. Разве что масло чудодейственным образом просочится сквозь 3мм стали

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Спасибо, я масло не очень люблю. Предпочитаю яблочный сок...

Ах это вы про шпиндель? :lol: тогда сорри, я уже написал что конструкция закрытая. Разве что масло чудодейственным образом просочится сквозь 3мм стали

 

в смысле масло нормально затекает в щели , даже если тебе кажеться что щели нет ... а цель есть между шпинделем и обоймой...

а если это еще и в вертикальном положении то вообще...

 

в принципе циатим 201 достаточно густая смазка для 6000 оборотов...

хотя тут на форуме был очень хороший совет бадяжить циатим машинным маслом...

 

в твоем случае ( лично мое мнение ничем не обоснованное) бодяжить циатим из расчтеча 90-70% и моторное масло процентов 10-15)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
в смысле масло нормально затекает в щели , даже если тебе кажеться что щели нет ... а цель есть между шпинделем и обоймой...

а если это еще и в вертикальном положении то вообще...

 

в принципе циатим 201 достаточно густая смазка для 6000 оборотов...

хотя тут на форуме был очень хороший совет бадяжить циатим машинным маслом...

 

в твоем случае ( лично мое мнение ничем не обоснованное) бодяжить циатим из расчтеча 90-70% и моторное масло процентов 10-15)

 

Что касается щелей, то это бред, согласитесь. Этому шпинделю уже лет 20, и за все это время со смазкой в нем ничего криминального не произошло, разбирал я его для профилактики, а не потому, что он клинил и т.д. Т.е. положив туда нормальную смазку можно еще на надцать лет забыть об этом, вместо того, чтобы каждый раз капать куда-то маслом, в надежде, что все само затечет туда куда-надо. Лично я такой методики ни разу не встречал, как правило в ответственных узлах подшипники скольжения делаются с канавками и каналами подачи смазки.

 

Да, развести маслом идея заманчивая... Тем более масло хорошее есть.

Пожалуй попробую развести до консистенции оригинальной смазки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Бадяжить в принципе тоже можно в случаях, когда пластичное слишком густо, а жидкое утекает.

Вон например даже в инструкции по эксплуатации ВФГ школьных станков НГФ110 рекомендуется бадяга солидола с маслом.

Конечно рекомендация имеет древние корни - раньше ничего полужидкого из пластичных смазок и не было.

Сейчас наверно жировой солидол в бадяге лучше заменить на что-то более современное (в жировом солидоле в зависимости от марки до 3% воды содержится).

 

Ещё ремонтники бывало смазку бадяжили, когда жидкое из узла течёт, а пластичное по густоте ни в какие ворота...

 

Зы: А как правильно? бОдяга или бАдяга.

ИМХО бАдяга это что-то древнемедицинское типо полужидкой мази из многих компонентов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Бадяжить в принципе тоже можно в случаях, когда пластичное слишком густо, а жидкое утекает.

Вон например даже в инструкции по эксплуатации ВФГ школьных станков НГФ110 рекомендуется бадяга солидола с маслом.

Конечно рекомендация имеет древние корни - раньше ничего полужидкого из пластичных смазок и не было.

Сейчас наверно жировой солидол в бадяге лучше заменить на что-то более современное (в жировом солидоле в зависимости от марки до 3% воды содержится).

 

Ещё ремонтники бывало смазку бадяжили, когда жидкое из узла течёт, а пластичное по густоте ни в какие ворота...

 

Зы: А как правильно? бОдяга или бАдяга.

ИМХО бАдяга это что-то древнемедицинское типо полужидкой мази из многих компонентов.

 

Сейчас безусловно доступно огромное количество смазок, однако это породило другую проблему - проблему выбора :lol:

Т.к. большая часть смазок доступных в тех же автомагазинах характеризуется только рекламными слоганами "САМАЯ ОПУПЕННАЯ СМАЗКА ДЛЯ ..........", а то и "ДЛЯ ВСЕГО" :)

А за промышленными смазками надо побегать, и не факт еще, что получится купить.

 

ЗЫ: В словаре присутствует написание как через О, так и через А.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Да, развести маслом идея заманчивая... Тем более масло хорошее есть.

Пожалуй попробую развести до консистенции оригинальной смазки.

 

кстати шпиндель как на рисунке вертикально работает или горизонтально ?

если горизонтально то можно в рубашке просверлить отверстие нарезать резьбы и закрывать его винтом , будет стандатрное отверстие для смазки шприцом.. (можно использовать более житкую чем оригинальная.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

странно это

для опор скольжения, тем более в шпинделе, обычно используют жидкую смазку

может там всё таки масло заливается?

 

Он не герметичен

конструктивно? или это косяк какойто?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
кстати шпиндель как на рисунке вертикально работает или горизонтально ?

если горизонтально то можно в рубашке просверлить отверстие нарезать резьбы и закрывать его винтом , будет стандатрное отверстие для смазки шприцом.. (можно использовать более житкую чем оригинальная.)

 

1. Шпиндель по умолчанию работает вертикально, хотя может и горизонтально, т.к. сверлильно-фрезерная приставка позволяет регулировать угол наклона в пределах 0-90 градусов.

 

2. Не получится там сверлить что-либо, эта гильза в свою очередь двигается в стакане шпиндельного блока. (на рисунке все видно, моя деталь - №8 )

 

post-2084-1249566040_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
странно это

для опор скольжения, тем более в шпинделе, обычно используют жидкую смазку

может там всё таки масло заливается?

конструктивно? или это косяк какойто?

 

Что представляет собой сама сверлильно-фрезерная часть видно на рисунке в пред. сообщении.

 

Считаем, что шпиндель расположен вертикально.

 

Когда я его разобрал, картина была следующей:

1. На соприкасающихся "вертикальных" поверхностях подшипников и вала присутствует эммм... скажем так, то ли вязкое масло, то ли полу-жидкая смазка.

2. Пространство в гильзе шпинделя между подшипниками - практически сухое.

3. На нижних соприкасающихся "горизонтальных" поверхностях присутствуют остатки смазки, сложно сказать какая она была изначально, т.к. вполне возможно что это загустевшее от времени масло.

4.На верхних соприкасающихся "горизонтальных" поверхностях присутствует в достаточном количестве смазка похожая на циатим (ей заполнено 30% пространства между подшипником и фиксирующей втулкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

мда, тут дело видимо в вертикальности - жидкая вытечет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Сейчас безусловно доступно огромное количество смазок, однако это породило другую проблему - проблему выбора :lol:

Т.к. большая часть смазок доступных в тех же автомагазинах характеризуется только рекламными слоганами "САМАЯ ОПУПЕННАЯ СМАЗКА ДЛЯ ..........", а то и "ДЛЯ ВСЕГО" :)

А за промышленными смазками надо побегать, и не факт еще, что получится купить.

 

ЗЫ: В словаре присутствует написание как через О, так и через А.

 

если в составе какой-либо смазки будет оксид молибдена/или сернистый молибден) то это один из рулезов. но проблема в том что марку я посоветовать не могу ... просто у отца были промышленный порошок (с/для производства) молибдена , он добавлял столовая ложка на канистру масла...( в жигуль) экономия была до 20% топлива....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А ещё меня интересует один глупый вопрос:

Сохранятся или нет в бадяженной смазке свойства исходных компонентов по температурной стабильности вязкости/пенетрации.

 

Допустим мы бадяжим Циатим 201 с автомобильным маслом 0w50.

Не будет-ли полужидкая, но не утекающая из узла бадяга вставать колом при -25 градусах, или утекать из узла при температуре выше +50..70 градусов.

Вроде свойство температурной стабильности должно сохранятся, ведь по сути пластичная смазка это масляная основа + загуститель, создающий "объемно структурированный каркас из длинных молекулярных цепочек", и моторное масло это тоже масляная основа + загуститель.

А вот если циатим развести маслом И-30 до полужидкого состояния?

То наверно при -25 градусах бадяга встанет колом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
дело видимо в вертикальности - жидкая вытечет

ну, есть же соотв. конструктивные решения: сальники, маслогонные элементы. Чесгря, есть у меня такое убеждение, что узлы трения скольжения должны смазываться жидкими СМ — уж очень мало в таких узлах предрасположенности к принудительной циркуляции в них пластичных и полужидких СМ. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
А вот если циатим развести маслом И-30 до полужидкого состояния?

циатим 221 на основе синтетического масла

201 - минерального

 

синтетику с минеральным смешивать вроде не рекомендуется

 

ну, есть же соотв. конструктивные решения

я ж не знаю что там в реальности

Чесгря, есть у меня такое убеждение, что узлы трения скольжения должны смазываться жидкими СМ

это я согласен,жидкая лучше

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
если в составе какой-либо смазки будет оксид молибдена/или сернистый молибден) то это...

абразив!

Который имеет смысл применять только при критических контактных давлениях на поверхностях или при отсутствии/недостатке смазки.

В узлах с нормальными давлениями и условиями смазки применение дисульфида молибдена уваличивает износ в среднем на 30%.

 

А так-же графит, шунгит и т.д.

 

Зы: одному господину, заливающему в мотор авто модификатор с кондиционером металла из шунгита и жалующемуся на дороговизну препарата я тут как-то на работе сказал, чтоб у нас на горе шунгит в виде камня взял из габионного водосточного лотка.

Лицо господина стало само на камень похоже.

Изменено пользователем Chernyshov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Чесгря, есть у меня такое убеждение, что узлы трения скольжения должны смазываться жидкими СМ

А если и там и там состав масланая основа + загуститель, то пластичная и жидкая какую имеют принципиальную разницу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вязкость

и потом тепло должно куда-то уноситься, пластичная-то особо никуда течь не будет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.