moonlight_diy 112 #1 Дата: 06.01.2015 17:52 Приехал ко мне знакомый дракоша с "сильно стучащим" мотором. Китайский моторчик QM200 умер по причине недостаточной смазки, а именно: разборка показала, что маслофильтр забит наглухо, владелец признался что сначала прозевал уровень масла а потом долил до уровня другого масла. Кроме того был забит калан подачи масла к подшипнику нижней головки шатуна, да забит так, что воздух не пропускало, не то что масло. Говнище из канала мне пришлось в прямом смысле слова высверливать дрелью. В итоге подшипник палец и шатун умерли. Черт знает что дернуло меня погуглить и обнаружить, что для этих моторчиков продается отдельно комплекты шатун с пальцем и подшипником, а потом озвучить свое открытие владельцу. В итоге вместо нового колевала приехал именно такой ремнабор по причине "дешевлеже!", а так как я не ищу по жизни легких путей, а владелец просто прикольный чувак которому все на свете интересно, решили пробовать делать сами. Честно говоря даже не в курсе занимается ли кто в Киеве ремонтом коленвалов. В общем до разборки вал поставил в центра ( токарный тв16) и измерил биения биения посадочных мест под подшипники. На фото кажется, что вал одним концом зажат в патроне, но если присмотреться то там видно центр. Измерения показали 0.09мм на одной шейке и 0.13мм на другой. После этого вал распилил болгаркой и проверил биения шеек поотдельности, вышло на каждой половинке 0.02мм. Канал смазки подшипника НГШ, который находился в колешвалу, сразу после выпрессовки и новые запцацки. Далее половинку вала сунул в обычную электродуховку, так как натяг должен был быть 0.18мм и мне стало стремно прессовать на холодную. После нагрева половинки примерно до 130-140 градусов натяг стал чуть более 0.1мм и палец влез плотно но без особых усилий, размер отверстия контролировал по нутромеру. Вторую половинку так же нагрел в духовке и выставив половинки на глаз запрессовал палец в нее предварительно положив между половинками плитку КМД, чтобы не передавить. Глаз у меня оказался немного косым и сразу после сборки я увидел биение одной шейки аж 0.35мм, а другой 0.12мм, но вооружившись тяжелым медным молотком и терпением отцентровал вал до биений 0.02мм и 0.03мм на разных шейках. Буду рад услышать конструктивную критику и советы по поводу проделанной работы. (Сорри за многобуков). 4 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
рационалист 207 #2 Дата: 07.01.2015 10:09 moonlight_diy, Коленвалы ремонтируют, причем много людей. В основном на совкопром. Сам, как то делал колено на чекушку, но то было давно и методы немного варварские. Было интересно почитать. Мне тоже надо шатун поменять, но на cg125. Думал брать коленвал целиком. Но сейчас это дорого. Вот снова подумаю о перепресовке. "Тяжелым предметом" долго пришлось махать что бы биение уменьшить? Там же натяг большой... 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Eugenich 1 509 #3 Дата: 07.01.2015 10:21 (изменено) Женя (ТС), "палец" можно было в морозилку положить на ночь. :wink: Изменено 07.01.2015 10:23 пользователем Eugenich 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ludanik 4 #4 Дата: 07.01.2015 10:37 После нагрева половинки примерно до 130-140 градусов натяг стал чуть более 0.1мм и палец влез плотно но без особых усилий, размер отверстия контролировал по нутромеру. Может 0.01,а то десятка это большой натяг. Тоже время от времени прессую коленвалы,в основном на холодную,при центровке никаких молотков не применяю делаю проще,снимаю коленвал с центров ложу на наковальню кусок листового алюминия и бью противоположной щекой,нужная щека подвигается сама под своим весом,за то никаких наклепов нету. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Саян 1 621 #5 Дата: 07.01.2015 10:57 А как убирали остатки пальца? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
джучи 1 612 #6 Дата: 07.01.2015 11:26 "палец" можно было в морозилку положить на ночь. Сухой лед в смеси с ацетоном или спиртом в помощь. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мatwey221 177 #7 Дата: 07.01.2015 11:34 Я обычно фреоном злым типа 410 поливаю,тоже холодит что надо,а вообще валы на холодную без проблем прессуются.Летом ротакс 717 вал собирал,сам центровать не решился, поехал к спецу.оказалось все очень просто,медный молоток и один микрометр.Следом он от ямахи 1200 трехцилиндровый вал прессовал и таким же методом центровал. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
evgen.dudrov 291 #8 Дата: 07.01.2015 11:34 Ой давно это было- ремкомплекты на яву 6 вольт-метода описывлась в зарублём не грели и не студили точно. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
newengine 161 #9 Дата: 07.01.2015 11:40 Да ну его нафиг ремонтировать те коленвалы которые можно купить свободно. А тех клиентов, которые настаивают перепрессовать коленвал я отправляю к конкурентам. Через месяц волокиты они возвращаются назад и слезно умоляют привезти и поставить новый коленвал. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
evgen.dudrov 291 #10 Дата: 07.01.2015 11:51 Вот и я после тех ремонтов приходил к выводу "на лечёной кобыле далеко не уедешь". Надеюсь с ротаксом обойдется отказом на земле. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Pedro de Pakas 156 #11 Дата: 07.01.2015 12:07 После этого ремонта колено должно проработать явно дольше стандартного. Работа сделана аккуратно и правильно. Биения были однозначно за гранью добра и зла, стали идеальными. Шатун был китайский, стал оригинальный от сузуки. Нет совершенно никаких поводов ожидать чего-либо плохого. Могу придраться только к проверке биений в центрах, я использую только призмы, потому что часто хвостовики колена гнут кривыми съёмниками и неумелыми руками. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
moonlight_diy 112 #12 Дата: 07.01.2015 12:21 Коленвалы ремонтируют, причем много людей. "Тяжелым предметом" долго пришлось махать что бы биение уменьшить? Там же натяг большой... Вот както сходу не нагуглил кто в Киеве мог бы починить, потому решил сам. Молотком махал часа 2. Сначала было страшно бить сильно, потом понял, что надо бить а не гладить и дело пошло. "палец" можно было в морозилку положить на ночь Думал об этом, но пришел к выводу что сильного выигрыша мне это не даст. Надо будет кинуть в морозилку остатки пальца и промерить микрометром до и после. Может 0.01,а то десятка это большой натяг. Тоже время от времени прессую коленвалы,в основном на холодную,при центровке никаких молотков не применяю делаю проще,снимаю коленвал с центров ложу на наковальню кусок листового алюминия и бью противоположной щекой,нужная щека подвигается сама под своим весом,за то никаких наклепов нету. Изначальный натяг почти две десятки, чтобы остался натяг в сотку это ж как нагреть то надо? Пробовал бить по дубовому поленцу, не сильно удобно оказалось в виду того, что поленце не закреплено было и по высоте примерно мне по колено. Будет закрепленная наковальня и еще коленвал буду пробовать. А как убирали остатки пальца? Прессом выдавил, "внутрь" естественно, чтоб не покоцать посадочное место. Сухой лед в смеси с ацетоном или спиртом в помощь. Я обычно фреоном злым типа 410 поливаю,тоже холодит что надо,а вообще валы на холодную без проблем прессуются. На сколько я знаю нагрев дает заметно большие прослабления посадок нежели охлаждение, да и сухой лед и фреон иметь надо, а тут спонтанно стал да сделал. Ой давно это было- ремкомплекты на яву 6 вольт-метода описывлась в зарублём не грели и не студили точно. Мне всю жизнь все говорили, что коленвал не ремонтируется, мегаточная деталь и вообще на заводе космические технологии применяют при сборке. А потом я случайно наткнулся на книгу, где рассказывалось как готовились моторы картингов. Так вот там и вычитал о нагреве. Автор писал, что менять шатун приходилось раз в 2-3 гонки и чтобы не убить посадку в щеках они грели и при сборке и при разборке. К сожалению не знаю что за книга, но очень интересно былобы ее найти. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Влад83 121 #13 Дата: 07.01.2015 12:25 (изменено) Могу придраться только к проверке биений в центрах, я использую только призмы, потому что часто хвостовики колена гнут кривыми съёмниками и неумелыми руками Полностью согласен! Только призмы. При установке в центрах даже от слабого прижима пинолью задней бабки колено немного кривит и измерения теряют смысл.. А ремонтировать смысл очень даже есть. Шесть лет назад на бывшем своём кроссовом CR250 перепрессовал колено. С тех пор множество тренеровок и гонок тоже. От нынешнего хозяина этого мотоцикла по прежнему нет жалоб. Шатунная сборка обошлась в 100$, а колено новое стоило около 400$.. Изменено 07.01.2015 12:27 пользователем Влад83 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
moonlight_diy 112 #14 Дата: 07.01.2015 12:26 Pedro de Pakas, кстати почему биения такими были до разборки я понять не могу. Могу придраться только к проверке биений в центрах, я использую только призмы, потому что часто хвостовики колена гнут кривыми съёмниками и неумелыми руками. Дык я ж проверил биения каждой половинки. Если бы были увеличенными пришлось бы думать о призмах. Кстати по поводу призм. А куда ставить призмы а куда индикаторы в таком случае? Если призмы под шейки и измерять на шейках, то мы намеряем некруглость самой шейки, нет? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Саян 1 621 #15 Дата: 07.01.2015 12:41 Прессом выдавил, "внутрь" естественно, чтоб не покоцать посадочное место. Так, не шибко важно, но было бы лучше, если бы высверлили помаксимуму. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Pedro de Pakas 156 #16 Дата: 07.01.2015 13:12 А куда ставить призмы а куда индикаторы в таком случае? Призмы под шейки, а индикаторы в любое место подальше от шеек. Нас ведь в основном и интересуют биения на краях цапф, подшипники то много чего стерпят, а сальники и шестерни уже нет. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
м Владимир м 166 #18 Дата: 07.01.2015 14:20 На этом рисунке меряют изгиб автомобильного вала,а нужно замерять биение шеек коленчатого вала мотоцикла. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
moonlight_diy 112 #19 Дата: 07.01.2015 14:38 На счет охлаждения. Градусник за окном показывает -9, нашел в ведре половинку пальца и измерил микрометром. Палец уменьшился на 3 сотки всего. Pedro de Pakas, понял, надо обзавестись парой больших призм и перемерить, спасибо! Саян, палец имеет диаметр 31мм, самое большое сверло в гараже с цилиндрическим хвостовиком 16мм и сверлилка моя очень неохотно сверлит такими диаметрами. Имело ли смысл сверлить? Сдается мне что нет... 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
джучи 1 612 #20 Дата: 07.01.2015 14:42 На счет охлаждения. Градусник за окном показывает -9, Сухой лед со спиртом или ацетоном даст примерно -80* С . При таком охлаждении палец ""сдуется"" уже в пределах десятки. :good: 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
moonlight_diy 112 #21 Дата: 07.01.2015 14:46 Сухой лед со спиртом или ацетоном даст примерно -80* С Стыдно спрашивать, но не сталкивался никогда... А где берут сухой лед? И как его хранить? Ацетон нынче толком не купить... 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
джучи 1 612 #22 Дата: 07.01.2015 14:54 А где берут сухой лед? Продается на продуктовых базах, у нас летом мороженное продают из ящиков с сухим льдом. Если нужно срочно- углекислотный огнетушитель опорожняем в тряпчаный мешок ( рукавицу) . Хранить , и охлаждать детали удобнее всего в металлическом 3....5 литровом термосе , закрытом тряпкой. Пробкой закрывать нельзя- лед испаряется и углекислота пробку выдавит. Вместо ацетона можно использовать спирт или даже самогон. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Andr32 71 #23 Дата: 07.01.2015 14:56 Зачем велик изобретать? Мануалы дают допустимое биение и метод измерения оного. Забитые центра восстанавливаются или делаются заново кстати. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мatwey221 177 #24 Дата: 07.01.2015 15:07 Вот и я после тех ремонтов приходил к выводу "на лечёной кобыле далеко не уедешь". Надеюсь с ротаксом обойдется отказом на земле.На honde cr 250 перепресовывал вал, уже 1.5 года полет у нового хозяина нормальный.Главное не заниматься ерундой типа сварки для лучшей фиксации.На ротаксе ,кстати ,резьбовой герметик по мануалу применяется.Когда разбирали погреть пришлось градусов до 200 иначе не двигался.После распрессовки были видны следы герметика.Ротакс кстати водяной а не воздушный,в смысле гидроцикл. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
кукувс 83 #25 Дата: 07.01.2015 17:44 Может кто нарисует схему проверки именно мото коленвала ( одноцилиндрового) на призмах? или ссылочку? думаю автор темы будет не против.(с проверкой в центрах всё понятно, а в призмах не разу не пробовал) 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение