Перейти к содержанию
ekg

Прошу помощи в определении брака продукции

Рекомендуемые сообщения

В настоящее время на рынке все больше и больше так называемой "сыромятины".

Она стала нарастать как среди старых еще советских заводов с новой политикой руководства, так и в среде мелких производителей. Естественно тут я пропускаю еще и проблему восстановления старых запчастей путем наплавки на продажу.

Хотелось бы понять суть закаливания на примере шестерни

---------z12-m26-1080.33.50_thumb.jpg

Не так давно приобретенная вот такая шестерня и установленная на рабочее оборудование, при пробной обкатке механизма сразу сломало зуб. Причем выломало на 2 куска Надо признаться такой случай в нашей практике впервые. Претензии по обмену или компенсации завод не принимает - ваши проблемы холопы. Схлопнуло сразу 34 000 рублей.

 

По нормативно-технической документации, твердость зуба данной шестерни указано HRC≥40 (сталь 34ХН1М)

Проверка зубьев твердомером ТЭМП-4 показывают твердость HRC=58, а в ряде случаев HRC=61 (сталь может быть что угодно в наше время, на анализатор Х-МЕТ 7500 денег естественно нет)

 

Как у полного НУБа в этом деле, хотел бы спросить у тех кто этот процесс закалки ТВЧ знает:

 

- Что подразумевает твердость (≥) - она может быть любой больше минимального значения или есть все-же определенный допустимый диапазон? 58 это на 45% больше по твердости чем 40. Может здесь иметь место такой параметр как "перекаливание" или излишняя твердость?

 

- На сколько я понимаю после закалки ТВЧ с HRC≥40 - должен быть процесс "отпуска"? Если его вообще не производили, или произвели не правильно может это считаться причиной поломки?

 

Может что то посоветует по отбраковке подобных деталей опираясь на замеры твердомером дабы не было таких случаев?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Банально не отпущенная деталь. Скорее всего марка металла не соответствовала заявленной для перестраховки от износа сминанием завысили твердость. Как результат излом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По моему вместо твч сделалт объемную закалку, и не отпустили. Сделайте фотографию сломанного зуба.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Самый главный совет: никогда не устанавливайте сборочную единицу не проверив её, тем более стоимостью 34 т.р.

Сделайте полный контроль согласно чертежа или присутствуйте при контроле детали, хотя при особо ответственном контроле (твердость, чистота, проверка размеров). Это конечно уместно если Поставщик и Покупатель в одном городе. если в разных, то можно пробовать разбивать платеж, тоже работает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

vaycartana, Завтра сфотографирую и выложу

ZPH, Ну собственно к этому жизнь и принуждает, раз я добрался до этого форума. Мы занимаемся ремонтом, а поставка нами запасных частей от производителей лишь сопутное предложение для осуществления ремонта. Выходы из допусков ряда запчастей - постоянные проблемы - но это можно притереть.

А вот уже проблемы подобного плана впервые. Я уж не говорю о еще о одном вале у которого шлицы оказались вообще не закаленные, их просто "скрутило"

У нас нет специалистов по этому направлению. Приходится вникать в суть закаливания металлов самому. 10 лет работали - наконец то разорились на твердомер. Гарантий ни кто не дает на запчасти. Бухаешь на расчетный счет деньги, получаешь пропуск на склад, там тебе тельфером закинут. Ну вот и можно что максимум твердомером замерить непосредственно перед погрузкой. Отказаться от данного поставщика в настоящее время нет возможности. У них выпуск продукции так сказать "какая смена" была - одни ни чего, другие гумно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Начинайте заказывать изделия на стороне. Сейчас бывает так, что моя ед. продукция оказывается дешевле заводской серии. И по качеству лучше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сперва хотелось бы прояснить по поводу закалки исходя из данных технической документации на деталь.

В ней не сказано о закалке только зубьев методом ТВЧ хотя на ряд других деталей это указанно прямо. Не подразумевается ли на самом деле что должна проводится объемная закалка всей детали по поверхности? Применение же ТВЧ только для зубьев является нарушением технологии.

 

post-1962-070951400 1393595803_thumb.jpg

 

миниатюра

chertejh1670967.jpg

 

Для сравнения имеется более качественная шестерня (б.у) закаленная правда по тому же методу другого производителя.

миниатюра

_dsc21981670969.jpg

Замеры твердомером показали:

По закаленной части зуба HRC=52.2

По основному телу шестерни HRC=33.5

По шлицам внутренней части шестерни HRC=27.0

 

Теперь та самая злосчастная шестерня

миниатюра

_dsc22021670970.jpg

Хочу отметить что завод красит серебрянкой в обязательном порядке все выпускаемые детали что называется с "пылу с жару". Объяснения этому он не дает мотивируя политикой завода. Зачем конкретно это делается не понятно но создает дополнительные трудности по очистке запчастей перед установкой от краски. Ряд крупных потребителей это не приемлет по этому поставки крашенных деталей не принимает.

 

Ну и собственно сам вылом с фраментом зуба

миниатюра

_dsc21931670971.jpg

Замеры твердомером показали:

По закаленной части зуба HRC=58.1

По основному телу шестерни HRC=20.3 (включая окалину зуба)

По шлицам внутренней части шестерни HRC=19.6

 

Собственно можете что то заключить по этому случаю? Имеет ли место нарушения технологии ?

Я так понимаю делать ТВЧ закалку чем объемную проще быстрее и экономически выгодней чем объемную?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

красит серебрянкой в обязательном порядке

Дык отсутствие или косяки ТВЧ закрашивают же

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

По замерам твердости закалка селективная (скорее всего ТВЧ). 58 ед. это точно показатель отсутствия отпуска для этого типа стали или нарушение технологии при проведении закалки-отпуска и как следствие наличие закалочных трещин. Можно попробовать получить заключение соответствующе лаборатории и при наличии закалочных трещин и подать в суд.

Изменено пользователем Viziter

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На 1-й шестерни была закалка и высокий отпуск в следствии чего твердость основного тела детали 27-30 ед. и после мех обработки проведено закалка ТВЧ зубьев. На 2-й шестерни судя по всему закалка и отпуск не проводилась, только закалка ТВЧ зубьев шестерни, а отпуск не проводился в результате чего и произошла поломка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ekg, деталь закалена " согласно чертежа "

HRC=58, а в ряде случаев HRC=61

- т. е. больше ( или равно) 40 ед Что просили то вам и зделали

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

обратите внимание на глубину вылома. создаётся впечатление Объёмной закалки без отпуска. такое происходит при попытке перестраховаться при закалке металла с неизвестным хим. составом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А как можно нарезать зубья после общей закалки с такой твердостью?

На детали окалины нет! Это только ТВЧ без отпуска.

Вопрос с маркой стали так же актуален.

 

В будущем дайте верхний предел твердости ТВЧ и глубину! 40-45ед. от 1,5 до 3 мм. - например.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Заготовка откуда, цельный прокат или отковали?

Может когда сажали круг в кузнице её и испортили . А дальше уже никакая термообработка не поможет !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На сломанной шестерне видны следы побежалости металла по профилю зуба, значит была закалка ТВЧ, но замеренная твердость на зубе, на мой взгляд, велика. Попробуйте повторно замерить твердость, м.б. имела место ошибка. За одним можно посмотреть какую твердость может набрать такая сталь, на память не более 55 ед.

Также отдайте материал на анализ, это не дорого, в нашем городе это стоит 250 руб., делается очень быстро, буквально за несколько минут. Еще видны трещины по впадинам зуба, тоже свидетельство ошибки ТО.

Полученные данные позволят сделать вывод о соответствии/не соответствии чертежу, не более того.

С заводом Вам не получиться судиться, сумма мала да и затрат на экспертизы, адвоката будет много. Лучше замучайте их письмами, обращениями и т.д. В итоге завод м.б. примет, что это брак. Ну или сделает Вам скидку на следующее колесо.

Еще совет - проверьте узел, куда монтируется это колесо, все ли там в порядке. М.б. межосевые расстояния неправильные, или деталь, с которой зацепляется колесо имеет дефект. В общем надо погружаться в проблему, наверняка здесь не только в шестерне дело.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ТВЧ точно делалось. Видны цвета побежалости. Калили только зуб. Впадина сырая. Там и выломала. На другой шестерне закалена и впадина. И это правильно. Отпуск тут не причем. Трещины пошли бы в месте высокой твердости. Т.е. по зубу. Хотя проводить отпуск надо. Хим. состав стали тоже желательно знать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

указанно прямо. Не подразумевается ли на самом деле что должна проводится объемная закалка всей детали по поверхности?

Правильная термообработка, если нужна высокая твёрдость - поверхностная ХТО (твч, цементация и и т.д.) на определённую глубину. Сердцевина при этом должна быть мягче - обычно около 32-36HRC.

Более твёрдая сердцевина снижает прочность зуба на изгиб.

В идеале должна быть регламентирована толщина закалённого слоя на рабочей поверхности зуба и во впадине, твёрдость закалённого слоя и твёрдость сердцевины. Также должен быть регламентирован минимальный радиус у ножки - чем меньше радиус, тем больше концентрация напряжений. У вас похоже резали модульной фрезой.

Не исключено, что также налажали с ТВЧ - неправильный индуктор, неправильные режимы. Косвенно это можно оценить по цвету - есть ли разрывы во впадине (на головке допустимо) симметричен ли слой.

Изменено пользователем tmpr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

А Вы разве не можете оценить визуально качество закалки.

Одна закалка - качественная поверхностная - по впадине.

А Ваша - непонятно какая.... пытались калить по зубу, получили объемную.... за равномерность вообще молчу....

 

За покраску.... ЭТО НОНСЕНС !!!

Изменено пользователем komrad.isaev

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всем огромное спасибо за ответы - в принципе уяснил что да как.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.