varjag 377 #1 Дата: 27.02.2013 12:10 (изменено) Заполучил когда-то я линзоблок замечательного советского объектива Руссар 20мм/5.6, и некоторое время он у меня стоял на камере в оправе от другого объектива, сколхоженной при помощи дремеля. С появлением токарного было решено переставить его в человеческую оправу. Немного теории: объектив рассчитан на использование с дальномерными камерами, в оригинале выпускался в алюминиевой оправе, соединение М39, без сопряжения с дальномером. В нежмотском варианте для небольших классических объективов предпочтительнее латунь, и я хотел сопряжение с дальномером камеры во всем рабочем диапазоне (0.7м - бесконечность). Крепление объектива - байонет Лейка М, чтобы ставить напрямую без переходников. Конструктивно объектив представляет собой оправу с байонетным креплением и ходовой резьбой, в которой перемещается фокусировочное кольцо с линзоблоком (втулка сложной формы). Резбьа была выбрана М37х1.5: такой шаг обеспечивает комфортный фокусировочный бросок в 120 градусов, и в то же время упрощает процесс нарезания так как совпадает с шагом маточной гайки/винта на станке. Профиль взят метрический ибо пока я нарезал только метрические резьбы :rolleyes: По точности: поверхности фланца байонета и и ходовой резьбы на оправе, как и поверхности резьбы и упора линзоблока на втулке должны быть строго перпендикулярны для обеспечения плоскости фокусировки. Их желательно выводить за одну установку, но это не всегда возможно. В работе по большей части использовался независимый четырехкулачковый патрон, который дает очень хорошую повторяемость закрепления деталей. Итак, началось все с латунного прутка диаметра 51. Сначала придаем общую форму оправе линзоблока: Далее, рассверливаем центр под борштангу и стругаем зубцы для ухвата за кольцо. Особой точности не требуется. Выводим посадочные диаметры для линзоблока. Кольцо диафрагм должно вращаться свободно, поэтому оставляем зазор по диаметру в десятку. Наносим резьбу М43х0.75 под светофильтры. Срезаем деталь, торцуем с другой стороны, обозначаем толкатель кулачка дальномера, делаем посадку под стопорное кольцо и режем ходовую резьбу: Берем пруток 55мм и точим ответную часть, с внутренней резьбой. В ходовую резьбу будет закладываться консистентная смазка, поэтому ход пары в сухую не должен быть тугой. Примеряем конструкцию в сборе. Накручивающееся стопорное кольцо шло вместе с линзоблоком и было подрезано по длине. Лепестки байонета расположены все в одной плоскости вращения. Посему вытачиваем внешнюю геометрию байонета и наносим присутствующую на всех лепестках фаску: Грубо, с запасом намечаем лепестки, и состругиваем канавочным лишнее. Окончательную форму выводим дремелем и надфилями: Примеряем на камере: Режем крышку из огрызка ацетала. Сначала плотную, потом еще снимаем пять соток с учетом покраски объектива: Красим детали на токарном в два слоя. http://www.youtube.com/watch?v=IZhobuvkgJA&list=UUMdKGSzahNFyaECW5dVSpcQ&index=1 Далее следует пристрелка объектива по дистанциям, разметка шкалы и профилирование толкателя дальномера (тут не показано). К сожалению при нанесении надписей накосячил: по-хорошему надо гравировать но мне нечем, поэтому наносил иголкой. Тем не менее, конечный продукт: Нехватает пока только ограничителей хода фокусировки. Поставлю их как метчики мелкие мне дойдут. Изменено 27.02.2013 12:19 пользователем varjag 27 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
slod 2 #2 Дата: 27.02.2013 12:20 (изменено) Может не стоило красить? Без покраски выглядит солидней, со временем покрылся-би природной патиной. Изменено 27.02.2013 12:27 пользователем slod 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
varjag 377 #3 Дата: 27.02.2013 12:31 Вячеслав, объективы на механике традиционно либо красят в черный либо хромируют. Мне захотелось черный :) 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mariman 29 #4 Дата: 27.02.2013 12:40 Ваще-то оптику красят в черный цвет не для красоты, а для снижения вероятности паразитных бликов от линз :) А хромировка может быть только снаружи корпуса и то это больше понты маркетинговые. Если не секрет, чем красили? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Виталий_А 177 #5 Дата: 27.02.2013 12:52 (изменено) Красиво, зачет! В оптике латуньку не совсем, красят: продевают через неё проволоку и опускают в расвор амиака. Получается такое спецуевое матовое черное покрытие, эмаль, хром чего еще душа желает, это снаружи Изменено 27.02.2013 12:55 пользователем Виталий_А 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
varjag 377 #6 Дата: 27.02.2013 13:02 Спасибо! Есть разные способы. Изначально именно красили, причем в середине прошлого века нехромированные объективы были "бюджетный вариант": люди побогаче покупали хромированные. Такая эстетика была. В 60х черный цвет приобрел значение "профессионального" и мода сменилась. В 70х лейтц начал применять т.н. "черный хром" и лицензировал его Минольте. Ну и далее окрашенные в массе пластиковые оправы, с распространением автофокуса. Блик на этом объективе от оправы конструктивно невозможен - передний элемент утоплен во встроенной бленде линзоблока. Красил купленным в здешних хозтоварах лаком для металла, на основе "синтетического растворителя", без грунтовки. Каждый слой запекал в духовке на 40 градусах. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Виталий_А 177 #7 Дата: 27.02.2013 13:03 должны быть строго перпендикулярны для обеспечения плоскости фокусировки. Их желательно выводить за одну установку, но это не всегда возможно Можно изготовить, разрезную втулку (не знаю как правильно называется) и установив её на станок расточить по месту строго под размер. Но оправку для линз параллельно оптической оси будет не проточить без автоколлиматора и специального "заклоняющегося" патрона. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
676 6 394 #8 Дата: 27.02.2013 13:10 Отпад! Красиво и аккуратно! А главное очень в стиле фотика. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mariman 29 #9 Дата: 28.02.2013 10:34 Красил купленным в здешних хозтоварах лаком для металла, на основе "синтетического растворителя", без грунтовки. Каждый слой запекал в духовке на 40 градусах. Спасиб за инфу. Спросил потому, что на фотографиях покрытие выглядит правильно-матовым, а на видео наблюдается процесс покраски некой субстанцией из нагло-магазинной банки :) Тогда еще один вопрос... Лак матовый какой-то или он матовым становится после духовки? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
varjag 377 #10 Дата: 28.02.2013 12:21 Ну Констатнин каждому свое - кто-то станки китайские чугуном проклеивает, кто-то латунь на непотребства переводит. Я хотел именно черный лак, в славных традициях М системы, и я его получил. Что там себе колхозят японцы мне неинтересно. Когда насечки делать никаких законов нету, товарищи из ГДР счастливо их протачивали в 50-60х. Температурный режим засыхания краски по даташиту 12 тире 35 градусов, но вы если угодно можете запекать хоть на 800. Спросил потому, что на фотографиях покрытие выглядит правильно-матовым, а на видео наблюдается процесс покраски некой субстанцией из нагло-магазинной банки Именно так и происходило, тело вращения замечательно красится ровным слоем кисточкой. 3 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
varjag 377 #11 Дата: 28.02.2013 16:04 (изменено) (тема подвергается модерации, поэтому ответ вышел не в контексте - ну тогда просто фотки :) ) Ну вы же меня учите, так? :) Как объективы не делать, как фотографировать.. а давайте так, вы покажете ваши фото и/или те объективы что вы изготовили и мы сравним, так разговор будет более предметным. Если показать нечего, то при том тоне беседы что вы задали ваше дальнейшее участие в теме не имеет смысла. Grove by varjagg, on Flickr Elections Day by varjagg, on Flickr Kronstad by varjagg, on Flickr Crow Hill by varjagg, on Flickr Olav Kyrres gt. by varjagg, on Flickr Изменено 28.02.2013 16:16 пользователем varjag 8 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
676 6 394 #12 Дата: 28.02.2013 18:10 Максим, ты ослеп? Это ужасно. Бр-р-р... Не, Костя, не ослеп. Автор действительно сделал чудесную вещь, без сомнений. ЗЫ Модерация не моя. Чтобы не подумали, что я предвзят. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Abel 114 #13 Дата: 01.03.2013 00:41 До покраски было отлично. ИМХО надо было запатинировать - было бы шикарно. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Hesha 79 #14 Дата: 01.03.2013 04:43 Как гласит поговорка "- О вкусах не спорят." описать недочёты, высказать своё не предвзятое мнение ,это нормально, автор если где то не прав или не совершенен, возьмёт себе на вооружение, а вот так в лоб "- Чувак стыдуха тебе, меня тошнит и т.д." - просто не воспитанно и после разговоры о эстетике и инженерном мозге как то не укладываются в голове. У каждого сдесь разные достижения и это нужно понимать. Красить объектив нельзя, это наверное правильно, хотя не в курсе, но догадываюсь что частички краски могут со временем слететь и оптика будет покрыта мусором, что не допустимо. И на последок, автор явно увлечён своим делом(фотография), видно, что с душой и работы его мне лично понравились. PS: За отсутствие или присутсвие у меня вкуса просьба, не бить. А за критику можете попинать))). 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
varjag 377 #15 Дата: 01.03.2013 11:15 (изменено) Ну именно в этой системе именно черная краска по латуни - традиция. Лейка красит в черное (именно красит) и по сей день - и не по тому что протравить не могут. Естественно по качеству покраски я от этого достаточно далек, но собственно я и не претендовал. В любом случае перекрасить, если что, дело недолгое. По сложности работы я прекрасно понимаю что тут токарю третьего разряда весь этот проект на час не потея. У меня, однако, разряда нет никакого, да и так ясно что в этом форуме есть люди самых различных уровней подготовки. Любые замечания естественно принимаю, но как заметили, высказанные в нормальном тоне. Стыдиться же мне нечего, объектив сидит на камере плотно, ничего не болтается, фокусируется плавно и куда нужно. Изменено 01.03.2013 11:16 пользователем varjag 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
krokodil 1 639 #16 Дата: 01.03.2013 12:42 Лучше иголкой нацарапать и краской покрасить, чем ваще ничего не делать. 6 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
dim 83 #17 Дата: 02.03.2013 14:07 В нежмотском варианте для небольших классических объективов предпочтительнее латуньПочему? Просто так принято, или есть объективные причины, по которым например алюминий хуже латуни? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Победит 168 #18 Дата: 02.03.2013 19:29 Почему? Просто так принято, или есть объективные причины, по которым например алюминий хуже латуни? ну как же? а винтажность? так шоб душу грело? да и по прочности -стойкости-фрикционным качествам мне здается латунь получше будет. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
varjag 377 #19 Дата: 07.03.2013 08:44 (изменено) Да, латунные части не прикипают, хотя пара скольжения алюминий-латунь в этом плане ничуть не хуже и очень часто применяется. Мелкие объективы из латуни субъективно "солиднее", приятнее в работе. Некоторые алюминиевые можно заклинить с силой сжав рукой, поэтому обычно оставляют побольше мяса, что несколько увеличивает размеры. Годы латунь тоже лучше переносит, на алюминиевых объективах бывает появляются пятна коррозии, которые незаметно удалить не получается. Большие фотообъективы сейчас в латунь не оправляют, в основном из-за массы, да и цена материала в таких количествах уже не пренебрежимая. Изменено 07.03.2013 08:46 пользователем varjag 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
krokodil 1 639 #20 Дата: 07.03.2013 12:06 Латунь тянется. В древних обьективах стаканчики из листа вытягивали. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
VShaclein 884 #21 Дата: 09.03.2013 08:39 Лучше иголкой нацарапать и краской покрасить, чем ваще ничего не делать. Именно для латуни лучше совсем не красить, чем красить. Хотя бы потому, что я не умею красить. Патина или другая химия для таких вещей идеальна и ляжет ровнейше, в отличие от краски. Молоток, конечно, тоже неплохо ложится, но в данном случае он тоже не к месту. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Победит 168 #22 Дата: 01.04.2013 20:27 Вот еще один кулибин-фотограф! Переделка дальномерки ФЭД-2 в цифровую камеру. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
varjag 377 #23 Дата: 01.04.2013 21:15 Вот еще один кулибин-фотограф! Я его заочно знаю :) Шутка это была первоапрельская, пару лет назад. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Победит 168 #24 Дата: 01.04.2013 22:12 Шутка это была первоапрельская, пару лет назад. ну фот нафига было сразу палить тему?)) пущай бы люди поудивлялись)) 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
varjag 377 #25 Дата: 27.09.2013 19:56 Тем временем, между делами сделал себе еще пару игрушек. Первый, широкоугольник 17мм f/11. Стекла (на самом деле оптический пластик) были извлечены из старой мыльницы Коника - несложная схема из двух элементов (один асферический). Сначала точим линзоблок с посадками под линзочки. Снаружи намечаем резьбу шагом 0.5, для юстировки рабочего отрезка в дальнейшем: Примеряем: Точим стакан для линзоблока. Конус необходим так как оптическая часть располагается глубоко внутри камеры, и заодно выполняет функцию бленды. Режем также резьбу под фильтр 52х0.75. С обратной стороны делаем ходовую резьбу фокусировки. На практике пользуюсь им практически всегда сфокусированным на бесконечность, так что этот шаг был лишним. Изготавливаем ответную часть с байонетом для крепления на камеру, и объективчик готов: 2 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение