Перейти к публикации
Anton165

Строю паровую машинку VR75

Рекомендованные сообщения

Уважемые любители паровиков, прошлым летом ремонтировал машину на прогулочном пароходе и сейчас решился всетаки построить модель парового двигателя. Просмотрел кучу всяких чертежей и остановился на Elmer's VR75 (http://www.john-tom....nes/38_vr75.pdf). Ктото такую уже делал и видео выложил

https://www.youtube.com/watch?v=QL9vqyRiSBI

 

У парохода точно такаяже машина, просто раз в десять побольше, отчасти это и было причиной выбора именно этой модели. В начале этого ролика видно сам пароход

https://www.youtube.com/watch?v=sj9SlJ6T_f0

 

 

Для меня это первое упражнение в постройке механической модели, так что перфектционизм не планируется. Несколько граблей уже нашёл. Когда закончу тоже неизвестно, может через месяц, а может год или два. Потихоньку, в одном темпе с инспирацией. Основным материалом будет сталь, для цилиндра использую кусок чугуна, подшипники из бронзы. Несколько отхожу от чертежей- раму выточил из болванки а не изгибал из листа как в оригинале, по рождению я токарь, мне так проще и железо ещё не кончилось. Также направляющие ползуна выточены заодно с фланцами, в оригинале там предусмотрена пайка фланцев к корпусу ползуна. Коленчатый вал буду делать цельным и ступеньчатым- маховик хочется посадить на прессовую посадку без изпользования винтиков и клея, что почему-то популярно у западных моделистов. Строится все на токарных МН80, 1Е61М и фрезерном 6Н81А. Все линейные размеры оставил как у оригинала, а вот резьбы и диаметры посадок будут метрические. Перевод дюймов в миллиметры просто одно удовольствие, ну почти. Теперь намного лучше представляю какая рабочая атмосфера была при постройке самолёта Ту-4.

Кровь из носа, но работать эта машинка будет, просто неизвестно когда. Прогресс буду выкладывать, но писатель я не очень, так что не каждый день.

Кто нибудь может подсказать как обработать внутренность чугунного цилиндра- резцом, разверткой, притиром? Из чего делать поршень- сам склоняюсь что также из чугуна.

 

Пока сделал всего несколько деталей

 

post-56306-054426200_1487746230_thumb.jpgpost-56306-055348700_1487746254_thumb.jpg

post-56306-077435600_1487746295_thumb.jpg

 

А вот так выглядит похожая машина на пароходе, там я ремонтировал золотник, цилиндр и сделал новую крышку для цилиндра.

 

post-56306-023166400_1487746357_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Круто, такого здесь еще не видел, чтоб от настоящей машины к модели. А с инчами особенно приятно дело иметь из-за натуральных дробей. Успеха. Цилиндр лучше до притира довести.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Anton165, а расскажите подробнее про ту машину, что стоит на пароходе? Ну там мощность, число оборотов, давление пара? Какой там котёл? Какую скорость развивает пароход?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Anton165, Отличное начало! А какие размеры цилиндра, ход поршня?

Притирать или нет цилиндр дело вкуса, если станок даёт хорошую поверхность ( а он судя по деталям её даёт), можно и не заморачиваться с притиркой.

Прессовая посадка маховика хороший вариант.

Изменено пользователем romka10.06

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за поддержку!

Пароход называется Дорогая Мария (Kallis Mari), принадлежит городскому музею города Хаапсалу. Друзья мои привезли его из Швеций, машина судя по надписям построена в начале 1980-х в Роме. Цилиндр около 100мм диаметром и около 150мм хода. Котёл сертифицирован на 8 атм и работает на 5-6 атм, обороты можно глазами считать, медленно и медитативно. Гребной винт аж 700мм в диаметре. Говорят, что 5-6 узлов выдает. Топят дровами.

Официальные данные говорят что корпус построен Шведской фирмой Lidwall & Söner AB в 1955 году. Машину построил кто-то Per Montell в 1985 году. Длина 7,4 метра, ширина 2,1 метра, осадка 0,75 meтра. Мощность 4л.с., берет 12 пассажиров.

 

Как всегда, в последний момент перед очередным спуском в воду надо было срочно ремонтировать. Оказалось что фланцы цилиндра были кривыми и были прикреплены аж через 4 слоя прокладок. Распределитель пара был изношен- его я шабрил и притирал. В общем утечка пара была из всех щелей, после ремонта прибавилось мощности и заправляют водой в два раза реже. Вот что не получилось, это кулису настроить. Полный вперёд имеется, полный назад тоже, также медленно ползти можно. Но вот остановить машину при помощи кулисы не получается. Для этого закрывают кран подачи пара. На модели попробую сделать что бы была позиция "стоп".

 

У модели поршень и ход 3/4 на 3/4 дюйма, или примерно 19 на 19 мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ВАУ! Вот это проект! Тем более, в обратном порядке, как сказал Сергей - от реальной работы с прототипом к модели! Очень интересно, тем более с наличием станков и опытом металлообработки. Хотя заменить листовую гнутую станину на точеный стакан, может проще и надежней, но теряется визуализация работы рычагов :unsure: . Не думали фрезером пройти по точеной детали, чтоб завораживающее движение внутри стакана было видно. Оно не принципиально, но все ж....

 

С инчами многолетний опыт копирования уже есть, в сети можно найти таблицы. Причем, не прямой перевод "в лоб", а конструктивный. Ту-4 был только началом :wink: , потом все стало намного проще, вплоть до игрушек

post-50217-067354100_1487855487_thumb.jpg

 

По проблемам хода, подозреваю, есть сбой регулируемых параметров машины. Например, длины золотниковой тяги с резьбой и контргайкой, или типа того. Судя по фото, ПРМ Стефенсона, его можно установить, чтоб кулиса в среднем положении качала золотник в пределах перекрыши, не открывая окон. Только чем меньше размеры машины, тем точнее настройки. Думаю, можно замоделить известные параметры ПРМ в прогу Докстадера и выявить несоответствия от идеальной модели (заводского паспотра настроек, небось, нет).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цилиндр надо делать из стали, чугун слишком хрупок и порист. Поршень сталь/алюминий/ бронза. Тем более в вашем случае, когда размеры крохотные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Stason96, ??? Во всём мире цилиндры делают из чугуна, долговечнее и надёжнее пока ничего не придумано, тихоходные поршни тоже лучше из чугуна.

Вообще пара цилиндр / поршень из материала с одинаковым КТР позволяет делать минимальный зазор, а с минимальным зазором можно отказаться от поршневых колец, поэтому удобнее всего будет чугунный цилиндр с чугунным поршнем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чугунный поршень согласен, чугунный цилиндр сомневаюсь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за советы!

В инструкций по модельной машине сказано цилиндр делать из мелкозернистого чугуна. У меня валяются примерно так 50-летней давности Ф60 на 300мм чугунные отливки, делаю из них. Износится, сделаю из бронзы.

В 1:1 машине голова цилиндра стальная но с чугунной гильзой. Хочется как можно меньше бронзы на модели. Даже не знаю почему- из бронзы как бы слишком "сувенирно".

Дело движется, но с обычным темпом- шаг вперёд, два назад. Разметил цилиндр, расточил, просверлил почти все каналы и на последнем канале сломал сверло. Да и промахнулся с двумя косыми отверстиями. Теперь зделал две заготовки для цилиндра, может быть надо делать три шага вперёд и два назад. Тогда хоть прогресс будет. Буду делать притир для цилиндра, из алюминия.

 

Корпус обрезал спереди и сзади. Не перестаю удивлятся станку МН80, стружку большую не берет, но точный всетаки.

Как работает кулиса я только начинаю понимать, На большой машине тяги регулируемы, но как бы времени не было. Может быть и на модели надо тяги регулируемыми сделать.

 

Вродебы большая облава кончилась, теперь времени должно быть больше для машинки.

 

post-56306-062871900_1490022518_thumb.jpg

post-56306-032866700_1490022434_thumb.jpg

post-56306-013742900_1490022535_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прогресс в постройке машинки не большой, сделал коленчатый вал (цельный), шатун, тяги для ексцентрика и вот думаю как сам ексцентрик точить. Ексцентрики не проблема, а вот как угол между ними правильно выдержать пока не знаю. Но это будет уже в новом году.

 

Послали меня надолго и далеко- в командировку на почти полгода в Швецию. Когдато провел здесь много зим, но друзья все уехали и теперь довольнотаки тоскливо тут. Нашел чем выходные устроить- ремонтом паровоза. Самое дешевое времяпровождение. Наверняка здешний опыт пригодится для постройки модели.

 

Паровозов два, с большими колесами разгоняется до 130км/ч, другой до 65 км/ч. В медленном машина внутри рамы. На медленном топку надо ремонтировать, на шустром все трубы бойлера менять. Вдвоем вынимаем трубы перегревателя пока, потом видимо сами трубы будем вынимать. Больше ста лет паровозам, но механика выглядит неплохо. Шведский у меня на уровне трехлетнего ребенка, напарник английским не владеет. Общаемся при помощи кувалды и лома. Основная фраза у него "не так, а вот так".

post-56306-041424000_1505219944_thumb.jpg

post-56306-085003200_1505219961_thumb.jpg

post-56306-087593900_1505219981_thumb.jpg

post-56306-077234400_1505219997_thumb.jpg

post-56306-076602600_1505220022_thumb.jpg

post-56306-041745600_1505220034_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опыт, конечно, будет несравнимым с нашей компанией. Интересно материально- организационно- информационное обеспечение таких работ. Кстати, перечитываю книгу акад .А.Н.Крылова, как он по морю перевозил такие паровозы в Россию в 20-х годах. Рекомендую на досуге, в сети она есть ("Мои воспоминания"). Успехов, делитесь результатами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЛТЭ,

 

Спасибо, устройство паровоза уже понимаю чуть лучше. Один раз возьму фотоаппарат туда и сделаю картинки поближе. Раньше я паровоза так интимно не изучал, мне нравятся мелочи на этих агрегатах- масленки, скребки, фары и так далее. Похоже что все продумано.

 

Музей какбы частный- безвыгодное сообщество (не знаю как нон-профит перевести), во всяком случае не государственный. Имеют старое депо в оригинальном состояний. Пять паровозов, из них два были на ходу недавно, и надеются что через пару лет будут опять на ходу. Вагонов примерно пару десятков, пассажирские на ходу. Денег у них мало, работы делаются добровольно. Членные взносы- копейки. Сдают вагоны в аренду, может быть основная прибыль отдуда.

 

Металлистов мало, похоже что один человек всего. Но библиотека есть и думают прежде чем делать. А так, клуб пенсионеров.

 

http://www.njm.nu/index.php

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пришла к концу моя ссылка в Швецию. Фотки пришлось всетаки телефоном делать, так что качество не очень. Инспирацию для продолжения постройки модели получил точно.

 

Работали не по стахановски, и как бы не по индустриальному, всетаки не хочется ничего испортить, все делается осторожно.

Трубы перегревателя пара демонтируются примерно за час на трубу, вдвоем. Слава конструктарам- гайка бронзовая, её греем до красна и откручиваем большим пневматическим гайковёртом. Это не трудно. Но вот достать болт Т-образный, там даже слов Русского языка не хватит. Горелка, отбойный молоток, теснота и много ругания. Потом болт вытаскивается из паза обратным молотком. Удивительно, но не менее интересно было извлекать шайбы из под гаек.

 

За тем были жаровые трубы (те которые по больше). В дымовой коробке труба осторожно надрезается в продольном направлений, так чтобы не испортить стенку котла. Отбойным молотком сминаем трубу, чтобы она освободилась от стенки. В топке труба отрезается ацетиленом. В дымовой коробке в трубе делаются дырки (не отверстия), туда шпилька и трубу вытягивают с помощью тали. Помогаем ломом и кувалдой из топки. На последнем ряду труб научились быстрее делать, но в среднем 7 труб за 10 часов с перерывами на кофе. Труба 133мм (вродебы) и весит порядка 65 кг, 28 штук.

 

Дымовые трубы пока просто отрезаны специальным механическим резаком, на них ушло около 20 часов с подготовкой инструмента. Трубы все просто зафалцованы к стенке котла, ни какой сварки.

 

Трубы стальные, безшовные и из мягкой стали. Стенка котла в дымовой коробки похоже из железа, не стали. Мягкая как пластилин. Топка медная, анкерные болты топки по бокам медные, сверху железные.

 

Машина типа Б, номер 1136. На всех деталях машины номер выбит, также буква "H" на правой и "V" или "W" на левой стороне(höger- vänster, право-лево). Большинство деталей вродебы оригиналы, но главные дышла у машины чужые.

 

Как я понял, паровоз серий Б был самым распространённым в Швеций. Может разгонятся до 135км/ч, но легально скорость ограничена до 90км/ч. Имеет неприятную особенность- на 80-90 км/ч идет "в галоп", на 100км/ч успокаивается и движется спокойно. Давление пара 12 кг.

 

Такой агрегат 100 летней давности конечно равнодушным не оставляет, придется обратно приезжать и дальше ремонтировать. Ну прям таки очень хочется сию машину живой видеть. К тому же экономика клуба зависит от паровоза- основной оборот с продажи билетов на паровозные прогулки.

 

Видео ка паровоз под паром выглядил. И картинки.

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=w2Bu7tII-1Q

 

post-56306-034219800_1511668629_thumb.jpg

post-56306-002112200_1511668709_thumb.jpg

post-56306-007686000_1511668679_thumb.jpg

post-56306-035055500_1511668741_thumb.jpg

post-56306-026907200_1511668779_thumb.jpg

post-56306-043251000_1511668817_thumb.jpg

post-56306-025123600_1511668872_thumb.jpg

post-56306-026649900_1511668922_thumb.jpg

post-56306-081280000_1511668955_thumb.jpg

post-56306-092606500_1511669010_thumb.jpg

post-56306-029369500_1511669045_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну и картинки деталей паровоза, надеюсь интересно.

 

В кабине ящики с инструментами, не один. Ключей там больше чем у меня в мастерской.

 

post-56306-096340900_1511669551_thumb.jpgpost-56306-058584900_1511669583_thumb.jpg

post-56306-014011800_1511669627_thumb.jpgpost-56306-008540500_1511669657_thumb.jpg

post-56306-027072400_1511669682_thumb.jpgpost-56306-047905500_1511669704_thumb.jpg

post-56306-052358000_1511669728_thumb.jpgpost-56306-009134900_1511669746_thumb.jpg

post-56306-099168000_1511669763_thumb.jpgpost-56306-024509400_1511669792_thumb.jpg

post-56306-095170800_1511669813_thumb.jpgpost-56306-098512900_1511669841_thumb.jpg

post-56306-094267400_1511669878_thumb.jpgpost-56306-025908600_1511669921_thumb.jpg

post-56306-025604900_1511669945_thumb.jpgpost-56306-099372100_1511669972_thumb.jpg

post-56306-045223500_1511670005_thumb.jpgpost-56306-025320900_1511670031_thumb.jpg

post-56306-097193700_1511669605_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пришла очередная порция инспираций. Стройка модели продолжается- выточились ексцентрики, на МН80 при помощи делительного диска. Изготовление ексцентриков почемуто было непонятно, все не брался. Коленвал получился цельным, точился в оправке. На фрезерном станке просверлил два отверстия, потом оправка проточена в центрах и коленвал установлен в отверстие которое не по центру. Зажимается там болтами, весь бутерброт в трехкулачковый патрон и точится кривошип. Вродебы получилось.

 

post-56306-053385300_1533117470_thumb.jpgpost-56306-041165400_1533117450_thumb.jpg

 

Взялся за парораспредилитель- из хорошего чугуна (салазки микротома). Первая попытка не получилась- сверло увело. Может кто посоветует- как лучше сверлить отверстие Ф2мм на глубину около 40мм чтобы было прямо? До или после фрезерования пустоты в корпусе парораспредилителя?

 

post-56306-038859900_1533117490_thumb.jpgpost-56306-041384400_1533117508_thumb.jpg

 

 

Картинкa творческого беспорядка:

 

post-56306-053508400_1533117423_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коленвал получился цельным, точился в оправке.

Прекрасно работают и сборные валы, на прессовой посадке, точить такую деталь из цельного прутка...... Ну если только из любви к искусству.

Может кто посоветует- как лучше сверлить отверстие Ф2мм на глубину около 40мм чтобы было прямо? До или после фрезерования пустоты в корпусе парораспредилителя?

 

Без проблем - сначала сверлим большое отверстие под резьбу, причем на глубину которая достанет до начала будущего малого отверстия, затем через него досверливаем двойкой сколько нужно, режем на фрезере выемку.

Второй вариант - сверлим под шток с резьбой, фрезеруем, зажимаем шток в патрон токарного, накручиваем на него заготовку и спокойно сверлим сзади двойкой на сквозь, отверстие глушим заглушкой, хоть резьбовой, хоть просто с натягом.

Третий вариант, более подходящий для серийного изготовления - фрезеруем, сверлим большое отверстие, внутрь выфрезерованной полости вставляем специально изготовленный кондуктор с направляющим отверстием Ф2мм, через него сверлим двойкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

romka10.06,

 

Спасибо за подсказку, попробую сверлить сначала большим, а затем малым сверлом. На примерно пять попыток материала хватит :)

Весь проект из любви к исскуству, так что цельный коленвал это пустяки. Если дойду до двухцилиндровой когданибудь, то там точно будет коленвал сборным.

Продолжение будет…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скоро год, как нет инспирации :) 

а жаль

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16.03.2017 в 01:40, romka10.06 сказал:

Во всём мире цилиндры делают из чугуна, долговечнее и надёжнее пока ничего не придумано, тихоходные поршни тоже лучше из чугуна.

Заблуждение.Часто встречаются рекомендации в тех-й лит-ре делать из стали.Обычный серый чугуний в плане стойкости к ржавлению ни чем не отличается от стали.Кор-но стойкий имеет в составе ту же лигатуру в том же объёме что и нерж-е стали.

 

16.03.2017 в 01:40, romka10.06 сказал:

Вообще пара цилиндр / поршень из материала с одинаковым КТР позволяет делать минимальный зазор, а с минимальным зазором можно отказаться от поршневых колец, поэтому удобнее всего будет чугунный цилиндр с чугунным поршнем.

Ещё одно заблуждение, материал расширяется во все стороны.Плюс разная температура по длине цил-ра.Даже на Стирлинге приняли идею несостоятельной.

Изменено пользователем Wildvlad

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Wildvlad сказал:

Ещё одно заблуждение, материал расширяется во все стороны.

И что? Хотите сказать, что внутренний диаметр цилиндра при нагревании уменьшится? 

 

9 часов назад, Wildvlad сказал:

Плюс разная температура по длине цил-ра..

Думаю, на модельных размерах и температура этим можно пренебречь. 

Машинки с цилиндрами до 20мм часто делают без колец, судя по литературе. 

9 часов назад, Wildvlad сказал:

Даже на Стирлинге приняли идею несостоятельной.

Стирлинг - хреновая аналогия. Требует на порядок лучшего качества исполнения цилиндро-поршневой группы, и градиент температур там по идее может быть больше, чем в ПМ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, vlad7308 сказал:

И что? Хотите сказать, что внутренний диаметр цилиндра при нагревании уменьшится? 

Хочу сказать что зазор постоянным не останется по мере прогрева.

 

8 часов назад, vlad7308 сказал:

Думаю, на модельных размерах и температура этим можно пренебречь. 

Машинки с цилиндрами до 20мм часто делают без колец, судя по литературе.

Да пожалуйста, но на чем то что не только забавы ради - расход пара на пропуски превысит все разумные пределы.

 

8 часов назад, vlad7308 сказал:

Стирлинг - хреновая аналогия.

С чего бы?

 

8 часов назад, vlad7308 сказал:

Требует на порядок лучшего качества исполнения цилиндро-поршневой группы

В смысле?Паровую машину изначально нужно делать хреновой?

 

8 часов назад, vlad7308 сказал:

и градиент температур там по идее может быть больше, чем в ПМ

Он там значительно ниже, рабочий цил-р в холодной зоне, а испытывали именно на нём.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Wildvlad сказал:

Хочу сказать что зазор постоянным не останется по мере прогрева.

не останется. будем микроны мерить? а чем?

 

1 час назад, Wildvlad сказал:

Да пожалуйста, но на чем то что не только забавы ради - расход пара на пропуски превысит все разумные пределы.

1. тут (в этом разделе) все ради забавы и только ради забавы. Кто считает иначе - занимается самообманом.

2. при зазоре в ЦПГ 1-2 сотки - все более-менее. Смазка (будь то масло или вода) в специально сделанных пазах заполняет большую часть зазора. В ДВС тоже ЦПГ отнюдь не герметична

1 час назад, Wildvlad сказал:

В смысле?Паровую машину изначально нужно делать хреновой?

не надо заниматься демагогией

модельная ПМ будет неплохо работать при неидеальных зазорах, а модельный Стирлинг - вообще не будет.

Вы прекрасно понимаете, что я имею ввиду. Просто поспорить охота? Мне лень

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, vlad7308 сказал:

Вы прекрасно понимаете, что я имею ввиду.

И вы прекрасно понимаете что я имел ввиду общий случай, а не конкретно модельку от которой требуется... фиг его знает... наверное созерцательное удовлетворение.

 

1 час назад, vlad7308 сказал:

Просто поспорить охота?

Отнюдь.Просто не все рассматривают паровой двигатель как баловство, отсюда могут возникнуть и недоразумения.

 

1 час назад, vlad7308 сказал:

Мне лень

Симметрично.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
39 минут назад, Wildvlad сказал:

И вы прекрасно понимаете что я имел ввиду общий случай, а не конкретно модельку

Влад, а зачем иметь ввиду общий случай в теме про конкретную модельку, причем явно этого не подчеркивая? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×