Перейти к содержанию
Nikolice

9П в масштабе 1:12 (5 inch guage)

Рекомендуемые сообщения

Всем привет! Прошу прощения за долгое пребывание в "глухом подполье".

 

В 2010-ом, не имея представления об особенностях и сложностях изготовления модельных паровых машин, но вдохновленный известным примером, задумал сделать свою модель советского паровоза. Выбирал прототип из находящихся на тот момент в родном городе паровозов для того, чтобы иметь возможность в любое время посмотреть конструкцию на реальном локомотиве. Выбор пал на 9П, в первую очередь, из-за его размеров.

post-55382-024753300 1389452433_thumb.jpg

 

Масштаб 1:12 выбрал под стандартную колею 5" для садово-парковых моделей.

 

Конечно, по-началу хотелось строго придерживаться выбранного масштаба, но очень скоро стало понятно, что это не реально. Стал ориентироваться на простоту изготовления деталей и имеющиеся под рукой материалы.

 

Проектирование начал с экипажа. Так как на тот момент на руках был только чертеж общего вида, с конструкцией рамы ознакомился на оригинале, 9П-679. Опять-таки из соображений простоты изготовления решено было делать неразборную раму и соединять отдельные элементы сваркой. Большинство деталей плоские, из листовой стали толщиной 1,5 мм, боковины - 4 мм. Передняя опора котла, передняя и задняя площадки из квадратной трубы 100 мм, это определило расстояние между боковинами. В дальнейшем это очень упростило сборку. Для буферных брусьев и П-образных коробов над осями также использована квадратная труба.

post-55382-050754600 1389452535_thumb.jpg post-55382-008919300 1389452558_thumb.jpg post-55382-012813200 1389452569_thumb.jpg post-55382-005636200 1389452576_thumb.jpg

 

Для тех, кто еще не видел:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

5-ти дюймовые модели завораживают. Это тот размер, где можно добиться максимальной реалистичности.

Правда и места для постройки требует немало. Отлично, если есть возможность работать в почти промышленных масштабах :)

 

post-50217-009263800 1389511373_thumb.jpg

 

По раскрою рамы вижу абсолютно другой подход, чем в моем малыше. Интересно.

Ждем продолжения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здорово!

Насколько по-разному выглядит один и тот же прототип в разных масштабах!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Меня привлекло и то, что на таких моделях ездят верхом.

А для крупной детализации всё-таки необходима более широкая станочная база. Стараюсь упрощать детали.

 

От оригинальной конструкции букс отазался в пользу подшипников качения. Корпус буксы представляет собой квадрат 25х25 мм из листа толщиной 6 мм, по ширине подшипника. Так как толщина боковины рамы меньше, предполагал устанавливать латунные вкладыши для устарнения поперечного зазора, но как выяснилось после сборки зазор даже необходим для вращения сцепленных колесных пар без заклинивания, особенно при перекосе рамы на упругой подвеске.

 

post-55382-093966700 1389635013_thumb.jpg post-55382-067171500 1389635021_thumb.jpg post-55382-045970700 1389635029_thumb.jpg post-55382-026265800 1389635039_thumb.jpg

 

Листовые рессоры нарезаны из листа очень упругой стали (1мм). Как и у прототипа листы рессоры третьей оси длиннее, чем на первой и второй. И расположены они ниже, так как над ними выступающие края зольника и топка.

 

post-55382-090709100 1389635048_thumb.jpg post-55382-069952800 1389635869_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну вот, уважаемые паровозостроители, а вы панику затеяли. Если по закромам нашей Родины поскрести, не то еще проявится. Привет, Самара. Исполнение очень приличное, не хуже англицкого деда. Танклар, алга! Малость про себя бы рассказали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Малость про себя...

Строим паровоз вдвоём с отцом. Я в основном проектирую - это довольно интересное занятие, создать модель с нуля, ещё обрабатываю мелкие детали. Отец делает крупные детали, работает со сваркой. Ну и периодически обращаемся к знакомым токарям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Колёса на оси посажены с натягом. При сборке колёсной пары важно было обеспечить взаимное расположение колёс. Кривошип правого колеса опережает левый на 90 град. Сделали приспособу для насаживания второго колеса. С внутренней стороны кривошипов изначально были отверстия с резьбой, в них вкручивали шпильки, фиксирующие колёса в нужном положении. В теории этого должно было быть достаточно, но на практике из-за зазоров и гибкости шпильки пришлось насаживать колесо на 1-2 мм, корректировать его положение и только затем насаживать полностью. Таким образом была выставлена ведущая колёсная пара. Две остальные уже выставлялсь по ней, на раме паровоза, с помошью сцепных дышел.

 

post-55382-093288400 1390759934_thumb.jpg post-55382-042956500 1390759939_thumb.jpg post-55382-088408500 1390759944_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если по закромам нашей Родины поскрести, не то еще проявится.

Хотелось бы...К сожалению, паровозный ливстим не так уж распространен. Кто болеет этим делом, давно друг друга знают.

 

Уважаемый Николай! Понравилась идея насадки колес по ведущей паре через дышла. А при шарнирно соединенных сцепных дышлах погрешности не наблюдается?

 

И еще, не могли бы Вы подробнее показать балансиры. Никак не найду фоток их формы, а к живому 9П для замеров пока не добраться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для выставления колёс использовали целую часть дышла (т.е. ту, что соединяет 2 и 3 КП). По ней же выставляли колесо на первой паре. Потом, опять же, по целой части одного дышла сверлили отверстие под шарнир в другом. При гибкой рессорной подвеске этот шарнир необходим для компенсации взаимных смещений осей в вертикальном направлении.

 

Несмотря на одинаково выставленные колёса, при первых попытках покрутить сцепленные колесные пары (КП) выявились заедания механизма (

). А так как это делалось просто на перевернутой раме, то трудно было сказать в чём причина. Перевернуть и покатать по столу не вариант - средняя КП без гребня. Тут возникла необходимость постройки стенда для отладки системы. Стенд имеет простую конструкцию - по паре подшипников под каждое колесо, закрепленные на раме из двух параллельных уголков. На фото видны разрезы уголков, так как конструкция стенда жёсткая, раздвигали подшипники по осям, чтобы каждое колесо встало на оба подшипника.

 

post-55382-072516700 1390838853_thumb.jpg

 

На стенде уже стало понятно, что проблема заедания вызвана неточностью буксовых пазов в раме. Подточив пазы удалось добиться движения без заеданий. Сначала отладили третью (ведущую) и вторую колесные пары, затем, сцепив их с первой, весь механизм. Завертелся на удивление легко, не смотря на гибкую рессорную подвеску (

). И даже по столу, с просадкой средней КП, катается легко.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Уважаемый Александр, если что-то нужно отснять, обращайтесь, есть такая возможность.

То, что есть из фотографий балансиров.

Поперечный балансир:

 

post-55382-082047400 1390840325_thumb.jpg post-55382-000423100 1390840330_thumb.jpg post-55382-032635800 1390840335_thumb.jpg post-55382-003375100 1390840345_thumb.jpg

 

Продольные балансиры:

 

post-55382-012689200 1390840421_thumb.jpg post-55382-041376700 1390840424_thumb.jpg post-55382-093334500 1390840541_thumb.jpg post-55382-009101900 1390840551_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо огромное, Ваши фотки на вес золота. У меня все они в отдельной папочке хранятся, в т.ч. и из других источников :wink: .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тормозная рычажная передача немного отличается от оригинальной. Не вспомню уже почему так, возможно на тот момент ещё не было на руках РЭ по паровозу, а под него лезть не хотелось...неважно.

Однако механизм работает. Колодки вырезал вручную из накладок для автомобильных тормозных колодок. К колодке на двух заклепках приделывал проушину, выпиленную из отрезка медной трубки. На башмаке колодки закреплены как настоящие, с помощью клина. Для шарнирного соединения рычагов в качестве валиков использовал заклёпки, шплинты делал сам из стальной проволоки Ф1 мм. На модели ограничусь ручным приводом тормоза.

 

post-55382-095126800 1391281901_thumb.jpg post-55382-083854700 1391281906_thumb.jpg post-55382-009848700 1391282332_thumb.jpg

 

post-55382-009737600 1391281994_thumb.jpg post-55382-017734100 1391282040_thumb.jpg post-55382-038769800 1391282067_thumb.jpg post-55382-088300300 1391282106_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Еще раз спасибо за альбом, обновил разрозненные фотки.

Кино о тормозах видел - поразило, а в деталях еще интереснее.

 

Скажите, у Вас с рычагами очередность торможения осей заметна? В размере помельче, наверное, так не получится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы имеете в виду прилегание колодок к колёсам? В отпущенном состоянии зазор между колодкой и колесом совсем небольшой, она практически прилегает к колесу. Даже если у колодок разные зазоры, в полную силу они прижимаются все вместе. Это обеспечивают поперечные балансиры (см. фото в пред. моём посте). Их плечи рассчитаны так, чтобы сила нажатия на каждое колесо была одинаковой: 1:3 к третьей колёсной паре, 1:2 ко второй, а к первой балансиров нет.

 

На

колеса отец крутит рукой, на стенде. Нажал тормоз - колёса остановились, сложно судить об их действии. Выложил
, где показал влияние веса локомотива. В первом случае катал одну раму, во втором - положил на неё груз, cилу нажатия колодок в обоих случаях можно считать одинаковой.

 

Видно, что во втором случае колёса не клинит, так и должны работать тормоза. Во-первых, как известно, коэффициент трения качения больше, чем скольжения, во-вторых, при заклинивании образуются дефекты, так называемые "ползуны" - плоские площадки на поверхности катания колеса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В одном из старых фильмов о вредителях паровоз перед разрушенным мостом пускали в реверс... Не уверен в эффективности такого торможения, но впечатление производит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нда. Первый раз вижу что бы колодка обхватывала реборду колеса. На современном подвижном составе это чугунная колодка просто прилегает в ободу, причем рабочая часть съемная, пятка стальная. За реборду не хватает поскольку износ неравномерный и может просто не дать колодке прижатся к колесу, да и греть при торможении реборду - тоже не стоит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На подвижном составе применяют несколько типов колодок, в том числе и чугунные, охватывающие гребень. На них даже стандарт есть - ГОСТ 30249-97. У такой чугунной колодки площадь прилегания больше, профиль изначально обеспечивает прилегание к колесу. Такие колодки ставят на грузовых локомотивах. Знаю не по наслышке, имел "удовольствие" заменять колодки на пункте технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). На фото колесо паровоза 9П.

post-55382-018663500 1391451596_thumb.png post-55382-075401600 1391451700_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В одном из старых фильмов о вредителях паровоз перед разрушенным мостом пускали в реверс... Не уверен в эффективности такого торможения, но впечатление производит.

 

Как раз получается низкая эффективность. Но выглядит мощно :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Nikolice, не понял, хотя несколько раз прошелся, Вы на нем ездить собираетесь? И реально тормозить? Мне просто интересна конечная цель проекта. Какие конечные габариты у изделия?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

В одном из старых фильмов о вредителях...

Вы говорите о фильме "Поезд" (1964г)?

 

Как раз получается низкая эффективность

 

Да, учитывая, что коэффициент трения уменьшается с ростом относительной скорости... Только это всё уже не по теме.

 

ЛТЭ, на таких моделях ездят. И не только на 5 дюймовых, на моделях поменьше тоже,

А тормоза... Не знаю, говорят, лучше тормозить ногами. :)

Просто показал то, что сделали.

Габариты ~825х240х340

Изменено пользователем Nikolice

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

На подвижном составе применяют несколько типов колодок, в том числе и чугунные, охватывающие гребень

любопытно. не знал. на ОКЖД не рассказывали такого. Хотя - для электриков в подробности не ударялись. Хотя ОКЖД нам читал преподаватель систем торможения с факультета электротяги ;-)

Изменено пользователем BlackAlex

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если по закромам нашей Родины поскрести, не то еще проявится.

Кто интересуется большими livesteam моделями, наверняка видели этот сюжет

.

В журнале М-Хобби №5 за 2012 год опубликована статья Алексея Евстюничева с фотографиями паровоза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.