Перейти к содержанию
khach

Самодельный электроэрозионный зуборез

Рекомендуемые сообщения

Добрый день. Вот родилась идея сделать проволочный электроэрозионник для изготовления шестерен. В связи с особенностью применения кинематика станка состоит из одной поворотной оси для вращения заготовки и одну ось линейной подачи режущей проволоки. Пока механика и электроника неспешно делается, возник вопрос по программированию. Нужны примеры программ генерящих форму зуба, желательно в исходниках, еще лучше если в полярных координатах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

в смысле же-код готовый?

или как построить профиль?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

уважаемый khach

мне жутко интересно если возможно посмотреть фотки

механической части (тоже была идея но заглохла тк не хватило

опыта и знаний интересует механизм подачи проволки)

С уважением

Александр

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пожалуйста.

А генератор какой собираетесь использовать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В связи с особенностью применения кинематика станка состоит из одной поворотной оси для вращения заготовки и одну ось линейной подачи
Нужны примеры программ генерящих форму зуба, желательно в исходниках, еще лучше если в полярных координатах.

а алгоритм управления (чай, об EDM речь идет, а не о пенорезке) и "суперпозицию" его с "генератором профиля зуба" вы напишете сами, да? Забамно... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
в смысле же-код готовый?или как построить профиль?

Лучше всего куски комментированного кода на псево-С или чем то подобном. Потому что прийдется как-то ширину реза учитывать.

Пожалуйста.

А генератор какой собираетесь использовать?

Спасибо, поковыряюсь с программой. Генератор- пока самодельный на базе ЛАТР и развязывающего трансформатора. Т.к пока немогу найти тонкой бронзовой проволоки то пока с рабочим током неясности.

мне жутко интересно если возможно посмотреть фотки механической части

Как только все в кучу соберется так сразу. Но поворотная ось у меня будет на основе фабричного поворотного столика от оптомеханики. Он есть в наличии, но слишком хлипкий чтобы на нем фрезеровать или долбить шестерню. Поэтому и возникла идея электроэрозионника.

 

а алгоритм управления (чай, об EDM речь идет, а не о пенорезке) и "суперпозицию" его с "генератором профиля зуба" вы напишете сами, да?

А зачем его писать? Обычный брезенхейм с микрошагом. Только есть одна фича- тактовый генератор для драйвера шаговиков не кварц, а управляемый напряжением на 555 таймере. А напряжение управления генератора заведенно от токового датчика эрозионного источника по принципу ток упал- частота растет. Ну и потенциометр для настройки глубины обратной связи. Я так и фрезером управляю, только алгоритм обратный- ток шпинделя мал- тикаем быстрее. Получается криволинейная фрезеровка с постоянной скоростью подачи без всяких алгоритмических извращений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Спасибо, поковыряюсь с программой. Генератор- пока самодельный на базе ЛАТР и развязывающего трансформатора. Т.к пока немогу найти тонкой бронзовой проволоки то пока с рабочим током неясности.

 

Бронзовую можете не искать. Нужна мягкая латунная диаметром 0.2 - 0.25 мм. Мне больше нравится 0.2 , только ей и работаю. В России производит Пензпромэлектро.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
Лучше всего куски комментированного кода на псево-С или чем то подобном. Потому что прийдется как-то ширину реза учитывать.

думаю не найдёте

вернее мож и найдёте но врубаться в тмм всё равно самому придётся

за промстанках это режется либо по стандартной функции, либо по сплайну через точки

а то что реализовано в всяких кадах и генераторах так или иначе врёт

 

кстати а какая точность предполагается?

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Пожалуйста.

А генератор какой собираетесь использовать?

 

Испытал программу. Считает для пары шестерен, зацепление внешнее либо внутреннее. Полученный .dxf

отредактировал в Компасе (убрал ненужную шестерню). Станок у меня принял dxf, контур отрисовал. Но при попытке сгенерить УП завис, не хватило ОЗУ. Надо уменьшать количество точек в контуре, а тогда пострадает профиль зуба. Но программа интересная, пригодится. Спасибо. :good:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
уважаемый khach

мне жутко интересно если возможно посмотреть фотки

механической части (тоже была идея но заглохла тк не хватило

опыта и знаний интересует механизм подачи проволки)

С уважением

Александр

Вот так, например, выглядит подача проволоки на станке 4732Ф3 :)

post-7819-1236032675_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вот так, например, выглядит подача проволоки на станке 4732Ф3 :shok:

 

Знакомая машина, приходилось работать в молодости. Мэйд ин Армения, пятидорожечная лента, пока не нашли старый телеграфный аапарат, программы накалывал ДЫРОКОЛОМ врукопашную.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Самоделка

 

 

Это моя конструкция (ныне разобранная).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну пока машина в стадии прототипирования и экспериментов. Рабочая проволока- БрБ 0.12 (какая нашлась). Подача сделанна из двух сид-ромов со свалки из моторчиков и шестерен открывания трея (там пасик резиновый). Один мотор работает на торможение, второй тянет проволоку, потом наоборот. На шпулях установленны опитческие энкодеры, выдранные их тех же сд-ромов из привода головки, приводы были на моторах постоянного тока. Обе шпули охваченны тормозом из суровой нитки кторые отпускаются соленоидом при работе станка. Без этого при выключении питания "борода" образуется. Обрыв и конец проволоки определяется по разным показаниям двух энкодеров. Упраляться будет атмегой наверно, пока просто два переменных резистора и тумблер стоят. Наверно заменю энкодеры на герконы- слишком большие помехи при работе станка.

Привод шаговиков как описывал. Только пришлось добавить на каждую пару фаз фильтр на кольцах от компьютерных бп. Иначе драйвера при включени разряда сходили с ума.

Управление по напряжению разряда, реверса нет. Пришлось добавить схему импульсного поджигания между конденсатором и деталью- типа игнайтора от сварочника, бескаркасная катушка 10 витков из толстого провода, на первые два витка через транзисторный ключ разряжается мелкий конденсатор. Частота под 20-30 кгц. На ток основного разряда катушка почти не влияет, зато позволяет работать при меньшем напряжении на накопительном конденсаторе и прилипаний проволоки стало гораздо меньше.

Основная проблема была с выпаданием металла после прорезки зуба- обычно отваливающийся кусок зажимал проволоку, происходило кз и обрыв. Поэтому пришлось делать заготовки диаметром на 2-3 мм больше чем размер шестерни, врезаться в 4 местах, прорезать часть шестерни вправо и влево от вреза и оставлять один недорезанный зуб. Тогда металл висел на этой перемычке и не затирал проволоку. Потом лишний металл обламывался руками и вершины недорезанных зубов оформлялись на токарке. Выход пролоки по уже прорезанной канавке надо делать без искры, иначе отпиливались тонкие чешуйки металла и клинило проволоку. Т.е алгоритм управления получился весьма нетривиальным.

Поскольку форма зуба состоит из кучи векторов, генерит такую кучу данных на всю шестерню бессмысленно. Достаточно сгенерить один зуб и потом повторять столько раз сколько надо. Из-за всего этого софт пришлось писать самому.

Вращающуюся ось надо брать с большим коэффициентом передачи- лучше 72 (5 градусов на оборот шаговика) или больше- нагрузки там почти нет, а при низких передачах зуб получается "в полосочку" из-за низкой точности привода. Желательно найти привод с самовыбиранием люфтов ( приводной червяк сидит не жестко и притянут к шестерне пружиной). При наличии люфтов в червяке рвет проволоку при обратном ходе при выходе из канавки.

Спасибо за идею с пенорезкой- после двух запоротых заготовок каждый дизайн шестерни проверяю на пенопласте, когда вместо проволоки закреплена грячая струна.

Хочу проверить созможность делать косозубые шестерни, поэтому преределываю узел подачи проволоки. Фотки будут окончательного варианта.

Ролики подачи проволоки в рабочий обьем обязательно надо делать на двух напряженных подшипниках, иначе люфты видны на обработанной поверхности. Желательно после установки ролики проточить по-месту. Я точил ручеек концом острозаточенного надфиля при приводе магнитофонным пасиком от моторчика подачи проволоки.

А теперь вопрос- как организовать токоподвод на ролик? У меня это место постоянно подгорает. Пробовал еще резать тонкой вольфрамовой проволокой. Но ей нужен токоподвод по двум роликам, иначе часто рвется. Зато машинка может работать как проволочная пила, если на вольфрамовую проволоку нанести шлифпорошок карбида кремния разболтанный в глицерине. Так удалось частично вырезать шестеренку из стекла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А теперь вопрос- как организовать токоподвод на ролик?

 

Ток подается непосредственно на скобу. Нижний ролик из меди (на фото составной медь+нержа), вращается на оси диам. 6 мм из меднографита. На станке Фрязинкого изготовления при восьмичасовой работе в день за 14 лет МЕНЯЛ 2 РАЗА! Проволока латунная диам. 0.2 мм. Натяжение граммов 200.

 

Фото не влезает. Попробую отдельно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

post-2484-1236307196_thumb.jpg

Верхний ролик не закреплен, поэтому нитка сильна перегнута. Изгиб должен быть минимальным, иначе точности не добиться. Вставки, по которым идет проволока, из вакуумной керамики, не менял ни разу. Точность обработки 0.015 мм (гарантированная). Это обычный допуск на моих деталях. Если хотите, верхний ролик тоже может быть под током (у меня изолирован), тогда его надо погружать в воду полностью или предусмотреть полив струей воды. И никаких подшипников.

Изменено пользователем Wite

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Wite

Нижний ролик из меди (на фото составной медь+нержа), вращается на оси диам. 6 мм из меднографита

Спасибо за наводку. Все гениальное- просто. У меня стояли два подшипника напряженные на изолирующей вставке, а токоподвод к ролику делался сбоку подпружиненым графитовым движком от потенциометра. Сгорело. Начал делать токоподвод по принципу выжимного подшипника сцепления от запорожца (графитовый упорный подшипник). Попробую и так и так.

По поводу керамических направлющих. А проволока в них при эксплуатации не запиливается? Можно их крупным планом сфотографировать с проволокой и без? Судя по цвету керамики можно применить корпуса от советских СВЧ транзисторов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Проволока не "запиливается", т.к. после изготовления и сборки тракта протяжки включаем перемотку, на места контакта проволоки с керамикой мажем притирочную пасту и проволока сама убирает неровности в пазу. Затем промываем керосином для удаления пасты и алмазным надфилем скругляем острые кромки. Можно использовать любую керамику. Вклеивал в скобу 4-х мм. пруток из белой керамики, трехгранным алмазным надфилем пропиливал канавки и притирал настой - работает отлично, только через полгода проволока почти перепилила пруток, видимо твердость у этой керамики значительно ниже. Можно использовать прутки из твердого сплава , пробовал ВК20 и ВК8, только надо изолировать от скобы, иначе прогорит за полчаса.

post-2484-1236465046_thumb.jpg

post-2484-1236465079_thumb.jpg

post-2484-1236465104_thumb.jpg

post-2484-1236465122_thumb.jpg

Изменено пользователем Wite

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Хочу проверить созможность делать косозубые шестерни

Наверное косозубые натянутой проволокой делать не получится. в них нет прямолинейной образующей, или я неправ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

есть, только крутить придётся в пространстве

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
есть, только крутить придётся в пространстве

 

Не соглашусь с Вами. Высота зуба при нарезании фрезой постоянна, а если косозубую резать проволокой, то то края будут выше чем центр. Честно говоя, не представляю, как надо крутить деталь в пространстве, чтобы проволокой получить правильный косой зуб. Может быть, Вы мели ввиду коническую шестерню? Ее можно нарезать при наличии 4-х независимых координат у станка, в смысле X-Y и U-V.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
Не соглашусь с Вами. Высота зуба при нарезании фрезой постоянна, а если косозубую резать проволокой, то то края будут выше чем центр.

я, если честно совсем ничего не понял: что за высота, что за фреза, что за центр?

 

я не в курсе возможностей электроэроззионной проволки(насколько способна резать под углом к поверхности)

но если говорить о геометрии, то поверхность зуба имеет прямую образующую

сама поверхность - геликоид

что это такое, думаю, без труда сами найдёте в интернете

 

самый наглядный пример: нарезание цилиндрических косозубок гребёнкой

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
я, если честно совсем ничего не понял: что за высота, что за фреза, что за центр?

 

Не хватает знания терминологии, увы. :) Наверное, надо будет вырезать образец, будет нагляднее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
самый наглядный пример: нарезание цилиндрических косозубок гребёнкой

Да, засунули мне ежа под череп. Мыслью все время к этому возвращаюсьС одной стороны, вроде правильно, режут но инструментальная рейка и рабочая это не одно и то же. У инструментальной ножка должна быть шире и обеспечипать необходимый профиль колеса. Режущая кромка рейки в плоскости вращения колеса, а для проволоки это должно быть линией контакта, а она по моим представлениям не прямолинейна. Может быть какое-то качание проволоки в двух плоскостях относительно оси вращения колеса? Не хватает воображения. А будет здорово, если получится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)
У инструментальной ножка должна быть шире и обеспечипать необходимый профиль колеса

рейка имеет форму исходного контура

пои

Да, засунули мне ежа под череп

ищите Maag SH gear cutter

вот сопсно тут видно

Режущая кромка рейки в плоскости вращения колеса, а

в нормальной плоскости

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
вот сопсно тут видно

Да нчего тут не видно. Сюжет короткий и шестерня готовая. Вхолостую двигается гребенка. Но надежда появляется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.