Перейти к содержанию
JayJay

Токарный 1601 родом из Одессы

Рекомендуемые сообщения

Раздобыл себе в хоббийных целях не самый распространенный (всего несколько на форуме проскакивало, паспорт в сети найти не удалось, только сводку по характеристикам),но по отзывам неплохой станок - 1601 производства Одесского опытно-механического завода, 1968 года выпуска (серийный номер - тысяча с копейками). Пока что только забрал и довез до мастерской (спасибо друзьям, помогли с транспортом и погрузкой) - буквально на бегу сделал пару фотографий - подробнее доберусь до него в выходные.

Комплектация небогатая (никакой оснастки со станком не было), зато на тумбе (вероятно, родной) - у всех, что появлялись на форуме, она уже отсутствовала. У меня тоже был соблазн полениться с тасканием тяжестей и оставить тумбу там, откуда я станок забирал - но я твердо сказал себе, что потом об этом обязательно пожалею, а разочек можно и поднапрячься (правда, надо будет поднапрячься еще разочек - из машины ее еще не выгрузили, все по домам разъехались, отложив удовольствие до выходных). В тумбе стоит вариатор и здоровенный относительно размеров станка движок на 380 (до шильдика на нем еще не добрался, это прочитал где-то на табличе снаружи тумбы). К сожалению, у меня только 220 - так что придумывать что-то придется. Патрон не родной, на нем выбит 1975 год и клеймо завода - какой-то зверь, смахивающий на соболя-куницу.

Вопросы по станку уже начинают копиться, впрочем, отложу их до завтра..

post-93442-058860000 1391722577_thumb.jpg

post-93442-044320000 1391722589_thumb.jpg

post-93442-097996600 1391722602_thumb.jpg

post-93442-018580700 1391722633_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На выходных добраться до станочка удалось опять лишь эпизодически - помешали приятные хлопоты по расширению станочного парка. В результате принято решение таки обзаводиться частотником - ибо второй станочек тоже на 380 оказался.

До токкрного добрался с штангеном и угломером - было интересно поглядеть, что же там за посадочное в шпинделе. Как выяснилось, предувствия не обманули, в шпинделе - второй конус Морзе! Соответственно, проходное отверстие шпинделя - 14 мм. В задней бабке - первый, максимальный ход пиноли - 35 мм. расстояние от плоскости патрона до ЗБ и от центра до станины - примерно как в 1д601 - соответственно 190 и 65 мм. Резцедеражтель - 10 мм резцы входят! В принципе, между верхней и нижней плоскостью там 12 мм - не знаю, можно ли туда 12 мм попробовать. Патрон - 80 мм, на резьбе М30, клеймо - на фото.

Теперь о печальном - очевидных косяках разного масштаба. В задней бабке отсутствует винт (видно на фото) и, по-видимому, полугайка, которую он должен поджимать. в результате пиноль люфтит в осевом направлении где-то на 0,5 мм.

Второе - на суппорте отколот кусок (тоже на фото). Третье - резцедержатель - ПОГНУТ. Т.е. Отогнута нижняя плоскость на двух рабочих углах из четырех. вариантов, как предыдущие пользователи добились такого эффекта - масса. То ли скол на суппорте поспособствовал, то ли плохая затяжка, то ли использование огрызков резцов длиной в пару сантиметров (один такой был зажат), но мне больше интересно, как это исправить.

И да, обещанные вопросы. Чем умасливать шпиндель и иже с ним?(вроде где-то на форуме пробегала тема, поищу) Червяк вариатора чем мазать? там что-то похожее на консистентную какую-то смазку набито - но с тем же успехом оно могло лет дцать назад быть и жидким.

Для чего нужен рычаг с обратной стороны ПБ? Где-то видел предположение о том, что для быстрого разжима цанг - в общем, попробовал им поводить, никакого видимого эффекта не заметил. Т.е. он перемещает кольцо, надетое на шпинделе, за которое и зацеплен - а что там еще кроме него движется, я не увидел.

post-93442-028417400 1391982691_thumb.jpg

post-93442-047461800 1391982714_thumb.jpg

post-93442-067582500 1391982752_thumb.jpg

post-93442-092020400 1391982840_thumb.jpg

post-93442-083484300 1391982887_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Да, это привод цангового зажима - но он работает на свой собственный шомпол, который мог быть и утрачен - годы...

"зверь, смахивающий на"- бессчётное число раз обсуждаемая псковская кошка (псковский завод чего-то-там)

Кривую резцедержку лично я бы осадил под пресом (ну ладно, ладно - кувалдой осадил). А так вообще подобные вещи в последнюю очередь решаются - после ревизии суппорта и всего остального. Уж как резец зажать...

Изменено пользователем йцукенг

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

йцукенг, Спасибо!

да, ревизии всего и вся еще предстоят

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Перебирал переднюю бабку - призадумался: что делать с т.н. "механизмом быстрого зажима цанг" (точнее с тем, что было определено кем-то из пользователей чипмейкера как этот механизм)?

Точнее, что делать вместо него. Ибо родного - явный некомплект (либо я чего-то не понимаю), а чертежей и вообще какой-либо документации, чтобы сделать "как было" - нет.

Т.е. имеем свободный конец вала с посадкой на шпонку и резьбой - и хорошо бы туда придумать что-то полезное. Что посоветует уважаемый коллективный разум? Мне самому пока две идеи пришло - штурвал для ручного вращения шпинделя (для нарезания резьбы вручную) или "придумать какую-нибудь делительную головку" (правда, тут же встает вопрос полезности этого при отсутствии альтернативных вариантов привода для фрезерных приспособ). О - третья идея - контрпривод (правда, опять же пока не вижу, как его применить)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

призадумался: что делать

Эта штука актуальна когда на сдельщине работаешь. В чуть менее напряженном режиме только мешает. Снимайте и в долгий ящик ее (выбросить всегда можно , потом). А может, по приколу, потом восстановить, вдруг однажды понадобится....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

isv, сдельщины в планах нет, да и цанг к станку - тоже. С восстановлением "по приколу" - сложно, т.к. некомплект + никакой документации нет. И аналогичные приспособы мне на глаза не попадались

Изменено пользователем JayJay

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

JayJay, Ну так вопрос решается сам собой, и никаких проблем!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

isv, так вопрос был не в том "Восстанавливать или нет?", а "Чего бы на освободившийся конец вала придумать полезного?"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

так вопрос был не в том

Да! Помню, могу несколько советов посоветовать.

1. делительное приспособление. Сделать сложно но вещь полезная особенно для маленького станка

2. Сделать станок резьбонарезным. Для этого придется на конец шпинделя шестерни, на бабку гитару, на суппорт вал с карданом протянуть. Тоже полезно но сложно в исполнении.

3. поставит на конец вала чашку с камнем для заточки резцов. Делать ни в коем случае не нужно, т.к. такие метобы работы с абразивом бвстренько прикончат все в станке.

4. подобрать подходящие цанги и сделать шомпол. Самое, на мой взгляд, лучшее что следует делать.

Это не исключает ни делилку, ни резьборезку, ни чего либо еще.

Вот примерно так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

1. делительное приспособление. Сделать сложно но вещь полезная особенно для маленького станка

Ага, особенно для изготовления шестерен для второго пункта программы :) Кстати, под прямое деление - достаточно просто можно сделать - всего лишь подогнать посадку делительного диска, да приделать фиксатор положения на уже имеющуюся рукоять зажима цанг. Вот только думаю, если на пб ставим делилку - то тогда придется еще какую-то фрезприспособу с полностью независимым приводом городить - родной привод устроен так, что наружу, да еще и мимо шпинделя его не очень-то выведешь. хотя... надо будет повнимательней посмотреть внутрь тумбочки, может и придумается что.

2. Сделать станок резьбонарезным. Для этого придется на конец шпинделя шестерни, на бабку гитару, на суппорт вал с карданом протянуть. Тоже полезно но сложно в исполнении.

Думал, что на этом станке это не реализуемо - т.к. суппорт к станине винтом неподвижно крепится, но только что наткнулся на эту тему: http://www.chipmaker.ru/topic/95816/ Конструкцию стоит доработать, но идея отличнейшая. Собственно, эта переделка суппорта даст возможность уже о чем-то резьбонарезном подумать и/или об автоматической подаче.

4. подобрать подходящие цанги и сделать шомпол. Самое, на мой взгляд, лучшее что следует делать.

Оно как бы самое простое - однако, кроме как для серийности, не очень понимаю, зачем оно надо. При живом токарном патроне и км2 в шпинделе.

А, ну да - еще, в принципе, можно по сравнению с патроном получить выигрыш в пару-тройку сантиметров по РМЦ.

Изменено пользователем JayJay

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

что наткнулся на эту тему

Вот так как тут делать не стоит. Это превращение нормального станка с приличной точностью и жесткостью черт знает во что! Сейчас поищу как это обычно делается на часовых и им подобных станках.

А, ну да - еще, в принципе, можно по сравнению с патроном получить выигрыш в пару-тройку сантиметров по РМЦ

Тут ничего не выиграешь. РМЦ итак раза в четыре больше Хода верхних салазок. Цанги нужны для удобства выставления деталей с минимальным биением. они много жестче любых токарных патронов, и позволяют зажимать деталь не уродуя ее следами от кулачков. Вообщем для небольшого станка это необходимый на мой взгляд атрибут.

 

Кстати, делилка не только чтоб шестерни резать используется, да и шестерни небольшие можно строгать, особенно если они не из стали делаются.

Изменено пользователем isv

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот например :

http://www.lathes.co.uk/lorchkd50/

да и вообще на этом сайте такого много и интересно практически все. Рекомендую, если не знакомы с ним еще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот так как тут делать не стоит. Это превращение нормального станка с приличной точностью и жесткостью черт знает во что! Сейчас поищу как это обычно делается на часовых и им подобных станках.

Совсем как там я делать и не собирался. Во-первых, оставить штатный зажимной винт - подвижный суппорт не всегда нужен, и таким образом жесткость в большинстве применений не потеряем. Во-вторых, узел перемещения сделать примерно как там на 12 странице темы внизу на картинке. Т.е. прижим не подшипниками, а ластохвостом.

Тут ничего не выиграешь. РМЦ итак раза в четыре больше Хода верхних салазок. Цанги нужны для удобства выставления деталей с минимальным биением. они много жестче любых токарных патронов, и позволяют зажимать деталь не уродуя ее следами от кулачков. В общем для небольшого станка это необходимый на мой взгляд атрибут.

Понятно. Если без быстрой смены цанг - у китайцев продаются уже готовые зажимы под КМ2 вплоть до ER32 цанг. Просто шомпол добавить - и готово. Как была устроена приспособа для быстрой смены - пока не додумался уже понял, но это самому точить и шлифовать надо.

Сайт этот английский знаю, но глубоко там пока не копался. Из того, что по ссылкам увидел - шаублиновская приспособа для резьб понравилась - с ней отпадает необходимость колдовать с подвижностью суппорта.

Еще долго смотрел на лорьховские цанги-грибки - как же они зажимаются - с учетом, что они подобно обратным кулачкам должны работать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

цанги-грибки

Такие цанги на наружный конус натягиваются . У них с обратной стороны 30 градусный конус и когда за центр тянешь то они натягиваясь на конус оправки навернутой а шпиндель разжимаются.

"колокольчики" тоже используются со своей навернутой на шпиндель оправкой, но втягиваются во внутренний конус этой оправки и сжимаются.

Да! совсем забыл. цанги типа ЕР не вполне универсальные. Это цанги изначально для зажима инструмента придумывались и поэтому зажимать в них короткие детали несколько проблематично. Но как самый простой вариант вполне годятся.

С конусом КМ2 вариантов то не много!

Изменено пользователем isv

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Обнаружилась печаль с приводом: подключили 380 три фазы (удалось таки найти) - станок молчит. реле не щелкает, двиг не крутится. Скинули все ремни, чтобы уменьшить нагрузку - без толку. попробовал механически замкнуть блок контактов реле (конструкция позволяет) - двиг загудел, но с места не стронулся. отрубил напряжение, пощупал - нагрелся ощутимо. Попробовал провернуть за шкив вариатора - ни с места. Неужели заклинивший двигатель? Пляски с гаечным ключом вокруг тумбы - открутил четыре гайки фланца (одна из них ОЧЕНЬ неудобно расположена). Попытался снять - двиг отошел от фланца на миллиметр - и дальше ни в какую. Похоже, придется снимать весь вариатор (еще куча чугунины в довесок к движку), чтобы разобраться, что там не в порядке :(((

вариатор, как я понял, идентичен по конструкции с теми, что стоят на более крупных одесских станках типа 16х04-05

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Разобрали вариатор и движок. Отдельного вала у движка не оказалось, ротор посажен прямо на ведущий вал вариатора. Движок внутри выглядит так, как будто его залили когда-то давно - ржавый, со следами гари (хотя обмотки звонятся нормально, примерно по 28 Ом каждая).

В общем, теперь дилемма - не то этот пытаться реанимировать, не то искать такой же аол и делать пересадку статора. Или воообще (наиболее затратное решение) колхозить привод без вариатора с частотником, который тоже искать-покупать надо (+этот путь не отменяет необходимости поиска нового движка)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Печальное зрелище:

post-93442-007518800 1394636821_thumb.jpg

post-93442-058743500 1394636843_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

становится понятно почему у всех остальных обладателей станка не было родного стола и движка :) покупайте новый двиг+частотник, дешевизна покупки постепенно сведется на нет подобными тратами, но восстановление такого оборудования это ж скорее хобби или творчество, его полет нельзя остановить презренным металлом :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

внесу свои 5 копеек.

 

у меня было несколько движков типа АОЛ и тп. С убитыми в хлам подшипниками. Разбираю - думал подшипники заменю и все пучком - не тут-то было. Корпусные детали сделаны так погано, что когда на основную часть корпуса надеваешь крышки (в которых подшипники), эти самые крышки болтаются очень сильно - одним словом посадка крышек на корпус не то что не плотная - болтанка в 0.5-1.0мм (на сколько помню).

 

Итог простой. после замены подшипников собрать его "как было" - нереально. Получается перекос и внешняя часть ротора начинает тереться об внутреннюю часть статора. в некоторых положениях вообще клинило адски.

отнес на помойку.

 

К слову сказать. Перебирал однажды двигатель Schmidt (от Schaublin 13 двигун). подшипники были родные, немецкие, их не меняли лет 40 наверное. Разобрал. Заменил подшипники на новые. Собрал. Идеально!

 

Я это все к тому, что хорошо бы купить импортный двигатель (желательно новый). Уж с частотником или на конденсаторах (пока... чтобы денег много сразу не тратить) - не важно. Но быдет счастье. У меня на TSA-16 сименсовский стоял на 1350об/мин 0,5кВт. через кондеры. Тихий - ужас :) в смысле ужасно тихий!!! работал ночью - в соседней комнате слышно не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Я это все к тому, что хорошо бы купить импортный двигатель (желательно новый

Можно и СССРовский но придется выбирать из многих .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"И всё-таки она вертится!" Ура! Вытряхнул рассыпную ржавчину, зашкурил ржу на сопряженных поверхностях ротора и статора, протер тряпочкой с маслом, собрал (ох, нелегкая это работа - снимать-одевать вариатор) - заработало! Попутно оказалось, что у станка есть реверс, работающий только пока нажата кнопка. Т.е. "Пуск" - нормальная работа. "Стоп" - торможение и реверс.

Следующий этап - перетряхнуть магнитные пускатели, чтобы устранить их жуткий дребезг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Разобрал пускатель, вымочил в трилоне, промыл, подшкурил - заработало без дребезга. И не нужен никакой частотник, по крайней мере пока. Движок, кстати, довольно довольно тихий.

Устроил праздник первой стружки :) (вообще первой в жизни - в школе на труде ничего серьезней напильника в руки нам не давали)

Выточил из какого-то люминя (кругляк практически предельного для станка диаметра - 120 мм) штурвал для управления вариатором (родной бакелитовый был отломан), попробовал в работе почти всю имеющуюся оснастку - резцы всякоразные, накатку покатал, задней бабкой посверлил. в реверсе порезал чуть-чуть, покрепил заготовку разными способами - на зажим/на разжим.

Действительно, понимание о том, какая оснастка нужна дальше - приходит по ходу работы. пока пришел к тому, что надо делать/искать расточную головку и плашкодержатель в ЗБ. Ну и сооружать заточной станочек для резцов. Алюминий-то и относительно тупыми режется, а вот со сталью не прокатит такой номер.

Еще прикинул размеры стоящего на соседнем столе пока не запущенного Ф2А - и понял, что он поместится на тумбу за токарником, если снять подъемный столик :)) Надо бы помозговать, можно ли из этого можно извлечь профит. эх, вот если бы у него него не столик перемещался, а голова еще по одному направлению..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.