Перейти к содержанию
Виталий В.

Вопрос к знатокам нержавейки.

Рекомендуемые сообщения

Дата: (изменено)

Уважаемые форумчане! Строю парусную яхту... зимой решил заняться железяками. В проекте четко написано (проект американский): детали ("такие-то") должны быть изготовлены из нержавеющей стали марки AISI 316.

Копаю интернет - в свободной продаже 316-й нигде нет. Могут привезти под заказ лист размером 1Х2.5 метра :crazy: , но, даже в таком случае, нужной мне толщины листа в 10-12 мм, на российских металлобазах вообще не бывает. Еще хуже с толстостенными трубами (втулками)..., коих мне и нужно-то... обрезки по 0.2-0.5 метра.

Зато везде есть 304-я. Знакомые часто пытаются делать из нее не ответственные детали, а потом с сожалением наблюдают , как через пару недель чисто отполированные железяки, в условиях морской воды и солнца, покрываются ржавчиной. Особенно, на сварных швах....

Захожу на форум "Катера и Яхты" - там мне отвечают: да не парься, сделай все из "пищевой нержавейки" 12Х18Н10Т (AISI 321). Читаю марочник сталей и вычитываю, что 321-я - это жаропрочная нержавейка и..."Сваренная 321AISI никогда не должна использоваться в высоко окисляющих окружающих средах"!

Так вот, вопрос: можно ли использовать 12Х18Н10Т в условиях морской воды и солевого тумана? Почему тогда, в проекте указана именно AISI 316 (она же 03Х17Н14М3, которую тоже нигде не достать)? Насколько я смог понять из справочников, именно 316-я является кислотостойкой и, следовательно, наиболее коррозионно устойчивой... Короче, чем ее можно заменить и насколько критичной будет такая замена?

 

Кстати, хрен его знает, из чего сейчас делают вилки и ложки, но даже они ( ! )частенько покрываются ржавыми пятнами, в условиях морского быта. Правда, не все...

Изменено пользователем Виталий В.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стандартная AISI 316 она же DIN 1.4401 (X5CrNiMo17-12-2) уже не в моде, на замену

AISI 316L она же DIN 1.4404 (X2CrNiMo17-12-2) - немного получше будет чем просто 316я, так как меньше содержит углерода и менее подвержена межкристалической коррозии после сварки. Ну или стабилизированную титаном AISI316Ti она же DIN 1.4571 (X6CrNiMoTi17-12-2), очень хорошо варится, но в обработке намного хуже чем 1.4404.

 

При сварке не забудте использовать для этого материала присадку, иначе будет ржаветь на сварочном шве. После механической обработки, особрнно если резать будете быстрорезом или напильником полить (т.е. был контакт с железом) обязательно пассивировать! иначе будет корозия на этих мстах со временем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

YuriS, спасибо за ответ). Да, я уже посмотрел, что 316L лучше подходит для сварки. Но вопрос в том, что достать в России ни 316-ю, ни 316-L, либо ее аналоги, практически невозможно. Отсюда и вопрос: можно ли заменить ее на AISI 321 (12х18Н10Т), и чем такая замена грозит?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

AISI 321 она же DIN 1.4541 (X6CrNiTi18-10) под замену конечно пойдет, она даже немного лучше по корозийной стойкости чем 304я и более близка к 316Ti, используется в основном в атомной промышленности (может поэтому ее как гуталина в россии :)).

 

В обработке намучаетесь с ней, т.к. много титана и на резец будет липнуть как пластилин. Режущие пластины для обработки лучше брать без покрытия (оно реагирует с титаном) и из сортов твердосплава не содержащих карбидов титана. Очень хорошо можно работать пластинами по алюминию, они полированые и без покрытия бывают.

Изменено пользователем YuriS

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Eще один из вариантов 316L это DIN 1.4435 (X2CrNiMo18-14-3) немного улучшенная большим количеством никеля и молибдена по сравнению с 1.4404. Русский аналог - 03Х17Н14М3 (Сталь конструкционная криогенная, сварные конструкции, работающие в средах повышенной агрессивности при температурах до -196°С ; сталь аустенитного класса)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

YuriS, спасибо... Что-то у меня уже путаница в голове - какие-то противоречивые сведения в интернете попадаются по коррозионной стойкости этих марок.

А на счет обработки - в основном это всякого вида и размера пластины с отверстиями, иногда сваренные друг с другом. Токарная обработка - тоже простейшая. Твердосплавными пластинами не пользуюсь, ибо не нашел еще державки, которая влезет в резцедержатель ОТ-5 )). Да и с пластинами в нашей деревне... :unknw: )).

А что значит "пассивировать" после напильника. Каким образом это можно сделать в домашней мастерской.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

03Х17Н14М3, судя по справочникам это и есть 316L. Ее у нас продают только вагонами. И отрезать небольшие кусочки от цельного листа, никто не собирается. (Во всяком случае, мне не удалось пока найти фирму, которая готова была бы продать мне меньше одного листа).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

03Х17Н14М3, судя по справочникам это и есть 316L.

Под 316L или 03Х17Н14М3 по немецким стандартам попадает несколько сталей, видимо у американцев и наших количество присадок довольно таки широкое в плавке (+- лопата), а у немцев все как в аптеке :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Так вот, вопрос: можно ли использовать 12Х18Н10Т в условиях морской воды и солевого тумана? Почему тогда, в проекте указана именно AISI 316 (она же 03Х17Н14М3, которую тоже нигде не достать)?

 

08Х12Н10, 12Х18Н10, 12Х18Н10Т стандартная аустенитная "пищевая" нержавейка. Потому ее "так много".

Из них делают все морское и береговое рыбообрабатывающее и пищевое оборудование. Работало и работает.

Но сохранение блястючести там критерием не является. Зеркальной полировкой не замарачиваются.

При эксплуатации в крайне жестких условиях (морская вода, агресивная химия продукции и санитарных средств) может темнеть(сереть) появляются рыжие следы.

Как правило в местах мехобработки. Причины понятны.

Но сами понимаете, это еще и следствие отсутствия ухода.

Если швы выполнены квалифицированно аргонкой, то сварка не кородирует. Если электродом с зачисткой стальной кордощеткой - то "что ж вы хотели".

 

с 03Х17Н14М3 не работал.

Изменено пользователем BDS

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а разве 304-ая не является 08х18н10т ??? берите 304-ую и варите спокойно.. тока присадку тоже 304-ую возьмите. и эта 316-ая магнитится если че..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Hanter, все правильно, 304-я, она же 08Х18Н10. Для моря не годится вообще и по коррозионной стойкости и по прочности. ПРОБОВАЛИ - знаем. Ржавеет за пару дней, даже без сварки. (Жаль, нет под рукой фотографии, чтобы продемонстрировать это). И стоит 304-я, кстати, почти в два раза дешевле, чем 316-я. В проекте не зря указана определенная марка. И марка эта - 316. Из нее изготавливают фирменные детали такелажа и ответственный крепеж. И дело не только в уходе и блеске. (Пищевое оборудование, кстати из 304-й, насколько мне известно, не делают). Блестящие перила в супермаркетах - это пожалуйста.

Вопрос был в том - чем заменить 316-ю из того ассортимента, который выпускается и доступен у нас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

304-я, она же 08Х18Н10

Помойму эта нержа (и подобные) боится межкристалической коррозии в сварочных швах, если её юзать в агрессивных средах.

МКК кстати намного опаснее чем потемнение поверхности изделия. Во втором случае теряется внешний вид (эстетика) а в первом может произойти полное разрушение конструкции.

Изменено пользователем gusev-i

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а разве 304-ая не является 08х18н10т ???

нет не является, "т" в конце это титан, т.е. 321я нержа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ага.. фото ржавой 304-ой в студию..

 

Юрий - вы реально считате что 304-ая будет ржаветь ? и что 316-ая с большим содержанием углерода ржаветь будет меньше ??? ну-ну...

насчет "Т" - да, согласен.. поспешил :) но 1% титана свойства в корне не меняет..

 

зы: сварные швы не нада чистить стальными щетками.. не будет ржаветь.

зыы: для данных видов нержавейки не ржавчины нада бояться а как правильно заметил Илья - межкристалитной коррозии.. содержание хлора в морской воде делает свое черное дело...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

сварные швы не нада чистить стальными щетками.. не будет ржаветь.

В качестве оффтопа. у меня на даче стекло на парнике заржавело, сильно :shok: .... Потому что я рядом болгаркой железо резал :rofl:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

и что 316-ая с большим содержанием углерода ржаветь будет меньше ???

316 может и будет, а 316L (1.4404) точно не будет, так как в ней углерода практически сведено к минимуму

при условии соблюдения технологии обработки конечно ...

Изменено пользователем YuriS

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ну в первом посте речь шла о "чистой" 316-ой.. она явно будет "более подвержена коррозии" чем 304-ая...

 

и вообще лично я не понимаю смысла в выборе данных марок для постройки корпуса судна.. проще чернягу взять и нормально обрабатывать..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Позвольте свои 5 копеек внесу. Работали для атомстроя, все сварочные швы на ответственных элементах чистятся ТОЛЬКО щетками из нержавейки (есть такие, заказывали через интеренет), или потом проходят травление, было дело на химполировку отдавали. По идее можно пескоструйкой сварочный шов почистить ещё, главное чтоб железо не вкраплялось. Материалы преимущественно - 08Х18Н10Т, 12Х18Н10Т. Реже всякие хитрые углеродсодержащие, но эти использовались только для силовых элементов - валы, спецкрепеж......

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Hanter, Алексей. вроде ТС в первом посте про корпус ничего не писал. скорее всего речь про всякую там яхтеную фурнитуру, ит.п. которая навиду. А корпус и силовые элементы которые вводе конечно практичнее сделать с черняги, её МКК не страшна.

ТСу совет, когда будете выбирать присадку для сварки смотрите что пишет производитель по поводу состава и назначения присадки. Есаб например прямо пишет что таккаято марка проволки для сварочных швов работающих в аргесивной среде, бла -бла, присадка меньше подверженна межкристаллической коррозии.

А стойкость к ММК обеспечивает помойму ниобий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вы реально считате что 304-ая будет ржаветь

в неблагоприятных условиях - реально и быстро. Если варим что-то связанное с химией 316L или Ti .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Илья - ну дык а смысл для "внутренних" конструкций использовать нержавейку ?? плюс сварка - варить нержавейку с черниной точно не будут :) ну а всякая фурнитура... из 10-12мм.. опасаться за коррозию ... как то не вяжется.. :rofl:

 

Владимир - как сотрудник атомной отрасли - полностью согласен.... :)

 

Henadzy - ага.. сижу я тут на берегу Балтики на Ленинградской АЭС и думаю... "а мужики то не знают"... :rofl:

иэта - насчет неблагоприятных условий - условия были оговорены..

иэта2 - если уж вдаваться в детали - в ГОСТ-е сказано "сталь повышенной корозионной стойкости" :spiteful:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ну дык а смысл для "внутренних" конструкций использовать нержавейку ??

Чтоб блистело :crazy: .

Я больше про всякие там перила и прочее, что не находится в воде, но коррозии подверженно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ага.. с листа 12мм и толстостенной трубки :rofl:

Не, Илья - на перилах то как раз на межкриссталитную можно вообще не вспоминать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.