Перейти к содержанию

Ernst Schumann (SE), Werkzeug-Maschinenfabrik, Engelsdorf-Leipzig.

Авторизация  
AbraCadabra

135 просмотров

Ernst Schumann, Werkzeug-Maschinenfabrik, Engelsdorf-Leipzig.

ES_Logo.jpgOld SE_Logo.jpg

История создания фирмы берёт начало в 1893 году, когда 29-летний Ernst Schumann унаследовал, отцовскую кузницу в городе Sommerfeld. Герр Шуманн зело интересовался техникой и кузнечным делом, однако, в отличие от своего отца, был абсолютно холоден к сельскому хозяйству.

Ernst Schumann изначально производил приспособления для деревообрабатывающих станков, а с 1900-го года начал специализироваться на строительстве сверлильных станков. Следующий, 1901 год, вероятно, можно рассматривать, как год основания фирмы Ernst Schumann.

Нашлись и несколько проспектов за 1906-1908 годы.

SE, 1906, 3-х ременная схема.jpgSE, 1908, 3-х ременная схема.jpg

подобный агрегат "в железе" на классической квадратной плите

Norton drill design(corr).jpgNorton drill design_2.jpgNorton drill design_4(corr).jpgNorton drill design_5.jpg

В 1916-м году фирма входит в коммерческий реестр. В 1928-м фирма меняет форму собственности и становится доверительным обществом, Ernst Schumann KG.

К слову сказать, в 1937-м году фирма выпустила 15000 станков, из которых значительная часть составляла экспорт, в СССР в том числе, в рамках советско-германского военно-технического сотрудничества.

 

После войны, в июне 1946 года, фирма проходит процесс общей национализации предприятий (становление будущего ГДР), по окончании которой, в 1948-м году, входит состав VEB-предприятий с длинным названием - VEB Bohrmaschinenfabrik Engelsdorf в VVB Land Sachsen – Maschinenbau. VVB (Vereinigungen Volkseigener Betriebe) это что-то типа окружного СовНарХоза послевоенного СССР, только в Восточной Германии. Производство сверлильных станков продержалось до 1965 года. Позднее начался выпуск специальных машин для производства электрокерамики, а также специальных машин и приспособлений. В 2004-м, предприятие получило очередное новое имя - Sondermaschinenbau Engelsdorf. Фирма всё ещё существует на том же месте в Engelsdorf, однако занимает весьма незначительную территорию своего же старого завода. Род занятий – комплектующие для транспортёров (конвейеров) и монтажно-сборочной техники.

(часть исторического материала взята здесь)

 

А теперь подробнее о найденных и опознанных экземплярах.

Модельный ряд станков был очень широким от настольных, до тяжёлых напольных с конусами морзе 4-5-х номеров.

К сожалению, из встреченных рекламных материалов, проливающих свет на названия хотя бы некоторых моделей, имеется только каталог 1935 года (источник указан выше), в котором обозначены только 2 модели:

- напольная, дизайна "H-frame" D-30 и настольник BTE-15 с персональным ЭД

boma1.jpgboma2.jpg

Забегая несколько вперед скажу, что кожух защиты ремня на BTE-15 имеет довольно уникальную форму и применялся на других моделях.

Например, на более позднем настольнике - ETB-15 "Elebor", правда под другой торговой маркой - Industrie LLoyd (взято тут). Но это точно SE.

IMG_1127_turn.JPG

И на другом образце, опознанном только по косвенным признакам, но с очень большой вероятностью - неизвестная модель типа "Half-T-sheme" с уцелевшим "горшком" явно SE-шного дизайна.

 SE-type, half-T.jpgSE-type, half-T_2.jpgSE-type, half-T_3.jpgSE-type, half-T_5.jpgSE-type, half-T_6.jpg

 

Итак, модельный ряд.

В этой фирме он был представлен очень широко. 

Пожалуй самой распространённой моделью была конструкция с рамой типа "H-frame" и имеющая в каталоге (см. выше) название "модель D30", а также разновидности на её базе. 

- стандартные с квадратными опорными плитами и различными типами столов

Delisle & Ziegele_2.jpgSE, H-frame midle, b.j.1910.jpg04bohrmaschine.jpg

Сюда же относятся модели средних "H-frame" с полноценными коробками автоподачи, как на более тяжёлых моделях этой же фирмы

Classic Deutsche DP.JPG21inch Unbecant_2.JPGNN SE-type with Gear_2.jpg

 

- с различными конструкциями узлов тонкой подачи (о них ниже, в "особенностях")

- с увеличенным вылетом шпинделя (и несколько изменённым дизайном рамы), круглыми опорными плитами и двойными столами 

SE, H -frame, D-30 type_3.jpgSE, H -frame, D-30 type_4.jpgSE-type, red.jpgSE-type, red_2.jpg

Тот же вариант, но с коробкой автоподачи 

неивестный, 2 стола, автоподача.jpg неивестный, 2 стола, автоподача_2corr.jpg

с различными вариантами трансмиссии

SE H-frame, midle.jpgSE H-frame, midle_4.jpg

 

Но это была хоть и значительная и наиболее распространённая, но не вся часть модельного ряда.

В линейке продукции присутствовали практически все существующие на тот момент и популярные дизайны сверлильных станков:

 

Тяжёлые "H-frame", уже оснащённые понижающими редукторами, узлами автоподачи (разных конструкций). 

SE H-frame, 21inch_9.JPGSE H-frame, 21inch.JPGSE H-frame, 21inch_Logo.JPGSE H-frame, 21inch_11.JPG$_57 (4).jpg$_57 (2).jpg$_57 (3).jpgSE, H-frame, b.j. 1939.jpgSE b.j. 1965.jpgSE b.j. 1965_4.jpg

Один из поздних образцов, явно послевоенных с основным логотипом "SE" и вторым логотипом "Lloyd Industrie". Эта же история уже встречалась на рекламных проспектах в начале поста. 

antike Säulenbohrmaschine.jpgantike Säulenbohrmaschine2.jpgantike Säulenbohrmaschine4.jpgantike Säulenbohrmaschine3.jpg

И ещё один большой "H-frame" "SE", но с нехарактерной для этого модельного ряда опорной плитой в виде буквы "П". Такие плиты нехарактерны именно для этого производителя, для других же (HEICOMAG, например) такие особенности являлись нормой. 

Schwere SE H-frame + Gearbox.jpgSchwere SE H-frame + Gearbox_2.jpgSchwere SE H-frame + Gearbox_7.jpgSchwere SE H-frame + Gearbox_unpacked.jpg

 

Средние "H-frame", иной компоновки и дизайна, с коробкой понижающего редуктора вместо(!) привычных двух многоступенчатых шкивов и ремня. Довольно смелое и революционное инженерное решение для того времени! Такие станки должны были наделать шуму в своём прошлом. 

Alte SE H-frame   Gearbox_2.jpgbecomen DP.JPGPiękna, zabytkowa wiertarka słupowa.jpgPiękna, zabytkowa wiertarka słupowa_5.jpgPiękna, zabytkowa wiertarka słupowa_4.jpgPiękna, zabytkowa wiertarka słupowa_6.jpg

 

Лёгкие и средние "HYF-frame"

В этих станках хорошо заметен "дизайн плавных линий" даже в тех местах где в этом нет особой необходимости. Вероятно способ создания уникального силуэта станка - узнаваемости производителя, что сегодня позволяет отделить выделить отдельных производителей среди подобных машин при опознании, особенно без сохранившихся логотипов.  

$_57 (8).jpg$_57 (12).jpgHYF-frame, SE.jpgHYF-frame, SE_3.jpgSE, YF-frame.jpgSE, YF-frame_2.jpgSE, YF-frame_Logo.jpg

Лёгкие и средние "YF-frame" 

SE.jpgSE_Logo.jpg

О станках типа "Half-T-sheme" было сказано выше.

Настольные версии с читаемыми логотипами обнаружено не было, как не нашлись и версии станков с т.н. "Sliding Head" 

 

Особенности.

Заметной отличительной чертой ранних напольных моделей "SE" была квадратная опорная плита с чулком колонны без Т-пазов и горизонтальное технологическое окошко с крышкой на нижнем приливе шпиндельной бабки. Назначение окна для меня не понято до сих пор. Подозреваю, что это либо маслозаливная горловина, но скорее технологический лючок для доступа к возвратному механизму шпинделя. Но точно скажу только то, что немецкие инженеры придумали какой-то свой способ возврата пиноли. А вот какой? Вопрос! Но на раме нигде не видны места приливов для размещения осей роликов-ленивцев, по которым цепь перемещается при движениях шпинделя. Вероятно на самой вал-шестерне есть какое-то подобие пружины, что обеспечивает уравновешивание шпинделя.  

Есть только одно фото качества "не очень" на предмет, что находится под крышкой.     

SE, H -frame, schwere_5.jpg

А под ней зачем-то смонтирован штуцер с краником. Может это и "колхоз", но применение краника, как бэ намекает, что должно находится внутри... Что- жидкое и явно не вода...:dash1: А - масло!  :good: Конечно - больше там находиться нечему. И тогда получается, что весь нижний шпиндельный прилив это масляный резервуар или основа для размещения маслопроводов атмосферного давления (т.е. самотёком) для смазки пиноли шпинделя и каких-нибудь других узлов. Ничего другого придумать у меня не получается.

SE, H -frame, schwere_6.jpg

Кроме всего прочего отличительными чертами станков "SE" являлись:

- исполнения узла глубиномера

SE, H -frame, schwere_2.jpgSE, H -frame, schwere_4.jpg

- решения узла управления пинолью - регулируемый "однорукий" рычаг проходящий через шарообразное навершие вал-шестерни. Близкое к оригинальному исполнению узла представлено на втором фото. Кожух узла тонкой подачи шпинделя ранней характерной формы.  

SE, H -frame, schwere_15_big.jpg   SE_old orig gearbox.jpg

- и вариантов узла тонкой подачи на упрощённых моделях ранней (фото выше) и поздней конструкций

SE H-frame, midle_8.jpgIMG_20200315_163130.jpg

 

И конечно же самый главный опознавательный знак - логотип - буквы "SE" белого цвета (алюминий) на синем или голубом фоне на круглом логотипе (вероятно поздний вариант из 30-х);

SE, YF-frame_Logo.jpg$_57 (12).jpgSE_Logo.jpg

- или те же буквы "SE" жёлтого (бронза, латунь) цвета на чёрном или красном фоне соответственно, на круглом шильдике.

D-30 type midle H-frame_16.jpgOld SE_Logo.jpg

Место установки шильдика с лого - справа на шпиндельной бабке (смотрим спереди на станок), в районе нижнего прилива рамы станка. Крепление - 2-мя заклёпками на 3 и 9 часов.

 

Но бывали и исключения.

Например вот такая надпись 

 SE, H -frame, D-30 type_2corr.jpgSE, H -frame, D-30 type_3.jpg

...или вот такой логотипчик, ИМХО - один из самых ранних Лого фирмы, вероятно до 1928-го года.

$_57 (1).jpg$_57 (2).jpg$_57.jpg$_57 (3).jpg

Станки с такой кинематикой и такой формой коробки подач встретились только пару раз, в том числе и эта немного "пограбленная" версия, но дающая представление о реализации нижнего приводного узла - через коническую шестерню. такое решение позволяло сократить общую длину станка, чтобы можно было поставить его "в угол".

SE, H -frame, schwere.jpg$_57.jpgSE, H -frame, schwere_8.jpgSE, H -frame, schwere-16.jpg

 

 

Конечно эволюция сверлильных станков коснулась и этой фирмы, тенденции технической "моды" полностью изменили облик линеек выпускаемых станков к середине 1930-х годов.

Индивидуальные ЭД, закрытые рамы, перекомпоновка редукторных узлов. Новые качественные машины под уже знакомым Лого - знакомая история любого серьёзного производителя...

Но подробнее об этом уже во второй части (ссылка будет позже). 

 

Оригинальные изыскания провёл - AbraCadabra:hi:     

 

Авторизация  


0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

×
×
  • Создать...

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.