Перейти к содержанию

Новая фича - Закладки

NixS

Моделирование макетов для литья и просчет усадок .

Рекомендуемые сообщения

Доброго времени всем !

Я честно пытался несколько раз проштудировать всю ветку форума по литью но так и не нашел подобной тематики . Так что прошу особо не ругаться если подобная тема проскакивала , но я ее не заметил  !

 

В общем меня интересует такой вопрос так это моделирование макетов из дерева , пластика и прочих материалов для последующей формовки смеси для отливки металлов , а вернее расчет усадок при изготовлении этих макетов .  

Какие формулы есть для этих расчетов  усадок и можно ли самому высчитать и изготовить усадочные линейки для этого дела ?  

Уж больно цена на них дороговата чтобы использовать в личных целях - время от времени делая макеты под литье для своих нужд .

  И второй вопрос как можно более менее точно без профисиональных хим анализов и специальных приборов узнать усадку маталла - если для литья будет браться лом , собранный самолично ?

Как известно что в разных марках металлов ( латуни , бронзы или алюминия и сплавов на основе его будет разная усадка при отливке .

p.s. Заранее благодарю !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Если вы будете в печь сыпать что попало, то усадка будет более чем неконтролируемая, как и качество (некоторые сплавы имеют несовместимые легирующие компоненты например).

На известные сплавы есть конкретные значения.

 

Можно проверить подручными способами очень примерно. Плюс минус лапоть.

Сделайте форму известного размера и залейте туда свой сплав. Как остынет - измерьте размер полученной детали.

Т.е. Если у вас форма 100 мм, деталь получилась 90 мм, то получится усадка 10 мм или 10%. Потом учитывайте эти 10% для остальных деталей.

 

Если алюминий, берите для литья запчасти от советских авто. Там на всём стоит маркировка сплава и можно усадку смотреть по справочникам. Но в печь можно класть только детали с одинаковой маркировкой. Если смешаете - будет опять что попало.

Изменено пользователем Opus

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если вы будете в печь сыпать что попало, то усадка будет более чем неконтролируемая,

+1

А по нормальным процессам литья (независимо от метода) есть данные и в сети, и в справочниках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как остынет - измерьте размер полученной детали.

Тут добавлю. Для точного определения значения "остынет" не значит "можно брать руками". Сутки отлежит, это гарантия. 1.5-2 часа в принципе минимум (далее уже мало усаживается, но ещё усаживается)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

И по моему я такого не писал что собираюсь сыпать всякую дрянь в печь ?

А что бы посоветовали бы из справочников по усадкам металлов прочесть ?

И может всё таки подскажете формулы для расчета изготовления мастер модели ?

Общался с столяром модельщиком , пенсионного возраста - который все жизнь делал подобные модели для отливок. Он говорить что для этих целей у них в цеху использовали усадочные линейки . А если давали чертежи детали в реальных размерах (которые должны выйти после отливке ) то они пересчитывали с помощью формул - высчитывали усадку металла после чего приступали к изготовлению модели для литья .

К сожалению он эти формулы не может вспомнить , да и наверно повторюсь но линейки усадочные дороговаты чтобы их покупать и использовать для домашних целей .

 

И до печи делу тут еще далеко , а вот нужда возникает отлить крышки для картера мотора на ретро мотоцикл 1935 года выпуска .

Есть побитые крышки временем и использованием их . То есть мне нужно отлить из алюминия точно такие , потому как то не хочется по сто раз одни и те же крышки лить - что бы узнать усадку металла данного сплава что имеется в наличии .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

если для литья будет браться лом , собранный самолично

 

Зачем сто раз отливать?! я вам написал выше как примерно узнать усадку проведя всего одну плавку и залив какой нибудь примитив типа цилиндра с известными размерами формы.

Вы же не думаете, что у всех сплавов алюминия одинаковая усадка?!

 

Какой у вас сплав? Если вы не знаете название сплава, то вам справочники ничего не дадут.

Может и есть какая формула, но волшебства не произойдет без знания марки материала.

 

Как узнаете марку, зайдите сюда например:

_http://www.splav.kharkov.com/mat_start.php?name_id=1433

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А что бы посоветовали бы из справочников по усадкам металлов прочесть ?

В справочниках не приводятся усадки смесей из разных марок. Да и гарантии нет, что такая смесь нормально отольется. Поэтому вопрос риторический. Если же "смесь" будет делаться стабильно из известных марок (да пусть даже неизвестных, но стабильно из одинаковых), то ничто не мешает изготовить простую формочку с определенными размерами. Относительно чего и можно просчитать усадку. Надеюсь, как считать, имея размеры формы и усевшейся отливки, умеете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот что не делал того не делал . Не приходилось высчитывать усадки металла - не было нужды раньше литьем заниматься . Был раньше цех на заводе литейный - были в цеху знакомые до которых всегда можно было подойти . А сейчас приходится осваивать эту науку самому - потому и пытаюсь выведать у форумчан как это делаеться ?

p.s. Так что если знаете - то будьте добры подскажите пожалуйста !

Те столяра модельщики и литейщики кого знаю , сейчас отмахиваются рукой и говорят что не помнят практически не чего из того что знали .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

М-да... Серьезный случай.

"Коэффициент усадки" = "Размер в форме" / "размер после остывания"

Процент усадки = 100*("коэффициент усадки" - 1)

Внутри скобок это "минус один", если что...

 

Т.е. вам надо простенькую формочку изготовить. Скажем, гнездо ф100х30 (не забудьте литейный уклон на уменьшение). Затем 100 делите на значение диаметра отливки после остывания.

 

Ну и, само собой, для получения желаемого в форме потом, надо будет умножать чертежные размеры на найденный коэффициент усадки.

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

усадка - это странный предмет, он может быть или нет.

Я видел отливки из серого чугуна с усадкой 0%.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я видел отливки из серого чугуна с усадкой 0%.

Бывает такое, хоть и редко. На прошлой работе был заказчик, который на латунь оснастку заказал. Долго бились, что у них технология неправильная, а не наша заложенная усадка. По всем справочникам и заверениям спецов в районе 0.8%, а у них получалась в ноль, пока не вызвали спеца-технолога.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Усадка зависит прежде всего от геометрии отливки, применяемой технологии

и формовочных(стержневых) материалов !

Действительно можно добиться и нулевой усадки для некоторых сплавов.

Объем усадки обычно указывается в КД, а определяется по справочникам,

которых в инете полно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все эти умные слова, зависит...не зависит...

Усадка определяется опытным путем на одной конкретной опытной отливке из конкретной марки сплава при конкретной технологии.

Чтобы поменять усадку надо изменить один из названных выше параметров.

Конструкция отливки и марка сплава задана чертежом. Технология задана введенным в эксплуатацию оборудованием и применяемыми форм. и стерж. материалами.

Как вы собираетесь "добиться нулевой усадки"?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

dgin, Усадка определяется на этапе разработки технологии !!!

Но не опытным путем ! Поскольку устанете переделывать модели, оснастку

и документацию.

А нулевую усадку можно организовать питанием отливки,

конечно только в определенных местах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А нулевую усадку можно организовать питанием отливки,

конечно только в определенных местах.

Отливка все равно сядет на положенный ей процент,как ты ее не питай.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а какие УСРЕДНЕННЫЕ значения усадки? может можно будет и пренебречь в каких то отливках?

Какой лом алюминия лучше брать что бы меньшая усадка была? (поршня, гбц, барабаны тормозные, корпуса коробок)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Какой лом алюминия лучше брать что бы меньшая усадка была? (поршня, гбц, барабаны тормозные, корпуса коробок)?

ооо, это вам раздел форума про алюминий http://www.chipmaker.ru/forum/166/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Какие формулы есть для этих расчетов усадок и можно ли самому высчитать и изготовить усадочные линейки для этого дела ?

Уж больно цена на них дороговата чтобы использовать в личных целях - время от времени делая макеты под литье для своих нужд .

Посмотрел линейка полметра сейчас 570 рублей стоит.Можно просто если это размер, файл добавить к измерению процент на усадку.Дольше чем линейкой,но вполне можно обойтись без нее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

pryschik,

Есть усадка линейная, а есть объёмная.

 

Вроде только сплавы на основе висмута безусадочные.

 

усадка - это странный предмет, он может быть или нет.

Я видел отливки из серого чугуна с усадкой 0%.

Это физика, а её не обманешь.

Серый чугун и подавляющее большинство чугунов имеет усадку 1,2-1,5%. Я имею ввиду материал с хим. анализом по ГОСТ 1412-85.

Если этот чугун не имел усадки, значит у него было значительное предусадочное расширение которое в свою очередь было связано с графитизацией чугуна.

 

NixS, а зачем усадочные линейки? формула: размерХ(1+(%линейной усадки/100))=размер с усадкой. Другой вопрос как найти % линейной усадки для неизвестного сплава(хотя как показывает практика и для известных сплавов данные в справочниках могут отличаться). Необходимо залить заготовку в форму сделанную по модели известного вам размера и высчитать процент.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

значит у него было значительное предусадочное расширение

или сильно перегретая формообразующая, что тоже не есть гуд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нарисовал отливку, смаштабировал на коэф усадки, например 1%, далее весь проект идет с уменьшенными размерами, усадка из справочника

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Приветствую, коллеги.

Интересная тема, сам хотел бы в ней разобраться и с точностью определять размер модели или стержневых ящиков.

 

Я в основном проектирую оснастку для алюминиевого сплава или АК12 или АМг6. Как правило это стержневые ящики из фанеры под ручную формовку.

Отливки всегда сложные, редко когда примитив попадается. Всегда закладываю усадки 1%, я рисую в Soldworks и там есть инструмент

отмасштабировать, то есть все размеры увеличились на 1%, предположим было 200 стало 202, было 500 стало 505 мм и так далее, все просто.

 

Из опыта приведу задачку , пусть это будет какой то корпус прямоугольной формы коробчатого типа внутри и снаружи

в общем кругом одни стержня ХТС ( смола + отвердитель, ручная формовка). На стенке корпуса есть бобышки под

отверстия пусть будут бобышки диаметром 10 мм , предположим их 3 шт и они находятся одна в середине и 2 по краям,

длина стенки 500 мм, то есть расстояние условно между ними будем считать 240 мм( по чертежу), на модели с учетом усадки

размер будет 242,5 до второй и 485 до третий приблизительно мм

Я когда обрабатывал на ЧПУ отливку ни разу точно никогда не попадал в центр бобышки,

как правило бобышки остаются на своих местах отформованных в стержневом ящике.

 

Есть умный человек литейщик который мог бы вразумительно объяснить эту ситуацию,

в литературе есть понятие затрудненная усадка и на это все, нет ни одного примера

или пояснения по этому вопросу.

Я уже давно ищу ответ и никак не могу его найти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

в литературе есть понятие затрудненная усадка

Если дело в этом, то нет ничего сложного. Просто надо поменьше держать отливку в форме. Или получше подогревать, раз это ручная формовка. Смысл в том, чтобы усадка шла полностью в свободном состоянии. Но у меня подозрение на само значение усадки. Опыта по ручной формовке нет, но от знакомых слышал, что величина несильно отличается от литья под давлением (0.5%). Говорили, что 0.6 закладывают на кокили. Редко когда 0.7 бывает. 0.8% так вообще, только когда непонятки идут разные (конструкция сложная, технология не налажена и т.п.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

bull,

В кокиле и ЛПД как правило отливка остывает на воздухе (ей дают только схватиться в металической форме и сразу вынимают иначе потом ее хрен вынешь с пуансона) , когда льют в землю отливку не вынимают пока она не остынет полностью, как правило на следующий день и следующую смену.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Ну, тогда на охватывающие размеры (внутренние стенки, межосевое расположения бобышек и пр.) не надо закладывать усадку. Только на толщину стенок, которые имеют охватываемые размеры. Проще сказать, на внутренний объем корпуса без усадки, толщина стенки с усадкой. Возможно, даже бо'льшей, чем расчетные 1%. Ориентируясь на объемную усадку (линейная в кубе) и как этот объем распределяется. При сложных деталях без экспериментов не обойтись.

 

Только я думал, что и при литье в землю отливку вынимают тут же... Тогда особо считать нечего было бы.

Изменено пользователем bull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.