Перейти к содержанию
Savelich

Правильное хонингование

Рекомендуемые сообщения

Когда-то считалось, что чем глаже поверхность цилиндров двигателя внутреннего сгорания, тем лучше и дольше буде работать двигатель. Оказалось, что это не так. Оптимальная на сегодняшний день с точки зрения долговечности цилиндра, поршней и колец рабочая поверхность цилинра показана на фотографиях. Вторая - под микроскопом. Поверхность цилиндра с такой структурой хорошо держит масло, что позволяет создать оптимальные условия смазки колец и поршней в верхней части цилиндра и обеспечить этим их длительную безизносную работу.

Считается, что "царапки" должны наноситься под вполне определенным углом, причем разные производители двигателей, поршней к ним и поршневых колец могут рекомендовать разные углы наносимой "сетки" царапин. Последний "писк" в этом направлении - выжигание "царапок" лазером. Вернее в этом случае уже не царапок, а лунок специально рассчитанной формы и размеров. Кстати цена такой лазерной обработки одого цилиндра, и то не всего, а верхней его трети - сотни долларов...

А вот как "нарисовать" такую "сетку"? Чтоб "царапки" строго под нужным углом, в обе стороны одинаково... Каким механизмом. Конечно, в наш век, "когда космические корабли бороздят...", а станки с ЧПУ уже почти у каждого на кухне, решить проблему купив за сотню-другую тысяч долларов станок большого труда не составит... А проще? Чисто механически?

Может кто не знает, цилиндры после расточки окончательно обрабатывают ( хонингуют) специальным инструментом - хоном. Это такой цилиндрический интструмент, болванка с несколькими выдвижными брусками из абразивного материала. Ну, иногда смахивает на раздвижную развертку. Но дело не в нем, а в том, как получить его строго спиральное реверсивное перемещение вдоль поверхности цилиндра да еще и без "мертвых" точек (участков царапок неправильной "косины") на рисунке "сетки" при смене направления движения?

post-4643-1228762689_thumb.jpg

post-4643-1228763048_thumb.jpg

Изменено пользователем Savelich

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А откуда такая информация?Меня другому учили.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А откуда такая информация?Меня другому учили.

Наберите в Гугле "правильное хонингование" и Вы сами убедитесь, что сейчас учат по-другому.

Для тех, кто учился лет тридцать назад и упорно не хочет признавать никаких "царапок" мы хонингуем гладко, без царапок. Не так давно один попался, так он после того, как блок расточенный забрал неделю добивался "зеркала", полировал цилиндры пастой ГОИ...

Американцы, например, при ремонте двигателя, если износ цилиндров в пределах нормы и расточка не нужна, обязательно восстанавливают "царапки" специальным ручным инструментом... Без "царапок" износ происходит в несколько раз быстрее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

видел как для "спортсменов" готовили 08(ваз) блоки - на поверхности цилиндра была сделана мелкая мелкая сетка накатанная маленьким шариком. хз как оно в работе, но смотрелось оч приятственно :shok:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Начнём с того,что "царапки" ни что иное как регулярный микрорельеф.При работе хоной получаются как бы сами собой.Рельеф этот можно получить вибронакаткой алмазным конусом.И не как побочный эфект а целенаправленно и более качественно.

Задача хонингования-сбить вершины рисок от предидущей обработки.Какая будет чистота поверхности зависит от условий на деталь.

В конкретном случае с цилиндром двигателя целесообразно иметь глубину рельефа 2-5 микрон.

Направление-перекрёсное,угол захода от 30 до 60 градусов.

Правильная хонинговка заключается в том,что бы не испортить правильно расточенное.

Хонинговка это не притирка,формы и размера не даёт.В противном случае это не хонинговка а чёрт знает что.

Дефектов и ошибок бывает предостаточно.

Если интересно могу многое рассказать популярно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спортсмены иногда двигатель готовят на одну конкретную гонку. А может просто экспериментировали. Про накатку шариком и алмазом давно известно, но раньше это применялось для гидроцилиндров, конкретнее для поверхностей под подвижные уплотнения. Манжеты дольше служат. Не одну диссертацию защитили... А вот для цилиндров ДВС не слыхал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Накатка шариком,а вернее раскатка или размерное уплотнение как метод обработки цилиндров ДВС не состоялись.

Получение регулярного микрорельефа высокочастотной алмазной головкой совершенно другой процесс.

Глубина обработки минимальная,нет сдвига по зерну графита,ни где нет острых микрокромок,нет наклёпа.Техпроцесс разрабатывался ещё в 70е годы,испытывался мелкосерийно не ВАЗе и ГАЗе.

Не применяется в виду дороговизны и длительности процесса,что не совместимо с выпуском массовой продукции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Хонинговка это не притирка,формы и размера не даёт.В противном случае это не хонинговка а чёрт знает что.

Вопрос длинный. Говорить можно долго, да и написано про это предостаточно, как в книгах-журналах, так и в интернете. Новые статьи появляются довольно часто. Работают люди, технологию и науку вперед двигают. Не на пустом же месте автомобили появились с моторами, рассчитанными на пробег в миллион километров... и следить за последними достижениями весьма полезно, иначе и от прогресса отстать недолго...

А хонингование - довольно сложный процесс. Содержит несколько этапов, да еще и с "вариациями".

Так вот, литература говорит, а жизнь автомобилестроительная подтверждает, что при расточке цилиндров образуется дефектный поверхностный слой чугуна, толщиной несколько сотых, который в обязательном порядке должен быть удален хонингованием. Кроме того, хонингование - самый эффективный способ устранения геометрических дефектов отверстия: некруглости, волнистости, конусности, бочкообразности, седла... Реально достижимая точность отверстия после хонингования - сотка и меньше на всей длине цилиндра.

А тему открыл не зря в разделе "теории механизмов", так как в данном случае интересуют возможные способы именно "нарисовать" по возможности идеальную сетку с нужными углами и минимумом дефектов. Какими брусками и какова конструкция хона, какова последовательность этапов хонингования - это другой, не менее интересный и довольно емкий вопрос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все так, только не совсем. Современная методика предусматривает при ремонте ("расточке") до 0.5мм блоков ТОЛЬКО хонингование - сначала грубыми брусками, затем мелкими(чистовыми) и окончательно т.н. платохонингование, поясняю при обработке хоном профиль поверхност напоминает "пилу", а последняя операция предусматривает срезание острых выступов с тем, чтобы после остались участки плоскости (плато) между которыми остались канавки для масла(как раз вот те самые "царапки"). Рисунок "сеткой" образуется сам собой, т.к. хонинговальная головка вращается постоянно и непрерывно двигается вдоль оси цилиндра возвратно-поступательно. Никаких ЧПУ, чистая механика, все рассчитано так, что нужный угол получается в процессе обработки автоматически. А величина окончательной шероховатости зависит от зернистости брусков, вязкости хонинговального масла, режимов обработки. Вся информация сведена в "рекомендации по обработке", соблюдение которых гарантирует результат.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

я могу немного поделиться опытом если надо. растачиваю,гильзую и хонингую мотоциклетные цилиндры от 38 до 100мм опыт и знания и инструмент есть. есть хонинговальный станок (ручной) http://www.chipmaker.ru/index.php?showtopic=9525

есть портативная хон головка Sunenn (США) post-5805-1228769845_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Давно в финском каталоге "Билтема" за 1998г видел приспособление для хонингования дрелью. На оси три штампованные лапки с брусками . На эту же ось надета пружинка с гайкой для регулирования давления брусков на стенки цилиндра. Просто и удобно для домашнего применения . Спросил у торговцев в "южном порту" об этой фигне . Ни у кого подобного тогда не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Все так, только не совсем

Так и я о том же. Но немного дальше. При хонинговании на известных мне станках хон вращается и одновременно совершает возвратно-поступательное движение вдоль оси цилиндра. Так вот, в момент остановки возвратно-поступательного движения в верхней и нижней мертвых точках хон продолжает вращаться и "рисует" горизонтальные "царапки", а это не по правилам! (мелочь, в общем-то, можно было и не замечать, но...). Кроме того, механизм привода хона - целое сооружение. То ли с гидроцилинрами, насосной станцией, золотниками-клапанами, то ли с винтами, электрмуфтами, концевиками, шестеренками... А идеальной по форме "сетки" не дают!

Насчет какими брусками сначала, какими и для чего потом - это я и сам прекрасно знаю, только разговор затеял не о том, а о МЕХАНИЗМЕ ПРИВОДА ХОНА дающего возможно более простыми средствами безукоризненную форуму "сетки" на поверхности цилиндра.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пожалуй начнём с начала.

Пункт первый,(ДАЛЕЕ БЕЗ СЧЁТА), не следует пытаться исправить хонинговкой то что было испорчено неверной расточкой.

Хонинговка заканчивается там же где и риска от резца.

Припуск на хонинговку зависит то материала,диаметра,способа обработки.Применительно к ДВС,от 0.01до0.03мм. Если значительно больше,разбирайся с расточником.

Самый большой вред-шаржирование чугуна.Не применять наждачную бумагу,мягкие и не пропитанные бруски.В идеале бруски алмазные на металических связках.

Бочка-сильный разжим хоны.

Дроблене-неравномерный разжим,износ механизма или брусков.

Обратная бочка-износ брусков.

Местные прижоги-засаливание брусков,мала зернистость,грязный керосин.

Глубина риски велика,край подорван-велика зернистость.

И ещё много десятков подобных пунктов.

А какой наклон риски более правильный существенного значения не имеет.

Какое число оборотов хоны и скорость подачи,такое и будет.

Помните,хонинговка не предназначена устранять или исправлять брак расточки,это отдельная операция со своим конкретным назначением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
я могу немного поделиться опытом если надо

Спасибо большое, как припечет, обязательно обращусь. Я растачиваю и хонингую как мотоциклетные, так и автомобильные. Станки промышленные, но с доработками, иногда существенными.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Помните,хонинговка не предназначена устранять или исправлять брак расточки,это отдельная операция со своим конкретным назначением.

Где я написал, что устраняю брак расточки? Расточка отдельно, хонингование отдельно. И потом, вон там выше по теме товарищ написал, что при малых припусках на обработку иногда целесообразно не растачивать, а расхонинговывать цилиндры. Правда насчет 0.5 - это он уже слишком. А если десятку - никаких проблем. Причем с исправлением формы отверстия. Смотря какой конструкции хон. Есть хоны специально для финишной обработки "плато" с шарнирно закрепленными брусками. Там бруски повторяют рельеф обрабатываемого отверстия. А есть жесткие конструкции. С двухопорной подачей бруска. Брусок жестко опирается на ДВЕ опоры, внизу и вверху хона. Такой инструмент "делает" строгий цилиндр из любого отверстия...

Повторюсь, я здесь не о процессе хонингования и расходных материалах (кстати, керосин - не самое удачное решение, сейчас можно найти намного более безвредные эмульсии для хонингования), а о МЕХАНИЗМЕ, позволяющем осуществить простыми механическими звеньями возможно более точное перемещение хона для получения идеальной формы "сетки".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Припуск на хонинговку зависит то материала,диаметра,способа обработки.Применительно к ДВС,от 0.01до0.03мм
Вот тут я с Вами категорически не согласен-припуск в 1-3 сотки не позволяет убрать глубокие впадины от резца и уже давно нормальные расточники оставляют припуск под хон 8 соток,в свое время я не раз обжигался на такой вот ускоренной хонинговке-собереш двигатель а он масло жрет, снимаемый припуск хоном должен обязательно перекрыть глубину впадин от резца. Чтоже касается хонингования блока в ремонт без предварительной расточки то я противник такого метода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тут уж позвольте не согласится.Если такие припуски на хонинговку,надо с расточкой разбираться.

Шпинднль дробит,резец неверно заточен,глубина резания на последнем проходе велика,расточник боится просадить размер.Для диаметров порядка 80-100мм, 5 соток припуска потолок.Всё должно получаться,полный выход за шероховатость,спиральные риски в 5 микрон,размер,форма.

При больших припусках слишком велика вероятность "обратной бочки".Хона не идеально жосткий инструмент,да и "убивание" брусков,особенно алмазных не есть гуд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Почитал,пиарят ребята из пустого в порожнее.Старо как мир,а щуму!

Можно и больше техпроцессов применить на одной детали,и денег срубить,с тем же конечным результатом.

Если хотите реально поднять,купите бруски дисульфита молибдена.После алмазной хоны мойка горячим каустиком,протирка ацетоном и 5-6 ходов молибденом(можно дрелью).Гарантия что даже заядлый идиот цилиндр не задерёт.Ресурс выше минимум на 50%.Пользуюсь 5 лет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А я вот сирый не знаю что нельзя хонинговать без предварительной расточки и если до 0,5 мм то только хонингую. Получается раза в два быстрее и раз в пять качественнее. А если в день блоков пять приносят, разница ощутимая по времени.

Теперь насчёт горизонтальных рисок на выходе. я думаю их трогать как раз и не стоит, разница в ресурсе может немного и изменится, но головной боли добавится гораздо больше.

А вообще то братья не там роете. Я вот на своём новом двигателе вообще отказался от колец, тем более, что при моих условиях сгорания они бесполезны, ресурс (скромно так) приблизился к бесконечности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
бруски дисульфита молибдена

Это интересно. Честно говоря, впервые про такие слышу. А где они могут продаваться? И что, при работе двигателя дисульфид не выгорает?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Где продаются,это мой бывший шеф знает.Захотите и вы найдёте.

Принцип следующий,при алмазной хонинговке графит в поверхностной зоне вылущивается,поры заполнятся маслом,что частично восстанавливает антифрикционные свойства чугуна.

Если поверхность хорошо обезжирить и терануть молибденовой хоной,поры заплонятся молибденом.(бруски мягкие).Дальше всё сделают кольца.При сборке двигатель свободно проворачивается одной рукой за коленвал.После запуска работает сразу как после обкатки.

Запускаю двигатели в гонки сразу,не обкатывая.После гонщиков моторы попадают "простым смертным",ни кто не догадался что их беспощадно давили..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

За кардоном многие небольшие фирмы не имеют дорогих станков Точат цилиндры Kwik-weyями post-5805-1228850445_thumb.jpg

и хонингуют либо на ручном хон станке post-5805-1228850522_thumb.jpg post-5805-1228850605_thumb.jpg

либо дрелью с хон головкойpost-5805-1228850673_thumb.jpg post-5805-1228850847_thumb.jpg

и не забивабт себе голову как сетка получается и есть ли там горизонтальные риски.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

За фотографии спасибо. Интересно. А насчет "не забивают голову" - а где же принципы, где стремление к совершенству? Так можно дойти до того, чтобы вообще не забивать себе голову хонингованием. Расточить клиенту цилиндр, деньги взять и посоветовать на прощание пару раз кольца поменять пока они "зеркало набьют"...

Насчет "сетки". Может потому многие мастера и настоящие станки хонинговальные не могут себе позволить, что они излишне сложные, а значит и дорогие. Посмотрите, что внутри того дорогого промышленного станка. Моторы, насосы, цилиндры, золотники, шланги... или шестеренки, вариаторы, электромуфты, выключатели-переключатели (которые то и дело отказывают), винтовые передачи... чтоб обслуживать тот станок инженера нанимать впору.... А все для чего? Чтобы получить заданный закон движения рабочего органа, хона. Чтоб та самя "сетка" получалась возможно более безукоризненной.... а она все равно не всегда без изъянов получается... А ведь наверняка возможно создать относительно несложный, чисто механический механизм (гм...) привода хонинговальной головки практически точно "рисующий" ту "сетку". И станок при этом получится дешевле, надежнее, доступнее широким массам... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я думаю, что вы усложняете. Наши деды полиловали и все работало и многие горе специалисты досих пор не знают что такое хонинговка и собирают моторы "плотненько" без зазоров чтоб потом за грузовиком обкатывать на галстуке... Да на зеркале масло плохо держится и хонинговка значительно увеличивает ресурс двигателя засчет улучшения смазки поршня и колец. от более глубоких рисок (предварительных) и большого угла сетки возростает расход масла , что в свою очередь улучшает условия смазки колец - можно применять спортсменам. Можно побольше снять мелкими брусками и расход будет минимальным что устроит обывателя. А вот встречается ли в этой хониноговке горизонтальные царапины им помоему пох. Поправте меня если я не прав. Главное это сделать все в размер и с допусками и ваша совесть будет чиста

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.