Перейти к содержанию
Авторизация  
Stepanov

Поджим пары винт-гайка.

Рекомендуемые сообщения

Вот пришла в голову некая светлая мысль по выборке люфтов.

Рассмотрим вариант настольного станочка, скажем фрезерного, в котором используются обычные трапециевидные винты с бронзовыми гайками, станочек с ЧПУ, ЧПУ на сервоприводах, в сервоприводах используются измерительные линейки. Все хорошо но люфты в гайках портят характеристики системы управления и качество работы. Приводу, при смене направления, нужно преодолевать каждый раз мёртвый ход. Сам привод посажен на винт без люфтов, но гайка люфтит. Еще важно что шпиндель мааленький и ударные нагрузки относительно не велики по амплитуде, скажем в пределах 100Н. Так вот светлая мысль состоит в использовании пружины, конкретно газовой, которая будет тупо давить на гайку в осевом направлении в нагрузкой несколько превышаюшей максимальные усилия фрезерования, скажем 120Н. Конечно при этом привод будет работать с несимметричной нагрузкой - в одном направлении часть его работы будет уходить на сжатие пружины, ну и фиг с ним, у него многократный запас по мощности.

Таким образом, мы получим безлюфтовую конструкцию?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Идея не нова, а вместо газовой пружины используют тарельчатые.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

компенсация люфта стандартная функция, как правило

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Заодно пружина будет выдавливать масло во время простоя и стартовать на сухую. Да и постояная осевая нагрузка ускорит износ винта-гайки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Есть, правда, способ динамической компенсации люфта при помощи свободных радиальноподпружиненых гаек, когда радиальное усилие винта за счет трения заставляет вращаться гайку, упирающуюся в подвижную часть вилки водила подвижных салазок стола, но там свои вавки.

Изменено пользователем Адепт

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да ускорит. Но за свой короткий век гайка позводит выполнять фрезеровку более качественно. Кстати интересно насколько реально гайки хватит, винт 10х2 гайка бронзовая 20мм.

Я думал тарельчатые пружины ставят когда на винте две гайки и они расжимаются, а тут пружина одним конком на станину давить будет, величина хода пружины = ходу гайки по винту, а газовая чтобы поджимающее усилие было равным по всему ходу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Но за свой короткий век гайка позводит выполнять фрезеровку более качественно.

?! "...для продолжения рода нужно совсем другое" — в смысле, каким боком осевой люфт гайки влияет на "качество фрезеровки", если эта самая фрезеровка происходит правильно и касательная к траектории главного движения в точке реза (условно) совпадает с направлением подачи? :pardon:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Дата: (изменено)

Это да. А если не совпадает? Например фреза вертикально опускается на выступ в заготовке, в общем возможны знакопеременные нагрузки.

Изменено пользователем Stepanov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

да понятно, понятно... Но это уже вопрос к общей конструкционной жесткости станка, где жесткость привода подач — всего лишь одна из... :pardon:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А стандартное решение с преднатягом чем вам нехорошо?

На каретку ставятся 2 гайки, люфт у которых выбирается... ну например навстречу и которые связаны между собой жестко. Т.о. при знакопеременной нагрузке они работают по очереди и люфта в паре практически нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот чтото типа такого...

post-3658-1225896948_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а нехорошо тем, что винт изнашивается, как правило, неравномерно...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вот чтото типа такого...

ага

а нехорошо тем, что винт изнашивается, как правило, неравномерно...

как именно неравномерно? он у вас чаще и дОльше одет вправо чем влево?))

 

м.б. это справедливо для Z - она вверх под нагрузкой почти и не работает... но для прочих мне это странно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
как именно неравномерно?

больше изнашивается в части рабочего расхода, т.е. при попытке выйти однажды за этот рабочий расход, гайку просто начнет клинить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
больше изнашивается в части рабочего расхода, т.е. при попытке выйти однажды за этот рабочий расход, гайку просто начнет клинить.

хм... это верно... предлагаю перейти на капроновые гайки

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Капроновые!? Может лучше текстолитовые?

 

Шутка в тему: Капроновая гайка - первый шаг к пластмассовой станине. :unknw:

 

Пошутили и будет. А есть какие-то данные об относительном износе капрона по сравнению в бронзой?

 

Две гайки позволяют стянуть люфт, но на некоторое время, т.е. он начинает сразу и непрерывно расти. Установка пружины между двумя гайками увеличивает трение в два раза по сравнению с вариантом когда пружина давит на станину одним концом, а износ гаек тот-же, ну двигатель еще равномерно нагружен двойным трением в обе стороны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Капроновые!? Может лучше текстолитовые?

 

Шутка в тему: Капроновая гайка - первый шаг к пластмассовой станине. :rofl:

 

Пошутили и будет. А есть какие-то данные об относительном износе капрона по сравнению в бронзой?

 

Две гайки позволяют стянуть люфт, но на некоторое время, т.е. он начинает сразу и непрерывно расти. Установка пружины между двумя гайками увеличивает трение в два раза по сравнению с вариантом когда пружина давит на станину одним концом, а износ гаек тот-же, ну двигатель еще равномерно нагружен двойным трением в обе стороны.

 

Мысль Ваша, по моему, вполне здравая и полезная. Но, как кажется, не новая.

Недавно вопрос этот достаточно подробно обсуждался, если мне не изменяет память - в теме про китайские станки.

Я там приводил фото аналогичной системы: длинная бронзовая гайка разрезана вдоль и четырмя пружинами половинки стягиваются в радиальном направлении. Этот принцип у меня работает в весьма нагруженном узле уже более 10 лет, пока люфт не появился.

Как мне показалось, базовые технические решения этого узла появились во время большого дефицита цветных металлов. Если на этом узле не экономить бронзу и сделать его на порядок сложнее, можно существенно снизить люфты и обеспечить регулируемое трение, например при холостых пробегахполовинки принудительно раздвигать, или усилие прижима регулировать в зависимости от необходимости.

По поводу трения-износа: смазку узла надо сделать принудительную, от магистрали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На некоторых шлифовальных станках зазор в сопряжении винта подачи шлифовального круга с его гайкой убирают при помощи небольшого гидроцилиндра, постоянно пождимающего винт к гайке. У себя решаю этот вопрос парой длинных пружин от эспандера. Никаких вопросов уже с десяток лет. Думал заменить те пружины на газовую автомобильную, но передумал. А зачем, если и так все работает без вопросов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
...например при холостых пробегахполовинки принудительно раздвигать, или усилие прижима регулировать в зависимости от По поводу трения-износа: смазку узла надо сделать принудительную, от

 

Да об этом тоже подумывал, поставить пневмоцилиндр, маленький насос, ресивер, и 2 электроклапана (впуск/выпуск) и контроллер сам сможет включать поджим при рабочих ходах и отключать при холостых.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Да об этом тоже подумывал, поставить пневмоцилиндр, маленький насос, ресивер, и 2 электроклапана (впуск/выпуск) и контроллер сам сможет включать поджим при рабочих ходах и отключать при холостых.

 

Как мне кажется, пневмо (или гидро) цилиндр использовать нежелательно из-за относительной сложности управления.

Лучше -электромагнит, тогда проще стыковать с контроллером.

Как мне кажется, главное -выбрать такую пару металлов, что бы не изнашивался винт, а гайки можно менять, как перчатки. Или иметь комплект гаек - одни для чистовых работ, другие -для прочих.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Лучше -электромагнит, тогда проще стыковать с контроллером.

 

Ну в клапане именно электромагнит. А цилиндр может хоть на метр выдвигаться чего не может электромагниты. Ну и главное, практически тяга магнитов ограничена значением около 3кг/см2 т.е. они уступают цилиндрам по плотности мощности в разы и плюс греюцца.

 

Как мне кажется, главное -выбрать такую пару металлов, что бы не изнашивался винт, а гайки можно менять, как перчатки. Или иметь комплект гаек - одни для чистовых работ, другие -для прочих.

 

Ну например бронза. А два комплекта гаек для трёхкоординатного станка да еще и быстросменных - это экзотика не пересекающаяся со здравым смыслом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Ну в клапане именно электромагнит. А цилиндр может хоть на метр выдвигаться чего не может электромагниты.

 

А зачем метр, достаточно миллиметров, да ещё через рычаг.

Ну и главное, практически тяга магнитов ограничена значением около 3кг/см2 т.е. они уступают цилиндрам по плотности мощности в разы и плюс греюцца.

Магнит должен включаться кратковременно, когда надо "расслабить" пару, поэтому нагрев не имеет значения.

Большая тяга не нужна.

Можно поставить ШД.

 

Ну например бронза. А два комплекта гаек для трёхкоординатного станка да еще и быстросменных - это экзотика не пересекающаяся со здравым смыслом.

Если изготавливать устройство с нуля -не грех сделать 3 дополнительных комплекта -это на всю оставшуюся жизнь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да если на мм. то магнит через рычаг нормально будет выглядеть. ШД - явный перебор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Да если на мм. то магнит через рычаг нормально будет выглядеть. ШД - явный перебор.

 

На конце рычага вместо электромагнита ставим небольшую передачу винт-гайка и ШД.

Возможности управления резко расширяются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так я и говорю - перебор это, для управления поджимом пары трения городить сервопривод, лучше в этом случае использовать ШВП вместо винта с гайкой трения, цена будет сопоставима.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.