Перейти к содержанию
aky1050

Швейная машина. Т – 132. Восстановление, модернизация.

Рекомендуемые сообщения

Заведомо прошу тему не ломать: как закончу – напишу.

Обычно рассказы о бытовых швейных машинах начинают с громкого названия, а затем уже обозначают класс машины. В случае с этой машинкой, считаю, нужно сделать иначе….

История такова: больше года назад в моих руках оказался чемодан светло- бежевого цвета со следами пребывания в воде. Внутри находилась швейная машинка «Lada Т-132» в совершенно жутком состоянии: некомплектная, грязная.

Несмотря на признаки пребывания в воде, валы у неё вращались, а конструкция её была настолько непривычна для меня, что послужило поводом для её изучения и приведения в работоспособное состояние. К тому же, давно хотелось иметь в хозяйстве непластмассовую лёгкую «бытовушку» с функцией «Free arm», а вышеназванная как раз ею обладала..

Задачи себе ставил следующие:

1.Изучение конструктивных особенностей

2.Восстановление работоспособности.

3.Приемлемый внешний вид.

4.Нулевой бюджет (или стремящийся к этому значению)

Итак: машинка легла на полку до лучших времён, а я занялся сбором информации.

В описании буду приводить не только свои фотографии, но и изображения, почёрпнутые мной из интернета (ссылки на ресурсы размещу в конце повествования)

Выяснилось, что данный тип швейных машин выпускался в ЧССР под разными названиями:

1.Наиболее привычное нашему слуху :«LADA»

post-67304-036146200 1412230078_thumb.jpg

2. «Neckermann»

post-67304-029226900 1412230074_thumb.jpg

3. «Consul»

post-67304-002933600 1412230076_thumb.jpg

4. «Cresta»

post-67304-070686800 1412230072_thumb.jpg

5. «Halvena»

post-67304-022304400 1412230077_thumb.jpg

6. «Sewmaster»

post-67304-091887300 1412230077_thumb.jpg

7. T - 132.

post-67304-053645400 1412230070_thumb.jpg

Года выпуска по разным источникам 1954-1963, т.е., совпадающие с годами выпуска «ТУЛЫ».

Почему сравниваю с «ТУЛОЙ»?, да потому что в конструкциях этих машин прослеживаются похожие тенденции и конструктивные решения. Корпус из алюминиевого сплава, конструкция челночного устройства, шпуленамотчик, ротационный челнок у этих машин созданы по единой технологии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Т- 132 обладает стандартным для того времени и для этого класса машин набором функций:

1. Прямая строчка (шаг до 4 мм)

2. Зигзаг (ширина 4 мм)

3.Реверс

4. «Free arm»(как особенность)

5.Управление скоростью вращения электродвигателем посредством угольного реостата, находящегося внутри корпуса машины, и приводимого в действие рычагом, на который нужно было нажимать коленом (как изюминка).

Технические характеристики:

post-67304-081681300 1412232134_thumb.jpg

Следует отметить, что на Т-132 применялись 2 вида челночных устройств.

1.Аналогичный «Тульскому»

post-67304-046698500 1412231420_thumb.jpg

post-67304-089440800 1412231418_thumb.jpg

post-67304-098202200 1412231419_thumb.jpg

2.Аналогичный 22 классу (как и в моём случае)

post-67304-083698800 1412231495_thumb.jpg

post-67304-078594800 1412231421_thumb.jpg

post-67304-010604000 1412231423_thumb.jpg

Откровением для меня также явилось, что крутящий момент от двигателя передаётся не на верхний вал, как у большинства машинок, а напрямую - на нижний, посредством полимерного ремня. А уже с нижнего вала вращение передаётся верхнему валу через промежуточный вал текстильным ремнём с металлическими скобами.

post-67304-011019500 1412231418_thumb.jpg

Внешний вид машины сочетает в себе некий сплав изящества с добротностью, впрочем, эта оценка субъективна .

post-67304-008734400 1412231968_thumb.jpg

Все органы управления интуитивно понятны. post-67304-069836400 1412231935_thumb.jpg

Качество лакокрасочного покрытия отменное.

Сверху рукава машины расположен отсек для катушек с нитками, на крышке отсека - схема заправки ниток.

post-67304-049280600 1412231933_thumb.jpg

В машинках с фигурной строчкой там располагается блок сменных копиров (в цифровом обозачении таких машинок присутствует дополнительная цифра через дефис: Т132-2, Т132-3)

Одна из ножек имеет регулировку для компенсации неровностей поверхности.

post-67304-078260300 1412231934_thumb.jpg

Левая часть рукава машины:

post-67304-026157500 1412231932_thumb.jpg

Инструкцию к машинке нашёл только в плохом качестве в англоязычном варианте.

Выкладываю в соответствующую папку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Итак, когда представил себе историю, географию, особенности машины, надо приступать к восстановлению.

У подопытного экземпляра выявлены следующие проблемы:

 

1.Отсустствие реостата управления скоростью двигателя и «кочерги» к нему (реостат просто удалён)

post-67304-044301400 1412232680_thumb.jpg

2.Рассогласование фаз движения игловодителя и транпортёра ткани (судя по следам отвёртки на шлицах - машинку активно и безуспешно регулировали)

 

3.Нарушена проводка, отсутствуют выключатели света и питания

 

4. О УЖАС! – МОТОР НА 110 вольт!!!!!

post-67304-042587800 1412232681_thumb.jpg

post-67304-055213800 1412232679_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Ремонт

1.

Всё просто : найдена в закромах старая ржавая педаль от «Тулы», разобрана, корпус её очищен от ржавчины электролизом в растворе соды, покрашен,

post-67304-088682400 1412233011_thumb.jpg

post-67304-085333600 1412233010_thumb.jpg

собрана,отрегулирована.

 

Провод для неё решено выводить в то отверстие, где раньше торчала «кочерга» реостата.

2.

Для настройки фаз движения игловодителя и транспортёра ткани необходимо понять, какой из узлов машины в цепочке

«нижний вал---- верхний вал» является регулируемым, а это не так-то просто по двум причинам:

а. Мы же помним, что привод у этой машины на нижний вал.

б. В «подкапотном пространстве» очень тесно

post-67304-070247900 1412233014_thumb.jpg

post-67304-070060800 1412233015_thumb.jpg

А ларчик просто открывался - единственный узел, не имеющий жёсткого позиционирования на валах этой цепочки, находится под «псевдомаховиком» (маховика в обычном понимании в этой машинке нет)- это ведомая шестерня верхнего вала.

post-67304-051733500 1412233016_thumb.jpg

Но это я понял только, когда, разобрав полмашины, увидел, что под всеми шестернями на нижнем валу - лыски под фиксирующие винты.

Нет, можно было конечно пытаться перекинуть ремень на зуб вперёд или на зуб назад, но на моё удивление - ремень не растянут, пребывает в полной сохранности, а значит, не может являться причиной рассогласования.

В ходе операции были выявлены 2 неметаллические шестерни:

одна – ведущая шестерня привода челночного устройства (капролон похоже).

post-67304-060112500 1412233009_thumb.jpg,

вторая - расположена на том же (нижнем валу ) и является элементом блока зигзага (она текстолитовая) ( фото выше).

Итак, фазы вращения нижнего и верхнего валов выставлены по следующей схеме: в момент прохождения игловодителем ВМТ, зубья транспортёра ткани подходят к нижнему урезу игольной пластины.

В настройке челночного устройства особенностей нет

post-67304-033595100 1412233013_thumb.jpg

Изменено пользователем aky1050

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

3.

Заново проложена проводка, выключатели заменены на подходящие по диаметру отверстия и визуально не контрастирующие с общим обликом машинки (150 руб.)

В отсеке, где располагается двигатель - стандартная колодка на 3 соединения.

На ней выполнена коммутация

4.

Итак, двигатель…

110 вольт.

Из старого сетевого выпрямителя от неизвестного устройства (валялся скрытно), поэтому выброшен не был, выпаяны 2 диода неизвестной маркировки (я в электротехнике не силён).

Они были смонтированы последовательно в общую цепь машины, и призваны срезать половину периода сетевого напряжения, тем самым, обеспечивая 110 заветных вольт питания.

Физически расположены в сетевой вилке, тем самым вопрос громоздких адаптеров и лишних проводов решён.

post-67304-032942000 1412233415_thumb.jpg

post-67304-030511300 1412233416_thumb.jpg

post-67304-040880100 1412233417_thumb.jpg

 

Таким образом, в цепь машины поступает 110 вольт, лампочка освещения так же будет питаться от них, что обеспечит ей повышенную долговечность,

невысокую светоотдачу (да она и не нужна большая), а также,

лёгкое мерцание (половина периодов - то срезано диодами).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

РЕЗУЛЬТАТ

post-67304-050085600 1412233574_thumb.jpg

Запуск машины показал следующее:

Как результат сложной и весьма точной кинематики - строчка стабильна на всех режимах и отличается «стройностью».

Пользоваться педалью вместо «кочерги» удобно и привычно, правда, педаль, будучи рассчитана на 18 ватт греется чуть больше обычного, да это и понятно, ведь мотор-то 40 ватт, но ничего критического не происходит даже при 5 минутах непрерывной работы двигателя на разных режимах.

Лампочка освещения рабочей зоны светит тускловато и чуть мерцает, но дискомфорта нет, света достаточно.

На брезенте, драпе, коже, фанере, жести машинку пробовать не стану, но с 110 шметцем 4 слоя джинсы – извольте,

а большего от неё мне и не надо.

post-67304-082069200 1412233575_thumb.jpg

post-67304-012774800 1412233577_thumb.jpg

post-67304-013215600 1412233573_thumb.jpg

Источники:

  1. http://naehmaschinen...maschinen/lada/
  2. http://createdbyhann...ng-machine.html
  3. http://www.remont-shvejnyh-mashin.com/

 

За этим – всё, спасибо за внимание…

Изменено пользователем aky1050

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Искал в свое время именно эту машинку, от покупки остановило как раз рабочее напряжение двигателя. С диодами как-то не догадался сделать, да и сомневаюсь, что там на выходе такого "выпрямителя" будет 110, а не больше. Ну и управление двигателем от коленного рычага не очень удобно - привык этим коленом лапку поднимать на большой машине. Машины выпускались и в комплектации с педалью, но я таких не нашел, судя по всему их в СССР не поставляли.

 

Спасибо за обзор!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

сомневаюсь, что там на выходе такого "выпрямителя" будет 110, а не больше

Олег, не сомневайтесь, там как раз 110 и будет

Диод режет как раз половину периода переменного напряжения 220

post-67304-083427600 1412243280_thumb.jpg

Замерю сегодня - представлю результат на фото.

Благодарю, что оценили мой труд.

Изменено пользователем aky1050

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ага, дождался. Начали обсуждать.

Точно так же повёлся, машинка, ИМХО, просто чумовая.

Тоже, как и большинство таких, на 110-120 вольт.

Но я, не обладая пониманием электричества, собрался просто поменять мотор на 220 вольт. Кстати, крутится он как у оверлока, по часовой стрелке.

Сделана очень добротно, аккуратностью и качеством приятно удивила.

Моя, пока отложенная для размышлений - как лучше поступить с мотором...

post-68023-061612000 1412248130_thumb.jpg post-68023-093060400 1412248134_thumb.jpg post-68023-015192300 1412248144_thumb.jpg

post-68023-076765000 1412248148_thumb.jpg post-68023-005899800 1412248154_thumb.jpg

post-68023-017816300 1412248169_thumb.jpg post-68023-088595600 1412248179_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Александр Дмитриевич, так с электричеством решён вопрос уже.

Сомневаться причин нет - просто повторить...

Впрочем, чтобы сомнения окончательно отпали: вечером проверю мультиметром .

Отчитаюсь... :)

Кстати, а может быть Ваша LADA - с инструкцией?

Изменено пользователем aky1050

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

так с электричеством решён вопрос

Странно, что у Вас моторчик работает, через диоды, вообще то не должен.

Диоды срезают одну полуволну "тока"- т.е. получается на выходе постоянный импульсный ток, напряжением 110 вольт.

А моторчик расчитан на работу от переменного тока, хоть и 110 вольт, но переменного.

110 вольт, это амплиатуда тока (от пика верхней полуволны до пика нижней)

Без трансформатора здесь вряд ли обойтись.

 

Заинтриговало, надо попробовать так запустить моторчик, чем черт не шутит, а вдруг будет работать...

 

Да, такой рычаг обычно служит для подъема лапки, как на старых машинах, так и на самых современных, а тут - управление двигателем,

мне бы было неудобно, хотя со временем ко всему образуется привычка.

 

Добавлю: иногда бывают в ремонте машинки с двигателем на 110 в., но они всегда подключены, через блок питания (покупным или самодельным), но с трансформатором.

Изменено пользователем LEONID 64

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Леонид, а Вы много видели коллекторных двигателей от бытовой техники,

рассчитанных только на переменное напряжение? Я - нет.

Постом выше приводил подобие осциллограммы с пояснениями.(транс тут вообще не нужен)

Попробуйте любой моторчик от швейки или другой бытовой техники, не оснащённой электроникой запустить от постоянки - приятно удивитесь..

Впрочем, в теории я вряд ли могу быть наравне с людьми с техническим образованием..

Я гуманитарий, поэтому, стараюсь быть внимательным:

post-67304-033864700 1412257681_thumb.jpg

и вот:

http://electricalschool.info/2009/05/24/universalnye-kollektornye-dvigateli.html

Изменено пользователем aky1050

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Борис, я категорично не утверждаю, ведь, все может быть, (что и будет моторчик работать).

Будет время обязательно попробую.

Ели все так, то зачем же все "городят" трансформаторы?

Мощность по ощущениям не сильно упала?

 

По идее, тогда подобные моторчики должны и от просто постоянного тока работать? Попробую!

Изменено пользователем LEONID 64

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кстати, а может быть Ваша LADA - с инструкцией?

нет, тоже без инструкции. Увы. В сети не нашёл, так что и за "английскую" спасибо!

с электричеством решён вопрос уже.

Сомневаться причин нет - просто повторить...

всё равно пока, мне кажется, более как-то привычнее, что ли, мотор на 220. Не верится, что две малюсеньких фитюльки могут заменить трансформатор. Где-то должен быть подвох. Или мотор должен сильно мощность потерять или ещё что, ИМХО. Пока не знаю.

Но машинка однозначно очень понравилась.

 

Попробуйте любой моторчик от швейки или другой бытовой техники, не оснащённой электроникой запустить от постоянки - приятно удивитесь..

дык я в инструкции и видел, что, мол, можно и переменный и постоянный:

post-68023-067399800 1412266314_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

всё равно пока, мне кажется, более как-то привычнее, что ли, мотор на 220. Не верится, что две малюсеньких фитюльки могут заменить трансформатор. Где-то должен быть подвох. Или мотор должен сильно мощность

Я попробую, обязательно напишу

Порадовало: "для швейных машин семейного типа" :)

Типа "семейные трусы- подходят для всей семьи" :)

Изменено пользователем LEONID 64

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Измерилово показало цифры:

post-67304-022172900 1412267288_thumb.jpg

Прошу обратить внимание, что лампочка на машинке горит вполнакала, а мультиметр мерит напряжение постоянного тока

А в отношении, почему кто-то городит трансформаторы..

Так может трансформаторы эти электронику ещё какую обслуживают

А может интереснее продать устройство с трансформатором и выпрямителем и сказать, что двигатель постоянного тока..

Или напротив, включить в схему преобразователь напряжения и обозначить питание двигателя переменным током - тоже прикольно(преобразователь можно продать).. :p

Вижу в этом заговор барыг :spiteful:

Может быть универсальные двигатели производить не выгодно.., да проку думать-то об этом?

Гораздо интереснее выяснить как отличить универсальный коллекторник от неуниверсального по внешним признакам.

Думал, тема сухая выйдет, ан нет!

Интрига присутствует!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Погодите, а ведь у диодов тоже есть мощность, называется "рассеиваемая мощность". Они точно не погорят там, в вилке? У самих диодов мощность позволяет такую нагрузку постоянно питать? Не сгорят? Радиаторы им не нужны?

У меня вот валялся где-то выпрямитель от усилителя, так там диоды с радиатором (прямо впаяны туда), там мощность-то пониже будет.

 

Или нет?

 

Кстати! Если такие диоды смогут питать такой моторчик, то сконструировать педаль на транзисторах будет совсем несложно!

 

С этим "универсальным" двигателем Вы меня точно убили. Честно говоря, я и не знал о таких...

Изменено пользователем Babbitt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Гораздо интереснее выяснить как отличить универсальный коллекторник от неуниверсального по внешним признакам.

Признаюсь, что не шибко силен в теории построения двигателей постоянного тока, и переменного в том числе, хотя учили - вдалбливали в свое время

(всякие "корочки"есть)

Попробывать надо.

Тут на форуме меня уже убедили (пробовал сам) о диодном мосте (опускаю ньюансы), так что век живи, век учись...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кстати, была грешная мысль сделать из этой Лады ППМ (походно-полевую-швеймашинку), вставив моторчик на 12 вольт от печки ВАЗ или УАЗ или от "дворников", в общем, 12-вольтную машинку.

Кстати, сама машинка - довольно таки лёгкая. Я её когда сравнивал, например, с той же Фреей, так Лада - 132, ИМХО, круче в разы. При сходных габаритах, Лада легче, с зигзагом, проще, и, ИМХО, функциональней.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Прошу прощения: интернет внезапно прихворал и я не смог участвовать в дискусии

у диодов тоже есть мощность, называется "рассеиваемая мощность"

Я, конечно-же про это также наслышан, поэтому рассуждал так:

в паспорте машины указана суммарная потребляемая мощность 130 ватт, мощность выпрямителя, из которого я выдернул диоды, уж никак не меньше(он от старого TV, кажется), а там уж мощность ну как минимум-схожая,

Далее: что может случиться с диодом, если он выйдет из строя перегревшись - он разорвёт цепь и вся недолга..

Поскольку доступ к нему свободный - его можно прозвонить и заменить за минуту, а чтобы был запас мощности - мы его дублируем вторым, включенным последовательно ..как то так..

Теперь, что касается потери мощности.. тут надо не просто хорошо знать теорию,( а в моём случае это не так),

но и иметь недюжинный практический багаж,(чего тоже у меня в этой области нет) для того , чтобы прогнозировать эту самую потерю мощности мотора.

Здесь я полагался на интуицию, и собственные наблюдения.

А результат их таков: Мне не с чем сравнить мощность машины, работающей при паспортных значениях тока.

Итог работы машины Вы видели на фото: 4 слоя джинсы иглой 110.

Вряд ли мощность упала сильно..

Да если бы упала даже вдвое, то у той же ТУЛЫ мощности 18 ватт хватает на всё, а тут по паспорту заявлено 40!

Изменено пользователем aky1050

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

всё равно пока, мне кажется, более как-то привычнее, что ли, мотор на 220. Не верится, что две малюсеньких фитюльки могут заменить трансформатор. Где-то должен быть подвох. Или мотор должен сильно мощность потерять или ещё что, ИМХО. Пока не знаю.

Но машинка однозначно очень понравилась.

Знаете,даже если оставить только один диод,моторчик будет работать точно так же как и с двумя,второй диод не нужен,а вот если поставить их 4 по мостовой схеме, то получим выпрямленное 220,так что все верно никакого подвоха нет,немножко ухудшится коммутация,немножко сильнее будет греться,немного упадет мощность на валу на малых оборотах и при всем при этом будет нормально работать,а вообще почти, что все коллекторные электрические машины на постоянке работают лучше,но на чистой постоянке не на половинке синусоиды

Кстати! Если такие диоды смогут питать такой моторчик, то сконструировать педаль на транзисторах будет совсем несложно!

А ее и конструировать не надо, сегодня практически любой выключатель электроинструмента подойдет для этой цели (сетевые дрели ,шуруповерты и т.д.)в кнопочке вмонтирован семисторный регулятор напряжения с большим запасом по току(мощность инструмента в разы выше)

Кстати, была грешная мысль сделать из этой Лады ППМ (походно-полевую-швеймашинку), вставив моторчик на 12 вольт от печки ВАЗ или УАЗ или от "дворников", в общем, 12-вольтную машинку.

Я на днях реализовал вашу мысль,у меня теперь "Привилег" может работать и на 12 и на 220

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

все коллекторные электрические машины на постоянке работают лучше,но на чистой постоянке не на половинке синусоиды

Александр Петрович,а конденсатор электролитический сглаживающий если поставить?

Он пульсирующий ток сможет к постоянке приблизить?

Изменено пользователем aky1050

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Далее: что может случиться с диодом, если он выйдет из строя перегревшись - он разорвёт цепь и вся недолга..

Иногда пробивает накоротко

а чтобы был запас мощности - мы его дублируем вторым, включенным последовательно

Немножко не так,запас вы получите включив их параллельно,а вот при последовательном соединении при пробое накоротко одного будет работать второй,а вообще вы молодец ,нестандартно этак придумали :hi:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Конечно,но в этом случае нужен очень большой емкости( потому,что один полупериод,не мост),вы посмотрите на коллектор работающего моторчика,если сильно не искрит под щетками,то ничего и делать не надо,но в любом случае поставив электролит хуже не будет,в момент подключения конденсатора слышно,что обороты немного увеличиваются

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.