Перейти к публикации

Изменен п. 12 раздела "Другие ограничения", просьба ознакомиться. Расшифровка и пояснения - тут

Treugolnik

Органы (клавишно-духовой музыкальный инструмент)

Рекомендованные сообщения

Поскольку проект никаким краем в правила Готовых изделий не вписывается, то сюда.

 

Так вот, я их начал делать, и собираюсь продолжать делать.

В смысле, не полностью настоящий духовой орган, а электронный, и только корпуса под старину - с учётом пользовательских требований.

 

Первый орган был сделан просто "на дурака", потому что

а) более-менее серьёзной столяркой я последний раз занимался в середине 90-х.

б) корпус делался в "удалённом режиме", т.е. сам исходный орган стоял у заказчика дома, а я делал некладные панели корпуса по размерам, и собирал всё у него дома.

в) места в мастерской было столько, что... в общем его практически вообще не было.

 

Вот он, первый блинчик:

 

Это то, что стояло у заказчика:

 

post-1068-044528600 1417043738_thumb.jpeg

==========

 

А это то, что получилось в итоге

 

post-1068-011324500 1417039416_thumb.jpeg С лавкой органиста

==========

 

post-1068-059669500 1417039417_thumb.jpg Без лавки

=======

 

Ножные педали не мои, я только делал наружную обкладку.

Пока я возился с корпусом, заказчик не вытерпел и заказал педали в Питере, у одной фирмы. Фирма вроде как пиарит себя неплохо... Однако, когда педаль приехала - не то что я, а даже заказчик прослезился.

Смотрим фото:

 

post-1068-010215800 1417039419_thumb.jpg post-1068-099687000 1417039413_thumb.jpg

 

Наверное, не надо быть профи-столяром, чтобы понять уровень качества. Кто-то взял отрезок букового мебельного щита, криво выпилил лобзиком, без шлифовки края прошёлся фрезером, и опять-таки без шлифовки всё это густо залил паркетным лаком. И на саморезы!

До этого я думал, что эта фирма - мой будущий серьёзный конкурент. Посмотрел их работу, понял - нифига не конкурент... Отстой полный.

-----

 

Но это был первый блинчик, пробный. Хвастаться нечем, но хотя бы не брак.

 

 

А вот это уже второй орган (точнее, третий, но фото второго нет, так что будем считать, что второй. Тем более, что второй был очень простенький, в стиле готика).

 

Клавиатура, блоки тембров и электроника педалей вся буржуйская. Блоки тембров приехали - это вот эти два ящика с ручками, такие же как у первого органа (первое фото в начале). С той разницей, что там собрано в одно целое, а приехали две тумбы отдельно и клавиатура отдельно, причём из разных стран.

 

 

Клавиатура другая, жутко дорогая и крутая (итальянская, 5000Е за двухрядную)

 

А вот всё остальное уже моё.

 

Сначала он был вот такой:

 

post-1068-052149300 1417040064_thumb.jpg post-1068-085130600 1417040065_thumb.jpg

 

Потом заказчик наконец решил, что т.н. "трубный шкаф" должен быть не отдельно, а "имплантирован" в общий корпус. Ну я и "имплантировал", между средней частью и крышей.

Получилась такая нефиговая хреновина высотой 2850.

 

post-1068-004827400 1417040062_thumb.jpg

 

Трубный шкаф - это имитация шкафа с духовыми трубами у настоящего органа. В моём варианте за трубами скрываются акустические системы.

 

Этот орган сдан в эксплуатацию в начале февраля, базируется в библиотеке им. Боголюбова, работает.

 

Самый цымес этой работы не в самом органе, как раз с точки зрения столярки ничего выдающегося я не сделал - я в рабочем месте. так вот, места для нормальной работы - не было. Реальное рабочее пространство - 1700 в ширину и 4000 без малого в длину. Плюс верстак. Высота потолка в гараже 2200, а с учётом ламп - 2100. Плюс на это место по очереди вытаскивались деревообрабатывающие станки.

Так что имею полное право считать, что совершил трудовой подвиг.

 

По итогам работы могу сказать, что в полной мере ощутил технический кретинизм немцев, приславших блоки тембров и электронную часть ножных педалей. То, что обманули заказчика (заказывал и получал он) уже как бы впридачу...

Отдельно замечу, что все резные "прилепушки", которые вы видите на корпусе - выбор исключительно заказчика, я их только приклеивал. Я конечно понимаю, что это "типа барокко" и всё такое - но меня от них реально тошнит.

======

Отдельная тема - клавиатура. От обыкновенной фортепианной она отличается динамикой при нажатии - создаёт полную имитацию игры на духовом органе. А на нём усилие нажатия и вообще динамика работы принципиально отличается от фортепианной. Собственно, за это и цена такая. ИЧСХ, делают такую клавиатуру всего три фирмы в мире - итальянцы, японцы и американцы.

 

Как вы уже догадались, как только эта клавиатура попала ко мне в руки, я её тут же развинтил, изучил конструктив, снял размеры, перефоткал и прочее. Ничего особенного в смысле сложности не увидел, спокойно могу скопировать. А, почесав репу - могу и улучшить, в смысле разнообразия настроек рабочего хода.

 

Клавиатура на верстаке:

 

post-1068-053605600 1417042619_thumb.jpg Позади спит моя гаражная кошка Черепашка.

=====

 

Вскрытие покажет...

 

post-1068-025892800 1417042617_thumb.jpg

 

В общем, у меня есть наглая до неприличия мысль стать четвёртым в мире, кто делает такие клавиатуры. Пока не вижу препятствий в смысле техническом - вся технологическая цепочка от начала до конца мне по силам. Кроме электроники, ессно - но её я отдам на оутсортинг специалисту.

 

Ну а по самим органам... Вы щас будете смеяться, но вот этот орган, который в билиотеке, на сегодняшний день - самый конструктивно совершенный в своём классе. И это при том, что сам я считаю конструктив скорее "экспериментальным" и оцениваю на "3+". Очень многое можно улучшить, модернизировать, усовершенствовать... Ближайшие конкуренты - та самая питерская фирма, но они пока и близко не подошли даже к моему уровню, не то что к какому-то всерьёз приличному. Да, у них свой сайт.. форум... все дела... но продукция отстойная.

 

Короче говоря, резко перейдя от металла к дереву, я не посрамил честь чипмекера - разве что стружка была не металлическая, а деревянная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И пару слов о понимании, что это вообще за тема, с органами, и нафига они такие нужны.

 

Одна американская фирма, Хауптверк, несколько лет назад занялась оцифровкой звуков всех известных старинных духовых органов мира. Сама электронная начинка такого органа ничего особенного из себя не представляет. Если не париться в "органной" динамикой клавиш, то можно играть и на обыкновенном домашнем электропианино. Вся фишка именно в управляющей программе и библиотеке сэмплов. Покупаете программу, загружаете нужный вам сэмпл - и играете со звуком, например, органа мюнхенского собора. А надоел мюнхенский - ставите домский собор и получаете максимально приближенное звучание.

Для нас, дилетантов - орган он и есть орган, гудит, дудит... фигня какая-то... А для профи - огромная разница в звучании и куча всяких тонкостей.

 

Вот собственно и вся фишка. Различные варианты корпусов делают несколько фирм в мире, но почти все они выполнены в современном стиле, в минимализме. Под старину делают только десяток частных мастерских. некоторые простенько, типа моего, некоторые реально делают шедевры столярного искусства. Ну вот и я решил вписаться... с краешку... Пока... :))))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ходил я все свое детство в кружок резьбы по дереву) и был тот кружок при реставрационных мастерских и мастера там были с большой буквы М! И вещи они делали - музейные! Иногда реставрировали , а иногда и с нуля. А кружок, это скорее в нагрузку им был , да и в кружок тот ходили в массе своей взрослые дяди, а пионеров типо меня там были единицы. Так к чему это я ) Был у моего школьного товарища в квартире большой красивый, старинный шкаф со сценами разными из крестьянской жизни и как мы понимаем шкаф тот был выполнен почти весь ручным инструментом И СМОТРЕТЬ Я МОГ НА ТОТ ШКАФ ЧАСАМИ и всегда находил что то новое)

Работы Ваши хорошие, добротные , но не музейные простите. И не очень далеко ушли от современного минимализма.

С уважением!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Treugolnik, ну зачем так народ пугать, я сразу подумал об Органах а тут оргАны. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Работы Ваши хорошие, добротные , но не музейные простите. И не очень далеко ушли от современного минимализма.

Дык я ж и не претендую, какая там нафих "музейность"... До музейного мне, как до Луны пешком...

я сразу подумал об Органах а тут оргАны.

О каких? половых, исполнительных, правоохранительных? Или ещё каких? :))))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О каких?

Точно о не музыкальных. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Офигеть! Я и не подозревал о таком в принципе, что и органы на электронику переводят.

Ну, а как бизнес - ты молодец, Сергей, занимай эту нишу и в атаку.

Молодец :good:

Удачи в развитии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как на меня електроныый орган это действующий макет органа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, а как бизнес - ты молодец, Сергей, занимай эту нишу и в атаку.

Молодец :good:

Присоединяюсь! Все правильно!

А тему лучше в "свой бизнес". Постоянно обсуждается - "что можно делать в гараже?", "как заработать в гараже?" и т.д.

Отличный пример!

ЗЫ. И не надо пытаться точить болты по 3 рубля, соревнуюсь с китайцами :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Питере орган в филармонии настоящий, акустический. Если во время концерта присмотреться к трубам, то можно увидеть как они (которые самые большие) стоят вкривь и вкось. Трубы вроде бы свинцовые. Немецкая фирма, которая их устанавливала забыла их опереть на две точки (вверху и внизу) и они висят, опираясь только на нижнюю точку опоры. А верх свинцовой трубы под собственной тяжестью заваливается. Немцы говорят "алес гуд" а из наших все боятся подходить - вес-то какой! Я может что-то в мелочах и путаю, но трубы колбасит реально!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я и не подозревал о таком в принципе, что и органы на электронику переводят.

Вообще-то имитацией настоящего духового органа давно уже занимаются все ведущие фирмы, производители электронной клавиатуры. Но они шли другим путём - вбивали все возможные варианты настроек в электронику, рлюс добавляли довольно сложную электро-механическую систему в клавиатуру, чтобы имитировать открытие клапана, послезвучие и т.п. Там такие навороты, то повторить кустарно либо невозможно, либо это станет золотым.

Хауптверк пошла другим путём. Все оттенки звука органа забиты в программу, а клавиатура может быть любая, хоть примитивная домашняя "самоиграйка". Фактически клавиатура для программы выполняет роль "кнопки", и всё.

 

А вот сама клавиатура, о которой я говорил - это система, дающая органисту полное ощущение пальцами игры на настоящем духовом органе. Сама по себе она никаких "звуков" не издаёт, хотя в её электронике и вшит синтезатор звуков - но только для извлечения нужных нот.

Как на меня електроныый орган это действующий макет органа.

Ну можно сказать и так, понятно что он не настоящий, в смысле не духовой.

Но согласитесь - настоящих духовых мало, как говорится, на всех не хватает. Например, в России где они есть? Москва, Питер, да ещё пара-тройка городов, и это всё, на всю страну.

Данная технология позволяет в любой точке города и страны получить звук настоящего органа. Причём, не "вообще настоящего", а конкретного на выбор любого органа любого собора мира.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А тему лучше в "свой бизнес". Постоянно обсуждается - "что можно делать в гараже?", "как заработать в гараже?" и т.д.

Дмитрий, это пока не бизнес, а только первая попытка. Вот если что-то получится - тогда и поговорим про бизнес.

Тем более, что на этом "бизнесе" я пока много чему научился, но и много потерял в деньгах. Как выразилась жена, "будем считать, что мы оплатили твои курсы органостроения". В смысле, что за то же самое время я мог бы заработать раза в полтора больше на любой другой работе.

Но, сам понимаешь, нельзя просто так, на дурака, влезть в совершенно новое дело, научится, получить результат - и чтобы ещё на этом нормально заработать. Чудес не бывает.

 

А тонкостей и мелочей там столько, что мозг вывихнуть можно - если говорить о производстве действительно качественного продукта.

Это примерно как с твоей балансировкой. Казалось бы, хрена ли там... две опоры. поставил вал-кардан, накинул ремень, датчик прикрепил - и всё. балансируй. Любой может...

А по факту - хрен там...

 

Сопссно потому у меня эти органы делались очень долго и трудно, что практически каждый узел приходилось переделывать по два-три раза. И при этом понимать, что сделанное ещё не есть идеальное, можно лучше.

======

Да, если кому интересно - вот они, питерские "конкуренты".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Трубы вроде бы свинцовые.

Обычно медь-латунь. Хотя я в эту сферу, т.е. в саму духовую механику, даже близко не пытаюсь влезть.

Трубы... они всякие бывают... например, такие:

 

post-1068-023846200 1417248044_thumb.jpg

 

====

 

Вот интересно, сделаю я когда-нибудь что-то такое, как на фото?

 

post-1068-017819100 1417248188_thumb.jpg post-1068-051233100 1417248811_thumb.jpg post-1068-047512500 1417248892_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А тонкостей и мелочей там столько, что мозг вывихнуть можно - если говорить о производстве действительно качественного продукта.

Все так. А кто говорил что будет легко? :rolleyes:

Но для мелких предпринимателей, вроде нас с тобой, это единственный реальный путь. ИМХО

Делать что-то редкое/эксклюзивное и т.д. Или не очень редкое, но с совершенно другим технологическим подходом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Treugolnik, я так понял, основная фишка в клавиатуре, и её свойствах воспроизведения сэмпла? Так как любым звуком можно играть на любом сэмплере, компьютере при наличии софта. Если так, то может быть производить миди-клавиатуры, которые можно прицепить куда угодно? Вообще интересная тема. Когда работал музыкантом, сам не раз ремонтировал клавиатуры и себе, и коллегам, система примитивная. Может фотки покажите Вашей, или это коммерческая тайна пока?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

где-то давно мне приходилось читать про некий орган, на котором резонатор одного только главного регистра весил 600 тонн и питался паром от ближайшей ТЭЦ. сделан был из бетона. так что есть к чему стремиться еще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот интересно, сделаю я когда-нибудь что-то такое, как на фото?

 

Приезжай ко мне на экскурсию. Посмотришь на эту шарманку изнутри и точно сделаешь. Ничего в ней сверх естественного нету! Вот настроить её после изготовления это посложнее будет. А так куча деревяшек, несколько сотен кг. свинца ( от размера зависит) и пол коровы на кожу. Вот и весь набор.

Кстати, прекрасный повод прикоснутся к великому. У меня орган фирмы Зауэр :

http://www.sauerorgelbau.de/content/view/90/42/

Изменено пользователем ЧИН

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Treugolnik, я так понял, основная фишка в клавиатуре, и её свойствах воспроизведения сэмпла?

Нее, Петр, не так.

Клавиатура к сэмплам никакого отношения не имеет. Её электронная функция - "кнопка", замыкающая контакт и дающая воспроизведение определённой ноты, и всё. Вся фишка клавиатуры только в имитации тактильной динамики клавиш органа. Чтобы органист, играя на такой клавиатуре, пальцами ощущал то же самое, что и на духовом органе. А разница примерно такая же, как езда на легковушке и Камазе.

Если так, то может быть производить миди-клавиатуры, которые можно прицепить куда угодно?

Я не очень разбираюсь в электронных делах (а точнее, совсем не разбираюсь), что есть "миди", а что "не миди" - мне мало понятно. Эта клавиатура, с электронной начинкой, по сути и есть самостоятельный электронный клавишный инструмент. Только сам по себе он не может производить звуки, ему нужен комп с программой, усилитель и т.д.

Примерно этим я и собираюсь заняться - производить репетиционные клавиатуры для органистов. Потому что как бы ты прекрасно не играл на рояле - сев за орган, ничего не получится. Репетировать и учиться им на чём-то нужно...

Может фотки покажите Вашей, или это коммерческая тайна пока?

Внешне они будут такие же, как и буржуйские, там ничего нового не придумаешь. Ну разве что отделка разными породами дерева, но это и буржуи тоже делают. Вся "коммерческая тайна" во внутренней начинке - я не зря на последнем фото в головном посте кое-что замазал... :)))

Полноценную клавиатуру я пока не сделал, только первые пробные, по нескольку клавиш. Да и первая, демонстрационная, будет максимум на одну октаву, чтобы потенциальный заказчик мог попробовать руками, что это будет.

Но для мелких предпринимателей, вроде нас с тобой, это единственный реальный путь. ИМХО

Делать что-то редкое/эксклюзивное и т.д. Или не очень редкое, но с совершенно другим технологическим подходом.

Да, ты прав. В остальном всё равно китайцев не догнать... А они везде...

сделан был из бетона. так что есть к чему стремиться еще.

К сожалению, у меня гараж не рядом с цементным заводом. А то бы я поразмыслил.. :)))

Приезжай ко мне на экскурсию. Посмотришь на эту шарманку изнутри и точно сделаешь.

Нее, Вадим, в духовую тему даже и пробовать влезать не буду. Я кое-что про это узнавал по ходу работы - просто только с виду. На самом деле куча сложностей и тонкостей, и стать реальным мастером - это годы уйдут...

Я уж лучше буду делать то, в чём понимаю...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всё это к органам имеет отдалённое отношение. Это мебельное производство. ЧИН, зовущий на экскурсию, кажется, тот, кто нужен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всё это к органам имеет отдалённое отношение. Это мебельное производство

Я тоже так думал, пока не взялся делать. Не зная, что, где и как должно располагаться, и ещё уйму мелочей - получится ящик, внешне похожий на орган. Играть на нём будет как минимум трудно, либо невозможно.

Что касается духового - я уже видел всю механику органа московской консерватории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Treugolnik, Сергей, спасибо за развёрнутый ответ. Интересным делом Вы занимаетесь... Мне только кажется, что товар будет востребован в очень узких кругах, хотя если есть спрос, то надо делать.

 

Всё это к органам имеет отдалённое отношение. Это мебельное производство.

Возможно Вы и правы, только не каждый человек, желающий попробовать себя в этом направлении музыки, не только не может потрогать настоящий орган, а иметь для занятий вообще не реально. Вот вам и ниша...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

орган должен быть натуралом, без вариантов, тем более, что может

 

а по поводу активной миди-клавиатуры есть аналогичная задумка, но только не выпиливать клавиши, а, за символическую плату или вообще самовывоз, взять ненужное фортепиано и убрать, либо доработать струны

на каждую струну (клавишу) можно поставить аналоговый звукосниматель, это недорого, за счет чего получить все параметры звука, ну а тембр сформирует миди-синтезатор, либо аналогичная ему прога

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

VShaclein, Я так понял, что там не просто активная клавиатура, ну типа как раньше в наших кругах говорили "взвешенная", то есть полностью повторяла тактильные ощущения игры на рояле. Но тут я так понял и не рояльная, а очень специфичная, то есть важны именно тактильные ощущения на пальцах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хочется отсыпать горку плюсов :)

Пожалуйста, не слушайте таких разговоров:

Всё это к органам имеет отдалённое отношение. Это мебельное производство.

орган должен быть натуралом, без вариантов, тем более, что может

Скажу как человек, когда-то окончивший музучилище...

Натуральные органы хороши для Европы, где орган неотделим от европейской музыкальной культуры. Дело в том, что в католической церкви орган используется для сопровождения богослужения и соответственно в каждой церквушке есть, хоть простенький, орган. И соответственно развита исполнительская культура, востребованы органных дел мастера, настройщики и вся сопуствующая "инфраструктура".

В русской традиции этого нет. Песнопения в православии всегда были a cappella, без сопровождения. И для россии орган всегда был "заморским" инструментом.

Натуральный орган - это не просто музыкальный инструмент. Это часть архитектурного решения концертного зала. Запихнуть натуральный орган в росиийский концертный зал, которые все сплошь бывшие советские залы партийных съездов - это как, извините, натянуть седло на корову.

Современные банки сэмплов - очень хороши. Профессинолы не всегда могут на слух отличить.

В общем, хочу пожелать удачи, Вы делаете очень нужное и интересное дело!

Изменено пользователем riturnel

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но тут я так понял и не рояльная, а очень специфичная, то есть важны именно тактильные ощущения на пальцах.

 

Да, у рояльной клавиатуры сила (и другие параметры) звука определяются усилием и резкостью нажатия на клавишу. А у органа в силу конструкции клавиша может иметь только два состояния, соответствующих открытой и закрытой трубе. В то же время, тактильное ощущение весьма специфическое, поскольку у органов с классической механической трактурой нажатие на клавишу через механику передается на клапан, открывающий трубу.

 

Обычно медь-латунь.

 

В принципе используется и дерево, и медные сплавы, но классически применяется олово с небольшой добавкой свинца и других металлов.

 

где-то давно мне приходилось читать про некий орган, на котором резонатор одного только главного регистра весил 600 тонн и питался паром от ближайшей ТЭЦ. сделан был из бетона. так что есть к чему стремиться еще.

 

Насчет пара явно выдумка, так как от влаги трубам и прочим элементам органа моментально будет кирдык. Но про масштабы - вполне возможно. Самый большой в мире орган находится в городе Атлантик-сити, у него часть труб сделано из бетона, а для привода компрессора изначально использовался двигатель мощностью 300 кВт, позже поставили 450 кВт. На фото трубы одного из средних регистров.

p184.jpg

 

Натуральный орган - это не просто музыкальный инструмент. Это часть архитектурного решения концертного зала. Запихнуть натуральный орган в росиийский концертный зал, которые все сплошь бывшие советские залы партийных съездов - это как, извините, натянуть седло на корову.

 

Мало того, орган обычно изготавливают под конкретное помещение, а помещение детальнейшим образом просчитывается по акустике вплоть до свойств зрительских кресел! Как пример. Когда в Челябинске создавали органный зал, оказалось что в помещении (использовалась бывшая церковь), при отличной общей акустике все же могут возникнуть проблемы с переотражением звука. Методика борьбы с этим явлением в принципе известна, в зале ставятся специальные рассеивающе-поглощающие устройства. Так вот, в центре зала повесили специально спроектированную люстру, причем на нее пошло 650 кг австрийского хрусталя (и это в советское время - отечественный хрусталь не подходил). Самое интересное, при настройке органа интонировщик услышал какие-то посторонние призвуки, и при разбирательстве оказалось что эту самую люстру по высоте разместили с отклонением четверть метра от расчетного значения. Высоту скорректировали и призвуки исчезли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×