Перейти к публикации

Из сообщений удалены кнопки "цитата" и "мультицитата". Используйте выделение для цитирования.

  • записи
    22
  • комментариев
    228
  • просмотров
    133 056

22. Векторный режим ПЧ - сообразил!?

vsh

453 просмотра

Несколько лет назад, в этом же блоге я выкладывал исследование (обнюхивание) достаточно фирменного частотника с привлечением цифрового осциллографа и здравого смысла. Получилось на мой взгляд неплохо, но народ скорей не одобрил, чем наоборот. Пришлось даже повоевать в комментариях, но сейчас уже не вспомню, насколько нервным оказалось это занятие. Исследование затевалось в значительной степени ради "себя любимого" и хозяина/донора частотника - чтобы избавиться от собственных непоняток. И это нам вполне удалось.

 

Сегодня до меня совершенно неожиданно "дошло" что именно мог бы делать ЧП в векторном режиме на совсем уж низких оборотах при наличии таходатчика на валу двигателя. Поскольку момент на валу асинхронного двигателя определяется полем (током) статора и "скольжением" между ротором и вращающимся магнитным полем статора, то для повышения крутящего момента надо поднимать оба. С током все достаточно просто (если забыть о нагреве), а вот скорость (частота) скольжения ограничена частотой питающего напряжения (выше не прыгнешь даже при неподвижном якоре). Но это в случае питания от сети или от простейшего ПЧ.

 

Векторный (умный) ПЧ мог бы накрутить частоту питания заметно выше заданной частоты вращения (пусть двигатель двухполюсный), подняв таким нетрадиционным образом то самое "скольжение" хоть до небес. Но для того, чтобы такой фокус прошел, требуется надежно измерять обороты (а точней мгновенную скорость) двигателя. Вот эту задачу как раз и решает таходатчик/энкодер. И тогда необходимость в магических заклинаниях вроде "... должен формировать форму напряжения по модели двигателя (в идеале) с учетом положения ротора относительно полюсов" исчезает. Получается хоть и не слишком просто, но вполне доступно для объяснения "на пальцах".

 

Данное объяснение я (заново?) выдумал лично для себя и очень этому рад. Оно не претендует ни на глубину, ни на "единственно верность" и даже сформулировано как предположение.  Но зато оно доступно (моему) пониманию и не противоречит здравому смыслу.

 

P.S. 1). Управление асинхронным двигателем за счет изменения частоты в чем-то аналогично управлению коллекторным двигателем за счет изменения напряжения. Если доступна информация о мгновенной скорости - задача неплохо решается. 2). Чтобы ощутить "на пальцах" роль скольжения и его относительность можно покрутить вручную асинхронник, запитанный постоянным током (прием используется для торможения).

 



1 комментарий


Рекомендованные комментарии

"Поскольку момент на валу асинхронного двигателя определяется полем (током) статора и "скольжением" между ротором и вращающимся магнитным полем статора, то для повышения крутящего момента надо поднимать оба. " 

если  говорить более привычной формулой, то  момент пропорционален  произведеню магнитного потока на ток ротора и косинуса угла между ними. Частотник который умеет считать этот косинус и управлять векторами м/потока и тока ротора получил название  векторный. Такое управление выгодно для поддержания  момента. на очень малых скоростях вращения. Что касается скольжения. Ток ротора тем выше,  чем больше  скорость пересечения его витками магнитного потока статора. Фактически чем больше скорость тем больше наведенная эдс и тем больше ток ротора. В асинхроннике скорость вращения ротора   меньше скорости поля. Если сделать наоборот , то получим на роторе тормозящий момент вместо вращающегося. Поэтому " накручивать " частоту питания  выше заданной для увеличения частоты скольжения этот фокус не пройдет. Под частотй скольжения подразумевается разностная частота поля и ротора

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
×